Инновационные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении
Оценка 4.6

Инновационные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
03.01.2023
Инновационные  формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении
Современные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении
Современные формы работы с родителями в ДОУ.docx

Современные формы работы с родителями                                 в дошкольном образовательном учреждении

Л.А.Качковская,
заместитель заведующего по ВМР,
МБДОУ ДС №56 «Северяночка»,
ХМАО-Югра, г. Ниждневартовск

Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания и образования детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

     Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Про ведение экспресс - опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними про водить, сформировать у них положительный образ ребенка.

3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

Формы работы с родителями  подразделяются на:

 1. коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно ­информационные;

2. традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно - информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

     Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

     При работе с родителями в нетрадиционной форме можно использовать следующие методы активизации родителей.

1. «Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности.

2. «Реверсионная мозговая атака или разнос» - предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочёты и слабые места, системы, идеи.

3. «Список прилагательных и определений» - такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта. Например: «Каким бы вы хотели видеть вашего ребёнка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигаются пути реализации цели.

4. «Ассоциация» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или её существенный момент. Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придёт подходящая идея решения.

5. «Коллективная запись» - на листе бумаги сформулирована проблема и даются ответы для её решения. Родители не зависимо друг от друг, определяют наиболее важные для них рекомендации. Затем результат суммируется и про водиться обсуждение проблемы.

6. «Запись на листах» - Например: как успокоить ребёнка, если он расстроен? Каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводиться запрет на критику.

7. «Эвристические вопросы» - к ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получиться 21 вопрос. Последовательно вытягивайте такие смешные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например: 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

8.«Мини эксперимент» - метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей ( интерес, любопытство).

        Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Для решения данной задачи не обходимо, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. Если проводить работу в системе, то родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч, и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей по отношению  к  воспитателям станет более гибкой, так как они станут непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя компетентными в вопросах воспитания детей.

Инновационные формы работы с родителями в ДОУ

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые - их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Цель педагогов - создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Задачи родительского образования в ДОУ:

- формировать представления об этапах развития личности ребенка;

- выявление принципов взаимодействия между родителями и ребенком, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

Существует четыре формы организации работы с родителями:

- информационно - аналитическая;

 - досуговая;

- познавательная

- наглядно – информационная (информационно – аналитическая)

Основной задачей информационно - аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого­педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях ДОУ, повышение эффективности воспитательной и образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Проводится эта работа в виде тестов, опросников, анкетирования, социологических срезов, интервьюирования, «почтовых ящиков».

      Досуговая

      Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные праздники, развлечения, досуги, семейные конкурсы, выставки, выпуски семейных газет, коллекций и тематических альбомов, совместные походы и экскурсии, «дни общения», «посиделки» и т.п.

       Познавательная

      Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков.

Проводятся они в виде семинаров- практикумов, педагогических брифингов, педагогической гостиной, собраний и консультаций в нетрадиционной форме, педагогических журналов и газет, игр с педагогическим содержанием, ролевых проигрывания проблемных ситуаций, моделирования способов родительского поведения, обмена опытом семейного воспитания, дней открытых дверей. Можно организовать «круглый стол» с привлечением узких специалистов, групповые дискуссии, конструктивные споры, которые помогут сравнить различные точки зрения родителей и педагогов на отдельные проблемные ситуации, вербальные дискуссии, обучающие культуре общения в семье и обществе и т.п.

   Наглядно- информационные

     Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателей. Наглядно- информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки- передвижки, групповые альбомы, библиотечки для родителей, родительскую почту «Вы - спрашиваете , мы  - отвечаем», советы, рекомендации, памятки для родителей, информационные бюллетени, тематические и адресные листовки проблемного характера, с пропагандой определенных идей и событий. Чтобы отойти от стандартных родительских уголков, можно выпустить стенды настольной тематической информации, составленные по запросам и заявкам родителей, стенды-презентации, где сами родители могут презентовать, например, творчество своего ребенка. Не забудьте организовать и рекламный стенд, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых        по­-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.


 

Современные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении

Современные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей

Например: 1 и 5 в сочетании кто чем?

Например: 1 и 5 в сочетании кто чем?

Основной задачей информационно - аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне…

Основной задачей информационно - аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне…

Наглядно- информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки- передвижки, групповые альбомы, библиотечки для родителей, родительскую почту «Вы - спрашиваете , мы - отвечаем», советы,…

Наглядно- информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки- передвижки, групповые альбомы, библиотечки для родителей, родительскую почту «Вы - спрашиваете , мы - отвечаем», советы,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2023