Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное «Умка»
город Губкинский
Отчет по самообразованию:
Инновационные технологии обучения и
амплификация детского развития
Подготовила:
воспитатель МБДОУ «Умка»
Хакимова Н.Ф.
Пояснительная записка
Актуальность темы. Современное образование ставит перед педагогом дошкольного образования ряд задач: способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования.
ФГОС ДО в требованиях к образовательной программе дошкольного образования в п.2.1. утверждает, что «Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности».
С целью повышения профессиональной культуры необходимо постоянно работать над повышением педагогической компетентности в образовательном процессе через курсы повышения квалификации, дополнительное образование, постоянную работу по самообразованию; участие в методических мероприятиях ДОУ и города.
В связи с этим, проанализировав свой накопленный практический опыт работы, составляя планы по саморазвитию, определила, тему самообразования, которая, я считаю, является на сегодняшний день очень актуальной: «Инновационные технологии обучения и амплификация детского развития».
Методическая проблема:
«Инновационные технологии обучения и амплификация детского развития»
Срок реализации проблемы – 1 год
Цели:
- расширить профессиональные навыки и умения по реализации образовательной области «Познавательное развитие»;
- разнообразить методическое сопровождение педагогического процесса;
- анализировать проблемы и совершенствовать навык прогнозирования, внедрения инноваций, исследовательской работы;
- повысить уровень образовательной деятельности посредством использования современных педагогических технологий в познавательном развитии воспитанников.
Задачи:
1. Изучение инновационных технологий познавательного развития дошкольников.
2. Создание банка педагогических технологий по познавательному развитию дошкольников.
3. Совершенствовать уровень образовательной деятельности в создании условий для развития и саморазвития дошкольников.
Источники самообразования:
Методическая психолого-педагогическая, научно-популярная, публицистическая, художественная литература, в том числе, СМИ, Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, вебинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Методы процесса самообразования:
1. Планирование и проектирование образовательного пространства в группе дошкольников.
2. Практическое применение в педагогическом процессе современных форм и методов познавательного развития дошкольников.
3. Участие в конкурсах по заявленной проблеме.
4. Создание педагогической копилки информационно-практического материала по проблеме.
5. Создание различных картотек, лепбуков.
Формы самообразования:
- индивидуальная (индивидуальный план),
- групповая – участие в районных, городских, региональных педагогических сообществах (мастер-классы, творческие группы, семинары, вебинары, конференции и др.)
Источники для изучения:
1. Материалы вебинара ФГАО «ФИРО», издательства «Линка-пресс» по теме» «Методы развития детской инициативы».
2. Изучение технологий использования сказок и различных игр.
3. Изучение игровых технологий В.М. Букатова.
Пути реализации:
1. Индивидуальные и групповые занятия, беседы.
2. Повседневная жизнь в группе.
3. Изучение разных видов игр и сказок.
4. Работа с родителями.
5. Работа с педагогами.
6. Театрализованная деятельность по сказочным сюжетам.
Литература по теме
2. Аверкиева Н. Амплификация - один из основных принципов ФГОС ДО. // Международный образовательный портал MAAM.RU [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/amplifikacija-odin-iz-osnovnyh-principov-f... (дата обращения: 07.03.2018).
Барабаш, Т. «Мы - россияне!» Развиваем познавательную и физическую активность / Т. Барабаш, //Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. – С.17-21.
3. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие / В.М. Букатов РАО; Московский психолого-социальный институт. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МПСИ: Флинта, 2003. - 152 с.
4. Букатов В.М. Социо-игровая педагогика в детском саду: Из опыта работы воспитателей. / В.М. Букатов. М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
5. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. / З.С. Дмитриенко – СПб: Детство-Пресс, 2016. – 240 с.
6. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. / Н.Ф. Губанова. М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 126 с.
Ермолаев С.Д. Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. / С.Д. Ермолаев. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.
7. Изотова, Е.И. Амплификация эмоционального развития детей в условиях дошкольного учреждения. // Психолог в детском саду / Е.И. Изотова. – М.: 2007. - №1. – с. 57-78.
