ИННОВАЦИОННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ОТ ПРОБЛЕМ К РЕШЕНИЮ

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 17.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Несмотря на то что термин "инновация", как утверждают специалисты, впервые используется в научных текстах XIX века, инновационная проблематика как отражение объективных потребностей в сфере управления обществом и самоуправления личности зафиксирована (пусть в ином терминологическом оформлении) еще в классической древности. Отношение к новому было принципиальным пунктом размышлений не только Лао-Цзы и Конфуция, софистов и Сократа, но и оппонирующих друг другу идеологов всех последующих эпох.Несмотря на то что термин "инновация", как утверждают специалисты, впервые используется в научных текстах XIX века, инновационная проблематика как отражение объективных потребностей в сфере управления обществом и самоуправления личности зафиксирована (пусть в ином терминологическом оформлении) еще в классической древности. Отношение к новому было принципиальным пунктом размышлений не только Лао-Цзы и Конфуция, софистов и Сократа, но и оппонирующих друг другу идеологов всех последующих эпох.
Иконка файла материала proekt_11.doc
ИННОВАЦИОННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ОТ ПРОБЛЕМ К РЕШЕНИЮ. Несмотря   на   то   что   термин   "инновация",   как   утверждают   специалисты,   впервые используется в научных текстах XIX века, инновационная проблематика как отражение объективных   потребностей  в  сфере  управления  обществом  и   самоуправления  личности зафиксирована   (пусть   в   ином   терминологическом   оформлении)   еще   в   классической древности. Отношение к новому было принципиальным пунктом размышлений не только Лао­Цзы и Конфуция, софистов и Сократа, но и оппонирующих друг другу идеологов всех последующих эпох. Однако объективная потребность в новом у общества в целом и аналогичная ориентация субъектов конкретной сферы деятельности формируются отнюдь не синхронно. И если во второй   половине   XX   века   эстафету   разработки   инновационной   проблематики   из   рук теоретиков   социально­политических   преобразований   принимают   эксперты   в   области научного и промышленного менеджмента, то субъекты управления спортом и физической культурой не торопятся последовать их примеру. Это не обнаруживается даже у чутких ко всему   новому   американцев,   если   судить   по   достаточно   серьезному   с   фактологической точки   зрения   обзору   А.В.   Серебрякова   и   Н.И.   Пономарева.   Что   же   говорить   об отечественной   науке,   где   даже   в   общей   постановке   вопроса   социология   спорта   и физической   культуры   на   один­два   порядка   уступает   в   темпах   становления   и   развития спортивной науки стран­лидеров? Принимая   вызов,   брошенный   творцами   инновационного   бума   70   ­   80­х   годов, инновационную   проблему   начинает   разрабатывать   коллектив   авторов,   группирующихся вокруг ведущих  специалистов  ВНИИСИ ГКНТ АН СССР (проф.Н.И. Лапин и др.), но интересы   и   этого   научного   сообщества   не   пересеклись   с   волнующей   нас   сферой. Положение   мало   изменилось   и   в   постсоветский   период,   чем   бы   это   ни   объяснялось: особенностями   российской   ментальности,   трудностями   переходного   периода   или относительной   молодостью   спорта   как   потенциального   заказчика   исследований, свидетельствующими   о   социально­культурной   зрелости   субъекта   (коллективного   или индивидуального).Между   тем   актуальность   исследований   инновационных   аспектов   физкультурной   и спортивной   деятельности   обусловлена   всем   комплексом   вне­   и   внутрисистемных   ее взаимодействий   с   иными   областями   общественной   жизни.   Какие   бы   акценты   ни расставлялись в дискуссиях о путях развития современной России, совершенно очевидно, что она, дрейфуя отчасти естественно­исторически, отчасти под влиянием искусственно­ историчес ких воздействий, переходит в качественно новое состояние. И сколь бы ни был велик соблазн все и вся сводить к сетованиям по поводу недостаточного финансирования, бороться   против   ухудшения   генофонда   нации   надо   сегодня.   Олимпийские   игры   и чемпионаты мира надо выигрывать сегодня, превращать физическую культуру и спорт из дотационной   сферы   в   отрасль   деятельности,   обеспечивающую   не   только самофинансирование, но и прибыль в местные, региональные и федеральные бюджеты, надо сейчас. Для этого необходима инновационная  переориентация, как говаривали в былые времена, "сверху донизу и снизу доверху". Если иметь в виду теоретико­методологическую основу данного процесса, то начинать, как было упомянуто выше, приходится не с нуля. По   сути   дела,   физическая   культура   и   спорт   ­   имманентно   инновационные   явления. Вспоминаем   ли   мы   этимологию   базового   понятия,   останавливаем   ли   свое   внимание   на важнейшей   социально­адаптационной   функции   испытания   человека   (его   организма, психики,   личных   качеств)   в  экстремальных,   пограничных   ситуациях,   констатиру   ем  ли неразрывную связь рассматриваемой сферы с экономикой, политикой, образованием и т.