Инновационный опыт. Развитие самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Оценка 4.9

Инновационный опыт. Развитие самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Оценка 4.9
Научные работы
docx
русский язык
Взрослым
18.02.2017
Инновационный опыт. Развитие  самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Проблема воспитания самостоятельности у школьников всегда стояла перед учителями, но никогда она не была столь актуальной. В настоящее время изменился взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он умел и хотел учиться всю жизнь. Важно вооружить его умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени, анализировать полученный результат. В своей педагогической практике я столкнулась с тем, что мои пытливые, любознательные воспитанники недостаточно мотивированы к активной познавательной деятельности. Это побудило меня к поиску такой организации учебного процесса, которая обеспечивала бы максимальную занятость каждого обучающегося на уроке, развивала бы его самостоятельность в процессе познавательной деятельности. Это и объясняет выбор инновационной темы: «Развитие самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы».
«Развитие самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы».docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 Волжского района г. Саратова» 410031, Саратов, ул. Соборная, д. 33. Тел./факс: (8452) 23­62­11, skt8@mail.ru Инновационный опыт:        «Развитие  самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы» учителя высшей категории Жуковой Ларисы Геннадьевны, учителя русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 Волжского района города Саратова»       Сущность инновационного опыта: «Развитие  самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы». Цель обучения – научить обходиться без учителя.  Эльберт Хаббард       Актуальность темы.  Проблема  воспитания самостоятельности у школьников всегда стояла перед учителями, но никогда она не была столь актуальной. В настоящее время  изменился взгляд  на то, каким должен быть выпускник   школы.   Современные   реалии   требуют,   чтобы   он   умел   и   хотел учиться всю жизнь. Важно   вооружить его умениями и   навыками   научной организации     умственного     труда,   т.е.   умениями   ставить   цель,   выбирать средства   ее   достижения,   планировать работу   во   времени, анализировать полученный  результат.  В   школе,   где   я   работаю,   обучаются   дети   с   разным   уровнем познавательной активности. В своей педагогической практике я столкнулась с тем,     что   мои     пытливые,   любознательные   воспитанники     недостаточно мотивированы к активной познавательной деятельности. Это побудило меня к поиску   такой   организации   учебного   процесса,   которая   обеспечивала   бы максимальную занятость каждого обучающегося на уроке, развивала бы его самостоятельность в процессе познавательной деятельности.  Это и объясняет выбор инновационной темы: «Развитие   самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы». Цель опыта: создать оптимальные условия для  успешной  самостоятельной  и сознательной   деятельности     обучающихся   на   уроках   русского   языка   и литературы. В соответствии с поставленной целью были определены  задачи:   1.Формирование у обучающихся мотивации к самостоятельной  познавательной деятельности. 2.Создание условий для вовлечения обучающихся в исследовательскую,  проектную  деятельность. 3. На основе  коллективного способа обучения разработать и реализовать  систему форм, методов,  приёмов обучения, воспитательных средств,  ориентированных на развитие самостоятельности обучающихся.  4.Развитие творческого потенциала личности. Ожидаемые результаты: 1 Рост мотивации к изучению предмета. 2 Высокий   компетентности. 3 Позитивная динамика учебных достижений обучающихся. сформированности уровень     учебно­познавательной 4 Увеличение   количества   учащихся,  принимающих   участие   в  предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах различного уровня.            Высказывание Л. С. Выготского  «То, что дети могут сегодня сделать только  вместе, завтра   они  в состоянии  сделать  самостоятельно» побудило меня       обратить   внимание   на   педагогические   технологии,   основанные   на коллективном способе обучения: Высказывание   Л.   С.   Выготского     «…то,   что   дети   могут   сегодня   сделать только вместе, завтра они в  1 Коллективный способ обучения (авторы: А.Г. Ривина и Дьяченко). 2 Методика разноуровневого обучения. 