Инновационная/экспериментальная деятельность

  • docx
  • 27.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Инновационная деятельность учителя в рамках реализации ФГОС.docx

Инновационная/экспериментальная деятельность

На современном этапе развития школы в связи с новыми требования и стандартами вопрос об инновационной деятельности становится актуальным как никогда. Инновации в педагогическом процессе определяет инновационную деятельность как деятельность, направленную на поиск и реализацию новых форм, методов и подходов в обучении, новых технологии и совершенствования организации производства. Целью инновационной деятельности является улучшение качества работы. Основными признаками инновационной деятельности является:

1.                       Создание и использование интеллектуального продукта. В ходе образовательного процесса учитель создает что-то новое для себя или для класса.

2.                       Интеграция основной образовательной деятельности в дополнительную.

3.                       Повышения интереса у детей к обучению.

В инновационной деятельности можно выделить три основных блока: техническая, учебная и внеучебная.

Техническая инновация

В современном мире технический прогресс достиг огромных результатов. В школе появились интерактивная доска, ЭОРы, ИКТ технологии, которые широко применяются в в работе.  Компьютерная техника стала неотъемлемой частью современного урока в любом классе. С её помощью я провожу уроки подготовки к ЕГЭ; уроки электронных платформ «Учи.ру», «РЭШ» помогают не только в изучении материала, но и облегчают проведение уроков закрепления и проведение контрольных и самостоятельных работ.

Учебные инновации

Для того чтобы урок был интересен и запомнился детям, я применяю новые технологии.   «Технология развития критического мышления» позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, она направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Я остановлюсь на тех приёмах, которые использую на своих уроках. Один из них - метод шестиугольного обучения, работа, требующая умения размышлять, находить нужное решение, выбирать из нескольких вариантов лучшее решение, выполнять практическую работу, опираясь на имеющиеся знания. Анализируя учебный материал, учащиеся получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Ученики обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче.

Фрагмент урока:

При повторении видов придаточных в сложноподчинённом предложении учащиеся получили задание по группам: подготовить сообщение о СПП с придаточными:  1 – с придаточными определительными, 2 - с придаточными изъяснительными, 3 - с придаточными обстоятельственными.

вопросы Средства связи Указательные слова,Место придаточного
К чему присоединяется
 

 


                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 


Действия учащихся:

 

Союзные слова который, когда, что, гдегруппа 1:

Какой? Какая? Чей?,СПП с прид. определит,[-    =  ], которые, где (  =  ).
(Кто  =  ), [-    =  ].
[-, (кто  =  ), =  ].
,Тот, такой,Сущ., местоим
 

 

 

 

 

 

 

 


 группа 2:                                                                               

СПП с придат изъяснит,[ = - ], (  -  =  ).
(Кто  =  ), [тот  =  ].
[Те, (кто  =  ), =  ].
,Глагол, мест; слова РАД, ИЗВЕСТНО

,Союзы Кто, чтобы, как будто
Союзные слова  Кто, что, отчего, где, когда
,Падежные вопросы,То, тот, каждый, всякий
Вопросы обстоя-тельств
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ко всей главной частигруппа 3:

СПП с придат. обстоят.,Союзы и союз. слова в зав-ти от вида
Там, туда, оттуда, такой
 


[ = - ], (  -  =  ).
(       ), [       ].
[     , (         ),      ].
 

 

 

 

 

При такой работе дети не только вспоминают правило, но и развивают пространственное воображение, учатся мыслить.

Интересным способом обучения также считаю технологию перевернутого обучения, позволяющую организовать самостоятельную учебную деятельность обучающихся по освоению программного или дополнительного учебного материала. Данная модель отличается чередованием компонентов очного и дистанционного обучения. Последнее организуется вне школы посредством предоставленных учителем электронных ресурсов для изучения теории в домашних условиях. Учебное занятие посвящается практической деятельности. При этом увеличивается степень ответственности учащегося, создаются условия для развития активности, инициативности, а также метапредметных навыков. Например, перед проведением урока в 7 классе «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте» учащиеся получают задания:

1.                  Изучить теоретический материал по теме «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте».

