«Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта»
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
9 кл
08.01.2018
Инфраструктура – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы различных отраслей экономики и жизни населения. Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги.
Услуга – это особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. Услуги бывают разными по своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления.
Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, сельского хозяйства и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.
конспект 9кл.docx
Тема: «Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта»
Цели урока:
Образовательные:
сформировать представление о значении транспорта для работы хозяйства и жизни
населения России;
сформировать умения по определению «грузооборот», «пассажирооборот»
сформировать представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в
экономике страны.
Развивающие:
развивать умение анализировать, устанавливать причинноследственные связи, выделять
главное, сравнивать;
развивать самостоятельность школьников, участие в дискуссиях на тему
«Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта »;
развивать познавательный интерес, внося в содержание урока элементы новизны и связи
их с жизнью человека.
Воспитательные:
содействовать формированию основных мировоззренческих идей, причинно
следственных связей;
содействовать экологическому и эстетическому воспитанию учащихся;
содействовать физическому воспитанию.
Новые знания: инфраструктура, инфраструктурный комплекс, коммуникационная
система, сфера обслуживания, услуга.
Опорные знания: пищевая промышленность, легкая промышленность, текстильная
промышленность, технологический цикл.
Форма проведения: комбинированный.
Метод обучения: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Средства обучения: карта «Транспорт России».
Использованная литература: 1) Е.А.Жижина . Поурочные разработки по географии 9
класс;
2) Учебник Население и хозяйство России В.П. Дронов, В.Я.Ром. Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время Организационный момент
– Здравствуйте ребята!
– Садитесь.
Кто сегодня в классе дежурный?
Отсутствующие есть?
I. Актуализация опорных знаний.
Ребята, сегодня мы с вами начинаем
новый раздел: « Инфраструктурный
комплекс». Изучим состав комплекса,
рассмотрим роль транспорта. Но до
этого вспомним нашу предыдущую
тему и ответим на вопросы:
– Что составляет третье звено АПК?
– Правильно, на какие 2 группы
подразделяются отрасли, входящие в
состав пищевой промышленности по
характеру используемого сырья?
– Верно, какие районы страны
являются лидерами в производстве
продуктов питания?
– Да, на какие группы
подразделяются отрасли легкой
промышленности по особенностям
размещения?
– Здравствуйте (встают)
(садятся)
1 мин.
10 мин.
– Третье звено АПК составляют
пищевая и легкая
промышленность.
– 1 группа – это отрасли,
использующие необработанное
сырье, 2 группа – это отрасли,
использующие сырье, прошедшее
переработку.
– В производстве продуктов
питания лидерами являются
Центральный район, Уральский,
Поволжский, Северный Кавказ.
– По особенностям размещения
все отрасли легкой
промышленности можно
объединить в три группы: 1)
ориентация на сырье; 2)
ориентация и на сырье, и на
потребителя; 3) ориентация на
потребителя.
– Отлично, какая отрасль в легкой
промышленности занимает особое
место?
– Текстильная промышленность –
одна из основных отраслей легкой
промышленности.
– Верно, из каких стадий состоит
процесс изготовления тканей?
– Отлично, молодцы.
– Процесс изготовления ткани
состоит из таких стадий, как:
первичная переработка сырья,
прядение, ткачество, отделка,
раскрой ткани. 22 мин.
Записывают число и тему.
Записывают определение в
тетрадь
Слушают.
II. Изучение нового материала.
– Как уже отмечалось, сегодняшняя
наша тема: « Состав
инфраструктурного комплекса. Роль
транспорта». Откройте тетради,
запишите сегодняшнее число и тему.
Что же такое инфраструктура?
Инфра структура – это совокупность
сооружений, зданий, систем и служб,
обеспечивающих условия для
нормальной работы различных
отраслей экономики и жизни
населения. Инфраструктурный
комплекс состоит из отраслей,
производящих услуги.
Услуга – это особый вид продукции.
Она потребляется не в виде вещи, а в
качестве деятельности. Услуги
бывают разными по своему характеру,
широте круга потребителей и
периодичности потребления.