3 Личностно­ориентированное обучение. При   коллективном   способе   обучения   (КСО)   обучение   осуществляется путем общения в динамических парах (парах сменного состава), когда каждый учит   каждого.   Эту   технологию   я   одинаково   эффективно   использую   как   на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепления, обобщения и   систематизации знаний.  Моя деятельность как учителя и работа ученика на коллективных занятиях существенно отличается  от традиционного урока.  На  коллективных занятиях дети работают в сводных группах, где они могут:  если знают разное: обучать друг друга, выступать в малой группе или перед всеми,  выполнять   индивидуальные   задания,  тестовые   задачи,  индивидуальные проверочные работы;  если знают одно и то же: обсуждать, тренироваться, закреплять, проверять, изучать   новое   самостоятельно   или   с   учителем,   сдавать   зачет,   выполнять контрольную работу и т. д. В каждой сводной группе есть консультант – ученик, отвечающий за работу группы. В его обязанности входит   обеспечение группы учебным материалом, заполнение сводной ведомости учета, а также, если требуется, ведение учета работы каждого участника группы. Практически любой вопрос ученик решает сначала с товарищами или с консультантом своей группы и только потом – со мной.   Закончив   работу   в   сводной   группе,   ученики   расходятся   по   другим группам. В каждой из них – новый консультант. Консультантами сводных групп бывают все без исключения ученики.       Такая организация урока показала, что часть своих функций, связанных с организаторской   работой,   учетом   я   передаю   ученикам,   роль   и   объем фронтальных   работ   с   группой   уменьшаются,   возрастает   обучающая   и контролирующая роль учителя: я  объясняю новый материал, который дети не могут   освоить   сами,   либо   внепрограммный   материал   отдельным   ученикам. Коллективная форма работы направлена на выработку навыков организационно­ управленческой       деятельности, самоконтроля и самооценки, а также таких важных   умений,   как:  умение     самостоятельно   изучать   литературу,   мыслить творчески,   анализировать   и   делать   выводы;   умение   излагать   свои   мысли   и научить другого; умение слушать, получать информацию (вникать в суть дела, ставить вопросы);  коллективно трудиться.        При   внедрении   в   свою   практику   элементов   данных   технологий     я столкнулась  с рядом   проблем:   как     сочетать   коллективную   самостоятельную     и   индивидуальную работу  на уроке;    сколько времени  на  уроке  нужно уделять этой работе;  какие  темы можно  предлагать  детям для самостоятельного  изучения;  как  строить взаимообучение, если  в  классе учатся мотивированные к учёбе  и большинство немотивированных учащихся.       Но главными  проблемами были: как подбирать  членов  групп,  которые могли  бы эффективно сотрудничать,  как  распределить  обязанности между членами     этих     групп,  как     своевременно   проконтролировать   знания     и умения, полученные  учащимися   самостоятельно, как своевременно,  т.е. на этом     же   уроке,     их     скорректировать.   Я   обратилась   к   педагогической литературе.  Михаил  Эпштейн отметил, что  метод, предлагаемый Ривиным, часто   сравнивали   с   детской   игрой   в   «испорченный   телефон». Ривина обвиняли   в   том,   что     в     ходе     такой   передачи     информация     может существенно  искажаться. Александр  Григорьевич Ривин так  отвечал  на  эти обвинения:     «А   что     можно     было   бы     сделать,   чтобы     «телефон»   стал исправным?» ­  «Нужно, чтобы передаваемое  слово  повторил  слушающий, или  это  слово  нужно  написать».                                                                                Я   долго   размышляла   над   второй   половиной   ответа   «слово   нужно написать».  Это   натолкнуло     меня     на     мысль:   а   что,   если   задать   вопрос, команды ответят письменно на одном листе,  сдадут его, я задам следующий вопрос, они отвечают, но уже на втором листе, пока они отвечают, я проверяю первый, выясняю, кто что узнал, понял, могу  корректировать сразу пробелы в знаниях. Результат – обратная связь со всем классом. Я попробовала.                  В результате   выяснилось, что таким образом решаются проблемы, которые стояли передо мной. Работа каждого ученика на протяжении всего урока  стала  интересной, насыщенной, полезной.  Кроме  того, такая форма работы       позволила     решить   комплекс   задач:   развивать   информационно­ коммуникативные умения навыки, воспитывать толерантное отношение друг к другу,  чувство   ответственности   за   свою  команду,  адекватное  отношение   к успехам и неудачам, формировать навыки самостоятельного учебного труда.        