Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации
Оценка 4.6

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Оценка 4.6
Научные работы
doc
русский язык
11 кл
18.02.2017
Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а его умением адаптироваться в обществе. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к ОГЭ и ЕГЭ, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. Хочется поделиться своими наблюдениями по данной теме.
«Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку»..doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 Волжского района г. Саратова» 410031, Саратов, ул. Соборная, д. 33. Тел./факс: (8452) 23­62­11, [email protected] Инновационный опыт:       «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку». учителя высшей категории Жуковой Ларисы  Геннадьевны, учителя русского языка и литературы  муниципального общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 8 Волжского  района города Саратова»       1 2    Итоговая   аттестация   –   первая   по­настоящему   серьезная   проверка эффективности   учебной   деятельности   ученика   под   руководством   учителя.   Жизнь давно доказала, что  успешность  человека  определяется  не объектом  знаний,  а его умением   адаптироваться   в   обществе.   Скорее   всего,   этим   обусловлен   переход   от традиционной  формы экзамена к ОГЭ и ЕГЭ, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному   испытанию   и   ищем   эффективные   пути   к   его   успешному   преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество   пособий   и   методических   разработок,   у   каждого   учителя   постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.  Хочется поделиться своими наблюдениями по данной теме.  Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я   ни  в  коем   случае  не  говорю   о  том,  что   данные   разделы   не   входят   в  школьную программу.  Просто в силу  того, что  уровень общей грамотности с каждым  годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, и наша работа чаще всего сводится к одному:     хоть как­то научить детей грамотно писать.  С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ по   русскому   языку?    Не  пытаясь   анализировать   природу   этих  трудностей,  просто перечислю их в надежде на то, что эта информация окажется полезной для  учителей и поможет определённым образом скорректировать программу подготовки к экзамену.      значением и требованием лексической сочетаемости), задание 5  Орфоэпические нормы русского языка (задание 4)   Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим Морфологические нормы (образование форм слова, задание 6) 3  Нормы  согласования.   Нормы Синтаксические   нормы   русского   языка.  управления (задание 7)  Слитное, дефисное, раздельное написание слов (задание 13)  Знаки   препинания   в   простом   осложнённом   предложении   (с   однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами (задание 15)  Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи (задание 19)  Средства языковой выразительности (задание 24). По спецификации контрольных измерительных материалов ­ это высокий уровень сложности. Задание 25 (сочинение­рассуждение, высокий уровень сложности)   Композиционное оформление сочинения;   Логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);   Теория   аргументации   (аргументы   отсутствуют,   не   соответствуют проблеме,   надуманные,   взятые   из   жизненного   опыта   или   из   «литературных источников»).  Существуют   и   другие   проблемы,   которые   влияют   на     качество   выполнения заданий: 1. 2. 3. (Сочинение пишется в дефиците времени  и без учета критериев проверки) Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ;  Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;  Неправильное   распределение   времени  на   выполнение   заданий. В   моей   педагогической   практике   шесть   выпусков   со   сдачей   экзамена   по русскому языку в форме ЕГЭ.   Какова же моя система подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Для себя я определила 7 основных правил, которые помогают   мне    готовить учащихся к ЕГЭ. ПРАВИЛО 1.   « УЧИСЬ УЧИТЬСЯ!»  Это правило касается личности самого учителя. Нельзя добиться успеха в чем­ то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные   темы   и   т.п.   Учитель   должен   прорешать   не   один   десяток   тестовых вариантов, чтобы по­настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания­ловушки, которые   присутствуют во всех КИМах.  Это вопросы   по   темам,   которые   в   учебниках   только   упоминаются   и   подробно   не 4 изучаются   на   уроках   русского   языка.   Например,   как   правильно:   "битва   под Бородино"   или   "битва   под   Бородином"?   Или   отсутствие   запятой   в сложносочиненном предложении при наличии общего второстепенного члена и т.д. знать критерии оценивания. Другими словами, учиться, учиться и еще раз учиться.  А попробуйте самостоятельно написать часть С!?  