ГККП ДО №15 «Жидек»
Доклад на тему
«Инновационная педагогическая деятельность
как способ эффективного влияния на дошкольную компетентность
в рамках обучения и воспитания в детском саду»
Воспитатель: Бондарева Татьяна Анатольевна
Актобе 2020г.
Дошкольное образовательное учреждение — один из социальных институтов, отвечающий на важнейшие, жизнеобеспечивающие запросы общества. В наше время во главу угла общество ставит цели и задачи, прежде всего направленные на развитие личности. А значит, основной функцией современного дошкольного учреждения (любого вида и типа) становится целенаправленная социализация личности, т.е. введение растущего человека в мир природных и человеческих связей и отношений, «погружение» его в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования к организации работы детских садов. Применение инновационных подходов к воспитательному и образовательному процессу в дошкольном учреждении является важным условием совершенствования системы дошкольного образования.
Инновация — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Дошкольные учреждения, применяя инновационные образовательные технологии, имеют возможность совершенствовать свою деятельность по воспитанию и обучению дошкольников, и добиваться более высоких результатов в работе, что позволяет повышать качество образования на начальной его ступени. Без нововведений, без применения новых методов и подходов невозможно качественное развитие детских дошкольных учреждений.
Центральным звеном образовательной системы является педагог. Именно он совершенствует свои методы работы с детьми, применяет новые разработки в процессе воспитания и обучения, совершенствует приемы преподнесения детям того или иного образовательного материала.
Концепция модернизации казахстанского образования предъявляет высокие требования к работе педагогов, она направлена на повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка.
Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие образовательной системы или собственной образовательной деятельности. Современный педагог-профессионал должен быть способен к таким новым видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств ее решения, деятельностная проработка понятий, рефлексия результатов реализации проекта, построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательного процесса.
Инновационные преобразования приобрели системный характер. Создаются не только новые типы, виды и профили дошкольных образовательных учреждений, но и новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на личность ребенка, а также запросы его семьи.
Специалисты подчеркивают, что развитие системы образования, т.е. переход ее в новое качественное состояние, не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств, через инновационный процесс. Любая инновация – это изменение того, что уже существует. Основная трудность заключается в механизме включения инновационных педагогических технологий в образовательную практику. «Общая цель инновационной деятельности — это улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования», отмечает В.С. Лазарев [35].
Инновационная образовательная деятельность — это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса.
Под инновационной деятельностью специалисты понимают часть профессионально-управленческой педагогической деятельности, отличительными особенностями которой являются:
· обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;
· отбор содержания инновационной деятельности, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его саморазвитие;
· обеспечение информацией педагогов об инновационных фактах и явлениях, организация экспертизы;
· оснащение педагогов способами профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребенка.
Результатами инновационной деятельности коллектива дошкольной образовательной организации являются:
· повышение качества и уровня образовательных услуг;
· повышение уровня конкурентоспособности педагогов на рынке образовательных услуг;
· методическое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса;
· дидактическое обеспечение образовательного процесса.
Возможность творческого применения инновации в массовом опыте также выступает как критерий оценки педагогических инноваций. Если интересная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности педагога, то в данном случае трудно говорить о педагогическом новшестве. Возможность творческого применения инновации в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных педагогов, но после их апробации и объективной оценки они могут быть рекомендованы к массовому использованию.
При выборе инновационных подходов к построению педагогического процесса в нашем дошкольном учреждении стремятся повысить квалификацию педагогов, поднять авторитет учреждения и завоевать доверие родителей. Перед педагогами была поставлена задача - постоянно совершенствовать профессиональное мастерство, т.к. это способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Также в нашем дошкольном учреждении широко применяется принцип индивидуализации образования. Сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом дошкольного образования в условиях ее модернизации. Индивидуализация образования — процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной образовательной деятельности. Технология сопровождения развития ребенка позволяет решать эту задачу. Сопровождение ребенка гарантирует помощь и поддержку любому ребенку с учетом его индивидуальных возможностей - потенциала развития, потребностей и интересов. Внедрение инновационных подходов в воспитательно-образовательный процесс ДОУ позволяет найти подход к каждому ребенку, выявлять его таланы и способствовать развитию личности.
Таким образом, инновационная деятельность оказывает существенное влияние на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольной организации.
Анализ теоретических источников показал, что инновационная деятельность обладает системным эффектом влияния на все компоненты педагогического процесса, и реализация педагогических инноваций предполагает активный личностный и творческий процесс развития педагога, следовательно, способствует активизации формирования и совершенствования всех профессиональных компетенций.
Социально-педагогическая компетентность воспитателей дошкольных организаций базируется на инновационном потенциале образовательной деятельности, сформированном в процессе социально-образовательных нововведений в образовательных организациях. Инновационная деятельность рассматривается как комплексный целенаправленный процесс, внедрение и распространение новшеств, приводящих к изменениям существующей системы в целом или в ее отдельных структурных элементах.
Основной задачей правительственной стратегии развития образования до 2020 года определено достижение нового качества образования – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях.
Эти требования заключаются в достижении выпускником образовательного учреждения системы универсальных ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях современного информационного общества. Концепция модернизации образования РК выделяет компетентностный подход в качестве приоритетного. В настоящее время происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «образованность», «общая культура» и т.п., на понятия «компетенция» и «компетентность».
Список литературы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.