2.                   Посмотреть видеоролик и выполнить задания к нему.

3.                   Подготовиться к работе в группах на уроке.

На уроке изучения материала проводится заполнение таблицы по просмотренному видеоуроку и экспресс – опрос, работа по группам по отработке навыков нахождения деепричастных оборотов и постановки запятой при деепричастных оборотах. В результате дети приходят к выводу о том, что такое деепричастный оборот и как ставятся запятые при нём.

Такая работа имеет ряд преимуществ: ученик может не один раз посмотреть видео и понять изучаемый материал, если не понял сразу; кроме того, видеоматериалы доступны отсутствовавшим на уроке школьникам, а учитель может сосредоточиться на индивидуальной работе с конкретным учеником. Приведенные выше технологии я использую чаще в 7-11 класса.

 

Для учащихся 5-6 классов часто в своей работе использую игровые технологии, позволяющие формировать у обучающихся устойчивый интерес к учению, навыки учебной деятельности, более прочные и глубокие знания; поскольку в процессе игры учащиеся и усваивают правила, и овладевают практическими навыками при овладении той или иной темы. Для знакомства с профессиями провожу ролевые игры. Таковыми являются урок «Игра в школу», когда школьники занимают моё место, я же контролирую процесс с последней парты; интересно проходит «Урок – путешествие», в котором учащиеся пробуют себя в роли экскурсоводов; «Урок – театр» помогает детям перевоплотиться в разных персонажей, учит не только знаниям изучаемого предмета, но и поведению на сцене, помогает развивать грамотную, правильную речь, умение находить выход из создавшейся ситуации. Игровые уроки «учат учиться»: дети учатся самостоятельному видению проблемы, аналитическому мышлению, приобщению к разнообразной творческой деятельности, у учащихся формируется активная познавательная деятельность, возможность в полной мере проявить творчество и потребность в знаниях;

     Игра ускоряет адаптацию обучающихся 5 класса к новым условиям, снимает напряжение, помогает формировать навыки учебной деятельности, формирует устойчивый интерес к предмету, оказывает эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания. У учащихся развиваются и воспитываются такие необходимые качества  как активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, творческий подход к делу.

    Ролевая игра сплачивает коллектив, дает радость общения с одноклассниками,  возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их понарошку, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Примеры проведения уроков в игровой форме:

 

 

Тема урока: Правописание имен существительных

                       с суффиксами –чик-, -щик-.

Цели урока:  * закрепить правописное суффиксов существительных –чик-, -щик-;

                       * повторить постановку знаков препинания в сложных                          предложениях;

                       * повторить изученное по теме «Имя существительное».

Каждая группа обучающихся знакомилась с особенностями своей специальности, составляла рекламу, подбирала профессионализмы, рисовала эмблему.

Ход урока.

   1.Учитель. Мы сегодня собрались на слет специалистов. Как трактует словарь Ожегова: «Специалист- это работник в области определенной какой-нибудь определенной специальности».

2.Запись определения слова «специалист», морфологический разбор существительного «специалист» (повторение теории об имени существительном).

3. На слет специалистов прибыли рыболовы, летчики, строители, музыканты. Они сегодня будут доказывать важность своей профессии, свою компетентность. А судить их будет наша экспертная группа (представление экспертов).

 4. Реклама в газету об открытии школы по их специальности.

 Члены  команд представляют рекламу, в которой обязательно должны быть сложные предложения, реклама должна быть яркой, привлекательной и   отражать специфику профессии. Все внимательно слушают, определяя наличие сложных предложений в текстах рекламы.

4. Проверка грамотности специалистов.

«ЖУК летает под окном,

 Он устал ходить пешком».

- Какое правило зашифровано в ЖУКе?