Жизнь современного общества
трудно себе представить без услуг.
Они обеспечивают нормальную
работу промышленности, сельского
хозяйства и других звеньев
экономики, определяют качество
жизни населения. Однако роль
инфраструктурного комплекса
определяется не только этим.
Освоение и использование любой
территории невозможны без
соответствующей инфраструктуры:
жилых и производственных зданий,
дорог, водопроводов, линий
электропередачи и пр. При этом чем
лучше освоена территория, тем
больше на ней разнообразных
инфраструктурных сооружений.
Например, в наиболее развитом
районе страны – Центральном –
инфраструктурной занято 10%
территории. А на Дальнем Востоке –
только 0,5% территории. Затраты на
создание инфраструктуры, как
правило, очень велики. Например, 1
км современной автомобильной
магистрали стоит около 1 млн. долл. Но экономить на этих затратах
нельзя, так как это в результате
приводит к гораздо большим потерям.
Инфраструктурный комплекс
подразделяется на две относительно
самостоятельные части: 1)
коммуникационную систему
(транспорт и связь), которую часто
называют производственной
инфраструктурой, 2) сферу
обслуживания (торговля,
общественное питание, культура,
искусство, наука, образование и пр.),
именуемую социальной
инфраструктурой.
Коммуникационная система
охватывает транспорт и связь. Ее
главная задача – перемещение в
пространстве людей, информации,
энергии и различных грузов.
Все виды транспорта делятся на две
группы. Те из них, которые могут
перевозить и различные грузы, и
людей, называются универсальными.
Специализированные виды транспорта
перемещают лишь определенные
грузы (нефть, газ, электроэнергию).
Транспортная система состоит из всех
видов транспорта, объединенных
между собой транспортными узлами.
– Пользуясь картой атласа, назовите
транспортные узлы России.
Зарисовывают схему в тетрадь
Транспортный узел – это пункт, в
котором сходятся несколько
видов транспорта, и
осуществляется обмен грузов
между ними.
Работа транспорта оценивается
такими показателями, как
грузооборот и пассажирооборот.
– Москва, СанктПетербург,
Нижний Новгород, Владивосток,
Красноярск, Архангельск.
Грузооборот – это произведение
количества перевезенного груза на
расстояние его перевозки,
измеряется в т/км.
Пассажирооборот – количество
пассажиров, перевезенных на
определенное расстояние.
III. Повторение. – Мы с вами сегодня прошли тему:
«Инфраструктурный комплекс.
Состав комплекса. Роль транспорта».
И теперь ответим на следующие
вопросы:
– Что такое инфраструктура?
10 мин.
– Правильно, какие отрасли входят в
состав инфраструктурного
комплекса?
– Верно, какова роль транспорта?
– Инфраструктура – это
совокупность сооружений, зданий,
систем и служб, обеспечивающих
условия для нормальной работы
различных отраслей экономики и
жизни населения.
– В состав инфраструктурного
комплекса входят транспорт,
связь и сфера обслуживания.
– Да, что такое транспортная
система?
– Транспорт перемещает людей в
пространстве и грузов.
– Транспортная система – это
совокупность всех видов
транспорта, объединенных между
собой транспортными узлами, то
есть пунктами, в которых
сходятся несколько видов
транспорта и осуществляется
обмен грузов между ними.
– Крупнейший узел в России –
Москва.
– Грузооборот – это произведение
количества перевезенного груза на
дальность его перевозки.
1 мин.
1 мин.
– Отлично, назовите один крупнейший
узел в России?
– Что такое грузооборот?
– Правильно, молодцы.
VI. Домашнее задание.
Домашнее задание параграф31,
ответить на вопросы, на стр. 153.
V. Итог.
Итак, вы теперь знаете состав
инфраструктурного комплекса, и
роль транспорта. На уроке все
хорошо поработали. Молодцы!
– До свидания! – До свидания!
«Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта»
«Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта»
«Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта»
«Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта»
«Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта»
«Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта»
«Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.