8. Краткий психологический словарь / Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский ; ред.-сост. Л.А. Карпенко. – Издание 2-е, расширенное, исправленное и дополненное. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 512 с.
9. Куревина О.А. Синтез искусств. / О.А. Куревина. М.: изд-во: Линка-Пресс, 2014. – 64 с.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с.
Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с. С. 356-358
10. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов. – М.: ЭКСМО, 2005. – 672 с.
Для работы с детьми наметила реализовать такие задачи:
1. вызвать положительную эмоциональную реакцию на познавательные ситуации; сформировать желание выполнять задания; учить сотрудничать со сверстниками. Средства воздействия на процесс формирования познавательного интереса: дидактические игры, ситуации успеха, апперцепции (обращение к жизненному опыту детей), сказки.
2. активизировать мышление, память, воображение детей; учить концентрировать внимание; учить анализировать ситуацию; развивать интеллектуальное направление действий; учить словесно обозначать собственные действия. Средства воздействия на процесс формирования познавательного интереса: дидактические, развивающие игры, сказки.
3. развивать самостоятельность; развивать инициативность; развивать настойчивость, способность преодолевать трудности.
Среди условий организации развития амплификации детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности я выделила:
- содержание игр, которое должно согласовываться с познавательными возможностями детей, с объемом информации, соответствующей познавательным потребностям и активизировать заинтересованность;
- целесообразное соотношение в игре элементов известного и неизвестного, использование дополнительной информации, эмоциональность учебно-игрового материала;
- проявление детьми инициативы и самостоятельности;
- активизация умственных сил ребенка, его волевых усилий при решении различных задач;
- ситуации успеха, апперцепции (обращение к жизненному опыту) в игре.
- в процессе игры создается возможность практической деятельности детей;
- игра, для развития амплификации имеет определенную структуру, включающую мотивационный, ориентировочный, исполнительный и контрольно-оценочный компоненты;
- в процессе игровой деятельности учитываются индивидуальные особенности детей.
В 2021-2022 году наметила пройти следующие этапы самообразования:
Срок |
Тема |
Содержание работы |
Практический выход |
Сентябрь 2021 г. |
Изучение методической литера туры по технологии амплификация старших дошкольников |
Продолжать работу по познавательному развитию дошкольников посредством использования дидактических игр |
Изготовление дидактических игр по учебно-методическому пособию В.М. Букатова |
Октябрь-декабрь 2021 г. |
Игры и упражнения по имплификации детей старшего дошкольного возраста. (В.М. Букатов) |
Развивать любознательность и формировать желание детей по добыванию новых знаний в процессе использования дидактических игр |
Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими обогащению знаний детей в области познавательного развития |
Январь -февраль 2022 г. |
Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (В.М. Букатов). |
Совершенствовать умения детей в дидактических играх в процессе использования подвижных игр |
Привлечение родителей к изготовлению нетрадиционного оборудования для занятия. Тематическое занятие «Зимние забавы» |
Март-май 2022 г. |
Работа со сказками. Учить вы-разительности в процессе драматизации сказок. |
Учить детей выразительно произносить по ролям текст сказки перед зрителями. Вызвать интерес к сказкам. |
Драматизация сказок «Колобок», «Теремок» |
Направления самообразования:
Основные направления |
Действия и мероприятия |
Сроки реализации |
Профессиональное |
1.Подбор современных технологий по познавательному развитию дошкольников. 2. Изучение новых педагогических технологий. |
Сентябрь Октябрь |
Отчетный период (2021-2022уч. г.) |
||
Психолого-педагогические |
Совершенствовать профессиональные компетенции. |
Отчетный период |
Методические |
1. Совершенствовать знания современного содержания образования дошкольников. 2. Расширять теоретический опыт работы посредством изучения новых технологий, форм и методов образования дошкольников. 3. Принимать активное участие в методической работе ДОУ. |
Отчетный период
Согласно планов |
4. Транслировать опыт работы с дошкольниками в СМИ, конференциях всех уровней. |
Отчетный период |
|
5. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. |
Регулярно |
|
6. Создать собственную базу познавательного развития дошкольников и игровых технологий. |
