Инклюзия-это способ ликвидации всех форм изоляции и дискриминации. Инклюзивное образование-это право каждого ребенка с ОВЗ на качественное образование. Цель инклюзивного образования заключается в ликвидации социальной изоляции, которая является следствием негатиивного отношения.
Литература: Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». М., 2010.
Статья.doc
Статья: Инклюзивное образование
Сюбарь О.В.
Проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в его
связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении
мобильности, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, и
даже к элементарному образованию. Детям с ограниченными возможностями, несмотря на
свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности,
необходимо воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. А
главное они должны быть включены в общую систему образования. Инклюзивное
образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными
потребностями и его семьи, а также способствует развитию толерантности и социального
равенства в обществе. Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа
развития системы образования, не должна подменять собой систему специального
обучения в целом. Инклюзия — это способ ликвидации всех форм изоляции и
дискриминации. Инклюзивное образование — право каждого ребёнка с ОВЗ на
качественное образование. Замысел социальной инклюзии как путь построения
справедливого, демократичного общества привлекают к себе все больший интерес и
внимание, как ученых, так и специалистовпрактиков. Оплотом инклюзивного общества
является инклюзивное образование. Цель инклюзивного образования заключается в
ликвидации социальной изоляции, которая является следствием негативного отношения к
разнообразию с точки зрения расы, социального положения, этнического происхождения,
религии, пола и способностей. Поэтому, образование является одним из конституционных
прав человека и основой справедливого общества. Инклюзивность в образовании можно
рассматривать, как признание ценности различий всех детей и их способности к
обучению. Инклюзивность в образовании означает, что система обучения подстраивается
под ребёнка, а не ребёнок под систему.
Инклюзия — это способ ликвидации всех форм изоляции и дискриминации.
Инклюзивное образование — право каждого ребёнка с ОВЗ на качественное образование.
Замысел социальной инклюзии как путь построения справедливого, демократичного
общества привлекают к себе все больший интерес и внимание, как ученых, так и
специалистовпрактиков. Оплотом инклюзивного общества является инклюзивное
образование. Цель инклюзивного образования заключается в ликвидации социальной
изоляции, которая является следствием негативного отношения к разнообразию с точки
зрения расы, социального положения, этнического происхождения, религии, пола и
способностей. Поэтому, образование является одним из конституционных прав человека и
основой справедливого общества. Инклюзивность в образовании можно рассматривать,
как признание ценности различий всех детей и их способности к обучению.
Инклюзивность в образовании означает, что система обучения подстраивается под
ребёнка, а не ребёнок под систему. Образование детей с ограниченными возможностями
здоровья — это хорошая инвестиция. Таким образом, можно сократить расходы на социальные нужды и зависимость человека от государства, как в настоящем, так и в
будущем. Кроме того, оно освобождает других членов домохозяйства от обязанностей
осуществлять уход, позволяя им больше времени посвящать своей занятости и другим
видам производственной деятельности. Инвестирование в образование детей с ОВЗ
отвечает экономическим интересам государства, поскольку, когда эти дети вырастут, они
смогут стать эффективными участниками трудовых ресурсов. Согласно статистическим
данным, в России, в настоящее время, насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными
возможностями (8 % всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети
инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. В
частности, если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детейинвалидов, то в 2006 г.
их число приблизилось к 700 тыс. человек. При этом около 90 тыс. детей имеют
нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и
доступ к социальнообразовательным ресурсам [2]. На сегодняшний день в
государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в обычных классах
обучается более 142 тыс. детейинвалидов. Ещё 132 тыс. учится в специальных
(коррекционных) классах в массовых школах. Более 44 тыс. ребят обучается на дому.
Ещё 132 тыс. учится в специальных (коррекционных) классах в массовых школах.
Более 44 тыс. ребят обучается на дому. В России около 35 тыс. детей не получают
образования (около 17 тыс.) по причине здоровья. Около 29 тыс. детейинвалидов с
нарушением умственного развития фактически изолированы от общества в детских
домахинтернатах системы социальной защиты. Около 164 тыс. учащихся специальных
(коррекционных) школ вынуждены обучаться в условиях интернатного проживания, не
имея возможности обучения рядом с местом проживания. 24 сентября 2008 года
Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, и тем самым, взяла на
себя обязательства по выполнению ст. 24 «Образование», в которой говорится, что
реализацию права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей
государстваучастники обеспечивают через «инклюзивное образование на всех уровнях».
