Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция у студентов колледжа
Оценка 4.6
Контроль знаний +2
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
24.09.2019
Инклюзивная культура рассматривается нами как составляющая профессиональной культуры, и определяется как интегративное личностное качество, способствующее созданию и освоению ценностей и технологий социальной инклюзии, интегрирующее систему знаний, умений, социально-личностных и профессиональных компетенций, позволяющих студенту профессий социально-гуманитарной направленности, эффективно в будущем работать в условиях социальной инклюзии, и определять оптимальные условия взаимодействия с каждым членом общества.
классный час Инклюзивная культура.docx
Частное профессиональное образовательное учреждение
Тюменского областного союза потребительских обществ
«Тюменский колледж экономики, управления и права»
(ЧПОУ ТОСПО «ТюмКЭУП»)
Методическая разработка открытого внеаудиторного мероприятия
в рамках модуля: ПМ.01 "Обеспечение реализации прав граждан в сфере
пенсионного обеспечения и социальной защиты"
МДК 01.01 "Право и организация социального обеспечения"
для студентов 2 курса, специальности 40.02.01 Право и организация
социального обеспечения
КЛАССНЫЙ ЧАС на тему:
"Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция у
студентов колледжа" Тюмень, 2019
Пояснительная записка
Занятие проводится в соответствии с планом воспитательной работы
(колледжа или группы).
Основной целью занятия является формирование у обучающихся
компетентного представления о выбранной профессии, о ее роли, месте и
социальной значимости в обществе. Расширение и углубление знаний в
будущей профессии и профессиональной деятельности, происходит через
формирование таких понятийкак: "инклюзия", "инклюзивная культура",
"принципы инклюзивной культуры", "ОВЗ", "эмпатия", так как обучающиеся
специальности "право и организация социального обеспечения" в своей
профессии будут взаимодействовать с самыми не защищенными слоями
населения: пенсионеры, люди с ОВЗ, детисироты и дети оставшиеся без
попечения родителей.
Для достижения основной цели занятия, используются следующие
задачи: 1. ознакомить обучающихся с концепцией и принципами инклюзивной
культуры, так же с основными понятиями данной темы; 2. познакомить с
нормативноправовой базой инклюзивной культуры; 3.сформировать у
обучающихся чувство уважения, толерантности и эмпатии к людям,
физических и интеллектуальных
независимо от их психических,
способностей.
Для этого, преподаватель в начале классного часа с помощью
презентации и лекции знакомит обучающихся с основной терминологией
темы: "Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция юриста
права социального обеспечения", далее обучающиеся формируются в два
круглых стола, им предлагается к 3 декабря "Международный день инвалидов" оформить эмблему, девиз или цитату, и памятку инклюзивной
культуры для будущего специалиста по праву и организация социального
обеспечения.
В соответствии с типом занятия применимы следующие этапы занятия:
Организационный этап приветствие обучающихся (3 минут).
Теоретическая часть классногочаса слово преподавателя (1520
минут)и заслушивание докладов студентов по определенным темам.
Просмотр фильма "Маленькая кастрюлька Анатоля" (5мин)
Практическая часть классного часа обучающиеся организовываются в
2 круглых стола, 1 круглый стол оформляет эмблему и цитату для листовки
"Международный день инвалидов"; 2 круглый стол оформляет памятку
листовку для будущего специалиста по правусоциального обеспечения. После
ребята объединяются в одну группу, представляют продукт своей
деятельности и оформляют все вместе плакат посвященный тематике
классного часа: «Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция
юриста право и организация социального обеспечения» (2025 мин).
Подведение итогов круглых столов показ работ обучающихся (57
минут). План занятия
Цель: Сформировать у студентов представление о месте и роли
инклюзивной культуры в праве социального обеспечения и в системе
Российского законодательства.
Задачи:
Образовательная: Углубить знания в области ПСО, сформировать более
глубокие знания о понятиях "инклюзивная культура", "принципы инклюзивной
культуры", "ОВЗ", "эмпатия""нормативноправовые акты инклюзивной
культуры", месте и роли данныхпонятий в работе юриста права социального
обеспечения. Развить навыки письменной и устной речи монологической и
диалогической, выделение главного в форме простого и сложного плана,
умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. д.
Развивающая: Развивать ораторское искусство, мышление, анализ,
синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять
существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы
деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы.
