Инструктивная карта к уроку химии по теме "Соединения железа"
Оценка 4.7
Лабораторные работы
doc
химия
9 кл
21.04.2017
Использованы элементы технологий:
• Развивающее обучение
• Технология критического мышления: выполнение лабораторного опыта по изучению свойств ионов железа, получение гидроксидов железа, рефлексия – выполнение задания «6 шляп критического мышления».
• ИКТ;
• Личностно-ориентированное обучение (дифференцированные задания)
• Здоровьесозидание (смена видов деятельности, плотность урока, средняя продолжительность видов учебной деятельности, наличие эмоциональных разрядок, место и длительность использования ТСО, психологический микроклимат на уроке).
• Проблемно-исследовательская технология,
• Тестовая методика.
Инстр. карта Лаб.работы.doc
Инструктивная карта к уроку химии в 9 классе по теме
«Соединения железа»
Цель работы: исследование свойств соединений железа.
Инструкция по технике безопасности.
При работе с растворами кислот, щелочей, перманганата калия проявлять аккуратность.
Использовать те количества вещества, которые указаны в инструкции. Не допускать
попадания кислот и щелочей и других веществ на руки, одежду, столы. Не выливать
избытки веществ в склянки с реактивами.
I . Получение и исследование свойств гидроксидов железа (
II ) и железа (
III
).
Реактивы: растворы сульфата железа (II) FeSO4 , хлорида железа (III) FeCl3, гидроксида
натрия NaOH, соляной кислоты HCl, серной кислоты H2SO4.
Опыт 1. Получение и свойства гидроксида железа (II).
Выполнение опыта. В две пробирки налить по 0,51 мл раствора сульфата железа (II) и
добавить по несколько капель раствора гидроксида натрия. Отметить окраску выпавших
осадков. К содержимому первой пробирки прилить раствор соляной кислоты.
Содержимое второй пробирки перемешать стеклянной палочкой до изменения окраски.
Задания.
1. Составить молекулярные и ионные уравнения реакций между:
сульфатом железа (II) и гидроксидом натрия;
гидроксидом железа (II) и соляной кислотой.
2. Составить молекулярное уравнение реакции между гидроксидом железа (II), водой
и кислородом с образованием гидроксида железа (III).
3. Сделать вывод о свойствах гидроксида железа (II).
Разрезанное яблоко буреет на воздухе:
4Fe(OH)2 + 2H2O + O2 = 4Fe(OH)3
Опыт 2. Получение и свойства гидроксида железа (III).
Выполнение опыта. В пробирку налить 0,51 мл раствора хлорида железа (III) и
добавить несколько капель раствора гидроксида натрия до образования осадка.
Отметить окраску осадка. К содержимому пробирки прилить раствор серной кислоты.
Задания.
1. Составить молекулярные и ионные уравнения реакций между:
хлоридом железа (III) и гидроксидом натрия;
гидроксидом железа (III) и серной кислотой. 2. Сделать вывод о свойствах гидроксида железа (III).
II . Качественные реакции на ионы железа (
III
)
II ) и ионы железа (
Реактивы: растворы сульфата железа (II) FeSO4 , хлорида железа (III) FeCl3,
гексацианоферрат (III) калия K3[Fe (CN)6] (красная кровяная соль), гексацианоферрат
(II) калия K4[Fe (CN)6] (жёлтая кровяная соль), роданид калия KSCN.
Опыт 3. Действие гексацианоферрата (III) калия (красной кровяной соли)
K3[Fe(CN)6] на ион железа (II)
Выполнение опыта. К 0,51мл раствора сульфата железа (II) добавить несколько капель
раствора гексацианоферрата (III) калия K3[Fe(CN)6]. Отметить окраску осадка
(турнбуллева синь).
Задание.
Составить молекулярное уравнение реакции взаимодействия выше перечисленных
веществ с образованием осадка турнбуллевой сини (гексацианоферрат (III) железа(II)
Fe3[Fe(CN)6]2 ). Сделать вывод о качественном реактиве на ион Fe2+.
Опыт 4. Действие гексацианоферрата (II) калия (жёлтой кровяной соли) K4
[Fe(CN)6] на ион железа (III)
Выполнение опыта. К 0,51мл раствора хлорида железа (III) добавить несколько капель
раствора гексацианоферрата (II) калия K4 [Fe(CN)6]
. Отметить окраску выпавшего
осадка берлинской лазури (гексацианоферрат (II) железа(III) Fe4[Fe (CN)6]3
Задание.
