Инновационная деятельность. Инновация – нововведение, изменение, вносящее в среду внедрения новые элементы - технико-технологические; - социально-экономические; - педагогические. Инновационное образовательное учреждение – где осуществляется инновационные образовательные процессы.
Учреждения дополнительного образования по своей сути являются инновационными, т.к. творческая деятельность в их стенах предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических технологий, приемов и методов воспитания и формирования юного гражданина России. Сегодня дополнительное образование рассматривается не просто как функционирующий центр, а как центр творческого развития и становления личности, как педагогическая лаборатория дополнительного образования. Идеи обновления образовательного процесса:
• Идея сотворчества педагога и обучающегося;
• Идея содружества – педагог + ребенок + родитель;
• Идея одухотворения, воодушевления ребенка, нацеленная на создание своего «Я»;
• Идея воспитания человека своего времени;
• Идея развивающегося педагога и обучающегося;
• Идея сохранения и защиты психофизического потенциала;
• Идея участия личности в формировании социума;
Педагог дополнительного образования должен четко представлять свой педагогический процесс и владеть понятийным словарем. Итак, кто является объектом инновационного процесса – дети! Обратимся к понятийному словарю. Термин «инновация» (от латинского – обновление, новинка, изменение) – наука о нововведениях; «инновация» - процесс нововведения; нововведение – целенаправленное изменение; нововведение – только организация нового; инновационный процесс – отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового. Инновационная деятельность: - разработка - поиск - освоение и использование навыков. Понятие «новое» является одним из стержневых понятий в инновационной педагогике. Два типа «новое»: 1. Впервые созданное новое (адекватно открытию). 2. Новое, имеющее примесь старого (из слоев нового и старого). В России определились 3 направления инноваций в дополнительном образовании:
• Раннее выявление способностей и интересов ребенка.
• Ранняя специализация.
• Ранняя социализация подростка.
Условия инновационной работы:
Материальные: - приобретение литературы; - научно-методическая работа. Организационные: - комфортная обстановка для педагога, родителей, ребенка; - новая система контроля за ходом инновационной деятельности. Содержательные: - семинары; - лаборатории педагогического мастерства; - административные совещания; - диагностика.
Профессиональная компетентность – основа деятельности педагогов. При внедрении инноваций более востребованы такие профессиональные компетенции, как организационные и коммуникативные, а при разработке инноваций прежде всего необходимы конструктивные и проектировочные компетенции. Методическая компетентность понимается как часть профессионально-педагогической компетентности, определяющая готовность педагогов: - осуществлять традиционную педагогическую деятельность; - проектировать и конструировать педагогические инновации, т.е. готовность:
1) профессионально отбирать содержание инновации;
2) проектировать его реализацию путем применения современных педагогических технологий;
3) прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации;
4) описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации.
Содержание и формы инновационной деятельности педагога дополнительного образования:
1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе:
• проектные технологии предполагают включение детей в социально и личностно-значимую деятельность (работа над творческими проектами);
• личностно-ориентированные технологии. Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне.
• исследовательские и практические работы предполагают в получении учебной информации из первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими документами, книгами, энциклопедиями, периодической печатью;
• информационно-коммуникативные технологии: компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала: изображения изделий декоративно-прикладного творчества, презентаций по темам программы, мастер-классов с поэтапным выполнением изделий ДПИ и т.д. Также компьютер и Интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях;
• учение через обучение – метод обучения, при котором обучающиеся с помощью педагога готовятся и проводят занятия (презентации, мастер-классы);
• технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ребенок учит другого. Коммуникация двух обучающихся происходит в форме диалога;
• работа в малых группах – одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
• Интернет-технологии – компьютерные обучающие программы, интерактивный электронный журнал (учебник), электронное портфолио, дистанционное обучение.
2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.
3. Проведение учебных занятий в инновационных формах.
К инновационным формам учебных занятий можно отнести:
• интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях (вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия – четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия, большая информативная емкость материала, проходит в форме занимательной, увлекательной игры.);
• мастер-классы;
• занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и так далее;
• занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, устный журнал, диспуты, круглый стол, газета и так далее;
• занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и другие.
4. Проведение мастер-классов для педагогов.
5. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности.
6. Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ребенок в роли педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»).
Список литературы
1. https://infourok.ru/innovacionnie-tehnologii-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-1737539.html
2. http://cdt-raduga2012.ucoz.ru/publ/innovacionnye_formy_raboty_pedagoga_dopolnitelnogo_ obrazovanija/1-1-0-59
3. Современные педагогические технологии Интернет-обучения: Сб. статей. М.: Московская типография №2, 2008. 190 с.
Инновационная деятельность.docx
Инновационная деятельность
Методист МБУДО «Центр дополнительного образования детей»
п. Усть – Камчатск Фризен Надежда Викторовна
«Далеко не все новое прогрессивно.
Прогрессивно то, что эффективно!»
Инновационная деятельность. Инновация – нововведение, изменение,
вносящее в среду внедрения новые элементы техникотехнологические;
социальноэкономические; педагогические. Инновационное образовательное
учреждение – где осуществляется инновационные образовательные процессы.
