Инновационные технологии современного урока
Оценка 4.9

Инновационные технологии современного урока

Оценка 4.9
docx
21.01.2020
Инновационные технологии современного урока
инновационные технологии современного урока в начальной школе.docx

«Инновационные технологии

современного урока в начальной школе»

 

 

В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. В связи с тем, что введение ФГОС в образовательную систему требует от учителя предметных, метапредметных и личностных результатов актуальным становится внедрение в процесс обучения, начиная со ступени начального общего образования инновационных технологий, которые способствуют сделать урок современным, деятельностным, развивающим:

·         Технология проблемно- диалогического обучения

·         Технология критического мышления

·         Технология деятельностного обучения

·         Игровая технология

·         ИКТ

·         Технология дифференцированного обучения

·         Здоровьесберегающая технология

·         Технология позиционного обучения Н.Е.Веракса

Технология проблемно – диалогического обучения на уроках в начальной школе помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий. 
        Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, ведёт к «открытию». Проблемное обучение отвечает требованиям дня: обучать исследуя, исследовать обучая. По - моему мнению, данная технология поможет успешной реализации стандартов второго поколения.   

Технология развития критического мышления направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи. На практике применение данной технологии помогает достичь высоких результатов на школьных, муниципальных, региональных и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах и конкурсах.

Наибольшее распространение в современной начальной школе получила технология деятельностного обучения. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать.  Применение деятельностного метода обучения обеспечивает не только деятельность, но и глубокое и прочное усвоение знаний. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей. Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ "Об образовании".

Технология деятельностного обучения- механизм реализации системно-деятельностного подхода ФГОС. Базовый уровень технологии деятельностного метода- уроки открытия нового знания (ОНЗ).

С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности становится учение. Но именно в процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. Поэтому в начальной школе наиболее приемлемым использование именно игровой технологии.

Группы игр по характеру познавательной деятельности.

1.Игры, требующие исполнительской деятельности.

2.Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

4.Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.

5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

6.Дидактические игры.

В процессе игры дети учатся анализировать, находить общее и различие. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока, следовательно активно применять при обучении детей информационно-коммуникативные технологии. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными особенно в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности

Технология дифференцированного обучения создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определённому предмету, что даёт возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. При опросе, подаче домашнего задания и оценивании учащихся на уроках я использую:

1)Приёмы опроса учащихся: «Солидарный опрос», «Взаимоопрос», «Тихий опрос», «Защитный лист», «Идеальный опрос (почти шутка)».

2)Приемы подачи домашнего задания: «Три уровня домашнего задания», «Задание массивом», «Сам себе учитель», «Идеальное задание».

3)Приемы оценивания: «Оценка – не отметка», «Рейтинг», «Кредит доверия», «Система стимулов». Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Человеку нужен успех.

Разным детям требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Технология дифференцированного обучения состоит в том, чтобы учитывать эту разницу.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Перед учителями начальных классов поставлена задача в сохранении, укреплении физического и психического здоровья детей поступающих в школу. Какие же здоровьесберегающие технологии известны? Это общепринятые  и общеизвестные технологии:

1. Технологии личностных отношений (индивидуальный подход, педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология)
2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности (например: проблемное обучение)
3. Технологии на основе эффективности  организации и управления процессом обучения (групповые и коллективные способы обучения, перспективно-опережающее обучение и т.д.)
4.  Технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования  учебного материала (технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий).
Для  реализации  данных  технологий использую различные  средства, методы и приёмы. Элементы здоровьесберегающих технологий:
- проведение физминуток, динамическая пауза (на свежем воздухе), зарядка для глаз, пальчиковая гимнастика, упражнения для дыхания, проветривание кабинета, соответствие мебели возрасту школьника, правильная посадка, положение  рук, головы, смена деятельности  в течении урока,  атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности (похвала за старание),  правильное полноценное питание, занятия спортом и физкультурой.
Здоровьесберегающая технология обучения – это модель педагогической деятельности, в которой учитываются возрастно-половые особенности детей, состоянии их здоровья и индивидуальные психофизиологические особенности, а также используются здоровьесберегающие действия для более эффективного достижения учащимися федерального государственного образовательного стандарта.

Одной из эффективных современных технологий, применяемых на уроках в начальной школе является модель позиционного обучения.

Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса, использует позиционную модель обучения учащихся для работы с текстами.

Педагогическая идея метода – обдумать, разработать, объяснить и защитить позиции «тезис», «понятие», «схема», «критик», «апологет», «символ», «поэты», «театр», «рефлексия», «вопрос», «эксперт», «практика» на основе учебного текста. Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности.

Таким образом, можно рассматривать технологию позиционного обучения, в том числе и на уроках в начальной школе, как фактор повышения качества знаний.

Современный учитель просто обязан владеть современными средствами обучения. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования инновационных технологий имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает научить детей применять эти технологии самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

 

Методы и приёмы технологий.

