Инклюзивное образование в среднем профессиональном образовании: проблемы, опыт и перспективы

  • Документация
  • docx
  • 08.04.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на рабочем рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика.
Иконка файла материала Инклюзивное образование.docx

Доклад на заседании ЦМК на тему: «Инклюзивное образование в среднем профессиональном образовании:

проблемы, опыт и перспективы»

 

Тимофеева Л. В. – преподаватель фармацевтических дисциплин

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Республики Башкортостан  «Стерлитамакский медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на рабочем рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика.

Термин ребенок с ограниченными возможностями (disabled child) был заимствован из зарубежного опыта и в практике российских ученых укрепился в 90-х гг. ХХ века. В российской педагогике используется много разнообразных терминов, охватывающихся понятием «ребенок с ограниченными способностями»: педагогически запущенные дети, дети с недостатками в развитии, дети с нарушением развития.

Инклюзивное  (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же учебных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Идея инклюзивного обучения предъявляет особенные требования к личностной и профессиональной подготовке специалистов, имеющих базовое коррекционное образование, и преподавателей со специальным компонентом профессиональной квалификации и с базовым уровнем знаний. Базовый компонент - это профессиональная педагогическая подготовка (навыки и умения, методические, педагогические, психологические, предметные знания), а специальный компонент - педагогические и психологические знания:

·         Умение реализовывать разные способы педагогического взаимодействия между субъектами образовательной среды (с руководством, специалистами, коллегами-учителями, родителями, с обучающимися в группе и по отдельности).

·         Знание методов дидактического и психологического проектирования процесса учебы.

·         Знание психологических особенностей и закономерностей личностного и возрастного развития детей в условии инклюзивной образовательной среды.

·         Понимание и представление того, что такое инклюзивное обучение, в чем его отличие от традиционного обучения.

Принципом инклюзивного обучения состоит в том, что педагоги и администрация принимают детей вне зависимости от их интеллектуального, эмоционального, физического развития, социального положения и создают им условия на основе педагогических и психологических приемов, которые ориентированы на потребности детей.

При инклюзивном подходе образовательный процесс позволяет обучающимся приобрести нужные компетенции по образовательным стандартам. Главный субъект инклюзивного образования - ребенок с ограниченными возможностями. В сфере обучения понятие ребенок с ограниченными возможностями характеризует детей, который в силу умственных, психических, физических недостатков не могут овладеть обычной программой и нуждаются в специально разработанных содержании, методиках, стандартах образования.

 

Восемь принципов инклюзивного образования:

1.      Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2.      Каждый человек способен чувствовать и думать;

3.      Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4.      Все люди нуждаются друг в друге;

5.      Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6.      Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7.      Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8.      Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Целью инклюзивного образования является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

 

Инклюзивное образование в России

По данным министра здравоохранения и социального развития на август 2015 года, численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. Численность детей, впервые признанных инвалидами, - 67 121 человек. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% - умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения.

К 2014 году планировалось обеспечить высокую готовность детей обучению и их раннюю успешную социализацию, понижение случаев асоциального поведения и в дальнейшем успешную интеграцию. Также в рамках «Модели – 2020» по направлению «Создание условий для обучения лиц с ОВЗ в неспециализированных образовательных учреждениях» были обозначены следующие ожидаемые результаты:

1. К 2016 году в 70% неспециализированных образовательных учреждений должны быть созданы условия для обучения лиц с ОВЗ.

2. К 2020 году доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных образовательных учреждениях, должна достичь 70%.

Таким образом, мы видим, что инклюзивное образование в России прошло долгий путь от момента обоснования его значимости Л.С. Выготским до создания нормативно правовой базы и непосредственной реализации инклюзивного образования. Несмотря на то, что многое уже сделано для полноценной реализации инклюзивного образования, сделать предстоит еще больше.

В законопроекте "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)", представленном в Госдуму РФ, устанавливается возможность обучения детей-инвалидов в массовых учебных заведения, а в докладе Государственного Совета РФ "Образовательная политика России на современном этапе" подчеркивается: "Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательных учреждениях  по месту жительства». Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.                  Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

2.                  Закон РФ от 10.07.1992 №3266–1 «Об образовании».

3.                  Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ

4.                  Уфимцева Л.П. Особенности становления интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.П. Уфимцева, О.Л. Беляева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2013. – №2. – С. 126–130.

5.                   Белекова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии / Л.Ю. Белекова // Интеграция образования. – 2013. – №1. – С. 59–64.

6.                  Черкесова Б.А., Лобова О.Б. Актуальные задачи реализации современной модели образования в многонациональном регионе / Б.А. Черкесова, О.Б. Лобова // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – №5. – С. 57–61.

 


 

Посмотрите также