Инновационные технологии на занятиях по математики – взгляд преподавателя среднего профессионального образования
Процессы модернизации и информатизации современного социального пространства приводят к необратимым изменениям системы образования. Система образования должна обеспечивать подготовку таких специалистов, которые могли бы ориентироваться в непрерывно меняющихся условиях современного общества. Возрастает необходимость в специалистах, которые бы наряду с техническими знаниями и навыками, необходимыми сегодня практически во всех областях профессиональной деятельности, умеют оперировать полученными знаниями, и соответственно способны к самостоятельному образованию и профессиональной переориентации.
Изменения затронули и систему образования, в которой внедряются новые образовательные технологии.
Образовательная технология представляет комплекс включающий:
-представление планируемых результатов;
-средства диагностики текущего состояния обучаемых;
-набор моделей обучения;
-критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий.
В настоящее время происходит модернизация образовательной системы – предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему.
К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективная система обучения; технология решения задач; исследовательские методы обучения; проектные методы обучения; технологии модульного обучения; лекционно -семинарско -зачетная система обучения; использование в обучении игровых технологий (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр); обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.
Т.И. Фисенко, Е.В. Фоменко составили список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам, в котором выделили 24 технологии. Определили авторов образовательных технологий, направленность технологии, краткую характеристику, литературу: Технология уровней дифференциации (дифференцированное обучение); Развивающее обучение; Технология проблемного обучения; Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ); Мыследеятельностная педагогика (технология развития метазнаний и метаспособов деятельности); Построение логико-смысловых моделей (ЛСМ); Развитие парадоксально-рефлексивного мышления; Технология формирующей оценки образовательных результатов учащихся; Технология формирования ключевых компетентностей; Технологии тьюторства; Коммуникативная дидактика; Технология событийности; Технология культурологической драматизации; Развитие критического мышления; Тренинги как виды интерактивных техник; Технология «портфолио»; Кейс-технологии (метод анализа ситуаций); Технология эвристического обучения; Технология педагогических мастерских; Технология концентрированного обучения; ТРИЗ – теория решения изобретательских задач; Технология нейролингвистического программирования (НЛП); Технология проблемно-модульного обучения; Технология интеллект-карт.
Рассмотрим возможность использования на учебных занятиях по дисциплине «математика» в организации среднего профессионального образования (СПО) ИКТ.
Не секрет, что в организации СПО после окончания 9 класса поступают школьники, в целом имеющие боле низкий уровень знаний, школьники, поступающие чем в 10 класс школы. Это особенно касается дисциплин естественнонаучного цикла, математики. Для мотивации изучения дисциплины целесообразно использовать на учебных занятиях ИКТ. Даже при самом низком уровне знаний обучающийся стремится получить хорошую оценку, при этом быстрее узнать свой результат. Быстрым средством получить желаемое является онлайн-тестирование. Данный вид работы позволяет решать различные задачи: проверить усвоение нового темы, провести контроль знаний, выполнить домашнее задание, подготовиться к контрольной работе, выявить самого быстрого «решателя» – выполнившего работу с заранее заданным результатом за наименьшее время, лучшего знатока – получившего наивысший результата не зависимо от времени затраченного на выполнение работы. Онлайн-тестирование позволяет работать со слабыми студентами и с сильными, мотивирует студентов на самостоятельное изучение материала, способствует повышению уровня знаний в целом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.