Вы скажете, что это трудно, что затрачивается  слишком много времени, которого  и так не хватает? Может быть. Зато с какой легкостью  вы сможете работать потом и быть по­настоящему полезным своим ученикам. Разъяснять, комментировать, приводить десятки примеров. Поэтому учитель обязан учиться:  перенимать опыт у других учителей     изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такое кодификатор (элементы содержания и требования подготовки ученика, спецификация (структура КИМ, распределение заданий КИМ ЕГЭ по уровню сложности);    ПРАВИЛО 2. «ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЙ СТРАТЕГИЮ!»                Вся   жизнь   человека   состоит   из   всевозможных   испытаний.   С   разными контрольными   работами,   сочинениями,   диктантами,   тестированиями   и   другими испытаниями ученики встречались с первых дней обучения в школе.  Подготовка  к экзаменам   является   актуальным   и   достаточно   непростым   вопросом   для   многих учащихся. Чрезмерное волнение, различного рода переживания, а порой даже стресс наблюдается у людей в этот ответственный период жизни.   Ведь от успешной сдачи ЕГЭ во многом зависит поступление в Вуз, а хорошее   образование, как известно ­ это   путёвка   в   жизнь!  На   ЕГЭ   по   русскому   языку   даже   отличники   выполняют правильно   (в   среднем)  80%  заданий.   Но   не   только   волнения   и   стрессовые переживания   влияют   на   результативность.   Основная   проблема,   на   мой   взгляд, кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку ­ это  не одно и то же! Мне нравится такое сравнение: вы в совершенстве знаете правила дорожного движения. Вы тысячу раз сидели рядом с водителем и наблюдали за его действиями... А теперь ставьте ноги на педали, вцепляйтесь в баранку, давите на газ и вливайтесь в поток   машин   где­нибудь   в   центре   большого   города...   Как   вам   такая   картина? Аналогия с реальным ЕГЭ почти полная.  А потому к ЕГЭ надо готовить.        Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10­11 классах встает проблема  повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При 5 довольно небольшом  количестве уроков русского языка в неделю (1­2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.           Конечно, подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом   классе,   когда   учащиеся   на   уроках   русского   языка   знакомятся   с   первыми орфограммами   и  пунктограммами,  работают   над   развитием   своей   речи,  культурой общения и так далее. (Рекомендую в среднем звене завести справочник­шпаргалку.  Он помогает при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ).  К девятому классу школьники имеют достаточно большой объем знаний по всем основным разделам русского языка. И первая большая «репетиция» для них перед ЕГЭ – это сдача ОГЭ.           Но   все­таки   целенаправленно   учащиеся   начинают   готовиться   к   Единому государственному экзамену только в 10­11 классах.  На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки.   Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, рекомендую  школьникам, какими   Internet­ресурсами он может воспользоваться. В этом   году   рекомендовала         ребятам         следующий   сайт:   «Незнайка.   Про   тест» http://neznaika.pro/test/russian/  ­  тесты ЕГЭ­2016 с ответами, комментариями.            Когда начинаю работу в 10 классе, сразу   на первой неделе сентября провожу диагностический тест за курс 5­9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Зачем это надо делать? Во­первых, класс   обычно   формируется   на   базе   9­х   классов,   и  в  него   могут   попасть   ученики, которые вам не совсем знакомы. Во­вторых, летние каникулы всегда расхолаживают детей,   и   даже   добросовестные   ученики   многое   забывают.   Диагностическая   работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я   выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки.  Это в свою очередь, помогает мне не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия: класс впоследствии делится на две­три группы (1 группа – учащиеся, способные получить «4­5», 2 группа – учащиеся, способные получить «4­3», 3 группа – слабые учащиеся).   Разрабатываю   тематику дополнительных занятий в связи со спецификой работы с каждой группой учащихся. Работа в каждой из этих групп ведется с учетом всех факторов, способных повлиять на результаты экзамена. Недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно 6 просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен. Претендовать на высокую оценку можно в том случае, если ученик хорошо знает не только предмет, но и все особенности и тонкости экзамена по этому предмету. Главная задача – НАУЧИТЬ СДАВАТЬ ТЕСТ.   Однако   не   стоит   впадать   в   крайности   и   тратить   все   время   на   решение всевозможных вариантов ЕГЭ, ведь такого рода работа может превратиться в игру «Угадано   или   нет».   Важно   рационально   использовать   отведенное   время   для целенаправленной подготовки к ЕГЭ. Как это можно сделать?   Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов: Первый шаг. ВСПОМИНАЕМ ТЕОРИЮ. Знания   сведений   теоретического   характера   из   области   словообразования, морфемики,   морфологии   и   орфографии,   синтаксиса   и   пунктуации,   культуры   речи  Теория   –   фундамент. необходимы   для   успешного   выполнения   заданий   ЕГЭ. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, тетради­справочника.  Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по    Самостоятельная   работа   учащихся   более определенной   теме   или   блоку. эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я  предлагаю  сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной   теме).   Результатом   такой   совместной   деятельности   стала   «золотая папка»: теория + отработка Второй шаг. СОЗДАЕМ  АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ «ЗАДАЧ» Да,   я   называю   тестовую   часть   задачами.       Поэтому   мы   выстраиваем последовательность   действий   при   выборе   ответа.   Здесь   важно,   чтобы   ученик   при решении   любой   задачи   учился   анализировать,   рассуждать,   применять   не   только правило,   но   и   логику.   Нужно   выявлять   закономерности,   и   тогда   будет   не   совсем сложно найти правильный ответ.  НАПРИМЕР:  Установите   соответствие   между   грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.  Задание   7.  ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) нарушение в построении  предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного  предложения В) нарушение в построении  предложения с Несогласованным приложением Г)нарушение связи между подлежащим  и сказуемым Д) нарушение видовременной  соотнесённости глагольных форм 7 1)И.С. Тургенев подвергает Базарова самому  сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя. 2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после  расставания с ним яркие впечатления о море, горах,  южных травах и цветах. 3)В основе произведения «Повести о настоящем  человеке» лежат реальные события, произошедшие с  Алексеем Маресьевым. 4)С. Михалков утверждал, что мир купеческого  Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра  благодаря великолепной игре актёров. 5)В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на  передвижной выставке девяносто семь этюдов,  привезённым из поездки на Восток. 6) Теория красноречия для всех родов поэтических  сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим  русскую и латинскую словесность в Царскосельском  лицее.  7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть  ощущение звонкой красочности городской улицы. 8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса  родных людей. 9) Читая классическую литературу, замечаешь, что  насколько по­разному «град Петров» изображён в  произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.  Достоевского. Начнём с буквы А. Причастные обороты есть в предложениях 3, 5, 6. В третьем предложении   причастие   «произошедшие»   зависит   от   существительного   «события». События — какИЕ? ПроизошедшИЕ. Всё в норме. В пятом причастие «привезённым» зависит   от   цельного   словосочетания  «девяносто   семь   этюдов».  Вопрос  —  какИХ? Должно быть — привезённЫХ. Здесь ошибка. На всякий случай проверим шестое: Галичем какИМ? ПреподававшИМ. Тоже ошибок нет. Значит, нам нужно предложение 5. 8 Буква Б. Сложные предложения под номерами 2,4,8,9. Номера 2 и 8 убираем — там   упор   на   ошибку   с  подлежащим   и   сказуемым  (видите   эти   местоимения   «все», «кто», «те»). В четвёртом всё в норме: один союз и никаких к нему претензий. Зато в 9­ом бардак: одно придаточное соединяют сразу два средства связи! Союз «что» и союзное слово «насколько». Не годится, ибо одно придаточное — один союз. Буква В. Несогласованное приложение, как помним, — это название в кавычках. В первом и девятом у нас не названия, а чужая речь. Названия только в 3 и 7. И около главного слова приложение остаётся неизменным только в 7. В третьем почему­то оно тоже склоняется, хотя и не должно. Значит, в третьем и ошибка. Буква Г. Мы уже замечали, что намёки на эту ошибку есть в предложениях 2 и 8. Во втором, убрав придаточное, получим «все увёз», а в восьмом убирать придаточное нет   смысла:   оно   идёт   до   самого   конца   предложения,   а   у   слова   «те»   сказуемое «счастливы» идёт до него. Значит, ошибка во втором. Буква Д. Чтобы была ошибка в видовременной соотнесённости, глаголы должны быть однородными. Такие находим в номерах 1 и 8. В восьмом всё в порядке: «видит и слышит».   А   вот   в   первом:   «подвергает   и   раскрыл».   Он   не   может   одновременно совершать длительное действие и заканчивать ещё одно. Наш ответ: 59321 Третий шаг.  СЛУШАЕМ ДРУГ ДРУГА. Здесь   мы   решаем   задачи   по   алгоритму   вместе,   слушаем   друг   друга.   Более сильные ученики работают в группе со слабыми. Четвёртый шаг. РЕШАЕМ  САМОСТОЯТЕЛЬНО. Для тренировки  берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям   позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму примерно 30­40 раз, только тогда появится уверенность и четкость.   Желательно   все   свои   рассуждения   записывать   или   проговаривать   вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить,   почему   все   другие   неправильные,   можешь   переходить   к   следующему заданию».    