Инновационная направленность формирования профессиональной педагогической культуры
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
классное руководство
Взрослым
16.09.2019
Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. В отечественной педагогике сделаны первые попытки объяснения сущности и содержания инновационных процессов.
Инновационная направленность формирования профессиональной педагогической культуры.docx
Инновационная направленность формирования профессиональной педагогической
культуры
Лебедева Антонина Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Разуменская СОШ
№2», п. Разумное Белгородского рна Белгородской обл.
Краснокутская Виолетта Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Разуменская
СОШ №2», п. Разумное Белгородского рна Белгородской обл.
Стребкова Марина Сергеевна, учитель начальных классов МОУ «Разуменская СОШ
№2», п. Разумное Белгородского рна Белгородской обл.
Красникова Лилия Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Разуменская СОШ
№2», п. Разумное Белгородского рна Белгородской обл.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности
человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков,
передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не
может быть стихийным, он нуждается в управлении.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса
существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как
непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий
обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других реализация
ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно
воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель школы все более
осваивают функции консультанта, советчика, аниматора, воспитателя. Это требует от них
специальной психологопедагогической подготовки, так как в профессиональной
деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и
современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания.
На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических
инноваций.
Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство
и процесс предполагает введение чеголибо нового. Применительно к педагогическому
процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения
и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. В отечественной
педагогике сделаны первые попытки объяснения сущности и содержания инновационных
процессов.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие
проблемы педагогики проблема изучения, обобщения и распространения передового
педагогического опыта и проблема внедрения достижений психологопедагогической науки в
практику. Одни инновационные процессы прежде всего связывают с изучением, обобщением и
распространением педагогического опыта, другие отдают предпочтение проблеме разработки
и внедрения педагогических новшеств. Следовательно, предмет инноватики, содержание и
механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух
взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока
изолированно. Их объективная взаимосвязь заключается в том, что процесс изучения, обобщения и распространения педагогического опыта имеет своей конечной целью внедрение
нового, передового в массовую практику. Таким образом, результатом инновационных
процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в
целостном педагогическом процессе. Все это подчеркивает важность управленческой
деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь,
следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика,
исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий,
концепций. Управление этим процессом обеспечивает подготовку к отбору, оценке и
применению в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей,
методик.
Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение
учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике
обучения и воспитания, создание в школе определенной инновационной среды.
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в
современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом
обстоятельств.
Вопервых, происходящие социальноэкономические преобразования обусловили
необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии
организации учебновоспитательного процесса в учебных заведениях различного типа.
Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя
создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством
обновления образовательной политики.
Вовторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное
изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют
постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации
существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.
Втретьих, происходит изменение отношения учителей к самому факту освоения и
применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания
учебновоспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном
выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов
педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в
основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все
более избирательный исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в
работе руководителей школ, органов управления образования становится анализ и оценка
вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной
разработки и применения.
Вчетвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные
отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных,
создают реальную ситуацию их развития и совершенствования в целях достижения
конкурентоспособности.
Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки.
Современной школой накоплен богатый опыт, который должен быть реализован в конкретной
педагогической деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства
2 учителей и руководителей не сформирована потребность в его изучении и применении,
отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. В реальной практике учителя часто не
задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического
опыта и опыта своих коллег.
Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический
опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных,
методических, кадровых и Других возможностей школ возникают новые требования к
педагогической деятельности. Вместе с тем, как справедливо отмечал Ю. К. Бабанский,
"передовой опыт несет и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют
сокровищницу педагогической науки и практики" [1]. В создании и передаче передового
опыта большую роль играет позиция учителя, поэтому при анализе и распространении
ведущих положений конкретного опыта важно учитывать влияние субъективного фактора,
прогнозировать варианты его оценки и трансляции в педагогические коллективы. В ходе
передачи и освоения опыта, как нигде более, переплетаются проявления объективно ценного
и индивидуального, но не все глубоко индивидуальное в педагогической деятельности может
стать достоянием массовой практики. Остается то, что составляет область уникального и
неповторимого в личности, создающей новый опыт. Передовой педагогический опыт,
формируясь на основе массового, представляет собой уровень овладения объективными
педагогическими закономерностями (Ю. К. Бабанский). Разновидностями передового
педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как
своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и
обобщению. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта
таких педагогов и ученых России, как И.П.Волков, Т.И.Гончарова, И.П.Иванов, Е.Н.Ильин,
В.А.Караковский, С.Н.Лысенкова, Р.Г.Хазанкин, М.П.Щетинин, П.М.Эрдниев, Е.А.Ямбург и
многие другие стали достоянием учительства всей страны.
