Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.
Внедрение новых технологий может быть обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей
«Инновационный подход в интеллектуальном развитии дошкольников с ОВЗ»
Фролова Светлана Юрьевна
ГБОУ ООШ №9 структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса»
г. Новокуйбышевск, Самарская обл.
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни,
технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной
деятельности.
Назрела необходимость овладеть спектром инновационных образовательных
технологий и применять их в своей практической профессиональной деятельности.
Исходя из образовательных потребностей дошкольников с ОВЗ, а также имеющихся в
образовательном учреждении условий,
рекомендуется использовать следующие
современные образовательные технологии: игровые технологии; здоровьесберегающие
технологии; технологию дифференцированного воспитания; графического моделирования;
технологию деятельностного воспитания; метод проектов; технологию интегрированного
воспитания.
Особое значение имеет использование компьютерных технологий, которые позволяют
решить вопрос наглядности, активизируют деятельность учеников, способствуют
повышению мотивации к обучению. В процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ
следует уделять здоровье сберегающим технологиям. Поэтому в занятие должны быть
включены гимнастика для глаз, физминутка для снятия напряжения с мышц спины и шеи.
Благоприятный психологический климат создает игровая ситуация. Роль воспитателя
заключается в организации различных форм работы учеников, а при необходимости – в
оказании помощи. В настоящее время отчётливо проявляется тенденция введения в
образовательный процесс для воспитания детей с умственной отсталостью наглядных
средств обучения. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные
информационные компьютерные технологии.
По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные
технологии обладают рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей
огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим
компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает
уверенность в себе, в том, что он многое может;
позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в
повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные
эффекты);
компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.
Эффективность использования компьютеров и компьютерных технологий в
воспитании детей с ОВЗ непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана
организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран.
Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде
всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий посравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного
обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него
темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной
продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
Компьютер способен исполнять некоторые функции, ранее присущие только
преподавателю: анализировать действия учащегося и выдавать подсказку, задавать
вопросы и оценивать ответ, отвечать на вопросы, раскрываю те или иные темы предметной
области, в том числе, вариативно. Конечно, же, круг вопросов и тем, и даже число
вариаций, определено заранее.
Информационные технологии очень эффективны для проведения коррекционной
работы, поскольку выполнение практических заданий может осуществляться в
индивидуальном темпе, упражнения могут быть разного уровня сложности с учетом
психофизических особенностей учащихся, кроме того, презентационный экран можно
использовать для подачи яркого, запоминающегося демонстрационного материала.
Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности
любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно
большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств,
диагностических датчиков и приборов позволяет создавать выразительные и эффективные
динамические модели, позволяющие не только определить состояние той или иной
функции ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка,
преодолеть их доступными средствами.
Введение информационных технологий во все области специального образования
подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся
и предупреждения новых отклонений в развитии. Уроки с использованием ИКТ имеют
большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию
внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки. Они решают
следующие задачи:
1. изучение компьютера
2. коррекция психического здоровья
3. индивидуализация и дифференциация обучения
4. повышение эффективности обучения
5. интеграция детей в информационное общество.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей
современных информационных технологий расширяет спектр видов воспитательной
деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые
организационные формы и методы воспитания.