на тему: «Инклюзивное образование»
Введение. 3
1 Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья 6
1.1 Подходы к понятию инклюзивного образования в России и за рубежом 6
1.2 Опыт инклюзивного образования в России 9
2 Условия реализации инклюзивного образования 13
2.1 Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями
здоровья в условиях общеобразовательной школы 13
2.2 Рекомендации по работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья при организации инклюзивного
образования в общеобразовательной школе 17
Заключение 21
Список использованных источников 24
Приложение 26
Введение.
В настоящее время во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, те, кого в нашей стране принято называть инвалидами. Их число в мире значительно и продолжает расти. В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах. За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ является ключевым этапом перехода образовательной системы на новый уровень. В его рамках актуальным становится внедрение инклюзивного образования.
Одна из форм общего образования, доступная для всех людей независимо от пола, расы, уровней возможностей и т.д., а также придерживающаяся принципов ценности человека, права на коммуникации, разнообразия в подходах к обучению называется инклюзивным образованием. Инклюзия – это возможность получения качественного образования посредством индивидуального подхода к каждому обучающемуся, независимо от его возможностей и развития. Инклюзия рассматривается как активно развивающееся направление, позволяющее адаптировать обучающихся в социум, развивать коммуникативные навыки, стимулировать соблюдение равных прав и полноценно участвовать в жизни общества. Создание благоприятной среды является одной из первостепенных задач учебно-воспитательного процесса в инклюзивной среде. С этой целью, на современном этапе, в образовательных организациях создаются как материально-технические, нормативные документы (локальные акты, адаптивные программа и др.), организуются организационно-педагогических условий.
С 1 сентября 2016 года действует утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзивное образование только начало свое полноценное развитие в Российской Федерации, так как нормативные документы требуют практической адаптации на всех уровнях организаций в сфере образовательной деятельности. В связи с этим актуальным представляется изучение структуры образования в России, опыта зарубежных стран, определения оптимальной модели организации данного вида образования.
Цель исследования – проанализировать организационно-педагогические условия инклюзивного образования, разработать технологию создания организационно-педагогических условий в общеобразовательных организациях.
Объектом исследования является инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия инклюзивного образования в общеобразовательных организациях.
Гипотеза: общеобразовательная среда для лиц с ОВЗ может быть создана в случае реализации организационно-педагогических условий как обязательного компонента инклюзивного образования с учётом включения в работу всех участников образовательного процесса.
В связи с этим определены следующие задачи исследования:
- изучить подходы к понятию инклюзивное образование и проанализировать развития образовательной системы в России и за рубежом в историческом аспекте;
- уточнить формы организации инклюзивного образования в России;
- определить уровень организационно-педагогических условий инклюзивного образования в образовательном учреждении;
- определить основные направления технологии создания организационно-педагогических условий инклюзивного образования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- изучение и анализ литературы по исследованию инклюзивного образования, исторического аспекта образования в России и за рубежом;
- изучение научного материала и практического опыта.
Глава 1. Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
1.1 Подходы к понятию инклюзивного образования в России и за рубежом.
Появление педагогического феномена – инклюзивное образование – явилось следствием преобразований, происходящих в сфере социальной политики, признания равенства всех людей, независимо от состояния здоровья и особенностей развития. До середины XX в. отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) базировалось на медицинской модели инвалидности. В рамках данной модели, человек с отклонениями здоровья рассматривался, как объект заботы и помощи со стороны членов семьи и социальных служб. В соответствии со сформировавшимися на протяжении веков представлениями, человек с нарушениями развития не воспринимался как равноправный член общества, способный к независимой жизни и самореализации в различных сферах деятельности.
В 60-70-х гг. XX в. произошли существенные изменения в области социальных отношений – была признана неудовлетворительной медицинская модель инвалидности, вследствие чего произошел переход к новой, социальной модели. Социальная модель инвалидности отвергала оценку отклонений здоровья как исключительно медицинскую категорию, вводила ее в сферу социальных проблем. Трудности, испытываемые людьми с ОВЗ в повседневной жизни, рассматривались не как естественное следствие, имеющихся отклонений здоровья, а как неприспособленность окружающей среды к потребностям людей, имеющих те или иные индивидуальные особенности. Среди барьеров, затрудняющих жизнедеятельность людей с ОВЗ, назывались и психологические установки общества, заключающиеся в оценке человека с точки зрения соответствия / несоответствия принятым образцам.
