ИНФОРМАЦИЯ – хлеб газеты
Оценка 5

ИНФОРМАЦИЯ – хлеб газеты

Оценка 5
Лекции
docx
преподавание
10 кл—11 кл +1
04.05.2021
ИНФОРМАЦИЯ – хлеб газеты
Для человека, не искушенного в журналистике, все, что написано для газет, - это «заметки». Но заметка заметке рознь. Начнем с так называемой информационной заметки, проще говоря – с информации. Информировать – значит, сообщать. Короткое сообщение о событиях, фактах, явлениях и есть информация. Обычно она отвечает на вопросы: что, где и когда произошло?
11 ИНФОРМАЦИЯ - хлеб газеты.docx

ИНФОРМАЦИЯ – хлеб газеты

Материал для учителя

 

Для человека, не искушенного в журналистике, все, что написано для газет, - это «заметки». Но заметка заметке рознь. Начнем с так называемой информационной заметки, проще говоря – с информации.

Информировать – значит, сообщать. Короткое сообщение о событиях, фактах, явлениях и есть информация. Обычно она отвечает на вопросы: что, где и когда произошло?

Теперь представьте себе, что утром вы раскрыли, скажем, «Комсомольскую правду» и прочли в ней такое сообщение:

Иванов. От нашего собкора. Земля вертится вокруг Солнца.

Вы, конечно, смеетесь: газета никогда не опубликует заметку, если в ней повторяются истины, известные даже первокласснику.

Значит, информация - прежде всего интересная новость. Без информации нет газеты. Более того, сама газета возникла в ответ на потребность общества в информации. Например, в древнем Риме еще в первом веке до нашей эры по предписанию Юлия Цезаря выпускались бюллетени - собрания кратких протоколов заседаний сената, а также других сообщений, оповещавших римлян о жизни города.

В России, в период царствования Михаила Федоровича, с 20-х годов XVII столетия начали выходить «Куранты» — рукописная газета. И она представляла собой своеобразный свод информации об иностранных новостях. Но всякая ли новость имеет право на газетную площадь?

Токарь Маслов починил радиоприемник. Это новость? Да. Но станет ли писать об этом газета? Чтобы новость приобрела свойство газетной информации, она должна еще иметь общественное значение.

В 20-х годах в одной из центральных газет появилась информация такого содержания: сегодня на Московской бирже труда получил работу последний безработный.

Всего восемь слов. Но взвесьте-ка значение этой новости! Прошло несколько десятилетий, однако до сих пор ни одна нью-йорская газета так и не может опубликовать вот таких «скромных» восьми слов.

Между прочим, у этой информации есть продолжение.

...Приближался День Конституции. Журналисту П. Рогозинскому в редакции сказали:

— Дай-ка информацию, ну хотя бы о праве на труд.

Как сделать информацию на подобную тему интересной, как избежать обычной для таких материалов скучной цифири, общих мест? Журналист нашел блестящий «ход». Он написал о последнем безработном Москвы, человеке, которого с Московской биржи труда послали на работу последним. Им оказался инженер, изобретатель с яркой, красочной биографией. Когда П. Рогозинский «бился» над концовкой информации, инженер ему посоветовал:

— А вы напишите, не мудрствуя лукаво: последний безработный работает вот уже десятки лет.

К этому факту и добавлять ничего не надо.

Информация — жанр оперативный. Как правило, она говорит о событиях, которые произошли сегодня или вчера: дорога ложка к обеду.

Если юный автор сообщает о событии через неделю - ценность такой «бородатой» информации наполовину, если не совсем, потеряна. Так что «куй железо, пока горячо». Старайся передать информацию срочно. Для этого используй телефон, телеграф, авиапочту, оказию. К сожалению, многие юные корреспонденты недооценивают оперативность - важнейшее требование к информационной заметке. И так обидно бывает, когда получишь сообщение об интересном событии, начнешь готовить его к печати, и вдруг оказывается, что «новость» уже устарела.

В основе информации лежит факт сегодняшнего дня. Об этом забывать нельзя.

Газетная информация всегда содержит новость. Но ее цель вовсе не в том, чтобы только удовлетворять человеческое любопытство. Конечно, интересно узнать, что у женщины родилось сразу пятеро детей, а над Тихим океаном пронесся тайфун. Но необходимо помнить, что цель газетной информации - агитация фактами. Информация – это, прежде всего, агитация, то есть не беззубое, беспристрастное сообщение фактов, а подбор фактов в таком виде, в таком порядке, чтобы они сами кричали за нас, за наше дело.

Информационная заметка, как правило, строится на одном факте. Она коротка - от 5 до 30-40 строк. Обычно автор только «называет» факт и не рассуждает по поводу него, никак его не комментирует. Но уже сам по себе факт агитирует читателя за какую-то определенную идею, потому что отражает типичное явление жизни.

Порой десятистрочная информация по силе воздействия на читателя может потягаться даже с очерком или корреспонденцией. К примеру, в одной из республиканских газет однажды была опубликована такая информация:

ПРОДАЮТСЯ ГЛАЗА

Житель турецкого города Измира Мехмет Гюмюшгев страстно желает дать образование своим пяти детям. Но это нелегкая задача. За учебу детей нужно платить деньги, которых у него нет. И Гюмюшгев поместил в газетах объявление о том, что продает свои глаза, чтобы иметь деньги на обучение детей.

