«Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Инфраструктура – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы различных отраслей экономики и жизни населения. Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги. Услуга – это особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. Услуги бывают разными по своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления. Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, сельского хозяйства и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.
Иконка файла материала конспект 9кл.docx
Тема: «Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта»              Цели урока:     Образовательные:  ­ сформировать представление о значении транспорта для работы хозяйства и жизни  населения России; ­ сформировать умения по определению «грузооборот», «пассажирооборот» ­ сформировать представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в  экономике страны.     Развивающие:  ­ развивать умение анализировать, устанавливать причинно­следственные связи, выделять  главное, сравнивать; ­ развивать самостоятельность школьников, участие в дискуссиях на тему  «Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта »; ­  развивать познавательный интерес, внося в содержание урока элементы новизны и связи  их с жизнью человека.  Воспитательные:      ­ содействовать формированию основных мировоззренческих идей, причинно­ следственных связей;  ­ содействовать экологическому и эстетическому воспитанию учащихся;  ­ содействовать физическому воспитанию. Новые знания:  инфраструктура, инфраструктурный комплекс, коммуникационная  система, сфера обслуживания, услуга. Опорные знания: пищевая промышленность, легкая промышленность, текстильная  промышленность, технологический цикл. Форма проведения: комбинированный. Метод обучения: объяснительно­иллюстративный,  репродуктивный, частично­поисковый. Тип урока: усвоения новых знаний. Средства обучения: карта «Транспорт России».  Использованная литература: 1) Е.А.Жижина . Поурочные разработки по географии  9  класс;  2) Учебник Население и хозяйство России В.П. Дронов, В.Я.Ром.Ход урока                 Деятельность учителя           Деятельность учащихся ВремяОрганизационный момент  – Здравствуйте ребята!  – Садитесь. Кто сегодня в классе дежурный?  Отсутствующие есть? I. Актуализация опорных знаний. Ребята, сегодня мы с вами начинаем  новый раздел: « Инфраструктурный  комплекс». Изучим состав комплекса, рассмотрим роль транспорта. Но до  этого вспомним нашу предыдущую  тему и ответим на вопросы: – Что составляет третье звено АПК?    – Правильно, на какие 2 группы  подразделяются отрасли, входящие в  состав пищевой промышленности по  характеру используемого сырья?  – Верно, какие районы страны  являются лидерами в производстве  продуктов питания? – Да, на какие группы  подразделяются отрасли легкой  промышленности по особенностям  размещения?  – Здравствуйте (встают)  (садятся) 1 мин. 10 мин. – Третье звено АПК составляют  пищевая и легкая  промышленность.  – 1 группа – это отрасли,  использующие необработанное  сырье, 2 группа – это отрасли,  использующие сырье, прошедшее  переработку. – В производстве продуктов  питания лидерами являются  Центральный район, Уральский,  Поволжский, Северный Кавказ. – По особенностям размещения  все отрасли легкой  промышленности можно  объединить в три группы: 1)  ориентация на сырье; 2)  ориентация и на сырье, и на  потребителя; 3) ориентация на  потребителя.  – Отлично, какая отрасль в легкой  промышленности занимает особое  место? – Текстильная промышленность –  одна из основных отраслей легкой  промышленности.  – Верно, из каких стадий состоит  процесс изготовления тканей?  – Отлично, молодцы. – Процесс изготовления ткани  состоит из таких стадий, как:  первичная переработка сырья,  прядение, ткачество, отделка,  раскрой ткани.22 мин. Записывают число и тему. Записывают определение в  тетрадь Слушают.  II. Изучение нового материала.  – Как уже отмечалось, сегодняшняя  наша тема: « Состав  инфраструктурного комплекса. Роль  транспорта». Откройте тетради,  запишите сегодняшнее число и тему. Что же такое инфраструктура?  