Основополагающим принципом, определяющим характер взаимоотношений «человек с ОВЗ – социум», явился принцип нормализации. Согласно принципу нормализации, люди с ОВЗ должны иметь возможность вести образ жизни, максимально приближенный к образу жизни здоровых людей; основной целью помощи людям с теми или иными отклонениями здоровья объявлялась их интеграция в социум, обеспечение условий для максимально возможной самореализации.
Провозглашение цели «интеграция людей с ограниченными возможностями в социум» привело к переоценке практики обучения детей с отклонениями развития в специальных учебных заведениях отдельно от здоровых сверстников. Обучение в специальных учебных заведениях было признано формой дискриминации, препятствующей включению детей с нарушениями развития в общество. Начиная с 60-70-х гг. XX в. в образовательной практике европейских и североамериканских стран появилась новая форма обучения детей с ограниченными возможностями – обучение в общеобразовательной школе совместно со здоровыми детьми. Первая организационная форма совместного обучения – интегрированное обучение – имело как преимущества (по сравнению с обучением в специальных учебных заведениях), так и существенные недостатки. Преимуществом являлась интеграция детей с отклонениями развития в общество здоровых сверстников, формирование чувства причастности к социуму, объединяющих людей, различных по уровню развития и состоянию здоровья; здоровые обучающиеся приобретали опыт толерантного отношения к людям с ОВЗ, учились оказывать помощь нуждающимся в ней одноклассникам. К недостаткам интегрированного обучения относилась невозможность включения большого числа обучающихся с отклонениями развития в систему общего образования. Это было вызвано тем, что много обучающихся с ОВЗ испытывали значительные трудности в усвоении базовой школьной программы, попадали в число стойко неуспевающих и были вынуждены продолжать образование в специальных учебных заведениях.
С целью решения поставленной задачи – включение максимально большего числа обучающихся с ограниченными возможностями в систему общего образования – в 90-х гг. интегрированное обучение подверглось существенной модификации, в результате чего в практике образования ряда стран появилась новая форма совместного обучения – инклюзивное образование. В соответствии с принципами инклюзивного образования – включение максимально большего числа обучающихся с ОВЗ в систему общего образования – все дети, независимо от особенностей развития, получали право обучения в общеобразовательной школе, а также на систему общего образования возлагалась ответственность за создание условий обучения, соответствующих индивидуальным особенностям каждого обучающегося.
В основу теоретического обоснования инклюзивного образования было положено представление о необходимости рассмотрения нарушений психофизического развития с точки зрения их социальных характеристик, определяющих характер взаимоотношений «человек с ОВЗ – социум».
Одним из первых психологов, высказавших предположение о влиянии нарушения развития на процессы социализации и интеграции детей в общество, является Л. С. Выготский. Согласно теоретическим положениям Л. С. Выготского, социальная ситуация развития ребенка с ограниченными возможностями существенно отличается от ситуации развития здоровых детей.
Помещение в центр образовательного процесса ребенка и рассмотрение образовательного процесса с точки зрения его гибкости и вариативности привело к пересмотру причин трудностей обучения, испытываемых некоторыми обучающимися. Была отвергнута позиция, в соответствии с которой причинами школьной неуспеваемости назывались низкий уровень развития когнитивной и личностной сфер ребенка. В соответствии с курсом гуманизации, в рамках которого подлежали удовлетворению образовательных потребностей каждого обучающегося, трудности обучения рассматривались как свидетельство недостаточной гибкости и адаптивности системы образования, несоответствие требований школы индивидуальным возможностям обучающихся получило название «осложненная учебная ситуация» (Д.Шметц).
Таким образом, в рамках гуманизации социальных отношений и ориентацией на включение детей с отклонениями развития в систему общего образования, происходит отказ от рассмотрения дефекта развития как характеристики, затрудняющей обучение в общеобразовательной школе. Отклонение здоровья понимается как одна из индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с чем происходит модификация процесса обучения.
1.2 Опыт инклюзивного образования в России
В настоящее время внедрение инклюзии происходит на всех уровнях образования. Нормативно-правовая база, способствующая и закрепляющая инклюзивное образование регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Закон Российской Федерации "Об образовании" закрепил в качестве принципа государственной политики "адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников" (п. З ст. 2 Закона). В этих же целях Закон установил государственные гарантии прав граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства создавать "гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов" (п. 6 ст.5 Закона).
