«Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»
Оценка 4.8

«Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»

Оценка 4.8
Мероприятия +1
DOCX
дефектология
Детсад
20.01.2021
«Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»
Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»
инновационные технологии.DOCX

ЛГ МАДОУ ДС №4 «Солнышко»

Консультация

«Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет, а также установил целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Поэтому развитие всех компонентов речи (формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны) - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

С каждым годом неуклонно растет число детей с речевыми нарушениями. Поэтому педагоги находятся в постоянном поиске инновационных методов и средств коррекции речевых недостатков.

Инновационные образовательные технологии в ДОУ привносят в логокоррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей; оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия; служат для создания благоприятного эмоционального фона; способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.

Информационно-коммуникационные технологии

Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интелектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.

В нашем детском саду на логопедических занятиях применяются различные презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы, интерактивные игры. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов.

«Логомер 2» - это программно-дидактический комплекс для кабинета логопеда и дефектолога.Игры можно использовать как упражнение для одного ребенка или в группе детей. Игры короткие и подходят для работы с детьми с трудностями в развитии речи, психики, здоровья. Одну и ту же задачу специалист может решить разными способами в зависимости от особенностей ребенка. Сказочные сюжеты и яркие персонажи мотивируют детей, они с радостью приходить на занятия и не замечают, что, выполняя веселые задания, усваивают сложные лингвистические понятия, формируют грамматический и лексический строй речи.

В последнее время в логопедической работе особое место занимает интерактивная доска. Это полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д. Использование интерактивной доски на занятиях логопеда позволяет: повысить качество обучения детей с ОВЗ; развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения; повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений; сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с учащимися.

Опыт работы подтверждает, что использование технических средств на логопедических занятиях позволяет сократить время, затраченное на коррекцию речи ребенка.

Технологии обучения образной речи

Технология обучения детей составлению сравнений.

Модель составления сравнений:

Педагог называет какой-либо объект;

обозначает его признак;

определяет значение этого признака;

сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На пятом году жизни дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.

Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

 

Технология  обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании.   Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайда или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Педагог выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

   Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.

   Обучение должно идти следующим образом. Педагог вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает?

Что (кто) делает так же?

   Составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что?

- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").

- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").

- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").

- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").

- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").

- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").

Далее Педагог предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

Модель 2

   Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?      

Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:

- На что похож гриб? - На мужичка.

- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

- Еще на что похож? - На дом, но без окон.

- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

Технология «Интеллектуальная карта»

Это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;

помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Полезные свойства интеллектуальной карты

Применение интеллектуальной карты в речевом развитии

1. Сбор материала о предмете или объекте

создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы; выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления, анализа, синтеза, аналогии, обобщения;

работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2. Закрепление и обобщение материала

создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам; выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения; работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

 

 

Подготовила: учитель-логопед

                                                                                                             Е.В.Чепурко


 

ЛГ МАДОУ ДС №4 «Солнышко» Консультация «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»

ЛГ МАДОУ ДС №4 «Солнышко» Консультация «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»

Опыт работы подтверждает, что использование технических средств на логопедических занятиях позволяет сократить время, затраченное на коррекцию речи ребенка

Опыт работы подтверждает, что использование технических средств на логопедических занятиях позволяет сократить время, затраченное на коррекцию речи ребенка

Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение")

Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2021