Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

  • docx
  • 23.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.docx

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Автор  Буторина Олеся Валерьевна МКОУ  СОШ с.Кусекеево

 

Пояснительная записка.

Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.

Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.

 

Актуальность создания экспериментальной площадки.

В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни. В МКОУ СОШ с.Кусекеево обучается 23 ребёнока из них с задержкой психического развития 11, нарушением речи 8 и с нарушением интеллектуального развития 4.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья не в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей.

Создан школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов школы.

Опираясь на прогнозирование, число дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения при организации и содержании среды, в которой будут находиться дошкольники.

 

Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Кусекеево, усовершенствование системы работы школы в плане образования, социальной реабилитации и самореализации детей с ОВЗ путем внедрения инклюзивного образования.

 

Задачи:

1. Создание психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.

2. Создание нормативно-правовой основы работы школы в рамках инклюзивной формы обучения.

3. Обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения инклюзии.

4. Развитие методической, дидактической базы; обеспечение подготовки педагогических кадров, внедряющих инклюзивную форму обучения.

5. Формирование толерантного отношения сообщества школы к детям с ОВЗ.

 

Этапы реализации проекта

Подготовительный

 -Разработка нормативно-правовой базы

- создание базы данных детей с ОВЗ, посещающих школу

- курсовая подготовка кадров

- создание «безбарьерной» среды в образовательной организации (обеспечение доступности помещений школы, материально-техническое обеспечение)

-адаптация образовательной программы в связи с базой данных детей с ОВЗ, определение вариантов АООП

 

Сентябрь2018-май 2019

Этап запуска проекта 

-подготовка адаптированных программ по предметам,

-начало непосредственной работы детей с ОВЗ

Август, сентябрь 2018

Основной этап развертывания проекта

 -работа с детьми с ОВЗ

- коррекционно-развивающая работа

- социальная адаптация

-накопление методического инструментария, передового опыта работы в рамках инклюзии

- работа «Родительского клуба»

Сентябрь 2018-май 2019

Завершающий этап проекта

- анализ и оценка достигнутых результатов,

- оценка перспектив развития в направлении работы по инклюзивному образованию в образовательной организации

Апрель, май 2019

 

Ожидаемые результаты:

-обеспечение права детей с ОВЗ на равный доступ к образованию, независимо от состояния здоровья, места проживания;

-совершенствование учебного процесса, повышение компетентности педработников в области инклюзивного образования;

-создание психологически комфортной среды для детей с разными возможностями;

-оказание доступной и качественной медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ;

-создание возможности для социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Риски:

Поскольку инклюзивное образование направлено на обеспечение равных прав детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников, то реализация его на практике предполагает учет интересов всех участников образовательного процесса. В связи с этим, в нашем образовательном учреждении могут возникнуть определенные риски, которые я выделяю как наиболее значимые:

Во-первых, многие педагоги могут испытывать чувство тревоги, т.к. боятся не справиться с возросшей ответственностью, не все учителя понимают суть и готовы к новым профессиональным ролям, которые появляются в связи с введением инклюзивного образования.

Во-вторых, семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в классе присутствуют “особые” учащиеся. Они опасаются, что это может привести к тому, что все внимание учителя будет направлено на детей с ОВЗ, а другие дети в этом время не будут получать необходимую помощь.

В-третьих, материально-техническая база ОУ может частично не соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.

 

Критерии оценки реализации проекта:

 

1. Описание особенностей образовательной среды.

2. Сформированные нормативно-правовая и учебно-методическая базы.

3. Благоприятный микроклимат в ОУ.

4.Стабильные показатели набора учащихся школы.

2.Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве

1. Динамика эмоционального состояния ребенка.

2. Снижение школьной тревожности.

3. Изменение социального статуса ребенка в группе.

3.Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области инклюзивного образования

1. Увеличение числа педагогов,

прошедших курсы повышения квалификации по теме проекте.

4.Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ

Доля родителей детей с ОВЗ, посещающих родительские собрания, являющихся членами Родительского клуба

 

 

Мероприятия по реализации проекта

Наименование мероприятий

 

Срок исполнения

 

Исполнители

 

1.    Нормативно – правовое и организационное обеспечение

 

1.

Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов

 

Сентябрь

 

Директор, заместитель директора по УР

 

2.

Создание базы данных детей с ОВЗ

 

Сентябрь

 

Заместитель директора по УР

 

3.

Курсовая подготовка педкадров

 

В течение года

 

педагоги

 

4.

Создание «безбарьерной» среды

 

В течение года

 

Директор

 

5.

Разработка и адаптирование программ

 

Сентябрь-май

 

педагоги

 

6.

Изучение, накопление передового опыта работы с детьми с ОВЗ

 

В течение года

 

Педагоги, кл. рук-ль

 

7.

Семинары по инклюзивному образованию

 

В течение года

 

Заместитель директора по научно-методической работе

 

8.

Контроль и анализ работы школы по инклюзивному образованию

 

Апрель-май

 

Администрация школы

 

2. Работа с родителями

 

1

Анкетирование, диагностика семей с детьми с ОВЗ

 

май, сентябрь

 

кл.рук-ль

 

2.

Организация работы «Родительского клуба»

 

В течение года

 

Заместитель директора по ВР, педагоги, кл.рук-ль

 

3

Консультирование семей с детьми с ОВЗ

 

В течение года

 

кл.рук-ль, медработник

 

4

Включение родителей в воспитательную работу школы (досуговые мероприятия)

 

В течение года

 

Заместитель директора по ВР, педагоги

 

3. Организация образовательного процесса

 

Обучающиеся

 

1.

Диагностика обучающихся с ОВЗ

 

Май, сентябрь, в течение года

 

кл рук-ль

 

2

Разработка индивидуальных программ обучения

 

Май, август

 

педагоги

 

3

Коррекционная работа с детьми с ООП

 

В течение года

 

кл.рук-ль

 

Учителя

 

1.

Повышение квалификации

 

В течение года

 

педагоги

 

2.

Разработка адаптированных программ

 

Сентябрь, май

 

педагоги

 

3.

Накопление и транслирование передового педагогического опыта

 

В течение года

 

Заместитель директора по научно-методической работе, педагоги

 

4

Консультации, диагностика

 

В течение года

 

педагоги

 

 

 

Практическая значимость результатов проекта.

 

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.

2. Педагоги получат опыт работы с детьми с ОВЗ.

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.

4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье.

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

6. Воспитанники учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.