Инновационные технологии в преподавании русскогоязыка и литературы
Оценка 4.7

Инновационные технологии в преподавании русскогоязыка и литературы

Оценка 4.7
doc
10.02.2021
Инновационные технологии в преподавании русскогоязыка и литературы
инновационные технологии.doc

Использование инновационных технологий

в преподавании русского языка и литературы

 

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

 

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

 

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

 

Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Д. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

 

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

·         соответствие концепции гуманизации образования;

·         преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

·         использование личностно ориентированного обучения;

·         поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

·         соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.

 

Основными целями инновационного обучения являются:

·         развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

·         формирование личностных качеств учащихся;

·         выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

·         развитие различных типов мышления;

·         формирование качественных знаний, умений и навыков.

 

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

·         оптимизация учебно-воспитательного процесса;

·         создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

·         выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

·         включение учащихся в креативную деятельность;

·         тщательный отбор материала и способов его подачи.

 

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

·         развивающее обучение;

·         проблемное обучение;

·         развитие критического мышления;

·         дифференцированный подход к обучению;

·         создание ситуации успеха на уроке.

 

Основными принципами инновационного обучения являются:

·         креативность (ориентация на творчество);

·         усвоение знаний в системе;

·         нетрадиционные формы уроков;

·         использование наглядности.

 

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к приёмам и методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

·         опорный конспект;

·         мозговая атака;

·         групповая дискуссия;

·         чтение с остановками;

·         эссе;

·         интеллектуальный марафон;

·         викторина;

·         олимпиада;

·         ключевые термины;

·         медиапроекты;

·         дидактическая игра;

·         исследование текста;

·         работа с тестами;

·         нетрадиционные формы домашнего задания.

 

Успешными являются многие приёмы, но сегодня мне хочется рассказать об одном из них.

Олимпиада как средство  проявления и развития

способностей обучающихся

 

Важнейшим средством развития личностных особенностей ребенка возраста является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

 

Проведение олимпиад помогает учителю показать ученикам значимость изучаемых предметов в школе, обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребенка.

 

Любой участник олимпиады желает добиться лучших результатов. Ученики активно работают в различных  кружках, принимают участие в занятиях по интересам, посещают стимулирующие и поддерживающие занятия. Они с удовольствием решают задачи, выполняют различные упражнения, читают рекомендованную литературу и т.д. Олимпиады подводят итог всей внеклассной работы по изучаемым предметам и дают возможность сравнивать качество подготовки и развития учащихся.

 

Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.

 

Кроме того, олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, так как некоторые ученики не выделяются на уроках: они старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Но во время олимпиады такие ученики зачастую проявляют свои способности при решении нестандартных заданий.

 

Одаренные дети отличаются друг от друга степенью одаренности, познавательным стилем, сферами интересов. Поэтому перед педагогом стоит большая проблема по раскрытию потенциала ребенка, отбору содержания, форм и методов в сфере организации учебного процесса.

 

Понимание сути одаренности  исключительно важно.

На развитие одаренности и ее своеобразие влияет много факторов. К основным факторам (Мюнхенская многофакторная модель одаренности) относятся:

·         личностные характеристики;

·         характеристики окружения;

·         мотивация достижения;

·         ожидание успеха;

·         готовность к напряжению;

·         стремление к знаниям;

·         критические события жизни;

·         способность к преодолению стресса;

·         ролевые ожидания по отношению к высокой одаренности;

·         успешный и неуспешный опыт;

·         образование родителей;

·         микроклимат в семье, в классе, на уроке.

 

Согласно модели одаренных детей отличают:

·         высокоинтеллектуальные способности;

·         креативность (оригинальность, гибкость, продуктивность мышления);

·         быстрое усвоение и выдающаяся память;

·         интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям;

·         высокая личностная ответственность;

·         убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений;

·         позитивная система представлений ребенка о самом себе, связанная с адекватной самооценкой.

 

Зачем нужно привлекать не только одарённых школьников к участию в олимпиадах? Что они дают? У каждого из нас есть свои ответы на эти вопросы, и они не всегда совпадают.  

 

Лично я вижу в них большой образовательный потенциал, если они правильно организованы, и выделяю несколько принципов, на которых основано «олимпиадное движение» во вверенном мне 8А.

 

Во-первых, это принцип добровольности. Этот принцип является основополагающим. Участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах может происходить только при наличии у школьника внутренних мотивов. А учитель, заинтересованный в вовлечении школьников, должен найти или выстроить такое «мотивационное пространство», которое бы создало интерес к работе у каждого ученика. Если всё будет организовано формально, без внутренней мотивации, то педагогического результата не будет.