При обычной фронтальной работе в классе часто складываются ситуации, которые   ведут   к   «отрицательной   взаимозависимости»,   например,     когда   к доске   вызывают   одного   школьника,   а   желающих   отвечать   несколько.   Эта форма работы  позволила  устранить и этот недостаток. Также  она  позволила развивать   умение   письменно   излагать     свои     мысли,     что   в   условиях подготовки к ОГЭ и ЕГЭ  имеет  немаловажное  значение. А самое  главное  – эта форма работы  сделала  урок интерактивным. Такой подход усиливает у учащихся   мотивацию   к   изучению   предмета,   что   в   результате   приводит   к позитивной динамике учебных достижений обучающихся.    Построение урока при КСО:  Организационный этап: класс   делится на команды по 3­4 человека для решения конкретной учебной задачи на период от нескольких минут до одного урока, члены группы выбирают консультанта (на первых порах выбор консультанта – мое право, в дальнейшем – решение группы).  Консультант   организовывает   работу   группы,   записывает   ответ   в протокол,   доставляет   мне   один     протокол   для   проверки,   а   второй, проверенный,  – команде,  отмечает активность членов группы. Итак, класс   делится на команды по 3­4 человека для решения конкретной учебной задачи на период от нескольки Далее   работа   проводится   следующим   образом.   Задаётся   вопрос.   Все члены   группы     обсуждают   его,   формулируют   ответ,   консультант     его записывает   и   доставляет   протокол   на   стол   учителю.   Задаётся   следующий вопрос. Когда группа обсуждает очередное задание, я проверяю ответы на предыдущий,  оцениваю,  озвучиваю правильный ответ.  После того как были заданы   все   вопросы   (вопросы     репродуктивные     оцениваются   в   3   балла, продуктивные   –   4   балла,   творческие   –   5   баллов),   обучающиеся     считают количество   набранных   баллов   в   протоколах   и   по   критериям   определяют соответствующую отметку.  Это отметка команды за урок, которую получит каждый член группы, но ребята знают, что «просто присутствовать на уроке» не   удастся,   так   как   после   игры   обязательно   будет   индивидуальное тестирование, которое покажет не только   эффективность работы каждого обучающегося на уроке, но и его личный уровень достижений.   Эта форма работы имеет несколько уровней применения: 1. Проверка домашнего задания. 2. Закрепление нового материала. 3. Текущий контроль знаний, полученных в результате самостоятельного  изучения  материала  на уроке.   4.  Самостоятельная проверка знаний:   4.1  Команды задают вопросы друг другу в письменном или устном  виде, проверяют сообща и оценивают.   4.2  Ученик самостоятельно составляет вопросы и проводит занятие. Благодаря   такой     технологии  ученики     на   уроке   становятся   не объектами,   а   субъектами   учебно­воспитательного   процесса.   Комфортный психологический климат урока обеспечивается   тем, что я и мои ученики чётко   знаем   свои   роли   на   уроке:   главная   моя   задача   как   учителя   – организовать     самостоятельную   деятельность   обучающихся,   а   задача обучающихся – учиться  учить себя.  Главный критерий технологии   коллективной формы обучения ­   все дети учатся! Только с разными темпами и на разных уровнях: одни  овладеют только базовым (стандартным), другие продвинутся на повышенный, а  кому­ то     удастся   освоить   высокий   уровень.     Школьную   программу   способны освоить   практически   все     дети,   только   если     они     не     больны.     Более способные   смогут   закончить   изучение темы досрочно, а высвобожденное время потратить на творческое задание, задание со значком*. Все зависит от природных  способностей, состояния  здоровья,  трудолюбия,  интересов   и наклонностей. Но самое главное – все   в учебном  процессе! По   технологии   КСО   на   уроке   создается  благоприятный психологический климат, дети ориентируются на положительные примеры, и не   наказывают двойками тех,   кто   отстает.   