Инновационная направленность деятельности учителей включает и вторую
составляющую внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов
психологопедагогических исследований. Результаты научных исследований по педагогике и
психологии для школьных работников часто остаются неизвестными изза отсутствия
современной информации. В специальных работах В. Е. Гмурмана, В.В.Краевского, П. И.
Карташова, М. Н.Скаткина и других показано, что внедрение результатов педагогических
исследований предполагает специальное ознакомление практических работников с
полученными данными, обоснование целесообразности их внедрения, развитие на этой основе
потребности в применении научных результатов в своей практике. Это возможно при условии
специально организованного обучения способам и приемам реализации научных рекомендаций
при оперативной методической, консультативной помощи со стороны специалистов.
В этой связи возникает вопрос о том, кто может и должен быть распространителем и
пропагандистом новых педагогических идей и технологий. Изучать и распространять опыт
отдельного педагога или опыт школы, результаты научных исследований должны группы
подготовленных учителей под руководством заместителя директора по научной работе или
завуча школы. Необходимость создания таких групп объясняется рядом обстоятельств. Во
первых, автор педагогического новшества или какойлибо конструктивной педагогической
идеи или технологии не всегда отдает отчет в его ценности и перспективности. Вовторых, он
3 не всегда считает нужным заниматься внедрением своих идей, так как это требует
дополнительного времени, усилий и др. Втретьих, новшество в изложении его автора не
всегда получает обоснованную научную и методическую инструментовку. Вчетвертых, при
изложении автором своих инноваций и путей их внедрения со стороны учителейколлег может
проявиться реакция "отторжения" в силу личностных особенностей как автора, так и его
коллег. Впятых, указанная группа способна взять на себя функции не только внедрения, но и
последующего анализа и коррекции в отношении как отдельного учителя, так и
педагогического коллектива. Вшестых, такая группа осуществляет педагогический
мониторинг, систематический отбор, отсеивание новых идей, технологий, концепций по
материалам отечественной и зарубежной печати и опыта работы вузов.
Управление внедренческой деятельностью не исключает участия в такой работе самого
автора, наоборот, это создает условия для максимального использования и стимулирования
его индивидуальнотворческих возможностей. Таким образом, в условиях школы
объединяются усилия создателей и распространителей педагогических инноваций.
Критерии педагогических инноваций. Принимая во внимание имеющийся опыт
исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев
педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность
творческого применения инновации в массовом опыте.
Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение к
оценке как научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта.
Поэтому для учителя, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно
определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для
одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым не является. В этой
связи необходимо подходить к включению учителей в инновационную деятельность с учетом
добровольности, особенностей личностных, индивидуальнопсихологических характеристик.
Выделяют несколько уровней новизны: абсолютная, локальноабсолютная, условная,
субъективная, отличающиеся степенью известности и областью применения.
Оптимальность как критерий эффективности педагогических инноваций означает
затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя
могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного
труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и
достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных
затратах свидетельствует о ее оптимальности.
Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость
положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении,
наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении
делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения
и воспитания. Ценность данного критерия в обеспечении целостного понимания, восприятия
и формирования личности.
Возможность творческого применения инновации в массовом опыте можно
рассматривать как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности, если
ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного
применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или
4 спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о
педагогическом новшестве. Творческое применение инноваций в массовом педагогическом
опыте подтверждается на начальном этапе в деятельности отдельных учителей и
воспитателей, но после ее апробации и объективной оценки может быть рекомендована к
массовому внедрению.
Знание критериев и умение их использовать при оценке педагогических инноваций
создают основу для проявления учителем многообразных возможностей в педагогическом
творчестве,
в освоении профессиональнопедагогической культуры от простого
репродуцирования, введения в собственную педагогическую деятельность уже известных
педагогическому сообществу знаний, технологий, концепций на индивидуальнологическом
уровне до их эвристической, креативной разработки и внедрения.
Анализ специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о
недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы
учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности
педагогических инноваций. Смысл первой причины состоит в том, что инновация, как
правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации; смысл второй
причины заключается в том, что внедрение педагогических нововведений предварительно не
подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном,
психологическом, отношении.