В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
В России уже многие годы существует система специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для обучения детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелым нарушением речи, эмоционально-волевой сферы и поведения и с умственной отсталостью.В соответствии с Законом РФ об образовании детям инвалидам, инвалидам I и II группы предоставляется льгота при приеме в средние специальные и высшие учебные заведения.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Есть восемь руководящих принципов, которые лежат в основе Конвенции и каждого из ее конкретных статей:
- Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор,
и независимости лиц.
- Недопущение дискриминации
- Полная и эффективная интеграция в общество. Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности.
- Равенство возможностей
- Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность
Главная задача конвенции заключается в том, чтобы детально разработать права инвалидов и выработать пути их реализации.
Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.
Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное - изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.
Как мы видим в нашей стране закреплено право каждого ребенка на образование, а ребенок-инвалид является равноправным членом общества и должен иметь возможность обучаться с остальными детьми на равных условиях. Благодаря активному обсуждению проблемы обучения детей-инвалидов в России, правительство РФ приняло ряд законов и положений о защите прав инвалидов, по улучшению их жизни, подписало Конвенцию ООН «О правах инвалидов».
Одной из основных проблем является отсутствие социализации в специальной школе. В России не до конца сформированы положительные установки к лицам с ОВЗ. Одна часть населения относится к ним с пренебрежением, другая нейтрально и лишь небольшая часть с пониманием и желанием помочь. Так и в обычных школах присутствует неготовность, как самих педагогов, так и материально-технической базы для внедрения инклюзивного образования. Должна быть качественная подготовка общества к принятию всех людей, какими бы они ни были.
Инклюзивное образование материально затратно и не во всех цивилизованных зарубежных странах есть коррекционные школы. Представление многих учителей о том, что при большой наполняемости класса добавятся еще лица с ОВЗ, пугают их, но это лишь теоретическое незнание коррекционной работы и индивидуального подхода с особой категорией детей. В таком классе привлекают к работе специалистов: дефектолога, логопеда, специального психолога и других. Отмечается многими специалистами, что педагоги, не имеющие специального образования, не ведут индивидуальную работу, это приводит к отставанию ребёнка, когда он не занимается продуктивной деятельностью для своего развития на уроке.
Первоначально перед педагогами должны стоять особые задачи по отношению к детям:
– подготовка специальной общеобразовательной среды;
– способствование социализации и адаптации;
– предоставление адаптированных программ, которые соответствуют уровню индивидуального развития;
– формирование особых знаний в области специальной педагогики и психологии у всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей и детей).
Оказать помощь в реализации этих задач могут тьюторы. Тьютором может быть человек, задействованный в этой системе образования, от родителей до специально подготовленных специалистов и учителей. Необходим психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК), определяющий отклонения в развитии и предлагающий возможную форму обучения, но лишь родители решают, в какой образовательной организации будет обучаться их ребёнок. ПМПК рекомендует формы и типы работы тьютора с ребёнком, а также необходимых специалистов. Стремление ввести инклюзивное образование способствует гуманизации общества, введению новой профессии – тьютора, как помощника педагогов и родителей для реализации внедрения инклюзии.
Глава 2. Условия реализации инклюзивного образования
2.1 Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями
здоровья в условиях общеобразовательной школы
В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые испытывают трудности в усвоении образовательной программы. Для них требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях образовательных учреждений. Иными словами необходима безбарьерная образовательная среда, которая бы позволила детям с ОВЗ реализовать в полной мере свои образовательные потребности. В связи с этим возникает необходимость создания инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ.
Начиная работу с детьми с ОВЗ, педагоги, психологи, социальные педагоги встают перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников.
В каждом образовательном учреждении могут быть свои тонкости при выборе форм и методов, но при этом существуют общие принципы и закономерности, которых следует придерживаться:
−принцип соблюдения интересов ребёнка определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в его интересах;
−внедрение принципа непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
−соблюдение принципа системности, обеспечивающего единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
−соблюдение принципа гуманизации, что означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребёнка; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка; уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса;
−принцип рекомендательного характера оказания помощи обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования;
−принцип вариативности, который предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Так, изменение образовательной среды (при условии ее неготовности принятия ребенка с ОВЗ) выйдет на первый план. С чего начинать эту работу в школе? Опять-таки со среды, выясняя, готова или не готова образовательная среда, принять ребенка с ОВЗ. Но нельзя забывать и о том, что внедрение инклюзивного образования сложно осуществить без комплексной и налаженной работы группы специалистов, создающих эти необходимые дополнительные условия. В работе образовательных организаций, реализующих АООП, наличие специалистов, сопровождающих обучающихся, является одним из обязательных требований в организации образовательной деятельности. Требования же к профессиональной деятельности этих специалистов нуждаются в дополнительных разъяснениях, поскольку в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ обращается внимание лишь на уровень профессиональной подготовки специалистов. Анализ имеющихся нормативных документов и методической литературы позволил кратко определить функции специалистов, включенных с процесс инклюзивного образования.