Принцип личной значимости – это учёт интересов каждого школьника, его личных притязаний. Для отличника это может быть очередным подтверждением успешности, а другому ученику и в десятку попасть – уже счастье.

 

Очень важным представляется мне принцип сотрудничества в процессе подготовки к викторинам, конкурсам, олимпиадам. Общение в более непринуждённой обстановке, когда вместо привычных ролей «учитель – ученик» возникают другие, связанные общей конкретной целью на короткий промежуток времени.

 

И самое главное –  научить ребят не бояться участвовать в олимпиадах разного уровня, дать каждому почувствовать ситуацию успеха. Конечно, победителями большинства предметных олимпиад все не станут, но есть ведь и другие  состязания.

 

Поэтому в любом подобном мероприятии я выделяю несколько целей:

·   Воспитывать трудолюбие, терпение, настойчивость;

·   Развивать интеллект;

·   Стремление добиваться лучших результатов, ставить высокие цели;

·   Вовлекать как можно больше учащихся в познавательную деятельность.

 

Когда я составила перечень мероприятий, проведённых за одно полугодие, то сама удивилась, потому что он оказался немаленьким.

 

1.                  Всё началось в сентябре с творческого литературно-художественного конкурса старшеклассников, организованного сотрудниками ОАО «Информационные  спутниковые системы» и посвящённого началу космической эры в истории человечества. Откликнулись пять человек, создавших разные по форме литературные произведения в стихах и прозе. Победителями стали двое, Ощепкова Полина и Коновалова Екатерина. Остальные получили дипломы призёров. Особенно понравилась творческое завершение конкурса: памятный митинг и  процедура награждения состоялись 4 октября, в день запуска первого искусственного спутника Земли, у памятника С.П.Королёву.

 

Коновалова Екатерина – победитель – за прагматический взгляд на спутники

Ощепкова Полина – победитель – за попытку диалектических изысков

Карагодина Виктория – за стремление к критическим обобщениям

Кильдибаева Альбина – за попытку заглянуть за обратную сторону медали

Кошева Александра   –  за умелое использование стихотворной формы в раскрытии темы

2.                  Хроника наших викторин началась задолго до проведения декады русского языка. Ежегодно мы в этот период активно сотрудничаем с городской библиотекой имени М.Горького. Когда мы изучили список предложенных тем, то поняли, что в рамки декады нам не уложиться. Тем интересных много. Воспользовавшись тёплыми днями осени, сходили в библиотеку сами, но не просто послушать интересные беседы, разойтись и всё забыть. Мне хотелось, чтобы от посещения библиотеки польза была во много раз больше. Потому установка была такая: запомнить как можно больше полезной информации и составить для одноклассников не менее 5 вопросов по теме. Я их суммировала, отредактировала. Потом провели викторину, выявили победителей, вручили призы. А польза познавательная есть. (С работниками библиотеки случилась небольшая паника, когда они увидели, что ученики пришли к ним с блокнотами и ручками. Они меня убеждали, что в библиотеку дети должны приходить как на праздник, что записывать ничего не надо, а школьникам говорили, что они потом могут в интернете посмотреть всё, что им надо. А мы им спокойно дали понять, что мы тогда к ним вообще можем не ходить, сразу изучать материал в интернете. С этим убойным аргументом пришлось согласиться).  Так мы провели первые викторины по темам: «Лицеисты пушкинской поры» и «Научные пророчества Жюля Верна». Участники – весь класс.

 

3.                  Весь класс принимает участие и в олимпиаде последнего дня. Так мы называем последний урок каждой четверти, который в рабочей программе обозначен как резервный. Он проходит в весёлой игровой форме, вопросы составлены и по русскому языку, и по литературе. Обычно я учреждаю призы имени себя и щедро награждаю за остроумные и правильные ответы даже тех, кто только что получил упрёк за плохую отметку в четверти. То есть руку тянут за призами и Влад Маршалов, и Данил Коробко, и Саша Сёмин.

 

4.                  Всем известна и любима всероссийская игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех».  В этой лингвистической игре нас привлекает нестандартный взгляд на знакомые языковые явления, где проявить себя может любой в самый неожиданный момент. Задания веселые, занимательные и в большинстве доступны не только "одаренным", но и самым обычным детям (что не мешает их содержательности). Даже те участники, которые не слишком увлекаются языкознанием, верно решают хотя бы несколько задач, и мало кто уходит обиженным.

 

Готовимся все вместе, потому что участвует обычно почти весь класс, в этом году 20 человек из 26 учеников. А когда олимпиада пройдёт, анализируем тоже все вместе. Учителя знают, что мы, взрослые, порой не можем справиться с вопросами, которые легко берут ученики. Так не все смогут дать ответ на вопрос: Какая профессия по-словенски называется tajnik?  Варианты ответов: а) банкир, б) полицейский, в) врач, г) секретарь, д) таможенник.

