Инновационные технологии работы с гуманитарно одаренными учащимися
Оценка 4.7

Инновационные технологии работы с гуманитарно одаренными учащимися

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
Взрослым
23.01.2018
Инновационные технологии работы с гуманитарно одаренными учащимися
В научно-методической разработке рассматриваются инновационные технологии игры и диалога как техник организации учебного процесса в условиях внедрения новых ФГОС, акцентирующих внимание на развитие личностных компетенций, разработку системы универсальных учебных действий. В этих условиях диалог и игра раскрывают возможности развития как личности, так и предметных, метапредметных навыков.
Инновационные технологии работы с гуманитарно одаренными учащимися.docx
учитель обществознания ГБОУ СОШ №887 Волосков И.В., доктор философии, профессор,  Суковатый В.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №654 Voloskov IV, Doctor of Philosophy, Professor,                                                         teacher of social studies ГБОУ СОШ №887 Sukovaty VG, teacher of Russian language and literature ГБОУ СОШ №654 Инновационные технологии работы с гуманитарно одаренными учащимися. Innovative technologies for working with the humanely gifted students. Аннотация:   в   статье   рассматриваются   такие   инновационные   техники организации работы с гуманитарно одаренными обучающимися, как диалог, игра, командные формы организации учебной и воспитательной деятельности. Изученные   техники   содержат   универсальные   учебные   действия, формирование   которых   является   актуальной   задачей   образовательного стандарта последнего поколения Ключевые   слова:   диалог, игра, групповые  формы  работы, образовательный процесс, федеральный государственный образовательный стандарт Annotation: In the article such innovative techniques of organization of work with humanitarian gifted students are considered, such as dialogue, play, team forms of organization   of   educational   and   educational   activities.   The   studied   techniques contain universal educational activities, the formation of which is an actual task of the educational standard of the latest generation. Keywords: dialogue, game, group forms of work, educational process, federal state educational standard Быстрые   темп   развития   современных   постиндустриальных   обществ повышают требования к науке и образованию, в условиях информационного общества формируется принципиально новое поколение молодежи, которое отличается информированностью, навыками поиска и анализа информации. В этих условиях возникают новые требования как к педагогу, так и к самому процессу образования. Реализация в РФ нового поколения образовательных стандартов требует от учителя не просто формирования системы знаний, а развитие навыков и компетенций, одной из важнейших­ заинтересованность в освоении   предмета,   готовность   к   поиску   дополнительной   информации, развитие   помимо   предметных   коммуникативных   и   нравственных способностей.   Если   раньше   вставал   вопрос,   что   дети   узнали   на   уроке,   то сейчас   возникает   дилемма­   чему   дети   научились   на   уроке.   Внедрение   в учебный процесс Федеральных государственных образовательных стандартов третьего   поколения   обозначает   такие   новые   направления   образования   на уровнях среднего и общего образования как гуманизация, гуманитаризация, формирование   благоприятной   социокультурной   среды   для   формирования таких качеств личности как патриотизм, социальная активность, гражданская ответственность.   Происходящие   в   последние   годы   изменения   в   системе итоговой   государственной   отражают   данные   требования   и   повышают   роль заданий,   требующих   проявления   социокультурной   эрудиции,   творческого подхода   к   решению   поставленных   задач.   Предъявляемые   к   системе образования новые требования меняют его содержание, требуют поиска новых методов обучения.  Гуманитарно   одаренные   учащиеся   выделяются   в   среде старшеклассников   своей   эрудицией,   наличием   собственной   жизненной позицией, социальной активностью. В отличии от других детей, привыкших к традиционной  монологовой системе учитель­ученик такие дети с радостью вступают   в   диалог,   демонстрируют   свои   знания   и   эрудицию,   обозначают жизненную   позицию   и   готовы   ее   аргументировать.   Получая   поддержку   со стороны   учителя,   такие   дети   социально   активны,   с   радостью   стремятся   к участию   в   олимпиадах,   проектной   деятельности.   Победы   гуманитарно одаренных детей повышают рейтинг как образовательного учреждения, так и учителя. Потому и администрация школы, и сами педагоги заинтересованы в подготовке и созданию благоприятной социокультурной среды для развития таких детей.  