Воспитательная: Сформировать у обучающихся нравственные и
эстетические представления о "инклюзивной культуре" в системе "право и
организация социального обеспечения", систему взглядов на правовую
действительность, способность следовать нормам поведения, исполнять
законы.
Оборудование: Классная доска, презентация, ПК с проектором,
справочноправовые системы "КонсультантПлюс","Гарант".
Тип учебного занятия: внеаудиторное мероприятие
Вид: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы
общения, нормы и правила поведения.
Формируемые знания: Толкование НПА и основных понятий по теме.
Формируемые умения:Создание творческого продуктапо теме. Ход мероприятия:
Деятельность преподавателя:
1. Мотивация: Соотнесите тему классного часа: "Инклюзивная культура,
как профессиональная компетенция юриста право и организация социального
обеспечения", и эмблему к нему.
Слово преподавателя:Предположите, о чем мы будем говорить ? "Для
человека не существует более чудовищного наказания, чем быть
предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно
незамеченным". (У. Джеймс).
Как сочетаются эти слова с темой нашей беседы?
2. Цели: 1.Что Вы знаете о понятиях "инклюзия", "инклюзивная культура",
"эмпатия", "ОВЗ"? 2. Почему инклюзивная культура важна для юриста "права
социального обеспечения"? 3. Какие законы, и нормативноправовые акты, вы
знаете в сфере инклюзивной культуры? 4. На каких принципах базируется
инклюзивная культура?
3.Теоретическая часть классного часа:Преподаватель с помощью
презентации поясняет основные термины темы.
Культура – это воспитание, образование, развитие, почитание понятие,
имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой
жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии,
культурологии, истории, лингвистики, политологии, психологии, педагогики и
т.д. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого
самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом
навыков и умений. Культура представляет собой совокупность устойчивых
без которых она не может
форм человеческой деятельности,
воспроизводиться, а значит существовать. Культура это набор кодов,
которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему
переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое
воздействие. Источником происхождения культуры мыслится человеческая
деятельность, познание и творчество.
Инклюзия (от inclusion включение) процесс реального включения
Инклюзия
предполагает разработку и применение конкретных решений, которые
позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни
людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.
своей страны.
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди,
имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть
глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями
речи, нарушениями опорнодвигательного аппарата и другие, в том числе
детиинвалиды
Инклюзивная культура – ученые поразному трактуют понятие
«инклюзивная культура». Это: 1) особая философия, согласно которой
ценности, знания об инклюзивном образовании и ответственность приняты и
разделены между всеми участниками данного процесса; 2) часть общей
школьной культуры, направленной на обеспечение поддержки ценностей
инклюзии, высокий уровень которой способствует повышению эффективности
процесса инклюзии в целом; 3) уникальный микроклимат доверия,
способствующий развитию взаимозависимых отношений семьи и школы,
позволяющих избежать конфликтных ситуаций и нанести потенциальный вред каждому участнику процесса; 4) особая инклюзивная атмосфера, в которой
внедряемые модификации адаптированы к потребностям определенной
школы и органично вплетены в ее общую структуру, а также педагогам
предоставлена возможность получения разнообразной поддержки, как со
стороны администрации, так и со стороны других педагогов, позволяет
снизить риск возникновения многих противоречий; 5) фундаментальная
основа для создания культуры инклюзивного общества, в котором
поддерживается,
многообразие
приветствуется,
потребностей
аккумулируется обществом, обеспечивая возможность достижения высоких
результатов в соответствии с целями инклюзивного образования и
обеспечивая сохранность, принятие, сотрудничество и стимулирование
непрерывного совершенствования педагогического сообщества и общества в
целом. Перечисленные определения позволяют рассматривать инклюзивную
так и в узком смысле.
культуру как в широком,
От инклюзии выигрывают все участники образовательного процесса, у них
возникает безбарьерное мышление. Инклюзивная среда учит находить сильные
стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты очкарик, ты толстый и так далее.
Дети и подростки становятся более заботливыми, могут выстраивать
коммуникацию с разными людьми.
Инклюзивный опыт поможет человеку в будущем, когда он будет
общаться с кемто, отличающимися от него. Встречая человека на коляске
на улице, он уже не будет отводить глаза, пугаться, жалеть. Инклюзия — это
не история про жалость. Человек с инвалидностью перестанет казаться
диковинкой. Я уверена, что перед нейротипичными детьми, которые выросли
в инклюзивной среде, не встанет в будущем вопрос, что такое пандус и зачем
он так необходим перед тем или иным учреждением.
