Инструктивная карточка школьника «Практическая работа № 2 Комплексные соединения»

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 08.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Иконка файла материала пр.р. 2.docx
Зябкина О. А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Инструктивная карточка школьника  «Практическая  работа  № 2 КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ» Теоретические сведения. При   кристаллизации   из   раствора,   содержащего   две   соли,   может образоваться   соединение,   называемое   двойной   солью.   Например,   если   в растворе содержатся K2SO4  и Aℓ2(SO4)3, то при кристаллизации образуется двойная соль KA (SOℓ 4)2 ∙ 12H2O. В растворе двойные соли диссоциируют на те же самые ионы, из которых они образовались: KA (SOℓ 4)2                K+ + Aℓ3+ + 2SO4 2ˉ Однако очень часто при совместном присутствии двух солей образуются вещества, при диссоциации которых получаются новые, более сложные ионы, называемые   комплексными   ионами.   Например,   при   реакции   между   KC   иℓ PtCℓ4: 2KC  + PtC ℓ ℓ4 = K2[PtCℓ6] образующееся   соединение   диссоциирует   в   растворе   с   образованием комплексного иона [PtCℓ6]2ˉ и двух ионов K+: K2[PtCℓ6]      2K+ + [PtCℓ6]2ˉ Вещества,   дающие   при   диссоциации   комплексные   ионы,   называются комплексными   соединениями.   Эти   соединения,   как   и   другие   электролиты, способны вступать в реакции ионного обмена. Выполнение работы. О п ы т  1. Получение комплексных соединений. 1.   Налить   в   пробирку   2–3   мл   раствора   сульфата   меди   и   по   каплям прибавить   раствор   аммиака.   Наблюдать   образование   голубого   осадка гидроксида меди – Cu(OH)2. Написать молекулярное и ионное уравнения реакции. Прилить к осадку избыток раствора аммиака (NH3). Получается   синий   раствор,   содержащий   комплексный   катион – [Cu(NH3)4]2+. Написать   молекулярное   и   ионное   уравнения   реакции   образования комплексного соединения. Дать ему название. 2. Налить в пробирку 1–2 мл раствора нитрата серебра и добавить столько же раствора хлорида натрия.Написать молекулярное и ионное уравнения реакции. Слить   с   образовавшегося   осадка   жидкость.   К   осадку   добавить   раствор аммиака (NH3). Наблюдать растворение осадка хлорида серебра. Написать   молекулярное   и   ионное   уравнения   реакции   образования [Ag(NH3)]C  и дать этому веществу название. ℓ 3. Налить в пробирку 2–3 мл сульфата цинка и добавить по каплям раствор гидроксида натрия до образования белого осадка. Написать молекулярное и ионное уравнения реакции. Затем к осадку добавить избыток щелочи. Наблюдать растворение осадка гидроксида цинка Zn(OH)2. Написать   молекулярное   и   ионное   уравнения   реакции   образования комплексного соединения, содержащего анион [Zn(OH)4]2–. Дать ему название. О п ы т   2. Реакции ионного обмена. 1. Налить в две пробирки по 1–2 мл раствора желтой кровяной соли – K4[Fe(CN)6] и в одну из них добавить несколько капель раствора сульфата железа FeSO4 (+2), а в другую – хлорида железа FeCℓ3 (+3). Наблюдать   образование   синего   осадка   берлинской   лазури   в   пробирке, содержащей ионы Fe3+. Написать молекулярное и ионное уравнения реакции. Назвать комплексные соединения. 2. Опыт  повторить, только вместо желтой кровяной соли взять красную кровяную соль – K3[Fe(CN)6]. Наблюдать образование осадка турнбулевой сини в пробирке, содержащей  ионы Fe2+.

Посмотрите также