Но   отстающие   «наказаны» своим  положением,  когда находятся где­то в арьергарде  и  видят,  что  их товарищи   уходят   вперед. Но практика показала, что разные уровни –   это нормальное   явление   при   коллективном способе   обучения,   где   главным ориентиром   становится   не   оценка,   а качественное  усвоение  материала. Ученик  может  прекрасно  его  изложить, доказать, применить на практике и перейти на более высокий уровень. Практика   показывает,   что   данная   технология     коллективной   работы  формирует   у обучающихся   во   время   урока   является   результативной:   обучающихся   мотивацию   к   самостоятельной   познавательной   деятельности, создает   условия   для   вовлечения   обучающихся   в   исследовательскую, проектную  деятельность. Практика нашей школы  показывает, что  данная  технология   коллективной работы обучающихся во время урока является     Условия для внедрения опыта:   1 Личностные характеристики педагога:  профессионализм, стремление к самосовершенствованию;  готовность   учителя   работать   в   технологии   коллективного   способа обучения;  приоритет воспитательных целей обучения;  умение   сотрудничать   с   обучающимися   в   учебно­воспитательном процессе. Трудоёмкость для учителя: В   процессе   моей     педагогической     деятельности     выяснилось,   что     и,     не   Научиться   организовывать   самое трудное для учителя в  этой технологии:   деятельность 1 классного         коллектива,   постепенно   передавая     учащимся   многие   свои функции,     инициативы,   продолжать   руководить самостоятельной  работой  учащихся. 2 Необходимость   переосмысления   и   существенного   изменения изучаемой программы, структуры и стиля изложения учебного материала в   самостоятельную     подавляя учебниках,   изменения   традиционно   сложившегося   варианта   расписания занятий.                                                               3. Коллективное обучение происходит при наличии связей не только  между учителем и обучаемыми, но и между самими учащимися.   И моей задачей становится: поддержать эти связи, не дать им  прерваться  и  выродиться  в бесполезные разговоры. Риски: На   мой   взгляд,   при   организации   самообучения   и   взаимообучения   необходимо   осуществлять   разумное     сочетание     изложения     материала учителем   с   самостоятельной   работой     учащихся.   Излишнее увлечение самостоятельной работой  может  замедлить темпы  изучения  программного материала. Об   эффективности   использования   в   образовательном   процессе инновационного опыта «Развитие  самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы»   можно судить по следующим результатам: качество знаний составило по русскому языку 46,7%, по литературе 71,1% при 100% успеваемости; высокие показатели обучающимися результатов ЕГЭ (доля   обучающихся,  имеющих   результаты   ЕГЭ   выше   среднего   по   региону, составила   78,9   %)       и   ОГЭ   по   русскому   языку   и   литературе   (доля обучающихся, имеющих результаты ОГЭ по русскому языку выше среднего по региону,    составила   81,6%,  по   литературе  –  100%.);   позитивная   динамика индивидуальных учебных достижений обучающихся. Мои воспитанники успешно   презентуют   свои   работы   на     научно­практических   конференциях, участвуют в международных, всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах,   становятся победителями и призерами.    Данный   педагогический   опыт   был   успешно   представлен   на профессиональных конкурсах.    Данный педагогический опыт был успешно представлен на профессиональных конкурсах.

Инновационный опыт. Развитие самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Инновационный опыт. Развитие  самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Инновационный опыт. Развитие самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Инновационный опыт. Развитие  самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Инновационный опыт. Развитие самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Инновационный опыт. Развитие  самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Инновационный опыт. Развитие самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Инновационный опыт. Развитие  самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Инновационный опыт. Развитие самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Инновационный опыт. Развитие  самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Инновационный опыт. Развитие самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Инновационный опыт. Развитие  самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Инновационный опыт. Развитие самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Инновационный опыт. Развитие  самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Инновационный опыт. Развитие самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Инновационный опыт. Развитие  самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017