Информация и информационные процессы

  • doc
  • 06.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Информация и информационные процессы
Иконка файла материала 1_Информация в общ-ве.doc

Практическая работа № 1

Тема: Информация и информационные процессы.

Наименование:          Получение, передача и обработка информации в обществе и технике.

Цель работы: Научиться приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике, перечислять основные черты информационного общества и основные компоненты информационной культуры.

 

1.    Краткие теоретические сведения.

Несмотря на то, что человеку постоянно приходится иметь дело с информацией, (он получает её с помощью органов чувств), строгого научного определения, что же такое информация, не существует. В тех случаях, когда наука не может дать четкого определения какому-то предмету или явлению, люди пользуются понятиями.

Понятия отличаются от определений тем, что разные люди при разных обстоятельствах могут вкладывать в них разный смысл. В бытовом смысле под информацией обычно понимают те сведения, которые человек получает от окружающей природы и общества с помощью органов чувств. Наблюдая за природой, общаясь с другими людьми, читая книги и газеты, просматривая телевизионные передачи, мы получаем информацию.

Все отрасли науки и техники, имеющие дело с информацией, сходятся в том, что информация обладает четырьмя свойствами: создавать, предавать (и, соответственно, принимать), хранить и обрабатывать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Для получения информации человек
 использует пять видов чувств

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приборы помогают обработать информацию так, чтобы человек мог принять ее своими органами чувств

 

 

 

Термином "информатика" обозначают совокупность дисциплин, изучающих свойства информации, а также способы представления, обработки и передачи информации с помощью технических средств.

Ядро информатики – информационные технологии как совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых выполняются разнообразные операции по обработке информации во всех сферах нашей жизни и деятельности.

Главные составляющие информатики – информация и соответствующие средства её обработки,
т.е. информатики = информация + автоматика.

В рамках информатики можно говорить о свойствах информации. Это:

1)полнота; 2)достоверность; 3)ценность; 4)актуальность; 5)ясность.

 

 

2.         Задания.

  1. Найдите зашифрованные в сканворде названия материальных носителей информации и ответьте на вопросы.

1.                                                                                  2.

А

Н

О

Т

Р

А

К

 

 

Б

А

Г

А

М

У

Б

Г

А

К

Н

Е

Л

П

 

 

Н

Е

Г

Ы

Ы

И

П

А

М

Т

Л

О

Б

Л

 

 

А

А

Р

И

В

Ы

Л

М

Т

С

Л

О

Х

И

 

 

К

А

М

Е

Н

Ь

И

У

А

К

Й

А

Г

Т

 

 

Й

Ы

Н

Т

С

К

Т

Б

В

А

Г

И

Н

К

 

 

А

Ь

Ы

Ы

А

Т

К

О

Л

К

Е

Т

С

А

 

 

Г

Б

О

Л

Т

В

А

Вопросы:

  1. Назовите материальные носители информации, изготовленные из дерева. Какие из них присутствуют в сканворде?
  2. Назовите носители информации, для изготовления которых используется железо.
  3. Какими из найденных в сканворде носителей чаще всего пользуются художники?
  4. Какими из найденных в сканворде носителей чаще всего пользуются писатели?
  5. какими материальными носителями информации чаще всего пользуетесь вы? Если ли их названия в сканворде?
  6. На каких носителях, названных в сканворде, может содержаться больше всего информации?
  7. Назовите носители, с которых сегодня вы получили информацию.
  8. В какие исторические времена преимущественно использовали те или иные носители, указанные в сканворде?
  9. Назовите несколько современных носителей информации.

 

  1. Расположите средства работы с информацией в порядке их появления. Если слова в каждом пункте будут расставлены правильно, то из букв, под которыми они записаны, сложатся слова, обозначающие материальные носители информации.

1. е) книга;

к) грампластинка;

л) магнитная лента;

с) манускрипт;

т) берестяная грамота;

о) лазерный диск.

2. а) фломастер;

г) шариковая ручка;

и) графитный карандаш;

к) стилос (или стиль);

н) гусиное перо.


3. а) береста;

ж) глиняные плитки;

л) бумага;

н) пергамент;

р) папирус;

у) свиная кожа.

4. а) ксерокопия;

ж) фотография;

к) ватман;

о) копировальная бумага.

5. д) карандаш-стержень в металлической оправе;

и) сланцевый карандаш;

к) карандаш в деревянной оправе;

с) графитовый карандаш.


6. а) электронные книги;

и) рукописные книги;

к) репринтные книги;

л) клинописные книги;

п) устные предания;

т) печатные книги.

7. а) буквенное письмо;

д) узловое письмо;

к) иероглифы;

о) петроглифы;

с) клинопись.

8. а) граммофон;

к) фонограф;

о) магнитофон;

н) CD-плейер;

р) патефон:

т) проигрыватель.


 

  1. Содержание отчета.

1. Переписать основные определения из теоретической части методического пособия в тетрадь.

2. Выполнить п. 1, 2 задания в тетради.

 

  1. Контрольные вопросы.
  1. Что такое информация?
  2. Приведите примеры, подтверждающие наличие и общность информационных процессов в живой природе, обществе и, технике.
  3. В какой форме можно передать информацию от человека к человеку, от чего зависит выбор этой формы?
  4. Какие средства для передачи информации возможны?