Несмотря на то что термин "инновация", как утверждают специалисты, впервые используется в научных текстах XIX века, инновационная проблематика как отражение объективных потребностей в сфере управления обществом и самоуправления личности зафиксирована (пусть в ином терминологическом оформлении) еще в классической древности. Отношение к новому было принципиальным пунктом размышлений не только Лао-Цзы и Конфуция, софистов и Сократа, но и оппонирующих друг другу идеологов всех последующих эпох.Несмотря на то что термин "инновация", как утверждают специалисты, впервые используется в научных текстах XIX века, инновационная проблематика как отражение объективных потребностей в сфере управления обществом и самоуправления личности зафиксирована (пусть в ином терминологическом оформлении) еще в классической древности. Отношение к новому было принципиальным пунктом размышлений не только Лао-Цзы и Конфуция, софистов и Сократа, но и оппонирующих друг другу идеологов всех последующих эпох.
ИННОВАЦИОННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ОТ ПРОБЛЕМ К РЕШЕНИЮ.
Несмотря на то что термин "инновация", как утверждают специалисты, впервые
используется в научных текстах XIX века, инновационная проблематика как отражение
объективных потребностей в сфере управления обществом и самоуправления личности
зафиксирована (пусть в ином терминологическом оформлении) еще в классической
древности. Отношение к новому было принципиальным пунктом размышлений не только
ЛаоЦзы и Конфуция, софистов и Сократа, но и оппонирующих друг другу идеологов всех
последующих эпох.
Однако объективная потребность в новом у общества в целом и аналогичная ориентация
субъектов конкретной сферы деятельности формируются отнюдь не синхронно. И если во
второй половине XX века эстафету разработки инновационной проблематики из рук
теоретиков социальнополитических преобразований принимают эксперты в области
научного и промышленного менеджмента, то субъекты управления спортом и физической
культурой не торопятся последовать их примеру. Это не обнаруживается даже у чутких ко
всему новому американцев, если судить по достаточно серьезному с фактологической
точки зрения обзору А.В. Серебрякова и Н.И. Пономарева. Что же говорить об
отечественной науке, где даже в общей постановке вопроса социология спорта и
физической культуры на одиндва порядка уступает в темпах становления и развития
спортивной науки странлидеров?
Принимая вызов, брошенный творцами инновационного бума 70 80х годов,
инновационную проблему начинает разрабатывать коллектив авторов, группирующихся
вокруг ведущих специалистов ВНИИСИ ГКНТ АН СССР (проф.Н.И. Лапин и др.), но
интересы и этого научного сообщества не пересеклись с волнующей нас сферой.
Положение мало изменилось и в постсоветский период, чем бы это ни объяснялось:
особенностями российской ментальности, трудностями переходного периода или
относительной молодостью спорта как потенциального заказчика исследований,
свидетельствующими о социальнокультурной зрелости субъекта (коллективного или
индивидуального).Между тем актуальность исследований инновационных аспектов физкультурной и
спортивной деятельности обусловлена всем комплексом вне и внутрисистемных ее
взаимодействий с иными областями общественной жизни. Какие бы акценты ни
расставлялись в дискуссиях о путях развития современной России, совершенно очевидно,
что она, дрейфуя отчасти естественноисторически, отчасти под влиянием искусственно
историчес ких воздействий, переходит в качественно новое состояние. И сколь бы ни был
велик соблазн все и вся сводить к сетованиям по поводу недостаточного финансирования,
бороться против ухудшения генофонда нации надо сегодня. Олимпийские игры и
чемпионаты мира надо выигрывать сегодня, превращать физическую культуру и спорт из
дотационной сферы в отрасль деятельности,
обеспечивающую не только
самофинансирование, но и прибыль в местные, региональные и федеральные бюджеты, надо
сейчас. Для этого необходима инновационная переориентация, как говаривали в былые
времена, "сверху донизу и снизу доверху".
Если иметь в виду теоретикометодологическую основу данного процесса, то начинать, как
было упомянуто выше, приходится не с нуля.
По сути дела, физическая культура и спорт имманентно инновационные явления.
Вспоминаем ли мы этимологию базового понятия, останавливаем ли свое внимание на
важнейшей социальноадаптационной функции испытания человека (его организма,
психики, личных качеств) в экстремальных, пограничных ситуациях, констатиру ем ли
неразрывную связь рассматриваемой сферы с экономикой, политикой, образованием и т.д.