1. Дефектолог ведёт работу по коррекции и развитию умственной деятельности, формированию и развитию высших психических функций и анализаторных систем; определяет формы и методы работы по улучшению качества усвоения образовательной программы; индивидуально работает с обучающимися, имеющими отклонения в развитии или трудности в усвоении образовательной программы, разрабатывает план индивидуальной работы. Наличие таких узких специалистов, как олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог является одним из необходимых компонентов образовательной среды, в которой обучается ребёнок с ОВЗ.
2. Психолог проводит диагностику психического развития, профилактику и коррекцию отклонений в развитии, организует консультации с родителями и педагогами; корректирует поведение обучающихся, особенности организации их коммуникативной деятельности, эмоционально-волевую сферу; подбирает формы и методы работы, наиболее подходящие для усвоения учебного материала; способствует сохранению психологического благополучия каждого обучающегося; определяет актуальный уровень развития и зону ближайшего развития. В индивидуальные занятия психолога включается работа и по развитию познавательных процессов.
3. Социальный педагог – специалист, контролирующий соблюдение прав обучающихся, синтезирует информацию о социальных потребностях семьи и обучающегося; подбирает организации, предоставляющие необходимые услуги и защищающие права обучающегося, реализует комплекс мероприятий, направленных на получение образовательных услуг в объеме, соответствующем Законодательству РФ.
4. Логопед осуществляет деятельность по развитию и коррекции речи (устной и письменной), определяет методы и формы работы по развитию и коррекции всех видов речевой деятельности, занимается диагностикой речевых нарушений обучающихся, заполняет речевую карту, разрабатывает программы по развитию речи, индивидуальные маршруты и календарно-тематические планы на основе поставленного диагноза.
5. Тьютор осуществляет сопровождение ребёнка в процессе его обучения, воспитания и развития; помогает в выполнении задач, поставленных педагогами и другими специалистами; ведёт работу по адаптации обучающегося к новым условиям, регулирует его поведение в образовательной среде и с ближайшим окружением. Организует режим дня, помогает в выполнении самостоятельной работы, выстраивает индивидуальную работу с педагогами. Тьютор является связующим звеном в организации взаимодействия и работы всех участников образовательных отношений .
6. Методист (координатор инклюзивной практики) – специалист, координирующий работу всех членов педагогического коллектива по организации инклюзии. Методист является одним из работников, организующих мероприятия по развитию инклюзивной практики и культуры в образовательной организации; координирует взаимодействие между специалистами и уточняет направления деятельности по созданию инклюзивных условий; информирует о практических, теоретических, законодательных и информационных новшествах в сфере инклюзивного образования.
Все из вышеперечисленных специалистов ведут консультирование родителей и планирование деятельности по дальнейшему развитию обучающегося, выстраивают образовательный маршрут, способствующий наиболее благоприятной адаптации и социализации в общество, проводят диагностическую деятельность, на основании которой определяют слабые стороны в обучении и развитии; готовят индивидуальную программу на основе анализа и обследования обучающегося (Приложение 1); ведут индивидуальные и групповые занятия, направленные на коррекцию, формирование и развитие необходимых умений и навыков для жизни. При отсутствии в образовательном учреждении перечисленных выше специалистов важна работа по организации сетевого взаимодействия.
Для повышения эффективности реализации инклюзивных образовательных процессов в образовательном учреждении необходимо создание адаптивной среды, которая актуализировала бы возможности ребенка. Эти условия должны соответствовать образовательным потребностям детей с ОВЗ.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
2.2 Рекомендации по работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья при организации инклюзивного
образования в общеобразовательной школе
Для обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимы изменения способов подачи информации или модификация учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимые изменения должны быть включены в индивидуальный образовательный план обучающегося. Эти изменения следует применять так чтобы они отражали индивидуальные нужды обучающихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих обучающихся и их родителей (законных представителей) о том, в чем именно они нуждаются. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Т.е., осуществление индивидуально-личностного и дифференцированного подходов.
