Инновационные методы работы на уроке творчества
Создание рефлексивных текстов
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания человека на самого себя, на своѐ сознание, на продукты собственной активности, а также их переосмысление. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем данная форма стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Синквейн - это один из методов развития критического мышления. Он может быть использован на разных этапах урока: на стадии повторения – обобщение полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – творческое выражение осмысленного материала.
Правила написания синквейна:
1 строка – Кто? Что? - одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение), название произведения – тема синквейна, определяющая содержание, идею.
2 строка – Какой? - два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, выражающие главную мысль. Слова можно соединять предлогами или союзами.
3 строка – Что делает? - три слова (глаголы или деепричастия), характеризующие действия, относящиеся к теме.
4 строка – Что автор думает о теме? - четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты.
5 строка – Кто? Что? (новое звучание темы) - одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы, словорезюме.
Чѐткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвѐртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. При внешней простоте формы, синквейн – быстрый и мощный результат для рефлексии и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своѐ отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк.
На уроке синквейн может использоваться с целью обогащения словарного запаса учащихся. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всѐ это в кратких заключениях, то есть готовит их к краткому пересказу. Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определѐнным правилам.
Синквейн позволяет учащимся почувствовать себя творцом и получается у всех. Для уроков русского языка в начальной школе синквейны – это превосходный способ контроля. Учащиеся любят эти стихотворения, потому что они небольшие по объѐму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть героя, события. Преподаватель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно и лаконично выражать свои мысли.
Составляя синквейн, каждый учащийся реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Пример:
Князь Игорь
Смелый, решительный
Борется, преодолевает, страдает
Им гордится вся Русь
Патриот!
Д.Д.Шостакович
Талантливый, великий
Сочиняет, вдохновляет, исполняет
Оставил после себя великую музыку
Достояние России!
Использование такого приема, как синквейн помогает отойти от стереотипа проведения уроков по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является создание собственного понимания в рамках своей собственной поисковой деятельности.
Даймонд
Даймонд (с англ. – бриллиант, алмаз) – стихотворная форма, которая состоит из 7 строк (стихотворение в форме алмаза). Для данной формы характерно понимание встречи и столкновения двух противоположных понятий.
Алгоритм написания даймонда: Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают суть существительного в последней строке.
Пример: Образ Наташи из оперы А.Даргомыжского «Русалка» Любовь Нахлынувшая, нежная Будоражит, волнует, окрыляет Любовь в настоящем. Ненависть впереди? Разбивает, опустошает, мстит Зловещая, могущественная Ненависть Хайку Хайку — жанр традиционной японской лирической поэзии века, известный с XIV века. В самостоятельный жанр эта поэзия, носившая тогда название хокку, выделилась в XVI веке. Современное название было предложено в XIX веке поэтом Масаока Сики. . Поэт, пишущий хайку, называется хайдзин. Одним из самых известных представителей жанра является Мацуо Басѐ. Хайку – это умение сказать много в немногих словах. Смысл коротких трехстрочных стихов постичь под силу далеко не каждому, так как в них заключена глубинная связь природы и человека. Оценить, насколько эти стихи прекрасны и возвышенны, могут лишь очень чувственные натуры, которым, к тому же, свойственна наблюдательность, что является очень актуальным на уроке музыкальной литературы. Ведь хайку – это короткое мгновение жизни, запечатленное в нескольких словах. Стихотворение хайку состоит из трех коротких строчек, первая из которых содержит исходную информацию о месте, времени и сути события. Вторая строка раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием. Третья строка представляет собой выводы, которые обычно отражают отношение автора к происходящему и могут быть весьма неожиданными. Таким образом, первые две строчки стихотворения носят описательный характер, а последняя - передает чувства, которые охватили человека. В японской поэзии существуют довольно жесткие правила написания хайку, которые основаны на таких принципах, как ритм, техника дыхания и особенности языка. Так, подлинные японские хокку создаются по принципу 5-7-5. Это означает, что в первой и последней строчке должно быть ровно по пять слогов, а во второй – семь. Кроме этого, все стихотворение должно состоять из 17 слов. Естественно, что соблюсти эти правила могут лишь люди, которые не только обладают богатым воображением и внутренним миром, но и великолепным литературным слогом, а также умением красочно излагать свои мысли. Стоит отметить, что правило 5-7-5 не распространяется на стихи хайку, если они создаются на других языках. Это связано с лингвистическими особенностями японской речи, ее ритмом и певучестью. Поэтому хайку, написанные на русском языке, могут содержать в каждой строчке произвольное количество слогов. То же самое касается и количества слов. Неизменным остается лишь трехстрочная форма стихотворения, в котором отсутствует рифма, но при этом фразы строятся таким образом, что создают особый ритм, передавая слушателю некий импульс, заставляющий человека мысленно нарисовать картину того, что он услышал. Написание хайку не требует серьезных усилий и концентрации внимания и больше продиктовано работой нашего подсознанием. Только мимолетные фразы, навеянные увиденным, могут в полной мере соответствовать концепции хокку и претендовать на звание литературных шедевров. Алгоритм написания хайку: Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то Строчка 2: Какого? 21 Строчка 3: Как? Пример: Я видел форель Играющую в прозрачной воде Изящно… Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определѐнные плюсы. В хайку гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.