всюду обнаруживаем возможность не только абстрактнотеоретического анализа
диалектики старого и нового, функционирования и развития, традиционализма и
модернизма, консерватизма и революционности (хотя бы в контексте НТП), но и
практической реализации инновационноуправ ленческих технологий.
Правда, в инновационной трактовке процессов спортивного единоборства и физического
развития есть по крайней мере один пункт, требующий методологической решимости. Он
связан с привычным для общенаучного и философского анализа различением роста и
развития. Новое, как оно трактуется сегодня большинством исследователей, связано с
переходом изменяющейся (становящейся, прогрессирующей и т.п.) системы в иное
качественное состояние. Привносит ли указанное изменение достижение более высокого
спортивного результата? Во всяком случае определения физического развития, имеющиеся
в базовых учебниках для студентов институтов физической культуры и иных специальныхизданиях, дают много поводов для критически ориентированных размышлений. Но это не
снимает проблемы, а лишь заостряет ее.
В нынешних условиях возможно и необходимо использование всего арсенала, накопленного
отечественной и зарубежной инноватикой за последние десятилетия. Для реализации
замысла данной статьи, в целях компактности и цельности, воспользуемся в качестве
основы лишь одним источником, достаточно адекватно отражающим тенденции развития
данного научного подхода. На наш взгляд, полноценная разработка инновационных
проблем физической культуры и спорта предусматривает осуществление следующих
программ:
1. Теоретикометодологический анализ инновационных компонентов данной сферы
творческой активности.
Для пояснения здесь можно привести еще один пример. А.И. Пригожин, определяя
предмет инноватики как форму управленческого развития, целенаправленного процесса
перехода управляемой системы в качественно иное состояние, при котором среда
внедрения обогащается новыми, относительно стабильными элементами [там же], при этом
подчеркивает, что кадровые перестанов ки (например, в составе сборной команды или
назначение ее нового тренера. А.Г.), как и ремонт однотипного оборудования, в
собственном смысле нововведением не являются. Но тогда значительная часть творческой
активности субъектов управления в сфере физической культуры и спорта (в первую
очередь тренеров) заведомо лишается возможности инновационной интерпретации.
Значит, надо, начиная с азов, определения, что есть новшество, инновация,
инновационный процесс в данной сфере, адаптировать устоявшийся тезаурус (или создать
новый) на основе специально разработанных концептуальных схем.
2.
Осуществление паспортизации наиболее существенных по значимости
инновационных проектов регионального и федерального уровня, как реализованных
в недавнем прошлом, так и принимаемых к внедрению. Типовая методика такой
паспортизации инновационных процессов разработана и неоднократно апробирована
энтузиастами отечественного инновационного движения первой волны. В результате ее
применения к сфере физической культуры и спорта были бы возможны экспертиза
инновационного потенциала отрасли в целом, отдельных субъектов управления, создание
карты инновационных потоков, локализация "мертвых" с точки зрения развития зон.3. Создание отраслевого (регионального, фирменного, клубного и т.д.) банка
инновационных идей и нереализованных проектов с целью формирования базы для
разработки инновационной стратегии развития физической культуры и спорта в
конкретных локусах, оказания помощи субъектам инновационных инициатив.
Проведение конкретных социологических,
социальнопсихологических,
4.
педагогических и т.д. исследований с целью диагностики инновационного потенциала
различных профессиональ нодеятельностных групп, представленных в отрасли. Так,
по наблюдениям автора статьи, совпадающим с констатацией других исследователей
(например, З.Т. Усмановой, КамГИФК, 2000 г.), инновационная ориентация студентов и
выпускников вузов катастрофически падает по мере увеличения стажа работы по
специальности, особенно среди специалистов, успешно реализующих свой карьерно
административный потенциал.
5.
Разработка спецкурсов лекционных, практических занятий для студентов
специализированных учебных заведений и системы повышения квалификации по
проблематике: "Инноватика и спорт", "Инноватика и физическая культура", "Инноватика и
спортивная педагогика", "Инноватика и спортивный менеджмент" и т.п., а также
тренинговых программ, нацеленных на актуализацию и развитие творческого мышления,
овладение эвристическими технологиями, формирование инновационнотворческой
мотивации. К сожалению, опыт научнопедагогической деятельности автора показывает
тревожную динамику в изменении указанной мотивации у студентов физкультурного вуза.
А это обещает обострение инновационноуправленческих проблем в недалеком будущем.
Фронтальный прорыв в разработке научноисследовательских и социально
технологических программ инновационной ориентации возможен, если не надеяться на
спорадические вспышки местечкового энтузиазма. Как показывает опыт отечественной и
зарубежной инновации, он возможен только тогда, когда возникает заказчик, обладающий
достаточно солидным инновационным потенциалом. Речь идет не столько о финансовых
возможностях, сколько о наличии стратегически ориентированной организационно
управленческой воли к запуску процессов обновления.