 

Рекомендую для подготовки брать задания сайта «Мир глазами человека. Блог любителя словесности и просто занимательного человека. Русский медвежонок. Курс интенсивной подготовки».

mirglazamicheloveka.blogspot.com/p/blog-page_8940.html

Всегда есть ученики, которые выделяются в этой олимпиаде. В прошлом году Полина Ощепкова была самая успешная, в позапрошлом – Маша Маслова.

 

5.                  О предметных олимпиадах. Школьный этап всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе был как всегда успешен для талантливых учениц 8А класса. Его результаты скромно вам напомню:

Русский язык

Ощепкова Полина – I место

Кошева Александра – II место

Карагодина Виктория – III место

 

Литература

Карагодина Виктория – I место

Кошева Александра – II место

Ощепкова Полина – III место

 

Результаты не достаются легко, с наскока. Мы очень серьёзно готовимся, прорабатывая всевозможные задания. Поэтому – это результат большого труда.

И он подтвердился на региональном этапе всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе.

 

Русский язык

Кошева Александра – II место

Ощепкова Полина – III место

Литература

Кошева Александра – II место

 

Причём многие слышали историю о том, что призовое место Полины нам досталось только через апелляцию. Судите сами – первое место в школе и никакого в городе. Я в недоумении, девчонка на  меня глаза стесняется поднять. И мы решили посмотреть работу, что совершенно не возбраняется, то есть посмотреть любую работу может любой предметник. И я увидела чисто техническую ошибку: в работе 19 баллов, а в протоколе проверки – только 14. Хорошо, что всё хорошо закончилось, но девчонка пережила немало мучительных минут. Хотя это закаляет сильную личность.

 

6.             Я бы хотела отдельно сказать об интеллектуальном марафоне и роли педагогов в подготовке его участников. Мне кажется, это тоже можно рассматривать дифференцированно. Скажу только, что я лично вкладываю много сил в подготовку девочек, когда они стали участвовать в команде, и в этом году, и особенно в прошлом. Вот если рассмотреть результаты 8-классников, которые внесли в победу младшей группы самый большой вклад, по предметам, то можно увидеть, что самые простые задания были по математике (40 из 45 сделали на 10 баллов) и по физике (20 из 45 получили по 10 баллов), то по другим предметам картина совсем другая. По русскому языку 10 баллов не получил никто, 2 девочки набрали 9 баллов, и одна из них – Полина Ощепкова. По литературе примерно такая же картина – 2 ученицы заработали по 10 баллов, среди них наша Гаврилова Лиза, 9 баллов у Вики Карагодиной, 8 – у Полины. Остальные все намного хуже. Поэтому у Вики личное II место в интеллектуальном марафоне, а у Полины  - III место. Мне кажется, нам есть тут чем гордиться.

 

7.             Была ещё одна необычная олимпиада, в которой, как я знаю, никто из лицеистов раньше не участвовал. Но для школьников нашего города она не нова. Я нашла её в интернете. Официальное название - Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие». Её проводит Свято-Тихоновский гуманитарный университет. После школьного заочного тура проводится очный региональный, в котором должны принять участие ученики не менее трёх школ. Координатором у нас в городе является Орлова Е.В.  К проведению олимпиады среди учащихся 7-11 классов были привлечены педагоги всех трёх школ: 96, 98 и нашей. Можно было выставить от школы команду в 6 человек. Ими стали

Карагодина Виктория – финалист олимпиады «Наше наследие»

Кошева Александра – финалист олимпиады «Наше наследие»

Ющенко Анастасия – финалист олимпиады «Наше наследие»

Мангарова Анастасия – финалист олимпиады «Наше наследие»

Гришко Диана – финалист олимпиады «Наше наследие»

Степаниденко Софья – финалист олимпиады «Наше наследие»

 

По возрасту они были самыми маленькими, так как остальные  –  9, 10 и 11-классники. Но из 48 грамот, полученных городскими школьниками, – 19 наших. Конкурс состоял из многих заданий, каждое из которых выполняется в строго определённый промежуток времени. Например, в номинации «Стихотворение» дают стихотворение из 16 строк, которые нужно запомнить в течение 5 минут, потом карточку забирают, а стихотворение нужно записать по памяти. Кто-то 2 строчки запомнил, а Кошева Саша все, но  одно слово перепутала, поэтому зачли только 15.  В другом задании нужно составить как можно больше слов из букв слова «реформатор», в третьем решить кроссворд и т.д. Были задания по русскому языку, много вопросов на логику, больше всего вопросов по истории, потому что олимпиада посвящена 200-летию войны 1812 года и 1150-летию российской государственности. Всё в темпе проводится, посидеть-подумать – не формат этой олимпиады. Но участницы получили такой бесценный опыт, что, несмотря на трудности, решили и в следующем участвовать.

