Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Зябкина О. А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Инструктивная карточка школьника
«Практическая работа № 2
КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ»
Теоретические сведения.
При кристаллизации из раствора, содержащего две соли, может
образоваться соединение, называемое двойной солью. Например, если в
растворе содержатся K2SO4 и Aℓ2(SO4)3, то при кристаллизации образуется
двойная соль KA (SOℓ
4)2 ∙ 12H2O. В растворе двойные соли диссоциируют на
те же самые ионы, из которых они образовались:
KA (SOℓ
4)2
K+ + Aℓ3+ + 2SO4
2ˉ
Однако очень часто при совместном присутствии двух солей образуются
вещества, при диссоциации которых получаются новые, более сложные ионы,
называемые комплексными ионами. Например, при реакции между KC иℓ
PtCℓ4:
2KC + PtC
ℓ
ℓ4 = K2[PtCℓ6]
образующееся соединение диссоциирует в растворе с образованием
комплексного иона [PtCℓ6]2ˉ и двух ионов K+:
K2[PtCℓ6]
2K+ + [PtCℓ6]2ˉ
Вещества, дающие при диссоциации комплексные ионы, называются
комплексными соединениями. Эти соединения, как и другие электролиты,
способны вступать в реакции ионного обмена.
Выполнение работы.
О п ы т 1. Получение комплексных соединений.
1. Налить в пробирку 2–3 мл раствора сульфата меди и по каплям
прибавить раствор аммиака. Наблюдать образование голубого осадка
гидроксида меди – Cu(OH)2.
Написать молекулярное и ионное уравнения реакции.
Прилить к осадку избыток раствора аммиака (NH3).
Получается синий раствор,
содержащий комплексный катион –
[Cu(NH3)4]2+.
Написать молекулярное и ионное уравнения реакции образования
комплексного соединения. Дать ему название.
2. Налить в пробирку 1–2 мл раствора нитрата серебра и добавить столько
же раствора хлорида натрия.Написать молекулярное и ионное уравнения реакции.
Слить с образовавшегося осадка жидкость. К осадку добавить раствор
аммиака (NH3). Наблюдать растворение осадка хлорида серебра.
Написать молекулярное и ионное уравнения реакции образования
[Ag(NH3)]C и дать этому веществу название.
ℓ
3. Налить в пробирку 2–3 мл сульфата цинка и добавить по каплям раствор
гидроксида натрия до образования белого осадка.
Написать молекулярное и ионное уравнения реакции.
Затем к осадку добавить избыток щелочи. Наблюдать растворение осадка
гидроксида цинка Zn(OH)2.
Написать молекулярное и ионное уравнения реакции образования
комплексного соединения, содержащего анион [Zn(OH)4]2–. Дать ему название.
О п ы т 2. Реакции ионного обмена.
1. Налить в две пробирки по 1–2 мл раствора желтой кровяной соли –
K4[Fe(CN)6] и в одну из них добавить несколько капель раствора сульфата
железа FeSO4 (+2), а в другую – хлорида железа FeCℓ3 (+3).
Наблюдать образование синего осадка берлинской лазури в пробирке,
содержащей ионы Fe3+.
Написать молекулярное и ионное уравнения реакции. Назвать комплексные
соединения.
2. Опыт повторить, только вместо желтой кровяной соли взять красную
кровяную соль – K3[Fe(CN)6].
Наблюдать образование осадка турнбулевой сини в пробирке, содержащей
ионы Fe2+.