Повторение правила о правописание суффиксов - чик-, -щик-:

· устно правило,

· работа с перфокартами,

· объяснительный диктант для каждой команды свои слова:

«Рыболовы»:                                                              «Летчики»:

- великолепный рассказчик,                    -   отличный выдумщик,

- умелый паяльщик,                                 -   отважный разведчик;

- талантливый резчик,                              -  удивительный спорщик,

«Строители»:                                                        «Музыканты»:

- аккуратный переписчик,                        -  прекрасный стекольщик,

- хороший сварщик,                                  - замечательный каменщик,

- отличный арматурщик,                         - опытный крановщик.

· Составить сложные предложения с любыми словосочетаниями.

· Чтение предложений от каждой группы специалистов.

5. Словарная работа.

Каждая группа специалистов представляет слова, характерные именно для

данной профессии. ( Не менее 3- профессионализмов, другие специалисты объясняют их, записывают, составляют словосочетания с данными словами).

 6. Проверка компетентности специалистов: отгадывают «Кто такой?»

(От каждой группы специалистов по одному у доски):

1.                      Строительный рабочий, специалист по сооружению арматуры.

2.                      Специалист по электросварке.

3.                      Специалист по типографскому набору.

4.                      Солдат, служащий в ракетных войсках.

5.                      Бродячий музыкант с шарманкой.

6.                      Человек, работающий на кране.

7.                      Продавец мороженого.

7. Музыкальная пауза: песни о присутствующих специалистах готовили дети.

8. Составление предложений.

На доске предложения. Каждая группа находит свое предложение, заканчивает его, превращая в сложное:

1.                      Шарманка была старинная, страдающая хрипотой, но …

2.                      Чинно шагали тверские каменщики, а …

3.                      Раннее утро – хорошее время для рыбалки, поэтому …

4.                      Самолет совершил посадку в аэропорту города Волгограда, потому что…

Комментирующий берет бочонок  знаний из волшебной шкатулки.

9. «Новоселье».

Праздники. В жизни их бывает много, все они разные. Но у них есть одна особенность – они приносят нам радость, улыбки, смех.

- Какие праздники вы знаете?

Есть замечательный праздник – новоселье. Как приятно въезжать в новую квартиру. Я даю вам домики, заселите специалистами, в названии которых есть суффиксы  - чик-, -щик-.

10. Экспертная группа определяет победителей слета. Все работы хороши, выбирай на вкус.

11.                  Анализ игры. Итог урока. Домашнее задание.

 

 

 

Тема урока: Систематизация и обобщение изученного материала по теме «Имя прилагательное». 6 класс.

  Цели урока:

1.Систематизировать и обобщить знания по теме «Имя прилагательное»;
2.Проверить усвоение учащимися изученного материала.
4.Развивать коммуникативно-речевые умения.    
     Оборудование, наглядность:

- карточка со словом прилагательное для составления кластера,

- напечатанный отрывок из стихотворения для стилистического анализа,

- ключ для проверки графического диктанта и тексты для контроля знаний.

Действующие лица:

 автор (учитель),

царь,

царевна,

гонцы,

Иван – царевич,

помощники Ивана (учащиеся класса).

Царь, царевна, царевич выбраны заранее с целью экономии времени. Помощники царевича также заранее разделены на 6 групп.

Автор:

– Как-то во времена стародавние в некотором царстве, далёком государстве Частей речи жила-была царевна по имени Прилагательное. Всем она была хороша: и пригожа, и умна. И вот однажды пришло время ей о замужестве подумать. Царь – отец послал гонцов во все концы своего государства.

Царь:

– Повелеваю вам, гонцы, разнести весть о том, что отдам свою дочь за того, кто пройдет ряд испытаний и покажет лучшие знания о моей дочери – царевне Прилагательное.

Автор:

– Съехались в царство царевичи из разных государств. Увидела царевна, что женихов видимо-невидимо и решила испытать их.

Царевна:

– Кто отгадает загадку, тот и будет сражаться дальше:

Слова – художники, которые делают нашу речь яркой и красочной? (прилагательные).

Автор:

– Долго думали, гадали царевичи, разные предлагали ответы, но верный ответ был лишь у Ивана-царевича.

Царевич:

– Мой ответ тебе, царевна, это прилагательные.