д. ­ всюду   обнаруживаем   возможность   не   только   абстрактно­теоретического   анализа диалектики   старого   и   нового,   функционирования   и   развития,   традиционализма   и модернизма,   консерватизма   и   революционности   (хотя   бы   в   контексте   НТП),   но   и практической реализации инновационно­управ ленческих технологий. Правда, в инновационной трактовке процессов спортивного единоборства и физического развития есть по крайней мере один пункт, требующий методологической решимости. Он связан   с   привычным   для   общенаучного   и   философского   анализа   различением   роста   и развития.   Новое,   как   оно   трактуется   сегодня   большинством   исследователей,   связано   с переходом   изменяющейся   (становящейся,   прогрессирующей   и   т.п.)   системы   в   иное качественное состояние. Привносит ли указанное изменение достижение более высокого спортивного результата? Во всяком случае определения физического развития, имеющиеся в базовых учебниках для студентов институтов физической культуры и иных специальныхизданиях, дают много поводов для критически ориентированных размышлений. Но это не снимает проблемы, а лишь заостряет ее. В нынешних условиях возможно и необходимо использование всего арсенала, накопленного отечественной   и   зарубежной   инноватикой   за   последние   десятилетия.   Для   реализации замысла   данной   статьи,   в   целях   компактности   и   цельности,   воспользуемся   в   качестве основы лишь одним источником, достаточно адекватно отражающим тенденции развития данного   научного   подхода.   На   наш   взгляд,   полноценная   разработка   инновационных проблем   физической   культуры   и   спорта   предусматривает   осуществление   следующих программ: 1. Теоретико­методологический анализ инновационных компонентов данной сферы творческой активности. Для   пояснения   здесь   можно   привести   еще   один   пример.   А.И.   Пригожин,   определяя предмет инноватики как форму управленческого развития, целенаправленного процесса перехода   управляемой   системы   в   качественно   иное   состояние,   при   котором   среда внедрения обогащается новыми, относительно стабильными элементами [там же], при этом подчеркивает,  что кадровые  перестанов  ки (например,  в составе  сборной команды  или назначение   ее   нового   тренера.   ­   А.Г.),   как   и   ремонт   однотипного   оборудования,   в собственном смысле нововведением не являются. Но тогда значительная часть творческой активности   субъектов   управления   в   сфере   физической   культуры   и   спорта   (в   первую очередь   ­   тренеров)   заведомо   лишается   возможности   инновационной   интерпретации. Значит,   надо,   начиная   с   азов,   ­   определения,   что   есть   новшество,   инновация, инновационный процесс в данной сфере, ­ адаптировать устоявшийся тезаурус (или создать новый) на основе специально разработанных концептуальных схем. 2.   Осуществление   паспортизации   наиболее   существенных   по   значимости инновационных проектов регионального и федерального уровня, как реализованных в   недавнем   прошлом,   так   и   принимаемых   к   внедрению.  Типовая   методика   такой паспортизации   инновационных   процессов   разработана   и   неоднократно   апробирована энтузиастами   отечественного   инновационного   движения   первой   волны.   В   результате   ее применения   к   сфере   физической   культуры   и   спорта   были   бы   возможны   экспертиза инновационного потенциала отрасли в целом, отдельных субъектов управления, создание карты инновационных потоков, локализация "мертвых" с точки зрения развития зон.3.   Создание   отраслевого   (регионального,   фирменного,   клубного   и   т.д.)   банка инновационных   идей  и   нереализованных   проектов   с   целью   формирования   базы   для разработки   инновационной   стратегии   развития   физической   культуры   и   спорта   в конкретных локусах, оказания помощи субъектам инновационных инициатив.   Проведение   конкретных   социологических,   социально­психологических, 4. педагогических и т.д. исследований с целью диагностики инновационного потенциала различных профессиональ но­деятельностных групп, представленных в отрасли. Так, по   наблюдениям   автора   статьи,   совпадающим   с   констатацией   других   исследователей (например, З.Т. Усмановой, КамГИФК, 2000 г.), инновационная ориентация студентов и выпускников   вузов   катастрофически   падает   по   мере   увеличения   стажа   работы   по специальности,   особенно   среди   специалистов,   успешно   реализующих   свой   карьерно­ административный потенциал. 5.  