Январь-март 2022 г. |
|
7. Проводить открытые занятия, семинары и мастер-классы. |
Отчетный период |
|
8. Представление итогов самообразования на педагогическом совете. |
Май 2022 г. |
|
Информационно- коммуникативные технологии |
1. Изучать инновационные технологии по познавательному развитию дошкольников посредством амплификации и внедрять их в образовательный процесс. |
Регулярно |
2. Транслировать опыт работы и итогов самообразования в интернет-сети и в рамках конкурсных работ. |
Регулярно |
|
Разработка мероприятий образовательной деятельности |
Разработка НОД, сценариев сказочных драматизаций и игровых мероприятий и др. |
На протяжении отчетного периода |
Разработка картотек по познавательному развитию на основе методики В.М. Букатова. |
Апрель 2022 г. |
Личный перспективный план
по самообразованию на 2021-2022 учебный год
Месяц |
Направления работы |
Способы достижения |
Сентябрь Октябрь |
Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов |
Знакомство и анализ документации. |
Планирование работы с детьми на новый учебный год. |
Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. |
|
Подготовка: Подбор литературы по теме самообразования. |
Работа с личной библиотекой, интернетом. |
|
Ноябрь |
Изучение теории по теме: «Амплификация развития детей старшего дошкольного возраста» |
Знакомство с методической литературой по данной тематике. |
Посещение занятий воспитателей |
Обмен опытом по проблеме. |
|
Декабрь |
Работа над созданием методических папок, лэпбуков. |
Подбор материала по темам. |
Январь |
Изучение теории обучения детей по разделу образовательной программы: область «Познавательное развитие» |
Знакомство с литературой. |
Февраль |
Подготовка выступления на тему «Создание лэпбука» |
Подбор материала
|
Март |
Создание методической разработки «Лэпбук» |
Изучение литературы |
Разработка картотек игр по познавательному развитию, сценариев по сказкам |
Подбор материала |
|
Апрель |
Подготовка к празднику «День победы». Создание мини-музея «Этих дней не меркнет слава» |
Заучивание стихов, чтение художественной литературы о ВОВ |
Работа со сказками посредством театральной деятельности. Инсценировки сказок: «Колобок», «Теремок» и др. |
Показ инсценировок сказок детям средней и младшей групп. |
|
Май |
Защита методической разработки |
Обобщение опыта Выступление на педсовете |
План работы по самообразованию
на 2021-2022 учебный год
Месяц |
Формы работы |
|||
С детьми |
Педагогами |
Самообразование |
С родителями |
|
Сентябрь |
Диагностика |
|
Работа с документацией |
|
Октябрь |
Занятия, беседы в соответствии с планом работы |
консультация на тему: «Пути психического развития дошкольников: акселерация, амплификация, симплификация».
|
Подбор материала по теме папки-передвижки |
Оформление папки-передвижки на тему «Значение предметно развиваю- щей среды для познавательного развития детей» |
Ноябрь |
Занятия, беседы в соответствии с планом работы |
Оформление папки-передвижки на тему «Познавательное развитие детей» |
Подбор материала по теме папки-передвижки |
Оформление папки-передвижки на тему «Что может ваш ребенок» |
Декабрь |
|
Подготовить и провести мастер-класс по теме «Создание лэпбука» |
Подбор и изучение методического материала |
Помощь в подготовке праздника |
Январь |
Подготовка и проведение праздника Нового года |
Сообщение на тему «Празднование Нового года на Руси» |
Изучение исторического материала |
Оформление папки-передвижки по теме. |
Февраль |
Подготовка и проведение праздника «Масленица» |
В подготовке праздника участвуют все педагоги |
Изучение исторического материала |
Помощь родителей в подготовке праздника |
Март |
Подготовка и проведение открытого интегрированного занятия «Зазвенели ручейки» |
Показ интегрированного занятия «Зазвенели ручейки» |
Изучение методической литературы Разработка НОД |
Консультация на тему «Чем занять ребенка дома» |
Апрель |
Подготовка и проведение праздника «Встреча птиц» |
Презентация картотеки дидактических игр |
Создание картотеки дидактических игр |
Помощь родителей в проведении праздника |
Май |
Диагностика |
Отчет о проделанной работе |
Практические выходы (способ демонстрации результата проделанной работы):
1. Открытый просмотр организованной образовательной деятельности. Тема: «Зазвенели ручейки»;
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. По плану ДОУ;
3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Создание лэпбука»;
4. Оформление папок-передвижек для педагогов и родителей: «Значение предметно развивающей среды для познавательного развития детей»; «Что может ваш ребенок»; «Празднование Нового года на Руси»; «Чем занять ребенка дома».