Составить молекулярное уравнение реакции взаимодействия выше перечисленных
веществ с образованием осадка берлинской лазури Fe4[Fe (CN)6]3. Сделать вывод о
качественном реактиве на ион Fe3+.
Опыт 5. Действие роданида калия на ион железа (III)
Выполнение опыта. К 0,51мл раствора хлорида железа (III) добавить несколько капель
раствора роданида калия KSCN. Отметить окраску образовавшегося раствора.
Задание. Составить молекулярное и ионное уравнения реакций взаимодействия выше
перечисленных веществ, учитывая, что образующийся роданид железа (III) относится к
малодиссоциированным веществам. Сделать вывод о качественном реактиве на ион Fe3+.
III
. Окислительновосстановительные свойства соединений железа
Реактивы: растворы сульфата железа (II) FeSO4, серной кислоты H2SO4, перманганата
калия KMnO4
Свойства соединений железа (
II ).
Опыт 6. Восстановление перманганата калия.
Выполнение опыта. В пробирку налить 0,5 мл раствора перманганата калия и несколько
капель раствора серной кислоты. По каплям добавить раствор сульфата железа (II) до
обесцвечивания перманганата калия.
Задание.
1. Составить уравнение окислительновосстановительной реакции между сульфатом
железа (II), перманганатом калия и серной кислотой.
2. Сделать вывод об окислительновосстановительной способности соединений железа
(II).
Свойства соединений железа (
III
)
Реактивы: растворы хлорида железа (III) FeCl3, серной кислоты H2SO4, иодида калия KI,
крахмальная бумага
Опыт 7. Окисление иодида калия
Выполнение опыта. В пробирку налить 0,5 мл раствора хлорида железа (III), 12 капли
серной кислоты и несколько капель раствора иодида калия. Определить по окраске
образующееся соединение. Для подтверждения в пробирку опустить
полоску
крахмальной бумаги.
Задание.
1. Составить уравнение окислительновосстановительной реакции между хлоридом
железа (III), серной кислотой и иодидом калия.
2. Сделать вывод об окислительновосстановительной способности соединений железа
(III). IV
. Гидролиз солей железа (
II ) и железа (
III
)
Реактивы: растворы сульфата железа (II)
универсальная индикаторная бумага.
FeSO4 , хлорида железа (III)
FeCl3,
Опыт 8. Гидролиз сульфата железа (II) и железа (III)
Выполнение опыта. Нанести на универсальную индикаторную бумагу по капле
растворов сульфата железа (II) и хлорида железа (III). Определить реакцию среды.
Задания.
1. Составить сокращённые ионные уравнения гидролиза сульфата железа (II) и
хлорида железа (III).
2. Сделать вывод о способности солей железа (II) и железа (III) подвергаться
гидролизу.
Результаты опытов оформите в виде таблицы:
Содержимое пробирки
Цвет содержимого
пробирки до реакции
Цвет содержимого пробирки после
реакции
FeSO4
FeSO4
FeSO4
+ красная кровяная
соль
+ желтая кровяная
соль
+ роданид калия
Результаты опытов оформите в виде таблицы (на ватмане):
Содержимое пробирки
Цвет содержимого
пробирки до реакции
Цвет содержимого пробирки после
реакции
FeCl3
FeCl3
FeCl3
+ красная кровяная
соль
+ желтая кровяная
соль
+ роданид калия
Опыт 9. Совместный гидролиз хлорида железа (III) и карбоната натрия Выполнение опыта. В пробирку налить 0,5 мл раствора хлорида железа (III) и по
каплям добавить раствор карбоната натрия. Определить, какие вещества образовались
при этом. По каким признакам вы это определили?
Задания.
1. Составить молекулярное уравнение реакции взаимодействия между
вышеуказанными веществами.
2. Сделать вывод о возможности протекания данной реакции.
Инструктивная карта к уроку химии по теме "Соединения железа"
Инструктивная карта к уроку химии по теме "Соединения железа"
Инструктивная карта к уроку химии по теме "Соединения железа"
Инструктивная карта к уроку химии по теме "Соединения железа"
Инструктивная карта к уроку химии по теме "Соединения железа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.