Эмпатия осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию
другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмп таа
к эмпатии. Негативные установки здоровых учащихся, отказ от контактов с
— это человек с развитой способностью
«особым» одноклассником в ряде случаев объясняются дефицитом знаний об
особенностях людей, имеющих те или иные недостатки в развитии, и
отсутствием опыта общения с ними. Следовательно, педагогическая работа
одновременно должна быть направлена на большую информированность
относительно бытия людей с теми или иными формами патологии и на
нравственное развитие обучающихся в соответствии с принципами гуманизма
и равноправия.
4. Просмотр фильма « Маленькая кастрюлька Анатоля».
5. Перед творческой частью классного часа, предлагается заслушать
доклады обучающихся с презентациями, которые они подготовили на
кануне классного часа, по темам: 1.
инклюзивной культуры и инклюзивного образования»? (см. Приложение 1)
«Нормативно правовая база
2. На каких принципах базируется инклюзивная культура? (см.
Приложение 2.) 3. Топ всемирно известных
людей с ОВЗ
!(см.
Приложение 3).
6. Творческая часть классного часа:
Обучающимся предлагается порассуждать на следующие вопросы: 1. Ваше
отношение к людям с ОВЗ? 2. В чем может проявиться твоя поддержка людям
с ОВЗ? 3. Можете ли Вы в своей профессии юриста «права социального
обеспечения» столкнуться с людьми имеющими ОВЗ?
По итогам обсуждения обучающиеся делятся на 2 круглых стола. оформляет эмблему и цитату для листовки
1 круглый стол
"Международный день инвалидов"; 2 круглый стол оформляет памятку
листовку для будущего специалиста правои организация социального
обеспечения.
В заключение подводятся итоги преподавателем: Предлагается по
итогам работы обучающихся, внести памятку инклюзивной культуры и
эмблему в этический кодекс студента колледжа ЧПОУ ТОСПО «ТюмКЭУП».
Заключительное слово преподавателя:
Говоря об «инклюзии» как о социальнокультурном феномене, важно
понимать, что ее необходимо рассматривать лишь в контексте общего
развития общества. Британские ученые считают, что индексом инклюзии
является комплексная реализация инклюзивной политики, инклюзивной
культуры и практики. Для развития инклюзивного образования и инклюзивной
культуры прежде всего необходимы политическая и законодательная основа.
Она сегодня создана и подкреплена финансово. Программа «Доступная
среда», начав отсчет с 2011 года, продолжает медленно, но верно
преобразовывать облик городов (например, Сочи, Москва, Казань и др.),
образовательных организаций, учреждений культуры и досуга..
В целях внедрения идей и технологий инклюзивного образования в
настоящее время ведется в стране большая работа. Несколько запоздало, по
сравнению с европейскими странами, тем не менее быстрыми темпами
инклюзивные процессы углубляются в образовательных организациях всех
уровней образования. Развитие социально культурной инклюзии произойдет в
процессе общего улучшения социальной жизни общества, повышения качества
жизни граждан. Понимая важность просветительской работы с населением в реализации идей
социально культурной инклюзии, Казанский инновационный университет им.
В.Г. Тимирясова (ИЭУП) проводит большую работу среди разных
профессиональных сообществ, общественных организаций и родительской
общественности по распространению идей инклюзии, объяснению целей
внедрения технологий работы в инклюзивных группах. Хотелось бы, что бы и
наш колледж был передовым в этом вопросе.
Благодарю за внимание !
Приложение 1
Нормативноправовая база "инклюзивной культуры" и "инклюзивного образования"
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в
сфере образования.Нормативноправовую базу в области образования детей с
ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы
нескольких уровней:
международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
правительственные (постановления, распоряжения);
ведомственные (Министерства образования);
региональные (правительственные и ведомственные).
1. Международные документы. Международное законодательство в области закрепления
права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет
более чем полувековую историю развития.Одним из первых специальных международных
актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право
на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года,
ставшая основой для других международноправовых документов в области защиты прав
личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в
статье 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с
ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята
резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24
Конвенции говорится: «Государстваучастники признают право инвалидов на
образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства
возможностей государстваучастники обеспечивают инклюзивное образование на всех
уровнях и обучение в течение всей жизни».
2. Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип
равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего
и начального профессионального образования.
Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46ФЗ "О ратификации
Конвенции о правах инвалидов". Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и
приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые
нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение
«инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
Семейный кодекс РФ в свою очередь, родителям предоставляет право выбирать формы
обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка,
принимать участие в управлении образовательным учреждением.
Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики
в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской
Федерации» № 273ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября
2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и
содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с
ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детейинвалидов, на получение
качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и
возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся,
воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психологопедагогической, медицинской и
социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181ФЗ
от 24.11.95г. устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.
Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124ФЗ от 24.07.98г.
Федеральный закон № 120ФЗ от 30.06.2007г. «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными
возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с
отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья»,
то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена
Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр271). В
нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:
Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная
социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов, детей,
оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В
каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная
среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детейинвалидов.
В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в
интересах детей на 20122017 годы» № 761 от 01.06.2012.Стратегия действий в интересах
детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (детисироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей, детиинвалиды и дети, находящиеся в социально
опасном положении) и ставит соответствующие задачи. Приложение 2
Принципы инклюзивной культуры:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека; 8. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут
делать, чем в том, что не могут.
Топ всемирно известных людей с ОВЗ
Приложение 3
Конечно, в мире существуют миллионы не популярных и не прославленных инвалидов, о
них не пишут статьи и книги, но они проживают каждый день в борьбе, каждый день
превозмогают свои ограничения, преодолевают самих себя. Они бесславные герои,
в течение всей своей жизни.
которые совершают подвиги постоянно,
Ведь чтобы человек с инвалидными ограничениями достиг того же, что и обычный
здоровый человек, ему надо приложить в несколько раз или даже в несколько десятков раз
больше усилий. И в этом секрет успеха людей необычной судьбы они используют на все
100% процентов все имеющиеся у себя возможности, в то время, как обычный человек не
использует даже десятой части своих. 1. Альберт Эйнштейн сложности с когнитивными процессами (тяжело давало обучение,
познание мира). Он не разговаривал до 3 лет. С трудом овладевал математикой в школьные
годы, а также с большими усилиями овладевал письменной речью.
2. Джордж Вашингтон проблемы с когнитивными способностями. Елееле писал,
грамматику так и не осилил. Президент США.
3. Хелен Келлер эта женщина посвятила всю свою жизнь инвалидам. Она была слепа,
глуха и нема с рождения. И при этом полна радости и жизнелюбия.Автор, политический
активист, лектор. Первый глухонемой человек, который получил степень бакалавра
искусств. Борец за права инвалидов.
4. МарлаРанян женщинабегун, выиграли 4 золотые медали, а также серебро и
легкоатлет, толкательница ядра, участница Паралимпийских игр в Атланте. Слепая.
Болезнь Штарградта (дегенерация желтого пятна).
5. Робин Вильямс голливудская звезда с диагнозом дефицит внимания (СДВГ).
6. СтефенХокинг физик и математик мирового уровня, считается вторым по величине
ученым 20 века после Эйнштейна. Ему принадлежит теория большого взрыва и черной
дыры.Парализован практически полностью, осуществляет научную деятельность через
компьютер, которые озвучивает его слова.Жив и продолжает свои исследования, посетил
космос, снимается в ряде научных программ и сериалах, фильмах.
7.ТомКруз звезда Голливуда, болен дислексией. Американский актёр, режиссёр,
продюсер, сценарист.
8. Уолт Дисней Ограниченные когнитивные способности. Американский художник
кинорежиссёр,
мультипликатор,
компании«Walt Disney Productions».
актёр,
сценарист и продюсер,
основатель
9.Винсент Ван Гог тип инвалидности ментальные, психические заболевания. Аутист.
Является одним из самых дорогих художников мира.
10. Джон ФорбсНэш Лауреат Нобелевской премии, американский математик.
Большую часть жизни прожил с диагнозом паранойя и шизофрения.
11. Майкл Фелбс самая тяжелая степень СДВГ. Благодаря маме, неврологу его учителям
по плаванию 10 кратный чемпион мира.
Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция у студентов колледжа
Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция у студентов колледжа
Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция у студентов колледжа
Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция у студентов колледжа
Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция у студентов колледжа
Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция у студентов колледжа
Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция у студентов колледжа
Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция у студентов колледжа
Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция у студентов колледжа
Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция у студентов колледжа
Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция у студентов колледжа
Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция у студентов колледжа
Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция у студентов колледжа
Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция у студентов колледжа
Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция у студентов колледжа
Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция у студентов колледжа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.