В группе они выделяются своей заинтересованность к усвоению новых знаний и самореализации. Получая поддержку и одобрение со стороны учителя,   они   становятся   помощниками   педагога,  с  радостью   реагируют   на творческие задания, связанные с анализом текстов, выполнением ситуативных заданий,   становятся   лидерами   микрогруппы   в   условиях   интеллектуальных игр,   олимпиад,   подготовки   и   защиты   научно­исследовательских   проектов, оказывают помощь учителю в подготовке занятий. Получая индивидуальные учебные задания на основе уже имеющихся качеств социальной активности, ответственности они выполняют их на высоком уровне, рассматривая их не только   как   средство   самореализации   в   группе,   но   и   как   дополнительный источник одобрения со стороны учителя. В ситуации итоговой аттестации, будучи   подготовленными   в   рамках   проектной   деятельности,   имея значительный опыт участия в олимпиадах такие дети демонстрируют высокие знания, что благоприятно отражается как на рейтинге школы, так и учителя.  Отмеченные особенности гуманитарно одаренных детей актуализируют инновационные   технологии   организации   учебного   процесса.   К   наиболее значимым относятся диалог, игра, групповые формы работы. Принципиально важно,   чтобы   такая   работа   велась   на   разных   учебных   предметах.   Важно, чтобы   в   таком   образовательном   и   методическом   единстве   выступали литература, обществознание, история, МХК.  Технологически организация диалога как ведущего метода обучения в старших   звеньях   средней   школы   и   в   старших   классах   опирается   на актуализацию, дополнение и обобщение знаний учащихся по базовым знаниям программы,   проверке   необходимых   умений   и   навыков.   Как   показывает практика,   диалоговое   взаимодействие   базируется   на   группе   поддержки педагога,   интеллектуальных   лидерах,   имеющих   необходимые   знания, собственную   жизненную   позицию,   эрудицию.   Взаимодействие   с   группой может разворачиваться в ситуациях решения учебных и ситуативных задач, отработке   заданий   на   комментирование   текстов,   обобщение   необходимой информации,   обсуждение   актуальных   проблем   социально­экономического развития   страны   и   событий   в   мире.   Ситуации   обсуждения,   диалогового взаимодействия   провоцируют   политинформации,   проводимые   учащимися, демонстрации  презентаций,  докладов, результатов  проектной деятельности, обмен   опытом.   Учебные   ситуации   создаются   учителем   для   реализации определенных педагогических задач, однако для разворачивания диалога ему необходима группа поддержки, состоящая из лидеров, признаваемых группой и организующих взаимодействие. Задача учителя в этой ситуации состоит в том,   чтобы   направлять   диалоговое   взаимодействие,   обращать   внимание   на наиболее важные моменты, следить за тем, что значимая информация была зафиксирована   учащимися   и   доступна,   понятна   всем   участникам взаимодействия.   Диалоговое   взаимодействие   на   уроках   литературы   и обществознания   может   происходить   в   форме   диспутов,   интеллектуальных командных   игр,   решения   ситуативных   задач,   совместных   обсуждении проблемно­мировоззренческих вопросов.  Диалоговое взаимодействие дополняется групповыми формами работы. На   уроках   обществознания,   литературы   класс   может   делиться   на микрогруппы   (работа   в   парах,   командах,   вариантах).   На   работу   в микрогруппах   может   выноситься   обсуждение   вопросов,   поставленных учителем, работа с текстом учебника, решение ситуативных задач, работа с текстом   учебника,   литературно­критическими   статьями,   дополнительными текстовыми  материалами. Оценка работы микрогруппы создает диалоговое взаимодействие   как   учащихся   между   собой,   так   и   учителя   с   классом. Особенно это ценно, когда педагог провоцирует дух соревновательности.  Технологию   организации   диалога   [1]   дополняет   технология   игры. Игровая   деятельность   положительно   воспринимается   обучающимися. Специфика игры как формы организации учебно­воспитательного процесса ­   Игра   может   проводиться   в   форме формирование   конкуренции. интеллектуальных   соревнований,   а   также   поисковой   работы   по   решению задач­ситуаций. Игра как соревновательная, конкурентная деятельность, где учитель   выступает   не   только   как   организатор,   ведущий   (модератор),  но   и арбитр, оценивающий ответы детей и команд, выделяющий сильный и слабые стороны каждой позиции, выносящий вердикт о победе той или иной команды, отдельного   ребенка.   