Рекомендации по поводу корректировок в учебниках и образовательных программах, возможных изменений на уроке в классе и заданиях и возможных поведенческих ожиданиях, которые нужно принять во внимание при обучении детей с особыми образовательными потребностями.
Основная задача учителя сделать для детей с ОВЗ класс – зоной свободной от неуспеха. Дать ребенку уверенность в его благополучии. Подбирать методики, способные заинтересовать новым материалом и пояснять его наиболее доходчивым способом.
Еще один принцип вариативных форм обучения детей с ОВЗ в школе –комфортное существование ребенка в социальной среде. Социализация ребенка должна проходить в щадящем режиме. Наилучший вариант, когда режим посещения школы принимается индивидуально, исходя из особенностей каждого ребенка. В качестве одного из вариантов вхождения ребенка с ОВЗ в школьную среду может выступать система коротких занятий с разными педагогами за один день. Уроки, или консультации при этом составляют по 15-20 минут. Ребенок пока индивидуально знакомиться с предметами, педагогами и даже кабинетами и строением школы. Это очень важно особенно для детей с разной степенью умственной отсталости. При этом все педагоги и узкие специалисты во взаимодействии с родителями принимают решение о формах дальнейшего образования ребенка, исходя из того, как он усваивает материал, как он себя ощущает в школьной среде. Технические средства так же помогают педагогу при обучении детей с ОВЗ. Существует дистанционная форма обучения. Дистанционная форма обучения детей с ОВЗ, когда процесс взаимодействия педагога и ученика происходит посредством информационных технологий, видеосвязи через Интернет, предоставлением видео-лекций и дистанционной аттестацией.
Дистанционная технология обучения детей с ОВЗ может считаться наиболее успешным для тех детей, которые не могут в силу физических, психологических, психофизиологических причин получить инклюзивное образование. При этом дистанционное обучение сохраняет характерный для домашнего обучения индивидуальный подход к ученику. Так как педагог способен скорректировать учебную программу, исходя из особенностей, в том числе и умственных, своего ученика. В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов. Педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех ребёнка с ОВЗ. Важно развивать двигательные навыки с помощью интересных и понятных для детей игр, которые соответствуют его двигательным возможностям. Формировать навык самообслуживания. Важно уделять особое внимание развитию сенсорных эталонов.
Учитывая все рекомендации для учителей, работающих в условиях инклюзивного образования (Приложение 2), учитель сможет обеспечить такой образовательный процесс, который будет удовлетворять специальные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Однако осознание необходимости и перспективности перехода к инклюзивной форме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья высвечивает ряд проблем, требующих безотлагательного решения:
- необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию инклюзивной формы образования;
- отсутствие экономических и финансовых механизмов реализации инклюзивного образования в соответствии с финансовыми нормативами затрат, в которые включаются затраты на создание специальных условий обучения (воспитания) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе;
- недостаточное развитие в образовательных учреждениях развивающей адаптивной среды, условий доступности, без барьерной среды жизнедеятельности;
- нехватка специалистов, подготовленных для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования;
- недостаточное методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса, не способное удовлетворить потребности специалистов сопровождения и педагогов, включённых в инклюзивную практику;
- неготовность общества и самих лиц с ограниченными возможностями здоровья к взаимному принятию.
Также необходимо материально-техническое оснащение образовательного процесса:для обучающихся с нарушением слуха: слуховые аппараты, FM- системы, информационные системы, сурдологопедический тренажер, комплект реабилитационных материалов; для обучающихся с нарушениями зрения: электронные видео увеличители, дисплей-клавиатура Брайля, принтеры Брайля, читающая машина, пишущие машинки, нагреватель для тактильной печати, лупы, аудиотехника; для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: адаптированные устройства для ПК, адаптированная мебель, сенсорная комната, коррекционно-развивающие пособия, кабинет дефектолога, джойстики.
Выделяют требования к оборудованию внешних и внутренних зон учебного заведения: оборудование санитарной комнаты поручнями; размещение знаков доступности и предупреждающих знаков при входе; стоянки для инвалидов; тактильные плитки и противоскользящие покрытия; пандусы и мобильные лестничные подъемники; система вызова помощи; звуковые информаторы; автоматические двери; контрастная маркировка и информационные таблицы и схемы; информационные терминалы.
