Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Автор Буторина Олеся Валерьевна МКОУ СОШ с.Кусекеево
Пояснительная записка.
Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения.
Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.
Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.
Актуальность создания экспериментальной площадки.
В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни. В МКОУ СОШ с.Кусекеево обучается 23 ребёнока из них с задержкой психического развития 11, нарушением речи 8 и с нарушением интеллектуального развития 4.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья не в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей.
Создан школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов школы.
Опираясь на прогнозирование, число дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения при организации и содержании среды, в которой будут находиться дошкольники.
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Кусекеево, усовершенствование системы работы школы в плане образования, социальной реабилитации и самореализации детей с ОВЗ путем внедрения инклюзивного образования.
Задачи:
1. Создание психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
2. Создание нормативно-правовой основы работы школы в рамках инклюзивной формы обучения.
3. Обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения инклюзии.
4. Развитие методической, дидактической базы; обеспечение подготовки педагогических кадров, внедряющих инклюзивную форму обучения.
5. Формирование толерантного отношения сообщества школы к детям с ОВЗ.
Этапы реализации проекта
Подготовительный
-Разработка нормативно-правовой базы
- создание базы данных детей с ОВЗ, посещающих школу
- курсовая подготовка кадров
- создание «безбарьерной» среды в образовательной организации (обеспечение доступности помещений школы, материально-техническое обеспечение)
-адаптация образовательной программы в связи с базой данных детей с ОВЗ, определение вариантов АООП
Сентябрь2018-май 2019
Этап запуска проекта
-подготовка адаптированных программ по предметам,
-начало непосредственной работы детей с ОВЗ
Август, сентябрь 2018
Основной этап развертывания проекта
-работа с детьми с ОВЗ
- коррекционно-развивающая работа
- социальная адаптация
-накопление методического инструментария, передового опыта работы в рамках инклюзии
- работа «Родительского клуба»
Сентябрь 2018-май 2019
Завершающий этап проекта
- анализ и оценка достигнутых результатов,
- оценка перспектив развития в направлении работы по инклюзивному образованию в образовательной организации
Апрель, май 2019
Ожидаемые результаты:
-обеспечение права детей с ОВЗ на равный доступ к образованию, независимо от состояния здоровья, места проживания;
-совершенствование учебного процесса, повышение компетентности педработников в области инклюзивного образования;
-создание психологически комфортной среды для детей с разными возможностями;
-оказание доступной и качественной медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ;
-создание возможности для социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Риски:
Поскольку инклюзивное образование направлено на обеспечение равных прав детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников, то реализация его на практике предполагает учет интересов всех участников образовательного процесса. В связи с этим, в нашем образовательном учреждении могут возникнуть определенные риски, которые я выделяю как наиболее значимые:
Во-первых, многие педагоги могут испытывать чувство тревоги, т.к. боятся не справиться с возросшей ответственностью, не все учителя понимают суть и готовы к новым профессиональным ролям, которые появляются в связи с введением инклюзивного образования.
Во-вторых, семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в классе присутствуют “особые” учащиеся. Они опасаются, что это может привести к тому, что все внимание учителя будет направлено на детей с ОВЗ, а другие дети в этом время не будут получать необходимую помощь.
В-третьих, материально-техническая база ОУ может частично не соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.
Критерии оценки реализации проекта:
1. Описание особенностей образовательной среды.
2. Сформированные нормативно-правовая и учебно-методическая базы.
3. Благоприятный микроклимат в ОУ.
4.Стабильные показатели набора учащихся школы.
2.Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве
1. Динамика эмоционального состояния ребенка.
2. Снижение школьной тревожности.
3. Изменение социального статуса ребенка в группе.
3.Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области инклюзивного образования
1. Увеличение числа педагогов,
прошедших курсы повышения квалификации по теме проекте.
4.Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ
Доля родителей детей с ОВЗ, посещающих родительские собрания, являющихся членами Родительского клуба
Мероприятия по реализации проекта
Наименование мероприятий
|
Срок исполнения
|
Исполнители
|
1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение
|
||
1. Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов
|
Сентябрь
|
Директор, заместитель директора по УР
|
2. Создание базы данных детей с ОВЗ
|
Сентябрь
|
Заместитель директора по УР
|
3. Курсовая подготовка педкадров
|
В течение года
|
педагоги
|
4. Создание «безбарьерной» среды
|
В течение года
|
Директор
|
5. Разработка и адаптирование программ
|
Сентябрь-май
|
педагоги
|
6. Изучение, накопление передового опыта работы с детьми с ОВЗ
|
В течение года
|
Педагоги, кл. рук-ль
|
7. Семинары по инклюзивному образованию
|
В течение года
|
Заместитель директора по научно-методической работе
|
8. Контроль и анализ работы школы по инклюзивному образованию
|
Апрель-май
|
Администрация школы
|
2. Работа с родителями
|
||
1 Анкетирование, диагностика семей с детьми с ОВЗ
|
май, сентябрь
|
кл.рук-ль
|
2. Организация работы «Родительского клуба»
|
В течение года
|
Заместитель директора по ВР, педагоги, кл.рук-ль
|
3 Консультирование семей с детьми с ОВЗ
|
В течение года
|
кл.рук-ль, медработник
|
4 Включение родителей в воспитательную работу школы (досуговые мероприятия)
|
В течение года
|
Заместитель директора по ВР, педагоги
|
3. Организация образовательного процесса
|
||
Обучающиеся
|
||
1. Диагностика обучающихся с ОВЗ
|
Май, сентябрь, в течение года
|
кл рук-ль
|
2 Разработка индивидуальных программ обучения
|
Май, август
|
педагоги
|
3 Коррекционная работа с детьми с ООП
|
В течение года
|
кл.рук-ль
|
Учителя
|
||
1. Повышение квалификации
|
В течение года
|
педагоги
|
2. Разработка адаптированных программ
|
Сентябрь, май
|
педагоги
|
3. Накопление и транслирование передового педагогического опыта
|
В течение года
|
Заместитель директора по научно-методической работе, педагоги
|
4 Консультации, диагностика
|
В течение года
|
педагоги
|
Практическая значимость результатов проекта.
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.
2. Педагоги получат опыт работы с детьми с ОВЗ.
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.
4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье.
5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.
6. Воспитанники учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.