Игра   не   только   обобщает   знания   обучающегося, развивает   навыки   применения   знаний   к   определенной   ситуации,   вопросу, заданию, но и вносит вклад в воспитание личности, формирование активной жизненной   позиции,   способности   ее   аргументировать,   отстаивать,   активно взаимодействовать   с   другими   участниками   команды,   демонстрировать   и дополнять за счет других учащихся имеющиеся знания.  Технология организации и проведения игры [2] включает в себя разные формы   и   этапы.   Формами   проведения   интеллектуальной   игры   может выступать олимпиада, брейн­ринг, деловая игра.   Олимпиада как форма проведения игры предполагает, что учащиеся работают  индивидуально   или  в  командах, им дается  время  на  выполнение заданий   разных   уровней  сложности,  каждый  участник   игры  (учащийся  или команда)   отвечают   на   задание,   предложенное   модератором,   ответ   сразу оценивается   в   зависимости   от   сложности   задания   или   корректируется модератором или другими участниками. В  итоге побеждают те учащиеся или команды, набравшие большое количество баллов. В случае равенства баллов модератор предлагает дополнительные задания. Брейн­ринг как форма проведения игры в большей степени моделирует ситуацию   соперничества.   На   данную   форму   организации   игры   выносятся задания повышенной сложности, требующие проявления собственной позиции учащихся,   их   эрудиции.   Модератор   предлагает   командам   задание   и   дает право   ответа   той,   которая   быстрее   той,   которая   быстрее   реагирует,   дает наиболее точный и аргументированный ответ. Побеждает та команда, которая набирает   большее   число   баллов.   Баллы   выставляются   в   зависимости   от сложности задания.  Отмеченные   формы   игры   активизируют   не   только   познавательную сферу   учащихся,   мотивируют   их   на   развитие   эрудиции,   самостоятельный поиск   знаний,   но   и   учат   взаимодействию   в   команде,   коммуникабельности, возможности   обмена   знаниями.   Отмеченные   познавательно­воспитательные особенности игры формируют предметное мышление, а также такие важные качества, как коммуникабельность, социальная активность, эрудированность. Формирование   личности   в   школьной   среде   в   направлении   таких характеристик   требует   от   современного   образования   ФГОС   третьего поколения. Формирование личностных характеристик в ходе инновационной учебной деятельности составляет такую подобное понятия как универсальные учебные   действия.   Урок   в   формате   ФГОС   последнего   поколения предполагает развитие личности в форме универсальных учебных действий. Потому на первый план выходит, чему научились учащиеся на уроках, как они повлияли на формирование коммуникативных, профессиональных, духовно­ нравственных навыков. Таким   образом,   современное   общество   требует   от   образовательного процесса   инновационных   технологий   организации   образовательного   и воспитательного   процесса.   Социальная   практика   показывает,   что   данные техники положительно влияют на учащихся, формируют устойчивый интерес к   изучаемым   предметам,   участия   в   игровой   деятельности,   социальной активности,   навыкам   формирования   и   защиты   собственной   жизненной позиции. Литература:  1. Волосков  И.В. Диалог как метод обучения гуманитарно одаренных  учащихся// Перспективы развития современных гуманитарных наук.­ Вып.2.­Воронеж,2015.­С. 13­16 (0,2) 2. Волосков И.В. . Игра как технология обучения гуманитарно одаренных учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных наук в России и за рубежом.­Вып.3.­Новосибирск, 2016.­С.21­23 (0,1) 1.Voloskov I.V. Dialogue as a method of teaching humanitarian­gifted students // Prospects for the development of modern liberal arts.­Issue 2.­Voronezh, 2015.­P. 13­16   2. Voloskov I.V. . The game as a technology for teaching humanely gifted students // Actual problems of the humanities in Russia and abroad. ­ Issue 3.­Novosibirsk, 2016.­P.21­23

Инновационные технологии работы с гуманитарно одаренными учащимися

Инновационные технологии работы с гуманитарно одаренными учащимися

Инновационные технологии работы с гуманитарно одаренными учащимися

Инновационные технологии работы с гуманитарно одаренными учащимися

Инновационные технологии работы с гуманитарно одаренными учащимися

Инновационные технологии работы с гуманитарно одаренными учащимися

Инновационные технологии работы с гуманитарно одаренными учащимися

Инновационные технологии работы с гуманитарно одаренными учащимися

Инновационные технологии работы с гуманитарно одаренными учащимися

Инновационные технологии работы с гуманитарно одаренными учащимися

Инновационные технологии работы с гуманитарно одаренными учащимися

Инновационные технологии работы с гуманитарно одаренными учащимися

Инновационные технологии работы с гуманитарно одаренными учащимися

Инновационные технологии работы с гуманитарно одаренными учащимися
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018