Проанализировав данный пункт, можно сделать вывод о том, что для реализации инклюзивных образовательных процессов в образовательном учреждении необходимо создание адаптивной среды, включающей адаптированную образовательную программу для обучающихся с ОВЗ, ряд документов, кадровое сопровождение, создание без барьерной, «доступной» среды, ассистирующие средства и технологии, коррекционно – развивающую предметную среду, помещения (зоны) для отдыха, восстановления работоспособности, оздоровления. Только комплексное оснащение учебного учреждения позволяет сделать его доступным для обучения детей с ОВЗ.
Таким образом, для успеха интеграции в образовательном пространстве страны должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении. Поэтому одним из условий эффективности отечественной версии интеграции должно стать обязательное специальное психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка в общеобразовательном учреждении.
Заключение
Инклюзивное образование – новое перспективное стратегическое направление образовательной политики и практики, в значительной степени затрагивающее современное образование. Поэтому на этапе проектирования инклюзивного процесса в образовательном учреждении необходимо рассмотреть и оценить сущностные и ситуативные противоречия и ограничения этого процесса, риски и ресурсы, чтобы заложить основы по-настоящему действенного инклюзивного образования и избежать перекосов и срывов в его реализации.
Осознавая значимость инклюзивного образования на современном этапе развития общества, необходимо правильно построить процесс становления и развития инклюзивного образования в нашей стране, учитывая опыт других стран. В то же время нельзя снижать значимость специальных коррекционных образовательных учреждений, обучающих детей с выраженными отклонениями в развитии и нуждающихся в специализированных условиях. Эти учреждения являются ресурсными центрами для учителей, работающих в системе инклюзивного образования, их необходимо обязательно сохранить и сделать координационными центрами инклюзивного образования.
Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.
Представленные рекомендации по совершенствованию нормативно-правового и методического регулирования инклюзивной практики в образовательных организациях позволят обеспечить доступность качественного образования всем категориям обучающихся за счет системного становления инклюзивного образования.
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего инклюзивное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
По моему мнению, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья следует уделять больше внимания, т.к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно. Цель инклюзии - не только интеграция детей с ограниченными возможностями, а «одна школа для всех». Инклюзивные подходы могут поддержать детей с ограниченными возможностями в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможность для эффективной социализации.
Подводя итог по проделанной работе, можно сказать следующее: безусловно, очень важно включение этих детей в образовательный процесс, который требует особых подходов со стороны всех его участников - применение современных технологий на базе основной образовательной программы с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающихся; технологий, обеспечивающих гибкость образовательного процесса, успешное освоение детьми образовательной программы. Но и вместе с тем, не менее важно воспитывать в детях, не имеющих ограниченных возможностей здоровья чувство толерантности к тем детям и взрослым людям, которые по тем или иным причинам стали инвалидами.
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Но до сих пор открытым остается вопрос об организации процесса развития и обучения "особых" детей в массовой школе. Как уже было упомянуто в данной работе, это связано со спецификой методик и неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов.
Практика показывает, что развитие инклюзивного образования - процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы.
Итак, с моей точки зрения, которую я изложила в данной работе, дети с ограниченными возможностями здоровья должны иметь право выбора места получения образования, и это право должно быть закреплено в системе федерального законодательства и регламентировано на уровне практики.
Список использованной литературы
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.
2. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проективной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М., 2010.
3. Бирюкова, Ю. С. Организационно-педагогические условия инклюзивного образования в образовательных организациях [Текст] / Ю. С. Бирюкова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей / Урал. Гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2018. – С. 64-66.
4. Бут, Т. Политика включения и исключения в Англии: В чьих руках сосредоточен контроль? [Текст] / Т. Бут // Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании / сост. Ш. Рамон, В. Шмидт. – М. : Московская высшая школа социальных и экономических наук, 2013. – С. 36-44.
5. Власова, О. А. Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве Франции: проблемы и перспективы (2013-2014) [Текст] / Современная зарубежная психология / О. А. Власова. – 2015. Том 4. № 2. – С. 28-39.6. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3., – С. 35-39.
7. Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе» М., ЦППРиК «Тверской» 2010.
8. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1.
9. На пути к инклюзивной школе: Пособие для учителей. USAID, 2007.
10. Олешкевич В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения // Дефектология. – 2012. – № 5., – С 16-25.
11. Сартан М. «О развитии системы психолого-педагогической медико-социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования».
15.Конституция РФ
16.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271
17.«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
18. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»– Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06
19."О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Опубликовано 5 мая 2012
20."О коррекционном и инклюзивном образовании детей" Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года.
