О школьных перегрузках
Проблемой школьных перегрузок озабочены многие - и медики, и педагоги, и родители. Хроническая перегрузка школьников может быть вызвана не только физической усталостью и умственным переутомлением. Есть и другие причины:
1. постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова.
2. В начальной школе немаловажный источник напряжения - высокие требования к скорости чтения и письма.
3. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической неуспешности. Это связано как с системой оценивания знаний, так и с завышенными ожиданиями и требованиями родителей.
4.
Особенности наших учебных программ, в частности большое количество
теоретического материала в них.
Как определить, что ребенок перегружен?
Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. На что нужно обратить внимание?
- На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками.
- На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий,
беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, "мертвый"; проблемы с
засыпанием).
- Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли,
боли в животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п.
- Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д.
- У некоторых "младшеклассников" переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение может быть следствием нервного перевозбуждения.
-
Крайние проявления со стороны нервной системы - такие нарушения, как энурез,
тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у
ребенка раньше.
Как сделать нагрузку разумной?
Следствие перегрузок - не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки ("не справляюсь - значит, неспособный"). Первое, что нужно сделать, - пройти обследование у детского невропатолога. Второе - определить оптимальный конкретно для вашего ребенка режим дня. Учесть нужно особенности биоритмов, уровень работоспособности в разное время суток и другие режимные моменты. Понадобятся и рекомендации психологов:
ü постарайтесь с помощью специалиста адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.
ü Важно чтобы ученик овладевал методами активной переработки информации, исследовательскими способами познания, а не только использовал возможности механического запоминания учебного материала, которые являются ограниченными и затратными
ü Важно учитывать планы ребёнка на будущее и сконцентрировать основные учебные усилия на изучение предметов наиболее перспективных для его будущего образования и профессии.
ü В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных эмоциональных перегрузок.
Таким образом, вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными и разумными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.