Разработка   спецкурсов   лекционных,   практических   занятий   для   студентов специализированных   учебных   заведений   и   системы   повышения   квалификации  по проблематике: "Инноватика и спорт", "Инноватика и физическая культура", "Инноватика и спортивная   педагогика",   "Инноватика   и   спортивный   менеджмент"   и   т.п.,   а   также тренинговых программ, нацеленных на актуализацию и развитие творческого мышления, овладение   эвристическими   технологиями,   формирование   инновационно­творческой мотивации.  К сожалению,  опыт научно­педагогической  деятельности  автора показывает тревожную динамику в изменении указанной мотивации у студентов физкультурного вуза. А это обещает обострение инновационно­управленческих проблем в недалеком будущем. Фронтальный   прорыв   в   разработке   научно­исследовательских   и   социально­ технологических   программ   инновационной   ориентации   возможен,   если   не   надеяться   на спорадические вспышки местечкового энтузиазма. Как показывает опыт отечественной и зарубежной инновации, он возможен только тогда, когда возникает заказчик, обладающий достаточно солидным инновационным потенциалом. Речь идет не столько о финансовых возможностях,   сколько   о   наличии   стратегически   ориентированной   организационно­ управленческой воли к запуску процессов обновления. Конечно,   возможно   наличие   перспективных   инновационных   проектов,   но   еще   более значимо стремление к их разработке или заимствованию для внедрения.Если не один из ведущих спортивных клубов, то, может быть, редакция журнала "Теория и практика физической культуры" в союзе с ведущими организациями учебной и научно­ исследовательской направленности возьмет на себя указанную миссию? Инновационные методы подхода к учащимся на уроках физической культуры Современная   школа   должна   стать   передовой   площадкой   в   части   информационных технологий,   местом,   где   человек   получает   не   только   необходимые   знания,   но   и проникается   духом   современного   информационного   общества.   Без   применения информационно­коммуникативных   технологий   (ИКТ)   образовательное   учреждение   не может   претендовать   на   инновационный   статус   в   образовании.   Ведь   инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные,   дидактические,   технические   и   технологические   инновации   и   на   этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки   специалистов.   Слово   «инновация»   (от   латинского   «иннове»)   появилось   в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение   целого   ряда   изменений   в   этой   сфере.   Инновация   –   это,   с   одной   стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой – это деятельность по вращиванию новации   в   определенную   социальную   практику,   а   вовсе   –   не   предмет.   В   образовании   стоит   рассматривать   инновацию   педагогическую   (нововведение)   –   1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества),   улучшающие   характеристики   отдельных   частей,   компонентов   и   самой образовательной системы в целом;  2)   процесс   освоения   новшества   (нового   средства,   метода,   методики,   технологии, программы и т.п.);  3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.  Образование ­ это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования   ­   это   действительное   развитие   общих,   родовых   способностей   человека, освоение   им   универсальных   способов   деятельности   и   мышления.   Современное   понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать»   нечто   новое.   Создавать   новое   ­   это   и   есть   инновация.   Таким   образом, образование   по   своей   сути   уже   является   инновацией.   Когда   несколько   лет   назад   мывпервые   столкнулись   с   термином   «инновация»,   то   нам   было   интересно   узнать   мнение людей об этом «загадочном явлении». Веер суждений получился обширный ­ от по­детски нелепых   до   мудрено­научных.   И   в   результате   этого   сложилось,   пусть   несколько абстрактное,   видение   процесса   инновации   в   образовании.   Во­первых   ­   это   некий умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей; во­вторых ­ это сильнейшая энергетика, запустившая, наконец, инновационную машину в действие. К инновациям   относятся   внедрение   ИКТ   в   учебно­воспитательный   процесс,   программное обеспечение   поставляемые   в   школы   (стандартный   базовый   пакет   программного обеспечения ­ СБППО), интерактивные электронные доски, проекты модернизации и т.д. Интерактивные   технологии   активно   входят   в   нашу   жизнь,   превращая   обычное   в необыкновенное. Они помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе и просто сделать мир вокруг себя ярче. Внедрение ИКТ и информационных технологий в образование Правительством Казахстана заявлено,   Одной   из   инноваций   для   образования   являются   интерактивные   электронные   доски, приоритетное направление. как       кардинально преобразующие педагогические технологии с использованием компьютеров и новейших педагогических программных средств. Интерактивные доски как электронные экраны,   подключенные   к   компьютеру,   позволяют   проводить   не   только   презентации, доклады и семинары, но и групповое обучение в классе с использованием самых различных демонстраций. При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного   шире,   что   ставит   учащегося   перед   выбором   индивидуальной   образовательной траектории.   