ИНКЛЮЗИВНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Коваленко Алена Юрьевна
учитель музыки
МАОУ СОШ № 7
город
Тюмень, Россия
kovalenko3791@mail.ru
Аннотация:
в данной статье рассказывается о том, что представляет собой инклюзивное образование.
Каковы плюсы и минусы такого образования. На каких принципах строится и с помощью
каких методов
реализуется
инклюзивное образование. Каковы особенности инклюзивного образования. Как к
инклюзивному образованию относятся люди и готовы ли педагоги обучать
детей с ограниченными возможностями (ОВЗ).
Ключевые
слова: инклюзивность, инклюзивное образование, дети с ограниченными
возможностями, ограниченные возможности, образование, педагог, обучение,
тудности обучения.
На основании Федерального закона от 29.12.2012 г. (No273-ФЗ)[1], на территории Российской Федерации закреплено право каждого человека на получение образования. В законе «Об образовании» так же указано, что получить образование могут все дети, вне зависимости от ограничений возможностей их здоровья.
Каждый год количество детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, увеличивается.
Неблагоприятная экологическая обстановка, недостаточно здоровый образ жизни населения и генетические предрасположенности увеличивают риск рождения детей с врожденными пороками развития. Сравнительно меньший количественный показатель имеют приобретенные нарушения[2].
У детей с
нарушениями развития происходит отклонение от нормы
психических функций
вследствие врожденных или приобретенных поражений опорно-двигательного
аппарата, органов речи, слуха и зрения или из-за недостаточности
центральной нервной системы. Существует несколько
категорий детей с
такими нарушениями развития:
нарушение зрения;
нарушение слуха;
нарушение речи;
нарушениями
опорно-двигательного аппарата;
нарушение поведения;
нарушение
эмоционально-волевой сферы;
умственно отсталые дети;
задержка психического
развития;
комплексные нарушениями
развития.
Обеспечить
общий доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их индивидуальных
возможностей и образовательных потребностей способно инклюзивное образование.
Термин «инклюзия» в
переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. Inclusif
-включающий в себя, лат. Include – заключаю, включаю).
Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие, а так же в организации условий, благоприятных для профилактики или преодоления «вторичных» дефектов, уже возникших вследствие инвалидности, для реализации личностного и интеллектуального потенциала, эмоционального, коммуникативного, физического развития этих детей.
Выделяются следующие типы инклюзивных форм обучения:
1.Класс с инклюзивным обучением в школе. Организовывается специальное учебное помещение с нужным оснащением. Сразу несколько детей с ОВЗ учатся в таком классе.
2.Полная форма обучения. Ученик с ОВЗ посещает занятия вместе со здоровыми одноклассниками. Участвует во всех школьных и внеклассных мероприятиях.
3.Частичная форма обучения. Синтез домашнего обучения и посещения занятий в школе. Участие во внеклассных мероприятиях. Количество предметов и учебных часов рекомендует Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК).
4.Точечная форма обучения. Школьник с ОВЗ посещает только внеклассные мероприятия.
Инклюзивная модель образования привлекательна для родителей и
детей с ограниченными возможностями здоровья по ряду причин.
1.Доступность
– получение образовательных услуг по месту жительства.
2.Социализация
и социальная интеграция ребенка – прежде всего это связано с
тем, что в налаженной системе коррекционного образования, с хорошо
отработанной десятилетиями методикой обучения, слабо развита
социальная
адаптация «особого» ребенка в реальном мире. Он находится в изоляции от
социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются
к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных
учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении
социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности,
развивается толерантность, активность и самостоятельность.
1.Личностный
подход – за счет возможности разработки и реализации
образовательных
маршрутов, в том числе и индивидуальных,
которые
учитывают реальные возможности учащихся и удовлетворяют их особые
образовательные потребности[2].
Есть
у инклюзивного образования и плюсы, и минусы. Обстановка и инструментарий
должны быть адаптированы к особым детям, а другие ученики и
учителя должны понимать и принимать индивидуальные потребности
каждого ребенка. К преимуществам такого типа обучения
относятся[3]:
-
Взаимодействие с широким кругом людей, в том числе с теми, у кого нет ограничений
по состоянию здоровья, то есть обычными людьми. До появления
инклюзивного образования возможность такого общения у людей
с особыми потребностями практически отсутствовала. У большей
части
людей с различными отклонениями круг общения был ограничен ближайшими
родственниками и другими посетителями центров реабилитации.
-
Возможность
интеграции в общество наравне с другими детьми. Люди с особыми
потребностями так же могут посещать культурные мероприятия, например,
выставки, музеи, представления в театре. Однако для них
должна
быть оборудована так называемая доступная безбарьерная среда, адаптированная
к их потребностям.