Каждый тематический блок завершается проверочной работой (отрабатываются отдельные задания или блоки). Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок. 9   Материалы собираются в тетрадь   учета, затем каждый ученик работает над своим   проблемным   заданием.   Это   помогает   целенаправленно   организовать индивидуальную работу с учащимися.   снова работаем над ошибками. Такая работа дает  хорошие результаты. Через некоторое время снова проводим промежуточный тест и проверяем.  И   Средний балл достижений обучающихся   по итогам ЕГЭ по русскому языку в  прошлом году составил  68,6%,  в 2013 году (79 выпускников) средний балл – 65,8%  (учитывая, что один класс ( 23 ученика)  – универсальный класс) Пятый шаг    . СОЗДАЕМ САМИ!              В качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний предлагаю ученикам самостоятельно разработать   аналогичные  задания.  Практическое задание к заданию 5 Составьте   шесть­семь   вариантов,   используя   различные   паронимы: прилагательные,   существительные,   глаголы.   Или   самостоятельно   найдите паронимы и придумайте с ними словосочетания, разграничивающие их (паронимы) в словоупотреблении. Практическое задание к заданию 8 Составьте  пять  вариантов на правописание безударной чередующейся  гласной  в  корне и 5 вариантов – безударная проверяемая гласная в корне слова. Уроки   в   10­11классах   должны   носить   обобщающий   характер.   Практически всегда   использую   разминки   на   повторение.   Такой   вид   работы   помогает   при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из  следующих  этапов:     работа  над  произношением   и лексическим   значением  слов; орфографический   разбор   слов,   пунктуационный   и   синтаксический     разбор предложений; работа по исправлению грамматических  ошибок.         Таким   образом,   разнообразные   практические   задания   в   ходе     разминки   обеспечивают   надежность   сохранения   в   рабочем   состоянии   знаний   и   умений   по русскому языку.       Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый   труд,   результат   будет   прямо   пропорционален   времени,   потраченному   на активную подготовку к экзамену (то есть на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и внимание уделено только подготовке).      ПРАВИЛО 3. « ЗНАТЬ СВОЕГО ВРАГА ­ ПОЧТИ ПОБЕДА!»                              ( ТАКТИКА РАБОТЫ С ТЕСТАМИ) 10   Приведу   памятку для   учеников, которую они должны соблюдать во время выполнения   тестов.  Эти   советы   я     нашла   в  интернете   и   стала   применять   в  своей практике.                                  ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКА.  Сосредоточься!  После   выполнения   предварительной   части   тестирования (заполнения   бланков),   когда   ты   прояснил   все   непонятные   для   себя   моменты, постарайся   сосредоточиться   и   забыть   про   окружающих.   Для   тебя   должны существовать   только   текст   заданий   и   часы,   регламентирующие   время   выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. И тем не менее следи за временем: в идеале ­ по классической теории теста ­ на выполнение задания множественного выбора  должны уходить в среднем 3­4 минуты.  На   ЕГЭ следи за тем, чтобы из трех с половиной   отведенных часов (210 минут), тестовая часть занимала 1,5 часа, тогда останется достаточно времени на написание эссе ­ сначала на черновике ­ и на его проверку.  Начни с легкого!    Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься,  не  останавливаясь   на   тех,  которые   могут   вызвать   долгие   раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.  Пропускай!  Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни:   в   тексте   всегда   найдутся   такие   вопросы,   с   которыми   ты   обязательно справишься.   Просто   глупо   недобрать   очков   только   потому,   что   ты   не   дошел   до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.  Читай  задание  до конца!  Спешка   не   должна   приводить   к   тому,   что   ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.  Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило,   не   помогают,   а   только   мешают   сконцентрироваться   и   правильно   решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект ­ 11 забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе «не по зубам»). Думай только о том, что каждое новое задание ­ это шанс набрать баллы!  Исключай!  Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный   вариант   ответа,   а   последовательно   исключать   те,   которые   явно   не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном ­ двух вариантах, а не на пяти (что гораздо труднее).   Запланируй   два   круга!  Рассчитай   время   так,   чтобы   за   две   трети   всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь   набрать  максимум  очков  на  тех  заданиях, а потом  спокойно  вернуться  и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).   Проверь!  Оставь время для проверки своей работы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.  Угадывай!  Если   ты   не   уверен   в   выборе   ответа,   но   интуитивно   можешь предпочесть какой­то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.           Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности,   и   количество   решенных   тобой   заданий   вполне   может   оказаться достаточным для хорошей оценки.   положись на интуицию: а вдруг повезет. А вдруг! Не оставляй незаполненной тестовую часть. Даже если ответа нет, ПРАВИЛО 4. Учимся писать сочинение­рассуждение   Самая   сложная   часть   ЕГЭ   по   русскому   языку,   по   отзывам   учеников,  ­   это задание 24 (сочинение­рассуждение). Ее образно называют «коридором», по которому можно войти в желаемый вуз. А чтобы проход по этому «коридору» был свободным и широким, необходимо хорошо подготовить выпускников к написанию сочинения. Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему, не могут ее правильно сформулировать. Самая же распространённая ошибка – представленные  аргументы. Как избежать этого досадного явления?  В 10 классе  формируем  папку. В нее мы собираем методический материал для написания   сочинения­рассуждения.   В   ней,   кроме   плана   сочинения   и   пояснений   к каждому   пункту   плана,   есть   комментарии,   методические   рекомендации,   речевые клише, примеры, банк аргументов. Процесс этот, конечно же, долгий и трудоемкий. Но   результат   того   стоит:   к   концу   года   у   каждого   десятиклассника   собирается 12 методическое   обеспечение   в   полном   объеме:   примерные   тексты   для   анализа   с проблемами   и   авторской   позицией,   электронные   презентации   по   каждому   пункту плана,   образцы   лучших   сочинений.   В   11   классе   продолжается   работа   по формированию   навыка   написания   сочинения­рассуждения.   При   изучении произведений русской классики мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и рекомендованные   учителем.   Проблематику   определяем   не   только   в   прозаических произведениях, но и в лирических.  Но содержимое  папки – это полпобеды. Надо научиться применять собранный материал. Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.  В ходе  подготовке  к  ЕГЭ  на уроках   русского  языка  уже  в средних  классах можно   давать   задания,   позволяющие   научиться   создавать   свой   текст   сочинения­ рассуждения по определённой модели, например, такой:  1. Автор рассказывает о том, что…  2. По его мнению, ...  3. Однако я думаю по­другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…  4. Итак, …  Важный этап работы над сочинением­рассуждением – это выявление проблемы. Проблем   может   быть   и   несколько,   тогда   нужно   выявить   главную,   и   этому   тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов:  1) пересказ текста; 2) выделение микротем по абзацам;  3) поиск ключевых слов;  4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них  5) формирование проблемы – вопроса, который автор ставит перед читателем.  Можно дать задание по группам, согласно количеству абзацев. Затем поделиться своими наблюдениями и всем вместе прийти к нужному выводу.  Определенные трудности вызывает составление комментария к тексту. Приучаю    детей   видеть   разницу   между   комментарием   и   простым   пересказом,   который   в сочинении   недопустим.   Необходимо,   говорю   я   детям,   анализируемое   «пропустить 13 через   себя»,   кратко   изложить   суть   наиболее   важных   моментов   текста.   Предлагаю запомнить   слова­подсказки:   «В   начале   текста…»,   «Затем…»,   «   В   заключение…». Необходимо вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут   определенный   эмоциональный   настрой.  Предупреждаю     о   том,   что   нельзя цитировать большой фрагмент исходного текста. Также на основе этой работы формируется позиция автора: что думает автор по     поводу прокомментированного. Следует объяснить ребятам, что авторская позиция основывается   на   понятиях   «да»   или   «нет».   Нравится   ли   ему   картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о поднятой им проблеме? Тут уместны оценочные слова: хорошо­плохо, недопустимо­желательно,     нельзя – необходимо.  Следующий   этап   работы   над   сочинением­рассуждением   –   это   формулировка своего мнения и его аргументация. Необходимо научить ребят формулировать тезис ­ мысль, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?» Это, по утверждению выпускников, самая сложная часть работы, ведь в аргументации нельзя отвлечься от той мысли, которую доказываешь. Ребятам   важно   научиться   контролировать   себя,   после   аргументации   можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок.  Важная   композиционная   часть   сочинения   –   это   завершение   или   вывод.   Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором.  В   старших   классах   предлагаю     ребятам   использовать   план   работы   над творческой частью (своего рода Памятка).  1. Внимательно, вдумчиво прочитать текст, обратить внимание на имя и фамилию автора. Обозначить тему (О чём этот текст?) Первое предложение сочинения должно быть самостоятельным связанным с основной темой текста. Нужно учесть, что нельзя начинать сочинение словами: «Этот текст...» Хорошо начать с риторического вопроса, риторического восклицания, назывного предложения.     