Классификация

В методике приводится следующая классификация методов обучения:

·         Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.

·         Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.

·         Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

·         Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

·         Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

·         Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

·         Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

·         Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

·         Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

·         Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

Выбор метода зависит от многих условий:

·         цели обучения;

·         уровня подготовленности учащихся;

·         возраста учащихся;

·         времени, отведенного на изучение материала;

·         оснащенности школы;

·         теоретической и практической подготовленности учителя.

 

Активные методы обучения

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Динамично помогают начать урок такие методы, как

- "Галерея портретов"

- "Подари подарок другу"

- "Поздоровайся локтями"

- "Улыбнемся друг другу"

Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Метод "Ладошка желаний".

Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как

- "Дерево ожиданий"

- "Поляна снежинок"

- "Фруктовый сад"

- "Ковер идей"

- "Солнышко и туча"

- "Осенний сад"

позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Методы заключаются в следующем.Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы:

- "Магазин"

- "Парный выход"

- "Светофор"

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются методы «Ульи» - обсуждение в группах.

«Кластер» (может быть использован на разных этапах урока). Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.

«Инфо-угадайка» - учителем дается ряд вопросов, работа в группах. (Догадайтесь о теме урока. На доске слова: 1 столбик-мышь, дочь, ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш). Выберите из карточек №1 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Выберите из карточек №2 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Сравните слова каждого столбика. Выберите из карточек №3 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Итог, на доске появляется группа карточек сущ, без Ь, с Ь, жен.род и муж.род.. Формулируем тему.

«Мозговой штурм» - на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.

На этапе изучение нового материала учащиеся читают сказку "Два жадных медвежонка", затем используем метод "Ульи" ( идет обсуждение в парах таких вопросов, как кого осуждает сказка: лису или медвежонка). Метод "Мозаика" (сказка "Как барсук и куница судились" на карточках, составить логическую последовательность).

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

- "Четыре стихии" (Чистякова М.И. Психогимнастика)

Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.

- "Гимнастика мозга" ("Кнопки мозга", "Крюки", "Перекрестные шаги", "Ленивые восьмерки" и т.д.)

На этапе закрепления изученного материала можно использовать такие методы:

- "Автобусная остановка"

- "Инфо-карусель"

- "Инсерт"или «Пометки на полях». Он позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

+ знаю

- не знаю

? хочу узнать подробнее

! узнал новое

 Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

Например, итогом изучения темы «Имя существительное» в 3 классе является разбор имени существительного как часть речи. У детей памятки «Порядок разбора существительного». После применения метода у ученика появились такие знаки. После этого ученик может самостоятельно искать ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу (работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока.

Метод «Творческая мастерская» применяется на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.

Также на этом этапе хорошо использовать метод "Синквейн".

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: 

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова «лиса» (к уроку литер.чтения)

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна (хитрая, рыжая).

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна (обманула, съела, прехитрила)

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы (Хитрая лиса всех обманула)

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение (плутовка)

Этот метод хорошо использовать на уроках русского языка при изучении «словарных слов».

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как«Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».

«Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток.Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

Предлагаю вам проделать метод "Ромашка" (к уроку литер.чтения)

На этапе рефлексии можно применить следующие методы:

- "Незаконченное предложение"

- "Телеграмма"

 

Литература.

1.     Бадиев С. От традиций – к инновациям (к вопросу о сущности технологий обучения) С. Бадиев // Учитель.- 2008. №6. – С.7-9.

2.     Голубева Л.В. Место и значение инновационной деятельности в процессе профессионального саморазвития учителя / Л.В. Голубева //Справочник заместителя директора по научно-методической работе/ Л.В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2006.

3.     Ермоленко В. Моделирование инновационной деятельности педагогов по совершенствованию содержания образования / В.Ермоленко // Учитель. – 2006. № 5. – С. 30-34.

4.     Константинова И.Н. ИКТ в начальной школе. Творческая лаборатория учителя, 2009. 3. Информационные и коммуникационные технологии в подготовке преподавателей: руководство по планированию. Отв. ред. В.И.Солдаткин – М.: Изд. ИНТ, 2005.

5.     Хуртова Т.В. Инновационные технологии обучения / Т.В. Хуртова //Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения/ Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007.



 

Инновационные технологии современного урока

Инновационные технологии современного урока

Инновационные технологии современного урока

Инновационные технологии современного урока

Инновационные технологии современного урока

Инновационные технологии современного урока

Инновационные технологии современного урока

Инновационные технологии современного урока

Инновационные технологии современного урока

Инновационные технологии современного урока

Инновационные технологии современного урока

Инновационные технологии современного урока

Инновационные технологии современного урока

Инновационные технологии современного урока

Инновационные технологии современного урока

Инновационные технологии современного урока

Инновационные технологии современного урока

Инновационные технологии современного урока

Инновационные технологии современного урока

Инновационные технологии современного урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020