Если возвращаться в русло мирового развития педагоги¬ческой мысли, то следует возродить методологическую ос¬нову классической педагогики - принцип природосообразности Я.А. Коменского. Советская педагогика объявила его «идеалистическим» и заменила маловразумительным тре¬бованием учета возрастных особенностей школьников. Из-за обилия идеологических догм советская педагогика никог¬да не была наукой. Достаточно вспомнить ее исходный ме¬тодологический принцип о врожденном равенстве людей, об их равных возможностях в обучении и воспитании. Что это не так - свидетельствует хотя бы наш горький отечествен¬ный опыт: из школ Российской Федерации в 1997 г. по раз¬ным причинам, в основном из-за неспособности и нежела¬ния учиться, выбыло около 2 млн школьников. Воспитанием можно исправить многое, но природу изменить нельзя.
Такова в общих чертах ситуация в педагогической науке. Инновации здесь крайне необходимы. По какому пути пой¬дет педагогическая теория, а за ней и школа, будет зави¬сеть от того, как мы осмыслим глубинные основы учебно-воспитательного процесса, на какой методологии выстроим новую науку и практику воспитания молодой России.
понятийно терминологический аппарат инновационной педагогики.docx
Инновационная педагогика (так мы ее условно назовем) требует замены
парадигмы воспитания. Парадигма (от греч. paradigma образец, эталон)
господствующая теория, положенная в основу решения теоретических и
практических проблем. По мнению инноваторов, классическая педагогическая
теория безнадежно устарела, строить на ней воспитание нынешних поколений в
новых условиях нельзя.
Особенно отстала советская педагогика, идеи которой продолжают питать
отечественную систему образования и воспитания. Даже поновому
«причесанные» методические схемы не позволяют пока понастоящему
реформировать практику, поскольку неизменными остаются их методологи
ческие основы.
Жизнь нескольких поколений российских школьников и учителей пришлась на
период ожесточенной борьбы между идеалистической и социалистической
педагогиками. Первую дискредитировали и погубили, вторую до конца не
осмыслили и не достроили. Теперь на распутье. С новой силой вспыхнули споры
к какому берегу пристать? На какой теории воспитывать подрастающую Россию?
Если возвращаться в русло мирового развития педагогической мысли, то следует
возродить методологическую основу классической педагогики принцип
природосообразности Я.А. Коменского. Советская педагогика объявила его
«идеалистическим» и заменила маловразумительным требованием учета
возрастных особенностей школьников. Изза обилия идеологических догм
советская педагогика никогда не была наукой. Достаточно вспомнить ее
исходный методологический принцип о врожденном равенстве людей, об их
равных возможностях в обучении и воспитании. Что это не так свидетельствует
хотя бы наш горький отечественный опыт: из школ Российской Федерации в 1997
г. по разным причинам, в основном изза неспособности и нежелания учиться,
выбыло около 2 млн школьников. Воспитанием можно исправить многое, но
природу изменить нельзя.
Такова в общих чертах ситуация в педагогической науке. Инновации здесь
крайне необходимы. По какому пути пойдет педагогическая теория, а за ней и
школа, будет зависеть от того, как мы осмыслим глубинные основы учебно
воспитательного процесса, на какой методологии выстроим новую науку и
практику воспитания молодой России.
Гуманизм (от лат. Humanus человеческий, человечный) целостная концепция
человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции
является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье,
развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих
благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.). Гуманизм совокупность
идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого
бытия в целом и отдельной личности в частности. Как система ценностных
ориентации и установок гуманизм получает значение общественного идеала. Гуманистическая педагогика система научных теорий, утверждающая
воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно
воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
Почему же, несмотря на всю очевидность, привлекательность и продуктивность
идей гуманистической педагогики, они как и не овладели пока массовой
практикой, не стали фундаментом построения педагогических систем? Ответ
очевиден: тоталитарные государства не заинтересованы в реализации
гуманистических идей, они заказывают, подпитывают и внедряют авторитарную
педагогику. Провозгласив человека высшей ценностью, наше государство,
распахнуло дверь для проникновения гуманистических идей. Не очень гуманная
пока отечественная педагогика хотя и медленно, но все же поворачивается в
сторону этого инновационного процесса, вовлекая в него практику. Темпы
Гуманизации школьного воспитания пока невысоки, но процесс, как говорится,
пошел.
С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый
воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и
общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации
воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает
предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней
природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.
Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные
признаки: смещение приоритетов на развития психических, физических,
интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения
объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков;
сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей
и действующей личности, гражданинагуманиста, способного делать
обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях;
обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения
переориентации учебновоспитательного процесса.
Гуманизацию учебновоспитательного процесса следует понимать как отказ от
авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность,
отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений
между педагогом и обучаемыми, как переход к личностноориентированной
педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности
обучаемых.
Гуманизировать этот процесс означает создать такие условия, в которых
учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не
может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним на
блюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует
приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и
«психологической безопасности».
Практика гуманистической школы уже выработала конкретные формы и методы
инновационной деятельности. Среди них: 1. Дифференциация учебновоспитательной деятельности.
2. Индивидуализация процессов воспитания и обучения.
3. Создание благоприятных условий для развития наклонностей и
способностей каждого воспитанника.
4. Формирование гомогенных классов и параллелей.
5. Комфортность учебновоспитательной деятельности.
6. Психологическая безопасность, защита учащихся.
7. Вера в учащегося, его силы и возможности.
8. Принятие учащегося таким, каким он есть.
9. Обеспечение успешности обучения и воспитания.
10.Изменение целевой установки школы.
11.Обоснованность уровня развития каждого ученика.
12.Исключение заочного обучения (экстерната), как такого, что не
обеспечивает «духовных встреч с учителями».
13.Переориентация внутренних личностных установок учителя.
14.Усиление гуманитарного образования.
Гуманистическую педагогику трудно оценивать статистически. Однако
установлено, что аутентичность, эмпатия и безусловное одобрение
положительно коррелируют с развитием обучаемых и отрицательно с такими
проблемами, как дисциплина и негативное отношение к школе.
Инновационная педагогика
Инновационная педагогика
Инновационная педагогика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.