Инновационные формы методической работы - как фактор повышения профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС
Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики в условиях реализации ФГОС. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог и его профессионализм.
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления образовательным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого учителя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности учителя, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и активные формы работы с педагогами.
В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности.
Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова “Interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов или педагога и руководителя методического мероприятия.
Следует признать, что интерактивное обучение это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
В чем состоит суть интерактивного обучения?
Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.
В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.
Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.
Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей, как:
1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
2. Повышение уровня активности и самостоятельности;
3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
В чем преимущества такой работы?
Во-первых - значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.
Во-вторых - реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития.
В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.
Особенности интерактивных методов методической работы состоят в их направленности на активизацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества (мышление, речь, действия, эмоционально-личностные отношения, что согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствует, что при лекционной подаче материала усваивается не более 30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) - до 90%).
Раньше методические семинары, направленные на повышение профессионального мастерства педагогов в нашем центре образования носили эпизодический характер, приблизительно раз в четверть педагогам предлагалось изучить ту или иную проблему, но они не успевали погрузиться в нее в достаточной степени, поэтому было принято решение проводить трехблочные семинары, где:
1 блок – теоретический экскурс. Этот семинар обычно ставит какую-то методическую проблему и подразумевает изучение основных понятий, тезисов, направлений работы внутри ее. Проводится такой семинар обычно директором, его заместителями, психологом или компетентными в данной области педагогами.
2 блок – практическое изучение проблемы. На данном этапе педагоги разделяются на творческие или проблемные группы, выявляют технологии, методики и приемы, наиболее приемлемые для решения данной проблемы, ищут пути ее решения.
3 блок – обмен педагогическим опытом. Этот этап подразумевает проведение мастер-классов, открытых уроков, на которых педагоги делятся своими наработками в сфере изученной проблемы.
Следует подчеркнуть, что при прохождении всех блоков каждый педагог принимает непосредственной участие, соответственно, интерактивное погружение в проблему позволяет участвовать в ее решении индивидуально и всем коллективом одновременно, что, в свою очередь, дает высокие результаты в деятельности педагога после проведения серии семинаров.
Так, например, в прошлом
учебном году нами было проведено 2 таких семинара: «Эффективные методы и приемы
формирования учебной мотивации
в процессе организации образовательной деятельности» и «Организация проектной
деятельности».
Несмотря на то, что проблема мотивации учащихся обсуждается из года в год, мы увидели необходимость систематизировать знания учителей по этой проблеме, выявить наиболее эффективные методы, которыми они пользуются, и предложить им новые или забытые. Теоретический блок данного семинара проводили заместитель директора и педагог-психолог, которые говорили не только о мотивировании учащихся, но и родителей, а также постарались мотивировать самих учителей к использованию различных методов и приемов повышения учебной мотивации детей. Для проведения практического семинара педагоги были разделены на творческие группы, каждая из которых изучала свой блок мотивирующих методов и приемов, выявляла условия их применения. В итоге, для третьей встречи по проблеме мотивации, учителями были записаны видеофрагменты, в которых они представили используемые ими приемы на уроках. Преимуществом видеофрагментов является то, что за один семинар можно просмотреть несколько уроков, проанализировать их, т.е. обменяться педагогическим опытом на практике.
Необходимость проведения семинара по теме «Организация проектной деятельности» возникла по запросу педагогического коллектива, когда при переходе на ФГОС учителя столкнулись с проблемой подготовки учащихся к индивидуальному итоговому проекту (ИИП). Теоретический блок этого семинара был, конечно, посвящен не только именно ИИП, а проектной работе в целом (это и групповые и индивидуальные проекты в начальной и средней школе, и работы к нашей школьной конференции «Потенциал», и конкурсные исследовательские работы). В процессе практического семинара педагогам, разделенным на группы, было предложено выполнение заданий при непосредственном ознакомлении с локальными и нормативными документами, а рефлексией по данной теме (в третьем блоке семинара) стали выступления учителей, анализировавших проектные работы своих учащихся и результаты этих работ.
Вообще, рефлексия после проведения каждого семинара нам видится необходимой, но формы ее должны быть разнообразными: это и тестирование, и анкетирование, и анализ определенной деятельности. Рефлексия позволяет администрации делать выводы о том, насколько успешно было проведение семинаров, насколько вовлечены были педагоги в проблему, а также делать прогноз на дальнейшую методическую работу.
Следует отметить, что если форму проведения методических семинаров мы нашли, и пока она нас устраивает, то проверить, насколько эффективно работают учителя над темой самообразования, бывает достаточно сложно. Зачитывать большие блоки теоретического материала, да и слушать их, мы не видим целесообразным. Поэтому в новом учебном году мы планируем провести «Олимпиаду методических находок», где каждый педагог сможет не только поделиться своими знаниями, но и практическими навыками по определенным темам самообразования. Конечно, этому должна предшествовать большая подготовительная работа по выявлению тем, объединению их по тематике, разделению педагогов в проблемные группы. Насколько оправдает себя такая форма работы – покажет время, но пока нам видится она наиболее приемлемой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.