21.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приложение 1.
Педагогическая характеристика на
(ФИО ребенка)
Дата рождения:
Класс обучения:
Ф. И. О. Родителей:
1. Организация обучения
Программа обучения
Перечень учебных предметов, количество учебных часов
Форма обучения
индивидуальное (на дому); индивидуальное (занятия организованы в школе); индивидуальное (частично на дому, частично занятия организованы в школе); посещение уроков по отдельным/по всем учебным предметам с классом
2. Учебная деятельность
Сформированность мотивации на учебную деятельность
Успешность в учебной деятельности
Сформированность навыков самостоятельной работы (при выполнении домашних заданий: при работе на уроке: использование дополнительных источников информации)
Уровень владения компьютером
не владеет, начальный, в пределах школьной программы, выше уровня школьной программы
3. Индивидуальные особенности ребенка
Особенности поведения
Отношения с педагогами
Отношения со сверстниками
Преобладающий тип темперамента
Ведущая правая/левая рука
Увлечения ребенка
Дополнительная информация
4. Заключение
Рекомендовано обучение в дистанционной форме по программам дополнительного или среднего полного общего образования
Директор ОУ______________________/________________/
Дата____________
Карта-схема посещения ученика.
1. Ф.И.О.
2. Класс
3. Форма обучения
4. Условия проживания
5. Внешний материальный достаток семьи
6. Есть ли у ребёнка своя комната
7. Своё рабочее место
8. Где спит ребёнок
9. Семейное окружение: с кем живёт, кто бывает с ребёнком в течении
10.Режим дня, участие близких в обучении ребёнка, чьей помощью воспользуется в ситуациях затруднения, стиль отношения с родителями и другими родственниками.
11. Социальные контакты: посещает ли школу, приходят ли учителя (как часто), бывают ли бывают ли в доме друзья, посещает ли ребёнок развивающие учреждения (какие).
12. Физический статус: указать внешние проявления инвалидности, физические ограничения к деятельности, речь, слух, зрение.
13. Личностные особенности ребёнка: как вступает в общение, область интересов, желания, эмоциональная уровновешенность, активность, общительность, организованность.
14. Учебная деятельность: мотивация, к чему испытывает интерес, сколько времени занимают учебные занятия, любимый предмет, занет ли имя учителя, как общается с учителем, какие трудности испытывает в учебе.
15. Сфера интересов ребёнка
16. Для выпускников: куда собирается поступать, сформирован ли образ личного будущего.
17. Свободные впечатления о ребёнке и его семье.
Приложение 2
Рекомендации для учителей, работающих в условиях инклюзивного образования
Учащиеся с ОВЗ нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление обучающимся с ОВЗ особых условий по сравнению с их одноклассниками.
Не акцентируя внимания на материально-технических и кадровых возможностях обеспечения инклюзии в школе, остановимся на тех условиях, которые грамотный педагог может организовать в классе даже при минимальной обеспеченности всем остальным.
О правилах поведения на уроке:
- Наличие индивидуальных правил поведения на уроке для учащихся с ОВЗ. Это может быть предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства.
- Разработка кодовой системы (слова, знака, карточки), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент. Четкое обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать. Использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши), сведение к минимуму наказаний за невыполнение правил. Разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.
- Игнорирование незначительных поведенческих нарушений (ребенок теребит ручку, держит игрушку рядом, ему трудно усидеть без движения за партой, уследить за движениями ног и рук – все это можно «не замечать», если, конечно, он не слишком мешает остальным).
- Близость детей с ОВЗ к учителю. Ни в коем случае не сажать их за последнюю парту!
- Педагогу необходимы знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ОВЗ.
О подаче материала:
- Поэтапное разъяснение заданий и последовательное (по плану) их выполнение.
- Подготовка (предупреждение) учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания, для сдачи домашнего задания.
- Письменные задания (при овладении соответствующими навыками) предпочтительны для обучающихся, испытывающих трудности в обучении. Таким ученикам (по их желанию) можно предоставить возможность представить выполненное задание сначала в малой группе, прежде чем выступить перед всем классом.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске. Разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися.
- Распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому, помочь в выполнении заданий.
О проведении тестирования, контрольных работ:
- Проведение тестов в помещении без внешних раздражителей (изолированно).
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями (например, оценка правописания отдельно от содержания работы).