Конечно, возможно наличие перспективных инновационных проектов, но еще более
значимо стремление к их разработке или заимствованию для внедрения.Если не один из ведущих спортивных клубов, то, может быть, редакция журнала "Теория и
практика физической культуры" в союзе с ведущими организациями учебной и научно
исследовательской направленности возьмет на себя указанную миссию?
Инновационные методы подхода к учащимся на уроках физической культуры
Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных
технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и
проникается духом современного информационного общества. Без применения
информационнокоммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не
может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным
считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс
организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой
основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества
подготовки специалистов. Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в
середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и
порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация – это, с одной стороны,
процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой – это деятельность по вращиванию
новации в определенную социальную практику, а вовсе – не предмет.
В образовании стоит рассматривать инновацию педагогическую (нововведение) –
1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы
(новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой
образовательной системы в целом;
2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии,
программы и т.п.);
3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их
творческое переосмысление.
Образование это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового
образования это действительное развитие общих, родовых способностей человека,
освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное понятие
«образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание»,
«образование», «развитие». Словарные значения рассматривают термин «образование», как
существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или
«развивать» нечто новое. Создавать новое это и есть инновация. Таким образом,
образование по своей сути уже является инновацией. Когда несколько лет назад мывпервые столкнулись с термином «инновация», то нам было интересно узнать мнение
людей об этом «загадочном явлении». Веер суждений получился обширный от подетски
нелепых до мудренонаучных. И в результате этого сложилось, пусть несколько
абстрактное, видение процесса инновации в образовании. Вопервых это некий
умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей; вовторых
это сильнейшая энергетика, запустившая, наконец, инновационную машину в действие. К
инновациям относятся внедрение ИКТ в учебновоспитательный процесс, программное
обеспечение поставляемые в школы (стандартный базовый пакет программного
обеспечения СБППО), интерактивные электронные доски, проекты модернизации и т.д.
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, превращая обычное в
необыкновенное. Они помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий
потенциал, стать более успешным в учебе и работе и просто сделать мир вокруг себя ярче.
Внедрение ИКТ и информационных технологий в образование Правительством Казахстана
заявлено,
Одной из инноваций для образования являются интерактивные электронные доски,
приоритетное
направление.
как
кардинально преобразующие педагогические технологии с использованием компьютеров и
новейших педагогических программных средств. Интерактивные доски как электронные
экраны, подключенные к компьютеру, позволяют проводить не только презентации,
доклады и семинары, но и групповое обучение в классе с использованием самых различных
демонстраций. При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ
намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной
траектории. Дети в образовательных учреждениях разноплановые, с разным уровнем
школьных знаний, разной самооценкой, разным мироощущением. Но это не важно. Важно
то, что учащиеся приходят на занятия с горящими глазами, неутомимой жаждой действия и
уходят, безгранично веря в свои возможности. Инновации в образовании, в первую очередь,
должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области
приложения
возможностей.
своих
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические
инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не
менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
1. Информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию
различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознанияучащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его
профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся
тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных
сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при
изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики
структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно
воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в
школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а
выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в
будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения
в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт
применения ИКТ в школах показал, что:
а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы
дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению
предметных дисциплин,
особенно с использованием метода проектов;
б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается
психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных
отношений "учительученик” к наиболее объективным отношениям "учениккомпьютер
учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих
работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в
стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить
производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета
Личностноориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной
системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных
условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой
технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью, а не
средством достижения какойлибо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися
индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями ипотребностями.
3. Информационно аналитическое обеспечение учебного процесса и управление
качеством образования школьников.
Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая
методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно
проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы
в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при
подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого
предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
4. Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и
построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного
ученика.
Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде
вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно
массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества
и
др.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ.
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и
новые. Это самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и
защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система
«консультант», групповые, дифференцированные способы обучения система «малых
групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
7. Психологопедагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в
учебновоспитательный процесс школы.
Предполагается научнопедагогическое обоснование использования тех или иных
инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущимиспециалистами
в
этой
области.
Таким образом, опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения
педагогических
инноваций
обучения.
в
процессе
Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном
учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации,
материальнотехнической базы учреждения.