Инклюзивное образование

  • Особые потребности
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Инклюзия-это способ ликвидации всех форм изоляции и дискриминации. Инклюзивное образование-это право каждого ребенка с ОВЗ на качественное образование. Цель инклюзивного образования заключается в ликвидации социальной изоляции, которая является следствием негатиивного отношения. Литература: Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». М., 2010.
Иконка файла материала Статья.doc
Статья:  Инклюзивное образование Сюбарь О.В. Проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в его  связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении  мобильности, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, и  даже к элементарному образованию. Детям с ограниченными возможностями, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности,  необходимо воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. А  главное они должны быть включены в общую систему образования. Инклюзивное  образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными  потребностями и его семьи, а также способствует развитию толерантности и социального  равенства в обществе. Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа  развития системы образования, не должна подменять собой систему специального  обучения в целом. Инклюзия — это способ ликвидации всех форм изоляции и  дискриминации. Инклюзивное образование — право каждого ребёнка с ОВЗ на  качественное образование. Замысел социальной инклюзии как путь построения  справедливого, демократичного общества привлекают к себе все больший интерес и  внимание, как ученых, так и специалистов­практиков. Оплотом инклюзивного общества  является инклюзивное образование. Цель инклюзивного образования заключается в  ликвидации социальной изоляции, которая является следствием негативного отношения к  разнообразию с точки зрения расы, социального положения, этнического происхождения,  религии, пола и способностей. Поэтому, образование является одним из конституционных прав человека и основой справедливого общества. Инклюзивность в образовании можно  рассматривать, как признание ценности различий всех детей и их способности к  обучению. Инклюзивность в образовании означает, что система обучения подстраивается  под ребёнка, а не ребёнок под систему.  Инклюзия — это способ ликвидации всех форм изоляции и дискриминации.  Инклюзивное образование — право каждого ребёнка с ОВЗ на качественное образование.  Замысел социальной инклюзии как путь построения справедливого, демократичного  общества привлекают к себе все больший интерес и внимание, как ученых, так и  специалистов­практиков. Оплотом инклюзивного общества является инклюзивное  образование. Цель инклюзивного образования заключается в ликвидации социальной  изоляции, которая является следствием негативного отношения к разнообразию с точки  зрения расы, социального положения, этнического происхождения, религии, пола и  способностей. Поэтому, образование является одним из конституционных прав человека и основой справедливого общества. Инклюзивность в образовании можно рассматривать,  как признание ценности различий всех детей и их способности к обучению.  Инклюзивность в образовании означает, что система обучения подстраивается под  ребёнка, а не ребёнок под систему. Образование детей с ограниченными возможностями  здоровья — это хорошая инвестиция. Таким образом, можно сократить расходы насоциальные нужды и зависимость человека от государства, как в настоящем, так и в  будущем. Кроме того, оно освобождает других членов домохозяйства от обязанностей  осуществлять уход, позволяя им больше времени посвящать своей занятости и другим  видам производственной деятельности. Инвестирование в образование детей с ОВЗ  отвечает экономическим интересам государства, поскольку, когда эти дети вырастут, они смогут стать эффективными участниками трудовых ресурсов. Согласно статистическим  данным, в России, в настоящее время, насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными  возможностями (8 % всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети­ инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. В  частности, если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детей­инвалидов, то в 2006 г.  их число приблизилось к 700 тыс. человек. При этом около 90 тыс. детей имеют  нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и  доступ к социально­образовательным ресурсам [2]. На сегодняшний день в  государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в обычных классах обучается более 142 тыс. детей­инвалидов. Ещё 132 тыс. учится в специальных  (коррекционных) классах в массовых школах. Более 44 тыс. ребят обучается на дому.  Ещё 132 тыс. учится в специальных (коррекционных) классах в массовых школах.  Более 44 тыс. ребят обучается на дому. В России около 35 тыс. детей не получают  образования (около 17 тыс.) по причине здоровья. Около 29 тыс. детей­инвалидов с  нарушением умственного развития фактически изолированы от общества в детских  домах­интернатах системы социальной защиты. Около 164 тыс. учащихся специальных  (коррекционных) школ вынуждены обучаться в условиях интернатного проживания, не  имея возможности обучения рядом с местом проживания. 24 сентября 2008 года  Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, и тем самым, взяла на  себя обязательства по выполнению ст. 24 «Образование», в которой говорится, что  реализацию права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей  государства­участники обеспечивают через «инклюзивное образование на всех уровнях».  Сегодня на рассмотрение Государственной Думы Дмитрий Медведев вынес вопрос о  ратификации Конвенции о правах инвалидов, где говорится о том, что инклюзивное  образование в Российской Федерации должно стать законодательно закрепленным  институтом, имеющим все необходимые компоненты, такие, как определение механизма  финансирования и создания необходимых условий, определение принципов адаптации  образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности. Так,  образовательная политика государства ориентирована на развитие инклюзивных  процессов, но эти документы не закрепляют норм, а имеют программный характер  развития системы образования [4]: — Федеральная целевая программа развития  образования на 2011–2015 гг. — доля детей с ОВЗ и детей­инвалидов, которым созданы  условия для получения качественного общего образования, в общей численности детей с  ОВЗ и детей­инвалидов школьного возраста должна вырасти с базового значения в 30 %  до 71 % в 2015 году. Общий объем финансирования мероприятия ФЦПРО «Создание  условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья идетей­инвалидов» составил 287,7 млн. рублей. — Программа «Доступная среда» на 2011– 2015 годы — к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана  универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение  инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве  общеобразовательных учреждений должна составить не менее 20 %. Общий объем средств из федерального бюджета в рамках программных мероприятий 2011–2015 годов на  развитие интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья  составит более 9 млрд. рублей. — Новые Федеральные образовательные стандарты  начальной и основной школы учитывают особенности развития обучающихся с ОВЗ через  создание индивидуального учебного плана обучения и программы индивидуального  психолого­педагогического сопровождения. Национальная образовательная инициатива  «Наша новая школа» (2009) так определила один из своих приоритетов: «Новая школа —  это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с  ограниченными возможностями здоровья, детей­инвалидов…». В соответствии с  «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования —  2020», доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы  условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна составить  70 % к 2016 году, а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в  неспециализированных учреждениях — 70 % к 2020 году. В России обсуждается новый  законопроект «Об образовании». Московский закон об образовании лиц с инвалидностью  — единственный законодательный акт, определивший «инклюзивное образование как  совместное обучение (воспитание), который включает организацию совместных учебных  занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, для лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений» [3]. Министерством  образования и науки Самарской области, начиная с 2001 года, в сфере образования детей  с ограниченными возможностями здоровья сформирована и реализуется образовательная  политика, направленная на: – обеспечение своевременного (возможно более раннего)  выявления и коррекции отклоняющегося развития детей; – формирование системы  инклюзивного образования, что обеспечивает доступность образования детям с  ограниченными возможностями здоровья, в том числе в школах по месту жительства.  Деятельность в рамках данной образовательной политики осуществлялась поэтапно.  Первый этап (2001–2004 гг.) — формирование новой структуры системы образования  детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью, расширение  спектра специальных образовательных услуг и форм их предоставления (ранняя помощь,  интегрированное и инклюзивное образование).  Второй этап (2005–2008 гг.) — внедрение  результатов   этапа в широкую образовательную практику региона, обеспечение  доступности новых форм специального образования. Инклюзивное образование, как часть  системы образования, оно позволяет полнее удовлетворить права детей на образование,  социальное развитие и достойную жизнь. При этом не существует инклюзивных школ как  нового типа. А существуют школы, которые реализуют практику инклюзивного  образования. Применение инклюзивного подхода, должно стать нормой, знаком  Ιсовременного уровня развития образовательной системы в образовательных учреждениях. Но это не означает, что система специального (коррекционного) образования должна быть упразднена. Такая система дает возможность обеспечить детей с ОВЗ и их родителей  правом выбора образовательного учреждения. Кроме того, огромный потенциал системы  специального образования является важным информационным и методическим ресурсом  для системы общего образования, переходящей на принципы инклюзии. 24 сентября 2008  года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, и тем самым взяла на себя обязательства по выполнению ст. 24 «Образование», в которой говорится, что «… реализацию права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей  государства­участники обеспечивают через инклюзивное образование на всех уровнях».  Конвенции инклюзивного образования после ратификации в Российской Федерации  должно стать законодательно закрепленным институтом, которое имеет все необходимые  компоненты, такие как определение механизма финансирования и создания необходимых  условий, определение принципов адаптации образовательной среды для детей, имеющих  особые образовательные потребности. Такое обстоятельство ставит перед участниками  образовательного процесса трудные и ответственные задачи по построению не только  инклюзивного образования, но и нового общественного уклада — инклюзивного общества. Оно должно основываться на принципах гуманизма и свободного выбора. Мы понимаем,  что социальная инклюзия — это магистральная линия развития нашего российского  общества. Согласно ст.7, п.1 Конституции РФ, Россия — это социальное государство, в  политике которой есть направление на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. Внедрение инклюзивных подходов не может быть  отдельной попыткой решения «проблемы инклюзивного образования», ориентированного  только на детей с ОВЗ, — это часть более общей проблемы неравенства в образовании.  Проблема инклюзивного образования не может быть решена локально: невозможно  создать хорошие условия для детей с инвалидностью и не создать богатой и  разнообразной образовательной среды для других детей. Поэтому, инклюзивное  образование предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для  социального развития общества — процесса, актуального во всем мире. Развивая  инклюзивные подходы в образовании, педагоги, специалисты, руководители систем  образования имеют хороший шанс для творческого взаимодействия, профессионального  общения и совместного анализа результатов и достижений. Формируется прекрасная  возможность для обмена мнениями, выработки особых концепций и идей, что является  очень ценным для профессионального развития.  Литература:  1. Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе  Москве». М., 2010. 2. Информационный материал Министерства образования и науки Российской  Федерации, подготовлен в апреле 2012 года. Электронный ресурс. — Режим  доступа: http://минобрнауки.рф/ (Дата обращения: 02.07.2016).3. Малафеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна.  Электронный ресурс. — Режим доступа: http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/wpcontent/ (Дата обращения: 04.07.2016).  4. Назарова Н. М. Инклюзивное и специальное образование: препятствия и риски  развития: сб. научных статей IV международного теоретико­ методологического  семинара. М.: Логомаг, 2012