Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли – сад № 114 комбинированного типа города Макеевки»
Инновационные технологии
в работе с дошкольниками логопедических групп
Подготовила:
учитель – логопед
Мазур О.Ю.
«Учите ребенка каким – нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Инновационная педагогическая технология - целенаправленное, систематическое и последовательное внедрение в практику оригинальных новаторских способов, приемов педагогических действий и средств, охватывающих целостный учебно-воспитательный процесс от определения цели до ожидаемых результатов.
Инновационные технологии в логопедии:
Арт-терапевтические технологии
Современные технологии сенсорного воспитания
Современные технологии логопедического и пальчикового массажа
Криотерапия, телесно-ориентированные технологии
Информационные технологии
Су-Джок терапия
Виды арт-терапии:
музыкотерапия
кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
сказкотерапия;
мнемотехника;
креативная игротерапия (песочная терапия);
тестопластика.
Дыхательная гимнастика:
Корректирует нарушения речевого дыхания
Помогает выработать диафрагмальное дыхание
продолжительность, силу и правильное распределение выдоха
Артикуляционная гимнастика :
Совершенствует движения артикуляционных органов
Способствует правильному произношению звуков
Подготавливает речевой аппарат к речевой нагрузке
Пальчиковая гимнастика:
Способствует овладению навыкам мелкой моторики
Помогает развивать речь
Повышает работоспособность коры головного мозга
Развивает психические процессы (мышление, память, воображение)
Развивает тактильную чувствительность
Снимает тревожность
Песочная терапия:
Метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально – волевой сферы
Песочная терапия способствует:
Совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства,
Побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания,
Развитию фантазии и образного мышления,
Обогащению словарного запаса,
Развитию связной речи.
Тестопластика – искусство создания объёмных и рельефных изделий из солёного теста.
Тестопластика способствует:
Развитию моторных функций,
Повышению сенсорной чувствительности (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
Развитию общей ручной умелости(мелкая моторика, синхронизация работы обеих рук),
Устанавливаются физические закономерности, экспериментировать с солёным тестом, инструментами и дополнительными материалами,
Обогащаются знания ребёнка о свойствах материалов и возможностях их применения;
Формируется навык планирования своей деятельности,
Совершенствуется гибкость и смелость мышления.
Появляется возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, почувствовать себя творцом,
Возникает большой интерес к творческому процессу.
Мнемотехника
– это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника помогает в развитии:
связной речи
ассоциативного мышления
зрительной и слуховой памяти и внимания
воображения
ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или небольшое словосочетание придумывается картинка(изображение).
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Сидит | дед. | Во сто шуб одет. |
Кто | его раздевает, | тот слёзы проливает. |
Задачи:
Изучить теоретические основы по составлению и использованию интеллектуальных карт.
Разработать интеллектуальные карты для вариативного применения на практике.
Определить эффективность использования метода интеллектуальных карт в речевом развитии детей.
Создать технологию логопедического и коррекционного воздействия в развитии навыков звукослогового анализа и синтеза и автоматизации звука в слогах, в словах и связной речи у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста при составлении интеллектуальной карты, взаимодействия учителя-логопеда, родителей и детей.
Активизировать и расширять словарь детей.
Развивать грамматически правильную связную речь.
Развивать навыки звукослогового анализа и синтеза и автоматизации звука в слогах, в словах и связной речи у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста при составлении интеллектуальной карты.
Формировать системные образы в процессе развития зрительного восприятия, зрительной памяти в процессе усвоения рабочего материала.
Обогащать чувственный опыт детей через работу всех анализаторов в системе сенсорного воспитания.
Развивать коммуникативную деятельность на основе личностного осмысления полученных знаний.
Цель работы: развитие речевых способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством вариативного использования интеллектуальных карт.
-как представление результатов проектной деятельности;
- в качестве домашнего задания (составление мини-карты вместе с родителями).
Использование интеллектуальных карт:
- при формировании фонематических умений (понятие «звук», характеристика звука, позиция в слове, автоматизация);
- при работе по развитию лексики (расширение объема и активизация словаря, уточнение значений слов, организация семантических полей);
- при формировании грамматических категорий (составление карт по изученному грамматическому материалу с целью его практического усвоения и запоминания);
- при работе по развитию связной речи (мыслительная карта может выступать в качестве вербальной основы высказывания, быть планом пересказа текста);
В условиях реализации ГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:
развивать психические функции (внимание, память, мышление)
стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь
развивать познавательную активность
развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками
формировать элементы самостоятельности
развивать воображение и творческую активность
развивать мелкую моторику рук.
Правила составления интеллектуальных карт:
При построении интеллектуальной карты лист бумаги располагается горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять и модернизировать.
В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы).
Используя разноцветные ручки, проводятся от центра, из “главной идеи” линии (ветви, ответвления) произвольной формы, каждая из которых выделяется под определенный рассматриваемый ключевой момент основной темы.
Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей. То есть каждая ветвь подписывается. И для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.
Для наиболее полного понимания темы, карту можно детализировать. Для этого нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему “дереву” карты (в этом заключается движение от общего к частному (к деталям): в центре находится общее – тема, а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности). В карту добавляются различные символы и иллюстрации.
Ключевые слова писать надо разборчиво, заглавными, печатными буквами.
Важные идеи или важные ключевые слова должны записываться более крупным шрифтом. Указанные слова можно подчеркивать и использовать жирное начертание букв.
Интеллектуальная карта должна быть обильно снабжена различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а в основном, на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.
В составлении интеллектуальной карты участвуют:
логопед (педагог) ( составляем интеллектуальную карту по теме занятия, ребенок в ходе беседы по ней запоминает лексику, составляет предложения, рассказ);
логопед (педагог) в совместном взаимодействии с воспитанниками как иллюстрирование рассматриваемой в занятии темы, как закрепление материала по определенной теме или в ходе проектной деятельности);
дети вместе с родителями (в качестве домашнего задания - это помогает привлечь родителей к образовательному процессу и сформировать у детей умение в процессе учебы в школе находить эффективные способы для усваивания учебного материала).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.