В современной требовательной и быстро меняющейся социально-экономической среде уровень образования в значительной степени зависит от результативности внедрения технологий обучения, основанных на новых методологических принципах, современных дидактических принципах и психолого-педагогических теориях, которые развивают деятельностный подход к обучению.
Что такое технология обучения
С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации,
с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения;средства педагогического взаимодействия; организация учебного процесса; ученик, учитель; результат деятельности
Основная цель обучения –
это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». (Цицерон)
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
* соответствие концепции гуманизации образования;
* преодоление формализма, авторитарного стиля в системе
преподавания;
* использование личностно ориентированного обучения;
* поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
* соответствие социокультурной потребности современного
общества самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
* развитие интеллектуальных, коммуникативных,
лингвистических и творческих способностей учащихся;
* формирование личностных качеств учащихся;
* выработка умений, влияющих на учебно-познавательную
деятельность и переход на уровень продуктивного
творчества;
* развитие различных типов мышления;
* формирование качественных знаний, умений и навыков.
Основа интерактивного урока
Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися.
Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, воспроизводят изложенное учителем, сколько изучают новый с помощью учителя.
интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является: * развитие коммуникативных умений и навыков* Использование интерактивных форм в процессе обучения* как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся* дает возможность менять формы их деятельности* переключать внимание на узловые вопросы темы занятий
Интерактивное обучение помогает * установлению эмоциональных контактов между студентами, * обеспечивает воспитательную задачу, * приучает работать в команде, * прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, * прочность знаний, * творчество и фантазию, * коммуникабельность, * активную жизненную позицию, * ценность индивидуальности, * свободу самовыражения, * акцент на деятельность, * взаимоуважение и демократичность.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, действий студентов в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для студентов и оформленной в виде некоего конечного продукта
Метод проектов ориентирован в первую очередь на самостоятельную деятельность студентов и предполагает осознанное выполнение различных интеллектуальных действий: анализ, синтез, прогнозирование и позволяет направить процесс обучения и развития в данном направлении.
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения –
«Все из жизни, все для жизни».
Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.
Цель проектного обучения
создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
проектная деятельность как одна из форм учебной деятельности способна сделать прохождение производственной практики для учащегося личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявлять свои исследовательские способности и формировать профессиональные компетенции для успешной реализации в сфере производства.
Компьютерные технологии обучения
Использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает преподавателям дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий студентов. Применение информационных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к студентам с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение студентов, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.
Во-первых, рост объема выполненных на уроке заданий. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Становится более быстрым процесс записи определений.Во-вторых, расширение информационных потоков при использовании Интернета побуждает преподавателя искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и дальнейшее освоение компьютера.
В- третьих, освоение учащимися современных информационных технологий. Они овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе компьютер. Это - возможность для обучающихся проявить свои творческие способности.В-четвертых, повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента, вызывает у обучающихся эмоциональный подъем.
Введение новых государственных стандартов требует от выпускников СПО умения владеть такими компетенциями как «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» и «Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач». Применение ИКТ в учебном процессе позволяет подготовить грамотного выпускника, успешно овладевшего компетенциями и соответствующего современным требованиям работодателей.
Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются инновационные технологии обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.