«Инновационные технологии при обучении грамоте дошкольников с ТНР»
Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач учителя – логопеда в детском саду. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дошкольников испытывают трудности в овладении грамотой, причём эти трудности возникают не только у детей-логопатов, но и у детей с чистой речью.
Следуя рекомендациям известного психолога Выгодского Л. С. – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребёнка в освоении грамоты является возраст 4-5 лет, так называемый период «языковой одарённости», особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребёнка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я опираюсь на целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования, которые предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Деятельность с дошкольниками, имеющими нарушения речи, заставляет задуматься над тем, как лучше и эффективнее подготовить их к обучению в школе. Ведь ни для кого не секрет, что дефекты речи влекут за собой появление специфических ошибок при обучении чтению и письму. В дошкольных учреждениях ежегодно увеличивается количество детей с дефектами речи. Что в свою очередь приводит к увеличения числа детей, страдающими дисграфией и дислексией в школе.
Чтобы избежать таких ошибок, дети должны пройти специальную подготовку в детском саду, посещать занятия с логопедом. К моменту поступления в школу у них должны быть сформированы определённые знания и умения: это и хорошая устная речь, развитый фонематический слух, умение составлять различные виды предложений, делить слова на слоги, владение звукобуквенным анализом и синтезом, умение держать карандаш и ручку, различать строчки в тетради. Опыт показывает, что дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессами чтения и письма.
Многие педагоги практики разработали свои системы обучения грамоте, такие как Р.Е. Лурия, К.Д. Ушинский, В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие.
Наряду с вышеперечисленными системами обучения грамоте в своей практике я использую инновационные технологии коррекционного обучения. Преимущество этих технологий в том, что их использование позволяет значительно снизить ошибки дисграфии и дислексии в школьном обучении.
На логопедических занятиях я применяю разнообразные инновационные технологии: карточки, символы, цифровой ряд, звуковые линейки, схемы и т. д., что помогает детям не только научиться читать, но и предупредить расстройства письменной речи (дисграфию).
Занятия-игры с
использованием инновационных технологий способствуют развитию фонематического
слуха, звукобуквенного анализа, пополнению и активизации словаря, формированию
правильного звукопроизношения, связной речи, умению правильно выражать свои
мысли. Детям
с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как "звук",
"слог", "слово", "предложение", звуки гласные,
согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Задача учителя-логопеда состоит
в том, чтобы обеспечить каждому ребенку с нарушениями речи того
уровня развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе,
удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.
Чтобы процесс обучения грамоте проходил более интереснее и эффективнее на
разных этапах обучения я применяю различные технологии.
На подготовительном этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание.
Я использую игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец.
На индивидуальных занятиях я применяю следующие технологии:
паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
дома: количество этажей соответствует количеству слогов в слове.
На этапе знакомства с гласными звуками я использую технологию символов.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Предлагаемые игры:
"Немые звуки": логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
"Фотография звука": логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот.
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
Можно использовать следующие технологии:
1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.
Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.
2. Карточки с ползущей улиткой: в начале дорожки, в середине и в конце дорожки. 3. Числовая линейка позволяет определить в слове заданный звук по счёту (первый, второй, третий и т.д.)
На этапе знакомства с согласными звуками я использую карточки-символы.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.
Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].
Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие - губы. Дается понятие согласный звук. (Картинка – символ – закрытый рот - воздух встречает препятствие).
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с наушниками - плотно прижать ладошки к ушам - если "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка.
Для характеристики согласных звуков используются символы: синий квадрат - твердый, зелёный квадрат - мягкий, колокольчик - звонкий звук, наушники - глухой.
По такой схеме из картинок –символов дети легко дают характеристику звука. На этапе знакомства с буквами можно использовать следующие технологии для запоминания образа буквы с использованием различных анализаторов:
- написать букву в воздухе, на столе;
- выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
- написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,
фасоли и другие мелкие предметы;
- вырывать из бумаги образ буквы;
- вылепить из пластилина, теста;
- написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
- выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.
Использованная литература:
1. Е. В. Бородина «Использование
моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте
в условиях детского сада»
2. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. М., 1996.
3. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 1978.
4. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1971.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.