Учреждения дополнительного образования по своей сути являются
инновационными, т.к. творческая деятельность в их стенах предполагает
постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических
технологий, приемов и методов воспитания и формирования юного
гражданина России. Сегодня дополнительное образование рассматривается не
просто как функционирующий центр, а как центр творческого развития и
становления личности, как педагогическая лаборатория дополнительного
образования. Идеи обновления образовательного процесса:
Идея сотворчества педагога и обучающегося;
Идея содружества – педагог + ребенок + родитель;
Идея одухотворения, воодушевления ребенка, нацеленная на создание
своего «Я»;
Идея воспитания человека своего времени;
Идея развивающегося педагога и обучающегося;
Идея сохранения и защиты психофизического потенциала;
Идея участия личности в формировании социума;
Педагог дополнительного образования должен четко представлять свой
педагогический процесс и владеть понятийным словарем. Итак, кто является
объектом инновационного процесса – дети! Обратимся к понятийному
словарю. Термин «инновация» (от латинского – обновление, новинка,
изменение) – наука о нововведениях; «инновация» процесс нововведения;
нововведение – целенаправленное изменение; нововведение – только
организация нового; инновационный процесс – отражает в себе формирование
и развитие содержания и организации нового. Инновационная деятельность:
разработка поиск освоение и использование навыков. Понятие «новое»
является одним из стержневых понятий в инновационной педагогике. Два
типа «новое»: 1. Впервые созданное новое (адекватно открытию). 2. Новое,
имеющее примесь старого (из слоев нового и старого). В России определились
3 направления инноваций в дополнительном образовании:
Раннее выявление способностей и интересов ребенка. Ранняя специализация.
Ранняя социализация подростка.
Условия инновационной работы:
Материальные: приобретение литературы; научнометодическая работа.
Организационные: комфортная обстановка для педагога, родителей,
ребенка; новая система контроля за ходом инновационной деятельности.
Содержательные: семинары; лаборатории педагогического мастерства;
административные совещания; диагностика.
Профессиональная компетентность – основа деятельности педагогов.
При внедрении инноваций более востребованы такие профессиональные
компетенции, как организационные и коммуникативные, а при разработке
инноваций прежде всего необходимы конструктивные и проектировочные
компетенции. Методическая компетентность понимается как часть
профессиональнопедагогической компетентности, определяющая готовность
педагогов: осуществлять традиционную педагогическую деятельность;
проектировать и конструировать педагогические инновации, т.е. готовность:
1) профессионально отбирать содержание инновации;
2) проектировать его реализацию путем применения современных
педагогических технологий;
3) прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе
реализации инновации;
4) описывать критерии оценивания эффективности спроектированной
инновации.
Содержание и формы инновационной деятельности педагога
дополнительного образования:
1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в
образовательном процессе:
проектные технологии предполагают включение детей в социально и
(работа над творческими
личностнозначимую деятельность
проектами);
личностноориентированные технологии. Сюда относятся технологии
дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько
объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной
деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении
должен осуществляться на индивидуальном уровне.
исследовательские и практические работы предполагают в получении
учебной информации из первоисточников. Обучающиеся учатся
работать с историческими документами, книгами, энциклопедиями,
периодической печатью;
информационнокоммуникативные
компьютерные
программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации
технологии: материала: изображения изделий декоративноприкладного творчества,
презентаций по темам программы, мастерклассов с поэтапным
выполнением изделий ДПИ и т.д. Также компьютер и Интернет
помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях;
учение через обучение – метод обучения, при котором обучающиеся с
помощью педагога готовятся и проводят занятия (презентации, мастер
классы);
технология парного обучения – один из видов педагогических
технологий, при котором один ребенок учит другого. Коммуникация
двух обучающихся происходит в форме диалога;
работа в малых группах – одна из самых популярных стратегий, так как
она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность
участвовать в работе,
практиковать навыки сотрудничества,
межличностного общения.
Интернеттехнологии – компьютерные обучающие программы,
интерактивный электронный журнал (учебник), электронное портфолио,
дистанционное обучение.
2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов,
методической продукции.
3. Проведение учебных занятий в инновационных формах.
К инновационным формам учебных занятий можно отнести:
интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях
(вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов.
Особенности интегрированного занятия – четкость, компактность,
сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на
каждом этапе занятия, большая информативная емкость материала,
проходит в форме занимательной, увлекательной игры.);
мастерклассы;
занятиясоревнования: конкурсы, турниры, викторины и так далее;
занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж,
интервью, изобретение, комментарий, аукцион, устный журнал,
диспуты, круглый стол, газета и так далее;
занятияфантазии: сказка, сюрприз, приключение и другие.
4. Проведение мастерклассов для педагогов.
5. Участие в проектноисследовательской или опытноэкспериментальной
деятельности.
6. Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от
обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например:
творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование
общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение и
закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ребенок в
роли педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений»,
«мозговой штурм»).
Список литературы
1. https://infourok.ru/innovacionnietehnologiivsistemedopolnitelnogo
obrazovaniyadetey1737539.html
2. http://cdt
raduga2012.ucoz.ru/publ/innovacionnye_formy_raboty_pedagoga_dopolnite
lnogo_
obrazovanija/11059
3. Современные педагогические технологии Интернетобучения: Сб.
статей. М.: Московская типография №2, 2008. 190 с.
"Инновационная деятельность"
"Инновационная деятельность"
"Инновационная деятельность"
"Инновационная деятельность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.