Царевна:

– Молодец, Иван-царевич, но это лишь начало твоих испытаний. Вот тебе следующее испытание (подает ему свиток с заданиями).

Автор:

– Посмотрел Иван на задания и понял, что без помощников ему не обойтись. Поклонился он людям русским и сказал.

Царевич:

– Помогите, люди добрые, мне без вас не справиться (класс заранее был разделен на 6 групп, каждая группа получает ключевое слово, связанное с прилагательным для составления кластера с целью повторить теоретические сведения о прилагательном. Свои ответы группа записывает на листе бумаги формата А4).

1группа: Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Перечислите морфологические признаки прилагательного, укажите синтаксическую роль прилагательного.

2 группа: Назовите известные вам разряды имен прилагательных по значению.

3 группы: Словообразование имен прилагательных.

4 группа: Расскажите о правописание сложных прилагательных.

5 группа: Расскажите о написании –Н– и –НН– в суффиксах отыменных прилагательных.

6 группа: Расскажите о слитном и раздельном написании НЕ с прилагательными.

Царевич:

– Выполнили мы, царевна, твое задание, послушай наш ответ (выступление групп, один из представителей группы дает полный ответ на вопрос, а Иван-царевич фиксирует записанные ответы на доске).

Царевич:

– Довольна ли ты, царевна?

Царевна:

– Все правильно сделал, Иван-царевич, вижу, что ты и твои помощники все знаете, но это ещё не всё. Покажи-ка ты мне со своими помощниками и свои умения в написании разных орфограмм. Начнём мы с объяснительного диктанта. Пусть твои помощники покажут мне свои знания в написании –Н– и –НН– в отыменных прилагательных. Царевна читает словосочетания, а один из помощников поочередно выходит к доске, записывает и объясняет написание указанной орфограммы: оловянный солдатик, орлиный взгляд

Хочу я проверить верность твоих помощников. Кто из них ответит мне вот на какой вопрос: как вы понимаете значение словосочетания орлиный взгляд? С какой целью можно использовать данное словосочетание в речи? Туманное утро, мужественный поступок, лошадиный топот, клюквенный морс, серебряное блюдце.

Царевна:

– Хорошо потрудились. Итак, Иван-царевич, назови мне суффиксы отыменных прилагательных, в которых пишется одна буква Н и суффиксы, в которых пишется две буквы НН?( Иван– царевич отвечает правило написания).

Царь:

– Молодец, Иван-царевич, вижу, что и с этим ты справился. А вот тебе мое задание: произведи морфемный и словообразовательный разбор прилагательного деревянный.( царевич у доски выполняет данное задание).

Царь:

– Добрый из тебя молодец получиться, да что-то твои помощники приуныли, заскучали, пусть и они потешат царя-батюшку. Вот и им задание, напишем мы с ними выборочный диктант (написание сложных прилагательных: учащиеся делят тетрадь на два столбца: 1 столбик – слитное написание, 2 столбик – дефисное написание; двое из учащихся выполняют данное задание у доски).

Машинно-тракторный завод, юго-восточный ветер, кисломолочный продукт, бледно-розовый цветок, судостроительная техника, скороспелый картофель, русско-английский словарь, древнерусский город, добрый-предобрый старик, близлежащий лес.

Затем царь проверяет написанное, объясняет написание в словах, которые вызвали затруднения и просит кого – нибудь из помощников Ивана-царевича ещё раз обобщить теоретические сведения о написании сложных прилагательных.

Царевич:

– Много мы твоих заданий выполнили, царевна, есть у нас и для тебя испытание. Хочет народ честной и твои знания и умения посмотреть. Не прогневайся, выполни нашу просьбу: произведи морфологический разбор прилагательного древнерусский (город).

Царь:

– Где мои гонцы верные, пора и им свои умения народу показать. А ну-ка прочитайте мне и люду честному, да не просто, а выразительно прочитайте отрывок из стихотворения (лист с напечатанным стихотворением висит на доске, гонцы читают отрывок из стихотворения):

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

Царь:

– Ну а ты, честной народ, назови мне автора и название произведения, из которого взят этот отрывок (учащийся из класса отвечает на поставленный вопрос).