- Разрешение переделать задание, с которым ребенок не справился. Оценка переделанных работ.
- Чтение тестовых материалов учащимся и разрешение устных ответов.
- Разграничение тестов на секции по сходным проблемам; использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа.
- Разрешение учащимся выбрать и выполнить индивидуальный проект в качестве альтернативы тесту.
- Обеспечение напечатанными учебными материалами (схемы, графики, таблица умножения).
- Разрешение выполнить тест дома или с использованием учебников.
- Предоставление возможных ответов для заданий с пропущенными словами; написание первой буквы пропущенного слова.
- Разрешение использовать калькулятор; обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом.
- Размещение малого количества заданий на одном листе (например, от 4 до 6 заданий на странице);
- Использование линейки во время чтения для его облегчения (чтобы строчки не «скакали»).
Педагогам для успешной работы необходимо знать о психологических особенностях детей с ОВЗ, оказавшихся в инклюзивной среде. В этой ситуации нужно постараться увидеть тонкую грань между отношением к ним, как к детям, которым нужна наша помощь, и как к детям «ленивым», «плохо старающимся», «мешающим остальным», «мешающим учителю работать», «невоспитанным» или «необучаемым» (список определений, к сожалению, можно долго продолжать!). Этим детям, как и педагогам, бывает очень нелегко.
Итак, некоторые «подсказки» для педагогов:
- Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным (сохранным) интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками. Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводит к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания, и поэтому нужна дополнительная помощь.
- Дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата часто располагаются в колясках, и поэтому им крайне неприятно положение, когда для контакта нужно запрокидывать голову. Старайтесь, чтобы ваши лица при общении находились на одном уровне.
- При общении с детьми с сенсорными нарушениями (слух, зрение) учитывайте их особое, во многом ограниченное восприятие окружающего мира и предупреждайте каждый раз, когда меняете свое положение или собираетесь сделать что-то, чтобы дать им время сориентироваться. Обратите внимание на наличие бьющихся, потенциально опасных предметов. Убеждайтесь, что вас поняли, отвечайте на уточняющие вопросы, используйте жесты.
- Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) составляют особую группу учащихся с ОВЗ. При общении с ними можно воспользоваться «5 золотыми правилами» Марины Азимовой, супервизора экспериментального АВА-класса для детей с аутизмом и сильными нарушениями речи, специалиста по инклюзивному образованию детей с особенностями развития:
1. Никогда не говорите много слов. Говорите коротко и четко. Ребенок с РАС обычно теряет понимание инструкции и «выключается» уже на 4 слове. Например, необходимо сказать коротко: «Подойди к доске и напиши сегодняшнее число». Без тирады слов: «А сейчас у нас подойдет к доске... кто у нас подойдет? И что он напишет на доске, ребята?» Это традиционное, располагающее к диалогу общение мучительно для детей с РАС и воспринимается ими, как наказание, или не воспринимается вовсе.
2. Если вы хотите, чтобы информация действительно «дошла» до ребенка, сажайте его близко к себе и старайтесь смотреть ему в глаза хотя бы 2-3 раза в течение фразы. Ловите контакт глаз периодически в течение занятия.
3. Зрительное для ребенка с РАС работает лучше, чем словесное. Если у вас есть возможность показать вместо того, чтобы сказать, - показывайте. Картинка лучше любого слова. Для читающих детей: инструкцию лучше один раз написать на бумажке, а не многократно проговаривать устно. Ребенок будет перечитывать инструкцию и делать так, как написано в ней. То, что написано, воспринимается как правило, а то, что сказано — как шум.
4. Никогда не поощряйте плохое поведение. Очень часто мы эмоционально ярко реагируем на плохое поведение, тем самым поощряя его. Увидев неправильное поведение, мы оказываем ребенку огромное внимание. И для того, чтобы получить порцию внимания, в следующий раз он сделает именно то, что вызовет наше недовольство. Необходимо действовать иначе: если мы видим плохое поведение — мы игнорируем его полностью. Если же поведение представляет опасность, мы лишь задерживаем руки ребенка, чтобы он не нанес вред себе или окружающим, но не смотрим ребенку в глаза, не реагируем словами, не проявляем эмоций.
5. Старайтесь дать понять ребенку, что, когда он «хороший», вы его видите. Не забывайте постоянно поощрять и отмечать то, что ребенок не делает ничего плохого. Нужно непременно оказать внимание и отметить желаемое поведение, поощрив его к нему в дальнейшем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.