Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Зябкина О. А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Инструктивная карточка школьника
«Практическая работа № 5
Свойства металлов и неметаллов»
Теоретические сведения.
Характерным химическим свойством металлов является способность их
атомов легко отдавать свои валентные электроны, превращаясь в
положительно заряженные ионы:
Меº – n е
Ме→ n+
атом
ион
Атомы же неметаллов обладают способностью притягивать к себе
электроны, превращаясь в отрицательно заряженные ионы:
неМеº + n е
→
атом
n–
неМе
ион
В связи с этим металлы являются восстановителями, а неметаллы – в
основном окислителями:
усиление неметаллических свойств,
ослабление
металлических, усиление окислительной способности,
уменьшение восстановительной (увеличение заряда
ядра и количества валентных ē)
усиление металлических свойств,
неметаллических,
ослабление
снижение
окислительной
способности,
увеличение
восстановительной способности
(увеличение радиуса атома)
Выполнение работы.
О п ы т 1. Восстановительные свойства металлов.
1. В четыре пробирки налить по 2–3 мл раствора соляной кислоты. В одну
пробирку опустить кусочек железа, в другую – кусочек цинка, в третью –
кусочек алюминия и в четвертую – кусочек меди.
Какие металлы реагируют с кислотой?Написать молекулярные и ионные уравнения реакций, объяснив их как
окислительновосстановительный процесс.
2. В две пробирки налить по 2–3 мл концентрированной серной кислоты. В
одну опустить кусочек железа, в другую – кусочек меди. Содержимое слегка
подогреть. Осторожно понюхать выделяющийся газ.
Составить окислительновосстановительные реакции и объяснить процессы
окисления и восстановления.
3. Положить в две пробирки по кусочку меди. В одну из них прилить 2–3
мл разбавленной азотной кислоты, в другую – концентрированной. При
необходимости немного подогреть.
Какой газ образуется в первой пробирке, какой – во второй?
Составить уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде
и объяснить их как окислительновосстановительный процесс.
4. В пробирку поместить кусочек алюминия и прилить 2–3 мл
концентрированной азотной кислоты. Через 2–3 минуты слить кислоту.
Промыть металл водой и подействовать на него раствором соляной кислоты.
Почему после обработки азотной кислотой алюминий не растворяется в
соляной кислоте?
5. В две пробирки налить 2–3 мл раствора щелочи. В одну пробирку
насыпать немного цинковой пыли, в другую – алюминиевого порошка (или
стружек). Если реакция не идет, слегка нагреть.
Что наблюдается? Какой газ выделяется?
Составить уравнения происходящих реакций, имея в виду, что образуются
соли цинковой (Н2ZnO2) и метаалюминиевой (HA?O2) кислот.
О п ы т 2. Окислительные свойства неметаллов.
1. Налить в одну пробирку 2–3 мл раствора бромида калия, в другую – 2–3
мл раствора иодида калия и в каждую пробирку добавить понемногу хлорной
воды (C?2). Содержимое взболтать.
Что наблюдаете?
Составить уравнения происходящих реакций в молекулярном и ионном
виде и объяснить эти процессы как окислительновосстановительные.
2. Налить в пробирку 2–3 мл бромной воды (Br2), прибавить 3–4 капли
сероводородной воды (H2S) и сильно взболтать. Наблюдать образование
свободной серы.
Написать молекулярное и ионное уравнения реакции и объяснить его как
окислительновосстановительный процесс.