В первом предложении уже должна «звучать» проблема. (Проблема ­ вопрос, поднимаемый автором, или главная мысль, высказываемая автором).  Вступление   можно   построить   по­разному:   в   виде   назывных   предложений ( «Родная речь»…), в виде вопросительных предложений ( « Для чего необходимо бережно относиться к родному языку?»…), в виде небольшой цитаты из исходного текста   («Нельзя   верить,   чтобы   такой   язык   не   был   дан   великому   народу!»   ­   так 14 сердечно   выразил   И.С.   Тургенев   свое   отношение   к   русскому   языку   и   к   русскому народу.) 2. Дать комментарий (пояснение) к этой проблеме, опираясь на предложенный текст.  Комментарий к проблеме — это объяснение, как избранная проблема раскрывается в предложенном   тексте.   Нужно   не   просто   разъяснить,   в   чём   смысл   обсуждаемой проблемы,   но   и   показать,   как   она   разбирается   на   материале   текста,   какие использованы примеры. Уместны небольшие цитаты в виде образных словосочетаний или кратких предложений. Учтите, что если вместо комментария дан простой пересказ текста или его  фрагмента или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста,  то за данный критерий – 0 баллов. З. Обозначить авторскую позицию (отношение автора к поднимаемой им проблеме)  4. Выразить своё отношение к авторской проблеме.  Своё   мнение   нужно   подтвердить   двумя   примерами­аргументами,   один   из которых должен быть взят из литературного источника. Не стоит зацикливаться на художественной   литературе.   Вспомните   о   школьных   учебниках,   о   многочисленных газетах и журналах. Пусть вам помогут энциклопедии, книги­биографии, мемуары, дневники, письма. И всё­таки не забывайте о школьной программе по литературе. Она и   есть   тот   спасительный   источник,   который   переполнен   аргументами   по   любой проблеме. Вас пугает даже мысль о больших романах? Обратите внимание на мастеров короткого рассказа и гениев русской поэзии. Важно указать автора и название книги, не путать имена героев и не приписывать им подвигов, которые они не совершали. Не развлекайте   проверяющих   выдуманными   книгами   и   экзотическими   именами   их создателей. Если литературный пример не приходит в голову, обратитесь к своему жизненному опыту. Но помните, что без примера из книг работа теряет один балл. Аргумент   может   не   только   напрямую   подтверждать   вашу   мысль   («вот   как следует поступать»), но и быть аргументом «от противного», то есть примером того, что бывает в жизни, если, предположим, нравственно­этические нормы нарушаются.  5. Выразить своё отношение к данному тексту, поднимаемой им проблеме. Отметить важность  вопроса,   своевременность,    эмоциональность,      богатство   языка,  средств выразительности.  Финальный   абзац   —   это   вывод,   подводящий   итог   вашим   размышлениям   по выбранной проблеме. Не повторяйте ничего из того, что уже сказали! Не уходите в 15 сторону от главной мысли, которую вы доказывали. Подумайте, что нового внесли в решение проблемы ваши аргументы, и вынесите свой вердикт. Запомните!  Очень важно, чтобы все части вашей работы были логически связаны между собой. Не забывайте разумно делить текст на абзацы! Если будете придерживаться «классической» композиции (по заданию), то в вашем тексте возникнет 5–7 абзацев. Обязательно   проверьте   сочинение.   Помните,   что   существуют   не   только орфографические   и   пунктуационные   ошибки,   но   и   грамматические,   речевые, логические, фактические ошибки.  Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения­рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения.  Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену,   например,   такие,   как   «точка   зрения   автора   мне   понятна»,   «я   разделяю позицию автора...», «Авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:…» «во­ первых, в этом меня убеждает…», «Действительно, проблема, затронутая автором, актуальна.   К   ней   обращались   многие   писатели.   Так,   в   книге...или    Я   полностью разделяю   точку   зрения   автора   и   считаю,   что.....   А   подтвердить   обоснованность утверждения могу, обратившись к личному опыту» и другие. Выпускники, имеющие в своём арсенале готовые фразы, большее внимание уделяют сути вопроса. С одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения некоторую шаблонность, с другой   стороны,   снимает   напряжение   во   время   экзамена,   что   позволяет   добиться лучших результатов. На занятиях в старших классах по подготовке к сочинению  можно использовать приём «идеального сочинения», в группах по 5 человек распределяю обязанности: 1 ученик пишет вступление, 2 – выявляет проблему и даёт комментарий, 3 ­ определяет авторскую  позицию, 4 формулирует собственную  позицию и даёт аргументацию, 5 пишет заключение. Класс работает над одним текстом. Когда работа готова, каждая группа предъявляет наработанное.  Класс вместе с учителем выбирает лучший вариант каждой части сочинения.  Перед   учениками   стоит   задача   –   написать   сочинение,   характеризующееся «смысловой   цельностью,   речевой   связностью   и   последовательностью   изложения». 