5. Выставка работ детей. Тема: «Как мы заботились о птицах зимой»;
6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Амплификация детского развития (старший дошкольный возраст)»;
7. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Ожидаемые результаты:
- совершенствование собственных профессиональных навыков и умений, теоретического, научно-методического уровня, компетентности;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей воспитанников;
- разработка и апробирование дидактических и игровых и сказочных материалов;
- повышение уровня познавательного развития дошкольников;
- разработка и проведение открытых образовательных и методических мероприятий, по исследуемой теме;
- участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Отчёт о проделанной работе за учебный год
Прежде, чем начать работу по теме, я выяснила, что значат термины «Амплификация»; «Амплификация психического развития».
Популярная психологическая энциклопедия дает такое понятие термину «амплификация»: (от лат. amplificatio – расширение, усиление, обогащение) – многозначный термин, используемый в различных областях – от риторики до теории управления.
«Амплификация психического развития» в кратком психологическом словаре объясняется так: это всемерное использование потенциала возможностей психического развития личности на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания.
В ФГОС (раздел I., пункт 1.4.) говорится, одним из основных принципов дошкольного образования является полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
А.В. Запорожец считает, что амплификация – это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода. Он настаивал на том, что необходимо раскрывать потенциал дошкольника, который имеется у него на каждой стадии развития. Ребенку нужно вкладывать те знания, которые соответствуют его возрасту, и не перегружать его ненужной информацией. Методика амплификации довольно сложная, т. к. она требует сил, времени и немало терпения. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Я поняла, чтобы получить положительный результат, педагоги (родители) должны знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния – то есть его детскую психологию, которая существенно отличается от взрослой. И подумала, что потрудиться стоит, т.к. такой подход позволяет воспитать гармоничную и полноценную личность.
После изучения психолого-педагогической литературы, я пришла к выводу, что в основе методики амплификации лежат игры и сказки, соответствующие развитию ребенка. Они должны быть направлены на развитие личностных качеств, индивидуальности и умственных способностей, учитывая закономерности психического развития ребенка, понимание его интересов, особенностей мышления и эмоциональной жизни. Поэтому я решила предоставить ему широкий выбор сфер деятельности, чтобы определить его наклонности и таланты. Соблюдала главное условие – свободное развитие, поиск и нахождение ребенком себя в процессе изучения какого-либо материала. Считаю, что в таком подходе развития дошкольника будет эффективным создание различных лепбуков, стимулирующих познавательное развитие, различных театров, создание динамичной предметно-развивающей среды: зонирование группового помещения, которое обеспечивало бы эмоциональное благополучие ребенка и взрослого. Поэтому в группе были созданы такие уголки: познавательный, экологический, литературно-речевой, музыкально-театральный, строительный, продуктивной деятельности, двигательной активности, сюжетно-ролевых игр, уединения, математический, «Волшебная» лаборатория.
Предметно-пространственная развивающая среда выполняет следующие функции:
познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
оздоровительная – активизирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда, обеспечивает безопасность жизни детей, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них; оказывает эффективное воспитательное воздействие, направленное на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы, позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе гармоничного развития, о котором говорится в ФГОС. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от воспитателя, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
Поэтому я формировала предметно-пространственную развивающую среду с учетом возраста детей, т.к. старшие дошкольники обладают своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками. Учитывала и то, что дети этого возраста предпочитают постоянного что-то делать, придумывать, экспериментировать. Постоянно помнила, что амплификация – это полноценное проживание детей в группе, поэтому формируя предметно-пространственную развивающую среду старалась создавать условия для развития различных анализаторов.