Четкое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владение
методикой их применения позволяет как отдельным учителям, так и руководителям учебных
заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Забвение инноваций, как и
торопливость в их внедрении, не раз приводило школу к тому, что рекомендованное чаще
сверху нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось
или отменялось приказом и распоряжением.
методического,
Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах
инновационной среды определенной моральнопсихологической обстановки, подкрепленной
комплексом мер организационного,
психологического характера,
обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Отсутствие такой
инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой
информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной
инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент сопротивления
учителей нововведениям,
помогает преодолеть стереотипы в профессиональной
деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к
педагогическим инновациям.
Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя.
Технологически проблема создания, освоения и внедрения педагогических новшеств может
решаться на основе концепции диагностического изучения педагогического опыта,
разработанной научным коллективом под руководством Я. С.Турбовского [1]. Использование
диагностической методики позволяет выявить сильные стороны в деятельности педагогов, их
запросы и потребности, в целом вести целенаправленную работу по развитию
профессиональнопедагогической культуры, создавая условия для проявления инициативы и
творчества каждого учителя.
5 Центральная идея концепции диагностического изучения состоит в том, что в опыте
каждого учителя или коллектива школы во взаимодействии присутствуют элементы как
положительного, опережающего, так и отрицательного опыта и что конкретность,
эффективность в работе по формированию профессиональнопедагогической культуры
требует четкого и конкретного выявления положительных и отрицательных характеристик
деятельности.
Диагностическая методика изучения инновационных процессов предусматривает:
•
систематическое изучение профессиональнопедагогических интересов,
потребностей, ценностных ориентаций учителей, формирующихся на основе преодоления
реальных трудностей педагогической деятельности;
• поиск путей, концепций, технологий передового педагогического опыта,
направленных на удовлетворение интересов и потребностей педагогов;
• выбор соответствующих особенностям личности учителя видов освоения и внедрения
педагогических инноваций (показ, описание, открытые занятия, изучение литературы,
подготовка докладов, участие в экспериментальной работе и др.).
Практическая работа по диагностическому изучению педагогических инноваций
включает в себя несколько этапов. На первом этапе проводится анкетирование учителей,
экспертиза анкет, уточнение данных анкет в процессе индивидуального собеседования, анализ
диагностических данных. На втором этапе с учетом конкретных данных первого этапа
проводится планирование и реализация планов работы по повышению уровня
профессиональнопедагогической квалификации. Материалы диагностики берутся в основу
планирования методической работы школы, работы предметнометодической комиссии,
индивидуальной методической работы учителя. На третьем этапе подводятся итоги работы и
повторное диагностирование. Задача данного этапа состоит в том, чтобы направить
деятельность учителя на определение конечных и промежуточных результатов работы; на
анализ изменений, произошедших внутри педагогического коллектива; на анализ и оценку
работы методических объединений и комиссий.
Опыт показывает, что диагностический подход позволяет поновому строить работу по
повышению квалификации учителей, влиять на устойчивость результатов работы. Однако
важно помнить и другое: успешное использование диагностической методики зависит от
направленности на инновационную деятельность, на развитие педагогического творчества и
инициативы.
6 Список литературы
1. Адольф В. Подготовка педагога к инновационной деятельности в процессе
профессионального становления // Alma Mater : Вестник высшей школы. – 2006. N 10. С.
1820.
2.Ильина Н. Ф. Раскрытие инновационного потенциала педагога в ходе непрерывного
образования //Инновации в образовании. 2010. N 8. С. 5966.
3. Сластенин В. А. Педагогика : инновационная деятельность / В. А. Сластенин. М. :
Магистр
с.
СОУНБ; ЕФ; Шифр 74; Авторский знак С471; Инв.
номер 2217300ЕФ
4.Турбовский Я.С.. Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на
диагностической основе / М., 1989.
1997.
223
,
7
Инновационная направленность формирования профессиональной педагогической культуры
Инновационная направленность формирования профессиональной педагогической культуры
Инновационная направленность формирования профессиональной педагогической культуры
Инновационная направленность формирования профессиональной педагогической культуры
Инновационная направленность формирования профессиональной педагогической культуры
Инновационная направленность формирования профессиональной педагогической культуры
Инновационная направленность формирования профессиональной педагогической культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.