16 Объясняю   учащимся,   что   сочинение   на   ЕГЭ   имеет   привычную     трехчастную композиционную   схему:   вступление,   основную   часть,   заключение.   Между   этими частями   необходимо   продумать   «перекидные   мостики»   ­   логические   переходы.   что   при   оформлении   работы   следует   излагать   мысли Предупреждаю, сложносочиненными   и   сложноподчиненными   предложениями,   осложненными причастными   и   деепричастными   оборотами   (в   них   пунктуация   ясна   и   понятна). Стараемся   «схитрить»:   избегаем   вариантов   и   спорных   случаев   орфографии   и пунктуации,   заменяем   слова   с   «трудными»   орфограммами   синонимами.   Еще   раз перечитываем   исходный   текст:   со   всеми   ли   утверждениями   автора   можно согласиться? Напоминаю, что желательно избегать выражений «я считаю», «я думаю», предпочтительнее: «мне кажется», «наверное». Так и получается «идеальное сочинение». Поверьте, это работает!     Таким образом, подготовка к итоговому   экзамену по русскому языку должна осуществляться   планомерно,  лучше,   если   ребята,   ещё   пятиклассники,    постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения­рассуждения. Важно и   умение   пересказывать   текст,   и   интерпретация   его,   и   собственные   размышления, возникшие   на   основе   прочитанного.   Умение   создавать   новый,   авторский, оригинальный текст – это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к   экзаменам, но и развитие образного и логического мышления. И   еще.   Большой   соблазн:     часы,   отведенные   на   литературу,   отдавать   для подготовки к   ЕГЭ по русскому языку. Но пришла к выводу: это    категорически делать   нельзя.   Ведь   в   сочинении     ученикам   придется   искать     доказательства   для раскрытия какой­то темы. А темы эти, как правило, повторяются (Проблема войны и мира, экологии, проблема нравственности, включающая в себя понятия совести, чести, долга,   дружбы,   милосердия,   справедливости.   Кроме   того,   есть   проблемы философского плана: роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь, историческая память и т.д.)   И в доказательствах лучше  опираться именно на литературный  материал.  ПРАВИЛО 5. УЧЕБНИКИ ­ НАШИ ПОМОЩНИКИ! Как   известно,   при   подготовке   к   ЕГЭ   по   русскому   языку   ученики   должны повторить   основные   орфографические   и   пунктуационные   правила,   грамматические характеристики   частей   речи,   сведения   лексическом   строе   русского   языка,   основы синтаксиса,   а   также   ряд   вопросов   по   стилистике,   культуре   речевого   общения, текстообразованию. 17 Мой выбор при подготовке к ЕГЭ по русскому языку  – 2 учебника: учебник А. И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой   «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» (издательство   «Просвещение»).   В       этом   учебнике   основное   внимание   уделяется важнейшей   единице   речи   ­   тексту:   его   структуре,   стилистическим   особенностям, выразительным   средствам.   В   книге   даются   теоретические   сведения   и   разработана система   упражнений.   При   анализе   фрагментов   произведений   художественной литературы   показана   роль   фонетических,   лексических,   словообразовательных, грамматических средств языка в создании художественного образа.  Поэтому учебник полезен при подготовке к сочинению. Но все же считаю, что УМК А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой не содержит необходимого   теоретического   материала,   позволяющего   ученикам   организовать качественную   подготовку   к   выполнению   тестовой   части   на  экзамене.  В   указанном пособии важнейшие сведения по орфографии и пунктуации систематизируются в виде повторительно­обобщающих   упражнений.     Авторы   данного   УМК   приглашают учеников   самим   «вспомнить   правописание»,   «рассказать   об   употреблении…», «сформулировать   правило».   Это,   конечно,   рассчитывается   на   сильного   ученика, который способен самостоятельно подготовить нужный материал. Но, к сожалению, таких детей становится все меньше и меньше. Второй    учебник  – автор   Хлебинская  Г.Ф. Русский  язык. 11  класс.  Базовый уровень.   Отличительной   особенностью   данного   учебника   является   осуществление последовательной   подготовки   учащихся   к   ЕГЭ.   Содержание   курса   позволяет выпускникам   освоить   весь   необходимый   объём   теоретических   знаний,   а   также выработать и закрепить навыки практического использования языка. Структура ЕГЭ требует   от   выпускников   умения   анализировать   и   классифицировать   языковые явления, оценивать их с точки зрения правильности. Тестовая форма предполагает способность   давать   оценку   различным   вариантам   решения   учебной   задачи, разграничивать верные и неверные интерпретации.  Для развития этих умений в учебнике представлены упражнения, структурно повторяющие экзаменационные задания.  Итоговые   контрольные   работы,   завершающие   изучение   каждого   крупного раздела, также ориентированы на формат единого государственного экзамена.  