Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Зябкина О. А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Инструктивная карточка школьника
«П р а к т и ч е с к а я р а б о т а № 4
СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
И ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ»
Теоретические сведения.
Скорость химической реакции измеряется изменением концентрации
реагирующих веществ в единицу времени (моль/л с).
Зависимость скорости реакции от концентрации и природы реагирующих
веществ выражается законом действующих масс: скорость химической
реакции пропорциональна произведению молярных концентраций
реагирующих веществ в степени их стехиометрических
коэффициентов.
Например, nA + mB = pC υ = K[A]n ∙ [B]m
2CO + O2 = 2CO2 υ = K[CO]2 ∙ [O2]
При вычислении скорости реакции следует учитывать концентрации лишь
газообразных и растворенных веществ (без учета твердых).
На скорость реакции сильное влияние оказывает изменение температуры.
При повышении температуры на каждые 10о скорость реакции увеличивается
в 2–4 раза (температурный коэффициент):
. (Правило ВантГоффа.)
Иногда вещества, образующиеся в результате реакции, могут реагировать
между собой с образованием исходных веществ:
3H2 + N2
2NH3
Состояние системы, при котором скорости прямой и обратной реакции
равны, называют химическим равновесием: υ1 = υ2.
При химическом равновесии отношение произведения концентраций
получающихся веществ к произведению концентраций веществ, вступающих в
реакцию, есть величина постоянная для данной реакции при данной
температуре. Она называется константой равновесия:
Y
2
1
t
t
2
10
H
NH
3
3
2
2
N
2
K
р
Химическое равновесие сохраняется лишь до тех пор, пока не будет
изменено какоелибо из условий данного равновесия – концентрация
участвующих в реакции веществ, температура, давление.
Изменение этих условий вызывает смещение равновесия в ту или другую
если в системе с
сторону по принципу Ле Шателье – Брауна:
установившимся равновесием изменить одно из условий (температуру,
давление, концентрацию), то в этой системе из двух процессов (прямого
или обратного) большую скорость будет иметь тот процесс, который
противодействует внешнему воздействию.
Выполнение работы.
О п ы т 1. В три пронумерованные пробирки налить раствор тиосульфата
натрия Na2S2O3: в первую – 1 мл, во вторую – 2 мл, в третью – 3 мл, и
добавить к ним дистиллированной воды: в первую – 2 мл, во вторую – 1 мл, в
третью не добавлять.
Таким образом, условная концентрация в пробирках будет соответственно:
1С, 2С, 2С.
В пробирку № 1 добавить 1 каплю раствора серной кислоты – встряхнуть и
заметить время до появления «мути»:
Na2S2O3 + H2SO4 = Na2SO4 + SO2 + S «муть») + Н2О
Опыт повторить с пробирками № 2 и № 3, отмечая время до появления
«мути».
Результаты занести в таблицу:
Содержимое пробирок
Номер
пробир
ки
рр: мл
Na2S2O3
Вода,
мл
Условная
концентр., С
рр
Н2SO4,
капли
Время
протекания
реакции t
(засечь)
Условная
скорость
реакции
υ = 1/t
(вычислить)
1
2
3
1
2
3
2
1
–
1С
2С
3С
1
1
1
Построить график зависимости скорости реакции от концентрации
реагирующих веществ. Сделать вывод.
О п ы т 2. В три пробирки налить по 3 мл раствора тиосульфата натрия. В
первую пробирку внести 1 каплю серной кислоты, встряхнуть и заметить
время до появления «мути». Другую пробирку с тиосульфатом натрия
поместить в водяную баню и поднять температуру на 10о выше комнатной.
Минут через пять внести в нее 1 каплю серной кислоты, встряхнуть иотметить время. Аналогично провести опыт с третьей пробиркой, нагрев ее на
водяной бане до температуры на 20о выше комнатной.
Результаты наблюдения занести в таблицу:
Номер
пробирки
Температура проведения
опыта, tоС
Время течения
реакции t
Условная скорость
реакции υ = 1/t
Построить график зависимости скорости реакции от температуры.
Проанализировать график и сделать вывод о зависимости скорости реакции от
температуры.
О п ы т 3. В стакане смешать равные объемы растворов FeCℓ3 и KSCN.
Содержимое стакана разлить поровну в 4 пробирки. В первую внести 3–4
капли насыщенного раствора FeCℓ3, во вторую – 2–3 капли насыщенного
раствора KSCN, в третью – 2–3 микрошпателя кристаллического KC .ℓ
Содержимое пробирок перемешать:
FeCℓ3 + 3KSCN
Fe(SCN)3 + 3KCℓ
Отметить изменение интенсивности окраски растворов в пробирках по
сравнению с содержимым четвертой (контрольной) пробирки.
На основании принципа Ле Шателье – Брауна объяснить влияние
концентраций веществ на химическое равновесие.