-
Получение
коррекционного, психологического, социального
сопровождения
в период обучения и дальнейшей жизни. Такое сопровождение
предоставляют преподаватели, специально обученные для преподавания
по инклюзивному типу.
- Развитие навыков коммуникации и социализации.
Взаимодействие с обществом происходит с
помощью тьютера: посредника между человеком
с особыми потребностями и людьми, не имеющих таковых. На
всех
этапах образования особенного ученика сопровождает тьютер.
К
минусам относятся[3]:
-
Отсутствие
квалифицированного персонала - воспитателей, учителей, психологов,
дефектологов, логопедов, обученных для сопровождения детей
с особыми потребностями.
-
Преподавательский
персонал часто относится снисходительно к ученикам с
особыми потребностями, поэтому оценка их знаний оказывается необъективной.
-
Общегосударственный
учебный план часто не позволяет некоторым ученикам
продолжать образование с определенного этапа.
- Не только инклюзивное, но и обычное школьное образование нуждается в повышении качества обучения.
В развитии
инклюзивного образования России можно выделить ряд остро
стоящих проблем,
которые требуют особого внимания[3]:
1.
Дефицит
школ. Общеобразовательных школ, специализирующихся на обучении детей инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями очень мало, а в имеющихся, часто,
условия обучения не являются достаточно
комфортными и
рациональными;
2.
Недостаточная
квалификация педагогического состава. Педагоги не всегда способны найти
должный подход к «особенным» детям;
3.
Отсутствие
технологий, позволяющих совместить обучение здоровых граждан и лиц с
ограниченными возможностями;
4. Моральный
дисбаланс у учащихся. Инвалиды могут тяжело
воспринимать свои
недостатки, видя рядом с собой нормальных,здоровых детей.
Плюсы
и минусы инклюзивного образования:
Преимуществами
совместного обучения, по мнению россиян, являются социализация/толерантность и
позитивная среда в коллективе (62%), равенство возможностей в получении
образования (14%), хорошее развитие и обучаемость детей (11%).
Основными
недостатками инклюзивного образования опрошенные считают проблемы у детей с
особенностями развития (34%) — какпсихологические (27%), так и риск отставания
в обучении из-за сложности
программ
(7%). Еще 17% заявили о неготовности родителей, школы иучителей принять детей с
особенностями развития. Ответы каждого десятого (12%) респондента касались общего
уровня снижения образования.
Установки
по поводу инклюзивного образования:
Большинство
россиян согласны с мнением, что инклюзивное образование помогает детям
лучше понимать друг друга (80%). Точку зрения о том, что учитель, освоивший
методики обучения ребенка с особенностями развития, быстрее найдет
подход к обычным ученикам, разделяют 72% опрошенных.
Непопулярно
среди россиян суждение о снижении уровня образования при совместном
обучении (61% не поддерживают эту точку зрения и 31% согласных).
Не
столь однозначны ответы респондентов относительно возрастания
риска
конфликтов и агрессии при совместном обучении (57% согласны с данным суждением и
34% не согласны). Исследование показало, что инклюзивное образование является
новым явлением в российской системе образования. Оно начало внедряться в школах
России в последние пять лет и происходит довольно сложно. Для многих школ оно
остается в большей степени мифом, нежели реальностью. Вышеупомянутая
проблема является ключевой для успешного внедрения инклюзивного образования в
современной России. Оно востребовано, но, чтобы сделать
его реальностью, необходимо решить названные выше проблемы, связанные с его реализацией.
Учитывая территориальную протяженность Российской Федерации, её технико-экономические показатели и положение в мировой экономике, процесс внедрения инклюзивной системы образования на сегодняшний день, не может быть стремительным и динамичным. Необходимо
последовательное, плавное внедрение, больше в виде апробации, без резких движений, пропаганды и принуждения. Коррекционное (специальное) образование должно продолжать функционировать как отдельная,
параллельная массовому образованию, система, специализированные учебные учреждения не должны упраздняться.
Литература
1. Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 No 273-ФЗ.
2. Григорьева, М.А.
Инклюзивное образование [Электронный ресурс]/
М.А. Григорьева//
nsportal.ru: образовательная социальная сеть.– Режим
доступа:https://nsportal.ru/shkola/sotsialnayapedagogika/library/2019/10/17/inkly
uzivnoe-obrazovanie.
3. Левшунова Ж.А.
Инклюзивное образование: учеб. пособие
/ Ж.А. Левшунова, Н.В.
Басалаева, Т.В. Казакова. – Красноярск: Изд-во Сиб.
федер. ун-та, 2017.
4. ВЦИОМ. Новости:
Инклюзивное образование в России: отношение,
проблемы, перспективы
(https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-
obzor/inkljuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-otnoshenie-problemy-perspektivy).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.