Формируя предметно-пространственную развивающую среду, я опиралась на принцип активности, любознательности детей, гибкого зонирования. В первую очередь были созданы в группе условия для взаимодействия детей со мной и друг с другом. Не забыла об уголке уединения, который дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности. Я постоянно обогащала среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей, а содержание предметно-пространственной развивающей среды соответствовало интересам и мальчиков, и девочек, периодически изменяла ее и варьировала.
Одним из составляющих предметно-пространственной развивающей среды являются лэпбуки. Лэпбук (в переводе с английского языка: lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук - это книжка на коленях.
Таким образом, главное в амплификации детского развития это использование различных технологий, которые подразумевают совместную деятельность детей и взрослого в играх в соответствующей предметно-пространственной развивающей среде.
В рамках этой темы планирую использование нетрадиционных методов и приёмов в работе с детьми в соответствии с ФГОС ДО, а именно: использование методики В.М. Букатова, создание лэпбуков, мини-музеев, широкого использования дидактических игр в различных видах деятельности дошкольников; взаимодействия с семьями воспитанников; проведение мероприятий с целью распространения опыта работы.
Работая с детьми, я поменяла свою позицию всезнающего, всеведущего судьи, оставила за собой право на ошибку, которые в зависимости от обстоятельств делала преднамеренно, в этом очень помогала игра в «Незнайку». Например, в дидактических играх «Подбери продукты, которые нужны повару для приготовления борща», «Собери портфель для школы», «Светофор» намерено давала детям неверную информацию, подбирала иллюстративные картинки-небылицы. В данном случае у них развивалась наблюдательность, желание докопаться до истины, они учились, доказывать, рассуждать. Ведь детям интереснее не узнать, а догадаться; не получить формальный стандартный ответ, а использовать свой вопрос как повод создания интересной ситуации познания чего-то нового, необычного.
Особенно этому способствовали занятия в «Волшебной» лаборатории. Дети с увлечением проводили опыты с разными состояниями воды, песком, глиной, камнями и другими материалами. С удивлением отмечали, что растения приобретают такой цвет, в какой окрашена вода для поливки. И в этом моим ребятам очень помогал им такой персонаж, как Обезьянка-удивлялка.
Обезьянка-удивлялка помогала активизировать у детей любопытство, познавательный интерес, что было очень нужно для создания лэпбуков. В создании лепбуков активно помогали родители. Так при их содействии был создан лэпбук на тему «Мой любимый друг Трезор». В него вошли такие страницы: схема рисования собаки; дидактическая игра «Куда спешит Трезор?» Игра о собаках-спасателях; страница об участии собак в мультфильмах; плоскостное изображение о строении собаки; что должно быть дома для собаки?; породы собак; собаки в жизни человека; на заметку хозяину собаки; найди хозяина; «Расскажи по картинке»; «Раскраски»; «Найди отличия»; рассказы, стихи, это интересно. Это пособие было изготовлено при активном участии родителей детей.
Преимущество лэпбука в том, что его внутреннее наполнение можно менять, обновлять!
Большую работу я проводила по знакомству детей со сказками. Детям очень понравились такие приемы работы со сказками: «Перевирание» сказок. это старая игра. А не зря же говорят, что новое – это хорошо забытое старое.
- Жила-была Дашенька, которая испекла медведю торт…
- Не торт, а пирожки! И звали ее не Дашенька, а Машенька!
- Ах да, Машенька. Так вот, позвал ее волк и…
- Не звал ее волк. Она сама в лес пошла и заблудилась.
- Правильно. Пошла в лес и заблудилась. А баба-Яга ей говорит…
И так далее.
Игры в «перевирание» сказок являются одним из вариантов «выворачивания наизнанку» сказочной темы. Хаврошечка злая, а мачеха добрая…; Братик («Гуси-лебеди») договорился с гусями улететь в теплые страны, чтобы сестра не уходила играть одна. А сестра оказалась хитрой. Она привязала клубочек к его рубашке, который разматывается. Все вроде бы, как и прежде в сказке, но что-то не так. И так далее. Использование в сказках метода ошибки наводит детей на новую мысль. При «выворачивании наизнанку» получается новый результат частично или полностью.