Особое   внимание   уделяется   написанию   сочинения   по   прочитанному   тексту, которое   требует   от   учащихся   умения   понимать,   интерпретировать   чужой   текст   и создавать собственное речевое произведение, следуя заданной композиционной схеме. Чтобы   обеспечить   успешное   выполнение   данного   задания,   в   учебниках   даётся 18 алгоритм   работы,   образцы   сочинений   по   прочитанному   тексту   (различных функциональных стилей) и материал для отработки навыков. В   соответствии   с   современными   требованиями   содержание   учебника обеспечивает   формирование   у   учащихся   языковой   и   лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций. Кроме   того,     я   обращаюсь   за   помощью   к   другим   пособиям,   в   которых теоретический   материал     по   орфографии,   пунктуации,   морфологии   дан   в     более полном объеме. (Я считаю одними из самых удачных в этом отношении «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова; учебник « Русский язык. 10­11класс» Д.Э.Розенталя. Пользуюсь на уроках и тем, и другим.)         ПРАВИЛО 6.  РОДИТЕЛИ ­ НАШИ СОЮЗНИКИ!   Контакт   с   родителями   учащихся,   проходящих   итоговую   аттестацию   по русскому языку в форме ЕГЭ, крайне важен.  В сентябре   проводится родительское собрание в 11 классе.  Ведется предметный разговор о проблемах в данном классе и о том,   как   родители   могут     помочь.   Например,   какими   материалами   может воспользоваться школьник при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, советы психолога. Это советы, которые рекомендовала наш школьный психолог.   Советы родителям!                 Как помочь детям подготовиться к экзаменам  Не тревожьтесь о количестве  баллов,  которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.    Не   повышайте   тревожность   ребенка   накануне   экзаменов   ­   это может   отрицательно   сказаться   на   результате   тестирования.   Ребенку   всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться   со   своими   эмоциями,   то   ребенок   в   силу   возрастных   особенностей может эмоционально "сорваться".   неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.  Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить  и предотвратить ухудшение  состояние  ребенка, связанное  с переутомлением.  Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.  Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится 19  Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок,   Обеспечьте   дома   удобное   место   для   занятий,   проследите,   чтобы  объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.  никто из домашних не мешал.    Обратите   внимание   на   питание   ребенка:   во   время   интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.  Помогите детям распределить темы подготовки по дням.  Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла   зазубривать   весь   фактический   материал,   достаточно   просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы   и   определения   можно   выписать   на   листочках   и   повесить   над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.    Подготовьте   различные   варианты   тестовых   заданий   по   предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение   имеет   тренинг   ребенка   именно   по   тестированию,   ведь   эта   форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.    Заранее   во   время   тренировки   по   тестовым   заданиям   приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст   ему   спокойствие   и   снимет   излишнюю   тревожность.   Если   ребенок   не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.  должен отдохнуть и как следует выспаться.  следующее:          • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во   время   тестирования:     не   дочитав   до   конца,   по   первым   словам   уже предполагают ответ и торопятся его вписать);    Посоветуйте   детям   во   время   экзамена   обратить   внимание   на   Накануне   экзамена   обеспечьте   ребенку   полноценный   отдых,   он 20                • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;          • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.  ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.  И помните: самое главное ­ это снизить напряжение и тревожность ПРАВИЛО 7. ОФОРМЛЯЕМ СТЕНД.  Считаю, что в кабинете необходим стенд «Готовимся к ЕГЭ». Я выделяю  следующие рубрики:       Правила проведения и порядок проведения ЕГЭ. Правила заполнения бланков. (Образцы заполнения). Сроки индивидуальных консультаций к ЕГЭ. Результаты текущего тестирования. Уголок самоподготовки. (Дополнительные тесты) Советы для написания сочинения. Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке и успешной сдаче ЕГЭ. Но самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе   –   это   желание,   это   осознание   важности   такой   работы   самими   учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!» .

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Инновационный опыт. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017