Дети   в   образовательных   учреждениях   разноплановые,   с   разным   уровнем школьных знаний, разной самооценкой, разным мироощущением. Но это не важно. Важно то, что учащиеся приходят на занятия с горящими глазами, неутомимой жаждой действия и уходят, безгранично веря в свои возможности. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения   возможностей. своих     В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.  1. Информационно­коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении  Внедрение   ИКТ   в   содержание   образовательного   процесса   подразумевает   интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознанияучащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном   аспекте).   Существенное   значение   имеет   осознание   складывающейся тенденции   процесса   информатизации   школы:   от   освоения   школьниками   начальных сведений   об   информатике   к   использованию   компьютерных   программных   средств   при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно­ воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной   методической   системе   появляются   новые   информационные   технологии,   а выпускники  школ имеют подготовку к освоению новых информационных  технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:  а)   информационная   среда   школы   открытого   типа,   включающая   различные   формы дистанционного   образования,   существенно   повышает   мотивацию   учеников   к   изучению   предметных   дисциплин,   особенно   с   использованием   метода   проектов; б)   информатизация   обучения   привлекательна   для   ученика   в   том,   что   снимается психологическое   напряжение   школьного   общения   путем   перехода   от   субъективных отношений   "учитель­ученик”   к   наиболее   объективным   отношениям   "ученик­компьютер­ учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы; в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность   его   труда,   повышает   общую   информационную   культуру   учителя.   2.   Личностно   –   ориентированные   технологии   в   преподавании   предмета  Личностно­ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы   личность   ребенка,   обеспечение   комфортных,   бес   конфликтных   и   безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии   не   только   субъект,   но   и   субъект   приоритетный;   она   является   целью,   а   не средством достижения какой­либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных   образовательных   программ   в   соответствии   с   их   возможностями   ипотребностями.   3.   Информационно   ­   аналитическое   обеспечение   учебного   процесса   и   управление качеством образования школьников.  Применение   такой   инновационной   технологии,   как   информационно   –   аналитическая методика   управления   качеством   обучения   позволяет   объективно,   беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в   целом.   При   некоторой   модификации   может   стать   незаменимым   средством   при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета   учебного   плана,   изучения   системы   работы   отдельно   взятого   педагога.   4. Мониторинг интеллектуального развития.  Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.  5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.  Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно­ массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и   др.   6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ.  Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые.   Это   ­   самостоятельная   работа   с   помощью   учебной   книги,   игра,   оформление   и защита   проектов,   обучение   с   помощью   аудиовизуальных   технических   средств,   система «консультант»,   групповые,   дифференцированные   способы   обучения   ­   система   «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов. 7. Психолого­педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно­воспитательный процесс школы.   Предполагается   научно­педагогическое   обоснование   использования   тех   или   иных инноваций.   Их   анализ   на   методических   советах,   семинарах,   консультации   с   ведущимиспециалистами   в   этой   области.   Таким образом, опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических   инноваций обучения.       в   процессе Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении,   способности   педагогического   коллектива   воспринимать   эти   инновации, материально­технической базы учреждения.