– А теперь, гонец, и ты сослужи службу царю-батюшке, укажи грамматическую основу данного предложения и скажи, какой частью речи выражено в нем сказуемое. А ты, народ, будь внимательным и помоги, если что не так.

– Что же ты, второй гонец мой верный, приуныл? Есть у меня и для тебя небольшое задание. Напиши-ка мне вместе с народом моим графический диктант. (Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательным. Гонец выполняет это задание на доске. После выполнения данного вида работы ответы учащихся проверяются при помощи ключа, заготовленного заранее).

Невесёлый взгляд; вовсе не смешной; не маленький, а большой; неряшливый вид; отнюдь не близкий путь; невзрачный; неизвестный; небрежный; неинтересный.

Слитно

Раздельно

Царь:

– Справились вы и с этим заданием. Дочь моя милая, дочь моя любимая, подведи итоги работы, скажи нам ещё раз, когда НЕ с прилагательным пишется раздельно, а когда слитно?

Автор:

– Вот и подошли к концу испытания наших героев, подходит к концу и сказка, но чтобы удостовериться в том, что все её участники запомнили о далёком государстве Частей речи и о его царевне Прилагательное позвольте и мне на правах Автора дать вам последнее задание. (Всем учащимся класса даны тексты разного уровня. Более сильные дети работают с текстом по устранению в нем допущенных ошибок. Слабые учащиеся работают с текстом, в котором вставляют недостающие буквы и раскрывают скобки).

1. Исправьте допущенные ошибки:

1.        Сильные восточные и юговосточные ветры хорошо знакомы жителям южных областей.

2.        Лиственые деревья образуют не пролазную многоярусную чащу.

3.        Около аппарата плавали очень славные больше-глазые рыбки.

4.        На столе стояла очень дорогая серебрянная посуда.

5.        Солотча – не глубокая извилистая река.

6.        В нашем озере водится некрупная, а мелкая рыба.

7.        Яркофиолетовые цветы бросались в глаза.

8.        На прилавке стояли свежие кисло-молочные продукты.

9.        Мне купили нового оловяного солдатика.

10.    На улице безветреная погода.

2. Вставьте недостающие буквы, раскройте скобки:

1.   Далёкие и (не)понятные звёзды тихо застыли в (не)объятной выси.

2.   Мальчик никогда (не)видел настоящих бело(крылых) парусников.

3.   Долго ещё был слышен журавли…ый крик.

4.   Бледно(жёлтая) луна еле видна.

5.   Путь до его дома оказался отнюдь (не)близким.

6.   Сегодня ветре…ый день.

7.   На уроке вам понадобится русско(немецкий) словарь.

8.   Маши…ый завод находится недалеко от моего дома.

9.   Дни и ночи рыскал (не)сильный, но (не)отвязный ветер.

10.                       В нашем саду расцвели бледно(розовые) незабудки.

Автор:

    – Спасибо всем за активное участие. Домашнее задание для вас повторить ранее изученный материал о глаголе.

 

 

 

Внеурочная деятельность

В этой области возможности раскрыть все свои фантазии в инновационной деятельности неограниченны. Уже не первый год в школе руковожу школьным театром кукол – делом увлекательным и полезным. Со своими спектаклями мы ходим в дошкольную группу нашей школы, в дом – интернат для пожилых людей, выступаем в сельском Доме культуры. Ни в одном из видов творчества нет такого широкого сочетания различных искусств и профессий, как в кукольном театре.
          Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность.

Мы  учимся рисовать, конструировать, петь, владеть словом, танцевать, перевоплощаться. Вот почему наш кукольный театр является действенным, интегрированным образовательным пространством, в котором полученные детьми в рамках образовательных областей основного общего образования знания, умения и навыки, применяются в процессе подготовки спектакля. В свою очередь, рождение спектакля является мощным стимулом для формирования у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности. Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них. Занятия в театральном кружке способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.

Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается выразительность речи. В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.


 

Скачано с www.znanio.ru