Инфра структура – это совокупность  сооружений, зданий, систем и служб,  обеспечивающих условия для  нормальной работы различных  отраслей экономики и жизни  населения. Инфраструктурный  комплекс состоит из отраслей,  производящих услуги. Услуга – это особый вид продукции.  Она потребляется не в виде вещи, а в  качестве деятельности. Услуги  бывают разными по своему характеру, широте круга потребителей и  периодичности потребления.   Жизнь современного общества  трудно себе представить без услуг.  Они обеспечивают нормальную  работу промышленности, сельского  хозяйства и других звеньев  экономики, определяют качество  жизни населения. Однако роль  инфраструктурного комплекса  определяется не только этим.  Освоение и использование любой  территории невозможны без  соответствующей инфраструктуры:  жилых и производственных зданий,  дорог, водопроводов, линий  электропередачи и пр. При этом чем  лучше освоена территория, тем  больше на ней разнообразных  инфраструктурных сооружений.  Например, в наиболее развитом  районе страны – Центральном –  инфраструктурной занято 10%  территории. А на Дальнем Востоке –  только 0,5% территории. Затраты на  создание инфраструктуры, как  правило, очень велики. Например, 1  км современной автомобильной  магистрали стоит около 1 млн. долл.Но экономить на этих затратах  нельзя, так как это в результате  приводит к гораздо большим потерям.  Инфраструктурный комплекс  подразделяется на две относительно  самостоятельные части: 1)  коммуникационную систему  (транспорт и связь), которую часто  называют производственной  инфраструктурой, 2) сферу  обслуживания (торговля,  общественное питание, культура,  искусство, наука, образование и пр.),  именуемую социальной  инфраструктурой.  Коммуникационная система  охватывает транспорт и связь. Ее  главная задача – перемещение в  пространстве людей, информации,  энергии и различных грузов.    Все виды транспорта делятся на две  группы. Те из них, которые могут  перевозить и различные грузы, и  людей, называются универсальными.  Специализированные виды транспорта перемещают лишь определенные  грузы (нефть, газ, электроэнергию).  Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных  между собой транспортными узлами. – Пользуясь картой атласа, назовите  транспортные узлы России. Зарисовывают схему в тетрадь Транспортный узел – это пункт, в  котором сходятся несколько  видов транспорта, и  осуществляется обмен грузов  между ними.  Работа транспорта оценивается  такими показателями, как  грузооборот и пассажирооборот.  – Москва, Санкт­Петербург,  Нижний Новгород, Владивосток,  Красноярск, Архангельск. Грузооборот – это произведение  количества перевезенного груза на расстояние его перевозки,  измеряется в т/км. Пассажирооборот – количество  пассажиров, перевезенных на  определенное расстояние. III. Повторение.– Мы с вами сегодня прошли тему:  «Инфраструктурный комплекс.  Состав комплекса. Роль транспорта».  И теперь ответим на следующие  вопросы:  – Что такое инфраструктура? 10 мин. – Правильно, какие отрасли входят в  состав инфраструктурного  комплекса? – Верно, какова роль транспорта? – Инфраструктура – это  совокупность сооружений, зданий, систем и служб, обеспечивающих  условия для нормальной работы  различных отраслей экономики и  жизни населения.  – В состав инфраструктурного  комплекса входят транспорт,  связь и сфера обслуживания.  – Да, что такое транспортная  система? – Транспорт перемещает людей в  пространстве и грузов.  – Транспортная система – это  совокупность всех видов  транспорта, объединенных между  собой транспортными узлами, то  есть пунктами, в которых  сходятся несколько видов  транспорта и осуществляется  обмен грузов между ними. – Крупнейший узел в России –  Москва.  – Грузооборот – это произведение  количества перевезенного груза на дальность его перевозки.  1 мин. 1 мин. – Отлично, назовите один крупнейший узел в России? – Что такое грузооборот? – Правильно, молодцы. VI. Домашнее задание. Домашнее задание параграф31,  ответить на вопросы, на стр. 153. V. Итог. Итак, вы теперь знаете состав  инфраструктурного комплекса, и  роль транспорта.  На уроке все  хорошо поработали. Молодцы!  – До свидания!– До свидания!