Очень хороша, из серии старых, игра «Сказки по телефону».
Придумывая сюжет по-новому, ребенок переживает знакомую сказку заново. В таких сказках дети играют сами с собой. Они бесстрашно бросаются на защиту слабого, берут на себя ответственность за все, что происходит в сказке по новому сюжету. И это уже не просто слушание или игра в сказку, а сказкотерапия. Она помогает ребенку побороть в себе негативные эмоции и устанавливать более четкую грань между подлинным миром и миром вымысла. У него закладываются основы нравственного поведения. Так если в сказке Иван-царевич бьет бабу-Ягу, то в реальной жизни дошкольник уже понимает, что старших бить недопустимо.
Сказки «В заданном ключе». Каждую сказку можно придумать не в одном варианте, а в нескольких. Как показывает история, так дело обстоит с народными сказками. Например, русская народная сказка «Теремок» в импровизации украинского народа называется «Рукавичка». Таких примеров множество. А старая сказка в новом варианте, неожиданно приобретет совершенно иное звучание и, возможно, будет совершенно иную тональность.
Очень интересен оказался для детей такой прием, как «Салат из сказок». Например, Аленушка повстречала в лесу гусей-лебедей с братиком: приключения здесь совершенно иные и сюжет совершенно иной. Если Буратино очутится в домике медведя в лесу, он будет печь пирожки для него. И старая сказка зазвучит совершенно по-иному. То же произойдет, если Белоснежка поедет на бал и потеряет свою туфельку, а потом выйдет замуж за принца. В таких сказках даже самые стертые образы оживут, дадут новую пищу для фантазии и творчества. Первые признаки такого «салата из сказок» проявляется на детских рисунках. В них удивительным образом уживаются герои самых различных сказок.
Сказки про самою(го) себя. Этот метод очень полезен. Ведь дети очень любят слушать, что же случалось или могло случиться с ними или их близкими: мамами, бабушками. Они любят придумывать про самих себя или своих братьев, сестер. Такая деятельность помогает понять реальную действительность. Поэтому, сочинив сказку про себя, ребенок не подвержен разочарованию, даже если было что-то не так, как ему хотелось бы.
Понравилось детям обыгрывать сказки из бросового материала в которых использовались не обычные игрушки, а коробки и коробочки из различных материалов, стружки от дерева, палочки и другие «ненужные вещи», превращающиеся в интереснейших персонажей для создания сказочных историй.
Не обошла вниманием и игры-драматизации сказок, которые можно обыгрывать при помощи схем. Например, игра-драматизация по сказке «Гуси-лебеди», в процессе которой дети драматизировали сказку с опорой на карту-схему, помогали друг другу и т.д. В данной игре-драматизации я с успехом использовала материалы лэпбука; разрезные картинки и т.д.
Дети с большим удовольствием готовились к показу драматизаций сказок «Колобок», «Теремок» младшим детям. С моей помощью и помощью родителей делали необходимые атрибуты для сценариев. Для этого выдвигали свои идеи и, посоветовавшись с товарищами, самостоятельно принимали решения. Так, например, пенек для колобка предложили сделать из упаковочной коробки, а сам колобок испечь из соленого теста.
Таким образом, работая со сказкой, ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и образной лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к сказке, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Проведя анализ своей педагогической деятельности с детьми по данной теме, могу сделать вывод, что, инновационные технологии обучения и амплификация детского развития я уверена, что знания, умения, навыки, полученные моими воспитанниками в детском саду, будут полезны им в дальнейшей жизни: ничто прекрасное не проходит бесследно.
Я считаю, что таких успехов дети добились благодаря систематической и целенаправленной работе. С уверенностью могу сказать, что дети хорошо развиты и творчески подходят к решению различных вопросов. Моим воспитанникам нравятся различные игры в любой их деятельности, особенно работа со сказками, их театрализация, дети стали чаще использовать различные игры, самостоятельно придумывать замысел игры, развитие сюжета, разыгрывать сказки и истории, стали более коммуникативными и открытыми.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.