Кошева Александра –  общее II место в личном зачёте

I место в соревновании «Стихотворение»

II место в соревновании «Скорочтение»

III  место в соревновании «Слова»

III место в соревновании «Даты»

 

Карагодина Виктория –  общее III место в личном зачёте

III место в соревновании «Скорочтение»

III  место в соревновании «Слова»

III место в соревновании «Тест на эрудицию»

III место в соревновании «Соответствия»

 

Ющенко Анастасия  - III  место в соревновании «Слова»

Гришко Диана - III  место в соревновании «Слова»

Степаниденко София - II  место в соревновании «Слова»

 

8.             Первое полугодие закончилось объявлением новой всероссийской литературной игры «Пегас» по типу «Медвежонка», которая ставит целью не проверку предметных знаний, а мотивацию к получению новых. «Что мы знаем о лисе? Ничего. И то не все». Для участия в этой олимпиаде больше всего учеников записалось из 8А – 18 человек. Девочки записываются все, и кто-то из мальчиков. В морозные дни кого-то не было в школе, но мне понравилось, как одноклассники позаботились об отсутствующих: «Альбину Кильдибаеву обязательно надо записать, это же литература. И Ксюшу Пимонову, она всегда во всех олимпиадах участвует». Вы Ксюшу знаете, она очень слабо занимается, но когда три года назад мы участвовали в городской викторине по книге В.Катаева «Сын полка», то Ксюша заняла первое место в городе, и этот успех она помнит всегда.  Тут же позвонили им, и Насте Ющенко, и Маше Масловой, и те были рады вниманию.

 

9.             А до этого времени мы ещё, как зарегистрированные пользователи, будем в ближайшую субботу и воскресенье участвовать в олимпиаде высшей школы экономики по русскому языку, а через две недели по литературе.

 

Я думаю, вы поняли, что главной целью вовлечения школьников в эти состязания является не повышение качества знаний, а расширение кругозора, повышение качества выпускника.

 

Например, что касается русского языка – всё это даёт развитие языковой личности школьника, что соотносится с современными задачами общего образования. Образовательные цели логично определяются через ключевые компетенции, как это сказано в федеральном компоненте Государственного стандарта по русскому языку.

 

Это прежде всего лингвистическая компетенция – это умение грамотно отбирать необходимый языковой материал, это систематизация, расширение и углубление знаний о языке, языковая рефлексия.

 

Коммуникативная компетенция ставить школьников перед необходимостью читать дополнительную литературу, находить нужную информацию в справочной и  научно-учебной литературе.

 

Формирование культуроведческой компетенции также одна из образовательных задач, которая решается через понимание русского языка как системы, развивающейся вместе с развитием общества.

 

Работа с мотивированными детьми требует много времени, внимания и душеного тепла. Но самое главное, конечно, создание условий для максимально возможного развития творческих способностей одаренных детей в сочетании с практическими навыками, интенсивным накоплением социального опыта и формированием уверенности в своих силах.

 

И в заключение хочется сказать, что олимпиада, как одна из форм проявления и развития способностей обучающихся,  должна не пугать и отталкивать своей сложностью, а привлекать и стимулировать их к дальнейшему развитию своего творческого потенциала.


Использование инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы

Использование инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: · развивающее обучение; · проблемное обучение; · развитие критического мышления; · дифференцированный подход к обучению; · создание ситуации…

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: · развивающее обучение; · проблемное обучение; · развитие критического мышления; · дифференцированный подход к обучению; · создание ситуации…

Любой участник олимпиады желает добиться лучших результатов

Любой участник олимпиады желает добиться лучших результатов

Зачем нужно привлекать не только одарённых школьников к участию в олимпиадах?

Зачем нужно привлекать не только одарённых школьников к участию в олимпиадах?

Хроника наших викторин началась задолго до проведения декады русского языка

Хроника наших викторин началась задолго до проведения декады русского языка

Русский язык Ощепкова Полина –

Русский язык Ощепкова Полина –

Карагодина Виктория – финалист олимпиады «Наше наследие»

Карагодина Виктория – финалист олимпиады «Наше наследие»

Я думаю, вы поняли, что главной целью вовлечения школьников в эти состязания является не повышение качества знаний, а расширение кругозора, повышение качества выпускника

Я думаю, вы поняли, что главной целью вовлечения школьников в эти состязания является не повышение качества знаний, а расширение кругозора, повышение качества выпускника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2021