«Инновационные технологии при обучении грамоте дошкольников с ТНР»
Оценка 4.7

«Инновационные технологии при обучении грамоте дошкольников с ТНР»

Оценка 4.7
doc
13.04.2020
«Инновационные технологии при обучении грамоте дошкольников с ТНР»
обучение грамоте.doc

«Инновационные технологии при обучении грамоте дошкольников с ТНР»

Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач учителя – логопеда в детском саду. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дошкольников испытывают трудности в овладении грамотой, причём эти трудности возникают не только у детей-логопатов, но и у детей с чистой речью.

Следуя рекомендациям известного психолога Выгодского Л. С. – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребёнка в освоении грамоты является возраст 4-5 лет, так называемый период «языковой одарённости», особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребёнка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов  на  построение  развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, учитывающего его психолого-возрастные и  индивидуальные возможности.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста  я опираюсь на целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования, которые  предполагают формирование у детей  предпосылок учебной деятельности  на этапе завершения ими дошкольного образования.   Деятельность с дошкольниками, имеющими нарушения речи, заставляет  задуматься над тем, как лучше и эффективнее подготовить их к обучению в школе. Ведь ни для кого не секрет, что дефекты речи влекут за собой появление специфических ошибок при обучении чтению и письму.  В дошкольных учреждениях ежегодно увеличивается количество детей с дефектами речи.  Что в свою очередь приводит к увеличения числа детей,  страдающими  дисграфией и дислексией в школе.

 Чтобы избежать таких ошибок, дети должны пройти специальную подготовку в детском саду, посещать занятия с логопедом. К моменту поступления в школу у них должны быть сформированы определённые знания и умения: это и хорошая устная речь, развитый фонематический слух, умение составлять различные виды предложений, делить слова на слоги, владение звукобуквенным анализом и синтезом, умение держать карандаш и ручку, различать строчки в тетради. Опыт показывает, что дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессами чтения и письма.

 Многие педагоги практики разработали свои системы обучения грамоте, такие как Р.Е. Лурия, К.Д. Ушинский, В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие.

 Наряду с вышеперечисленными системами обучения грамоте в своей практике я использую инновационные технологии коррекционного обучения.  Преимущество этих технологий в том, что их использование позволяет значительно снизить  ошибки дисграфии и дислексии в школьном обучении.  

На логопедических занятиях я  применяю разнообразные инновационные технологии: карточки, символы, цифровой ряд, звуковые линейки, схемы и т. д., что помогает детям не только научиться читать, но и предупредить расстройства письменной речи (дисграфию).

Занятия-игры с использованием инновационных технологий способствуют развитию фонематического слуха, звукобуквенного анализа, пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения, связной речи, умению правильно выражать свои мысли.                                                                                                                     Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как  "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку с нарушениями речи того уровня развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе, удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.
Чтобы процесс обучения грамоте проходил более интереснее и эффективнее на разных этапах обучения я применяю различные технологии.   

На подготовительном этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание.

Я использую игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец.

На индивидуальных занятиях я применяю следующие технологии:

паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;

дома: количество этажей соответствует количеству слогов в слове.

На этапе знакомства с гласными звуками я использую технологию символов.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

Предлагаемые игры:

"Немые звуки": логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.

"Фотография звука": логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

Можно использовать следующие технологии:

1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.

Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.

2. Карточки с ползущей улиткой: в начале дорожки, в середине и в конце дорожки.      3. Числовая линейка позволяет определить в слове заданный звук по счёту (первый, второй, третий и т.д.)

На этапе  знакомства с согласными звуками я использую карточки-символы.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].

Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие - губы. Дается понятие согласный звук. (Картинка – символ – закрытый рот - воздух встречает препятствие).

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с наушниками - плотно прижать ладошки к ушам - если  "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка.

 Для характеристики согласных звуков используются символы: синий квадрат - твердый, зелёный квадрат - мягкий, колокольчик - звонкий звук, наушники - глухой.

По такой схеме из картинок –символов дети легко дают характеристику звука.          На этапе знакомства с буквами можно использовать следующие технологии для запоминания образа буквы с использованием различных анализаторов:

- написать букву в воздухе, на столе;

- выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

- написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,

фасоли и другие мелкие предметы;

- вырывать из бумаги образ буквы;

- вылепить из пластилина, теста;

- написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

- выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.

 

 

Использованная литература:

 

1. Е. В. Бородина «Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»
2. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. М., 1996.

3. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 1978.

4. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1971.

 

 


Инновационные технологии при обучении грамоте дошкольников с

Инновационные технологии при обучении грамоте дошкольников с

Задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку с нарушениями речи того уровня развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе, удовлетворять…

Задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку с нарушениями речи того уровня развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе, удовлетворять…

По такой схеме из картинок –символов дети легко дают характеристику звука

По такой схеме из картинок –символов дети легко дают характеристику звука
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2020