Эти десять строк волнуют до глубины души. - Все это понятно, - можете возразить вы, - но ведь это центральная газета. А где мы, юные корреспонденты, «добудем» что-нибудь подобное?

Добыть можно, если хорошенько поискать. Почему бы не поинтересоваться, за какое время выпускали, скажем, машину 9-12 лет назад и сколько для этого требуется теперь твоему заводу? Читателей заводской многотиражки такая информация наверняка заинтересует. Не поленишься заглянуть в специальные брошюры, справочники, поищешь пример для сравнения - и твои труды будут вознаграждены: заметку прочтут с интересом.

Дело вовсе не в «занимательности», экзотичности самого факта, а в том, как эту занимательность понимать. Кто не знает, например, что в Арктике водятся медведи? А вот что там есть трактор, дойная корова, свиная ферма - об этой экзотике, пожалуй, знают немногие...

Посмотрим еще раз, что же делает информацию занимательной, интересной. Вот небольшое газетное сообщение:

 

ПАЛИТРА ПОД НОГАМИ

«В этом городе поражает гармония красок мостовых. Набережные покрыты зелено-голубым асфальтом и вдали сливаются с морем. Белые дороги у здравниц. Улицы жилых кварталов - палевые, и в солнечные дни от них не веет изнуряющим зноем. Все в этом городе кажется наряднее. Мрачно выглядит после этого серый асфальт».

Такие путевые записи, несомненно, смогут сделать в своих дневниках туристы в недалеком будущем. А пока что опытные образцы цветного асфальта успешно проходят испытания.

 

Попробуйте вычеркнуть весь первый абзац и прочитать информацию со слова «образцы». Что? Не нравится? Сразу стало скучно-прескучно, хотя суть материала осталась. Стоило только отнять у заметки авторский «ход» - будущее, перенесенное для наглядности в сегодняшний день, - как весь «аромат» информации исчез.

Беда многих юных корреспондентов заключается в том, что они строят свои заметки по шаблону, не ищут «изюминки», мало задумываются о форме подачи информационной заметки. А ведь тридцатью строками можно распорядиться по-разному.

Можно написать о том, что «сегодня каменщик Давыдов выполнил свое годовое обязательство, перекрыв норму на столько-то процентов». А вот одна газета вместо этого дала информацию под заголовком «120 домов каменщика Давыдова». Насколько это конкретней, понятней и интересней для читателя!

Когда, к примеру, юный корреспондент сообщает, что за год на заводе 600 семей справили новоселье - это реальный и убедительный факт, который не проскользнет мимо - читательского внимания.

В любом газетном материале очень важны и начало, и «запев». Советовать тут невозможно. Один начнет с самого факта, другой - с диалога, третий - с вывода. Важно одно: с первой строки заинтересовать читателя.

Факт — стержень, основа информации, без него информация немыслима.

Чем хороша такая информация, опубликованная в одной из центральных газет?

 

ИНЖЕНЕР ПРИИСКА — ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

Сергей Тарханов - инженер-обогатитель одного из приисков. Но, кроме того, он еще и директор вечерней школы. В прошлом году на прииске был создан консультационный пункт для учащихся-заочников. А нынешней осенью в коллективе решили: «Создадим на общественных началах школу».

Учителя здесь общественники. Инженер Станислав Машков и воспитательница детского сада Тамара Будыкина преподают алгебру и геометрию, работница лесничества Светлана Рубцова - математику, бухгалтер Кириенко - немецкий язык. Их единственное вознаграждение - глубокая благодарность и признательность учеников. Есть ли награда выше?

В. Новиков.

 

Эта информация сильна не красотой слога, а самим фактом, корреспондент подметил явление, характеризующее моральный облик человека.

Факт определяет успех информации. Поэтому, все словесные выкрутасы, все «красивости», все постороннее, как бы занимательно и «соблазнительно» оно ни было, автор должен беспощадно отрубать, выбрасывать, вычеркивать. Тем более что информация - самый короткий газетный жанр и требования лаконизма предъявляет самые жесткие.

Выделить главное в информации вам поможет план. Прежде чем сесть писать заметку, набросайте план. Хороший план - это путеводитель. С ним не собьешься с дороги, он всегда тебя поправит, если свернешь в сторону, поможет освободиться от ненужных, малозначительных подробностей, даст возможность выделить главную мысль. Информация не терпит многотемности.

Вы собираетесь отправить информацию в областную молодежную газету. Но сначала попытайтесь поставить себя на место читателя. Попробуйте представить: а интересна ли информация для всей области?

Может, она представляет ценность только для молодежи района, а может, даже, только конкретного предприятия?

Абсолютно точную границу между фактом «местного» значения и фактами, представляющими интерес для центральной печати, провести трудно. Но думать об этом нужно.

Вот, оказывается, как много надо обдумать, прежде чем написать информацию в 15—20 строк, информацию, без которой пресса просто не может существовать, которую называют «хлебом газеты».

 

Подготовил Владимир Иванович Толстиков


 

ИНФОРМАЦИЯ – хлеб газеты Материал для учителя

ИНФОРМАЦИЯ – хлеб газеты Материал для учителя

В основе информации лежит факт сегодняшнего дня

В основе информации лежит факт сегодняшнего дня

Давыдова». Насколько это конкретней, понятней и интересней для читателя!

Давыдова». Насколько это конкретней, понятней и интересней для читателя!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2021