Преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую степень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).
Информация о состоянии работы по преемственности класса
предшкольной подготовки.
В научной литературе, посвященной проблеме преемственности, последнее
рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. «В
этом смысле преемственность есть, вопервых, определение общих и
специфических целей образования на данных ступенях, построение
содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное поступательное
развитие ребенка, его успешный переход на следующую степень образования,
вовторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы
образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).
Чаще всего проблема преемственности возникает как проблема
взаимонепонимания между педагогами дошкольного образования и педагогами
начальной школы.
«Будут ли учителя наконец учитывать тот факт, что и мы работаем с детьми,
учим их чемуто?» — спрашивают воспитатели класса предшкольной подготовки.
Но учителя начальной школы, как правило, придерживаются одной из двух
позиций: либо утверждают, что поступившие к ним первоклассники плохо
подготовлены к школьной жизни, , либо провозглашают, обращаясь к детям:
«Забудьте все, чему вас учили раньше». Подготовка к школе зачастую
рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и
сводится к формированию узко предметных знаний и умений. Однако
многочисленные психологопедагогические исследования показывают, что
ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольников
качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.
Серьезной проблемой является игнорирование закономерностей
психического развития ребенка сензитивности разных возрастных периодов к
становлению тех или иных психических функций и новообразований, роли
ведущей деятельности в их формировании.
Предшкола в РК, являясь соответствующим уровнем системы образования,
имеет определенную миссию по реализации таких приоритетных целей и задач,
как:
приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развития
его положительного самоощущения;
развитие инициативности, любознательности, произвольности,
способности к творческому самовыражению;
формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование
коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности
детей в различных видах деятельности; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе,
включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и
детьми разного возраста).
целостное гармоничное развитие личности предшкольника.
Направленность процесса обучения на достижение этих целей
обеспечивает развитие ребенка, что означает:
а) высокий (в соответствии с возрастными возможностями) уровень
психических процессов: воображения, мышления, связной речи и др.
б) умение добывать знания, желание выполнять любую задачу творчески;
инициативность ребенка в поиске и постановке гипотез и проблем;
в) умение использовать свои знания в нестандартных ситуациях;
самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств для
решения задачи;
г) умение осознать свое незнание; сравнивать результаты своей
деятельности с эталоном; самостоятельность в оценке процесса и результата.
В характеристике предшколы немаловажным фактором является
принцип интеграции в обучении учебным предметам, так «Обучениеосновам
грамоты», «Развитие речи», «Художественная литература» были объединены в
блок «Языковое развитие предшкольника», в результате изучения которого у
детей формируются коммуникативные, речевые компетенции.
Неотъемлемой частью УВП предшколы является дифференцированное
обучение. Оно включает в себя и возможность индивидуализации обучения в
условиях одного класса, группы или одного ребенка.
Известно, что у разных детей в разной степени развиты те или иные
способы восприятия. Не следует измерять готовность к школьному обучению по
формальному уровню умений и навыков, как чтение, письмо, счет. Владея ими,
ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной
деятельности.
Для реализации единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и
начального школьного детства, составлен план совместной работы начальной
школы и ДОУ, целью которого является:
создание преемственных связей, соединяющих воспитание и обучение детей
класса предшкольной подготовки и начальной школы в целостный
педагогический процесс, строя его на единой организационной, методической,
психодиагностической и коррекционноразвивающей основе.
Основные направления совместной работы начальной школы и ДОУ.
1.Проводятся совместные заседания МО с целью решения учебно
воспитательных вопросов и методических проблем
2.Обмен опытом работы по обучению и воспитанию учащихся с целью
соблюдения преемственности (учителя начальных классов, воспитатель).
3. Проводятся внеклассные мероприятия, праздники с участием детей
предшкольной подготовки и детей начальной школы.4.Проводятся беседы и консультации директора, психолога, воспитателя с
родителями о задачах по предшкольной подготовке детей к школе.
5. Проводятся занятия и развивающие уроки для будущих первоклассников
учителями начальных классов.
На каждого ребёнка заведена карточка индивидуального развития
ребёнка, с помощью которой возможно систематизировать и наглядно оформить
представления о своих воспитанниках, а также научно организовать их
деятельность по формированию способности к самоизменению.
Регулярное заполнение карточки позволяет педагогам решить
следующие методические задачи:
выявить индивидуальные особенности детей, влияющие на
эффективность занятий;
найти оптимальные способы воздействия на сознание и поведение
каждого ребенка;
отследить развитие наблюдаемых качеств под влиянием
целенаправленной работы с детьми и корректировать работу с
каждым ребенком.
Карточка индивидуального развития ребенка включает 11 личностных
качеств, объединенных в 4 блока. 11 личностных качеств необходимы и
достаточны. Они дают многомерную характеристику личности; позволяют
выявить индивидуальные особенности ребенка; они легконаблюдаемые и
контролируемые, а также доступны для анализа любому педагогу.
Заполнение карточки осуществляет воспитатель с периодичностью
примерно раз в три месяца: в начале учебного года, в его середине и конце.
Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс
изменения личности каждого ребенка.
Так же на каждого ребёнка заведено портфолио куда заносятся все
достижения, работы детей, с которыми учителя начальных классов могут
ознакомиться в любое время.
«Главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь воспитаннику
обнаружить то, что в нем заложено не «отливая» в определенную форму,
придуманную кемто другим, заранее; не управляя «извне», а действуя
«изнутри», помочь открыть пути к развитию личности» (А.Маслоу)
Воспитатель Кокорева Л.А.