Сегодня на рассмотрение Государственной Думы Дмитрий Медведев вынес вопрос о
ратификации Конвенции о правах инвалидов, где говорится о том, что инклюзивное
образование в Российской Федерации должно стать законодательно закрепленным
институтом, имеющим все необходимые компоненты, такие, как определение механизма
финансирования и создания необходимых условий, определение принципов адаптации
образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности. Так,
образовательная политика государства ориентирована на развитие инклюзивных
процессов, но эти документы не закрепляют норм, а имеют программный характер
развития системы образования [4]: — Федеральная целевая программа развития
образования на 2011–2015 гг. — доля детей с ОВЗ и детейинвалидов, которым созданы
условия для получения качественного общего образования, в общей численности детей с
ОВЗ и детейинвалидов школьного возраста должна вырасти с базового значения в 30 %
до 71 % в 2015 году. Общий объем финансирования мероприятия ФЦПРО «Создание
условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов» составил 287,7 млн. рублей. — Программа «Доступная среда» на 2011–
2015 годы — к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана
универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение
инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве
общеобразовательных учреждений должна составить не менее 20 %. Общий объем средств
из федерального бюджета в рамках программных мероприятий 2011–2015 годов на
развитие интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
составит более 9 млрд. рублей. — Новые Федеральные образовательные стандарты
начальной и основной школы учитывают особенности развития обучающихся с ОВЗ через
создание индивидуального учебного плана обучения и программы индивидуального
психологопедагогического сопровождения. Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа» (2009) так определила один из своих приоритетов: «Новая школа —
это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с
ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов…». В соответствии с
«Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования —
2020», доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы
условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна составить
70 % к 2016 году, а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в
неспециализированных учреждениях — 70 % к 2020 году. В России обсуждается новый
законопроект «Об образовании». Московский закон об образовании лиц с инвалидностью
— единственный законодательный акт, определивший «инклюзивное образование как
совместное обучение (воспитание), который включает организацию совместных учебных
занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, для лиц с ограниченными
возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений» [3]. Министерством
образования и науки Самарской области, начиная с 2001 года, в сфере образования детей
с ограниченными возможностями здоровья сформирована и реализуется образовательная
политика, направленная на: – обеспечение своевременного (возможно более раннего)
выявления и коррекции отклоняющегося развития детей; – формирование системы
инклюзивного образования, что обеспечивает доступность образования детям с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе в школах по месту жительства.
Деятельность в рамках данной образовательной политики осуществлялась поэтапно.
Первый этап (2001–2004 гг.) — формирование новой структуры системы образования
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью, расширение
спектра специальных образовательных услуг и форм их предоставления (ранняя помощь,
интегрированное и инклюзивное образование). Второй этап (2005–2008 гг.) — внедрение
результатов этапа в широкую образовательную практику региона, обеспечение
доступности новых форм специального образования. Инклюзивное образование, как часть
системы образования, оно позволяет полнее удовлетворить права детей на образование,
социальное развитие и достойную жизнь. При этом не существует инклюзивных школ как
нового типа. А существуют школы, которые реализуют практику инклюзивного
образования. Применение инклюзивного подхода, должно стать нормой, знаком
Ι современного уровня развития образовательной системы в образовательных учреждениях.
Но это не означает, что система специального (коррекционного) образования должна быть
упразднена. Такая система дает возможность обеспечить детей с ОВЗ и их родителей
правом выбора образовательного учреждения. Кроме того, огромный потенциал системы
специального образования является важным информационным и методическим ресурсом
для системы общего образования, переходящей на принципы инклюзии. 24 сентября 2008
года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, и тем самым взяла
на себя обязательства по выполнению ст. 24 «Образование», в которой говорится, что «…
реализацию права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей
государстваучастники обеспечивают через инклюзивное образование на всех уровнях».
Конвенции инклюзивного образования после ратификации в Российской Федерации
должно стать законодательно закрепленным институтом, которое имеет все необходимые
компоненты, такие как определение механизма финансирования и создания необходимых
условий, определение принципов адаптации образовательной среды для детей, имеющих
особые образовательные потребности. Такое обстоятельство ставит перед участниками
образовательного процесса трудные и ответственные задачи по построению не только
инклюзивного образования, но и нового общественного уклада — инклюзивного общества.
Оно должно основываться на принципах гуманизма и свободного выбора. Мы понимаем,
что социальная инклюзия — это магистральная линия развития нашего российского
общества. Согласно ст.7, п.1 Конституции РФ, Россия — это социальное государство, в
политике которой есть направление на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека. Внедрение инклюзивных подходов не может быть
отдельной попыткой решения «проблемы инклюзивного образования», ориентированного
только на детей с ОВЗ, — это часть более общей проблемы неравенства в образовании.
Проблема инклюзивного образования не может быть решена локально: невозможно
создать хорошие условия для детей с инвалидностью и не создать богатой и
разнообразной образовательной среды для других детей. Поэтому, инклюзивное
образование предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для
социального развития общества — процесса, актуального во всем мире. Развивая
инклюзивные подходы в образовании, педагоги, специалисты, руководители систем
образования имеют хороший шанс для творческого взаимодействия, профессионального
общения и совместного анализа результатов и достижений. Формируется прекрасная
возможность для обмена мнениями, выработки особых концепций и идей, что является
очень ценным для профессионального развития.
Литература:
1. Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе
Москве». М., 2010.
2. Информационный материал Министерства образования и науки Российской
Федерации, подготовлен в апреле 2012 года. Электронный ресурс. — Режим
доступа: http://минобрнауки.рф/ (Дата обращения: 02.07.2016). 3. Малафеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна.
Электронный ресурс. — Режим доступа: http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/wpcontent/
(Дата обращения: 04.07.2016).
4. Назарова Н. М. Инклюзивное и специальное образование: препятствия и риски
развития: сб. научных статей IV международного теоретико методологического
семинара. М.: Логомаг, 2012
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.