Инструктивная карточка школьника «Практическая работа № 5 Свойства металлов и неметаллов»

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 08.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Иконка файла материала пр.р. 5.docx
Зябкина О. А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Инструктивная карточка школьника «Практическая   работа № 5 Свойства металлов и неметаллов» Теоретические сведения. Характерным химическим  свойством металлов является способность их атомов   легко   отдавать   свои   валентные   электроны,   превращаясь   в положительно заряженные ионы: Меº – n е    Ме→ n+ атом ион    Атомы   же   неметаллов   обладают   способностью   притягивать   к   себе электроны, превращаясь в отрицательно заряженные ионы: неМеº + n е   →               атом n–  неМе ион   В   связи   с   этим   металлы   являются   восстановителями,   а   неметаллы   –   в основном окислителями: усиление   неметаллических   свойств,   ослабление металлических, усиление окислительной способности, уменьшение   восстановительной   (увеличение   заряда ядра и количества валентных ē) усиление металлических свойств,   неметаллических, ослабление снижение   окислительной способности, увеличение восстановительной   способности (увеличение радиуса атома)   Выполнение работы. О п ы т   1. Восстановительные свойства металлов. 1. В четыре пробирки налить по 2–3 мл раствора соляной кислоты. В одну пробирку опустить  кусочек железа, в другую – кусочек цинка, в третью – кусочек алюминия и в четвертую – кусочек меди. Какие металлы реагируют с кислотой?Написать   молекулярные   и   ионные   уравнения   реакций,   объяснив   их   как окислительно­восстановительный процесс. 2. В две пробирки налить по 2–3 мл концентрированной серной кислоты. В одну опустить кусочек железа, в другую – кусочек меди. Содержимое слегка подогреть. Осторожно понюхать выделяющийся газ. Составить окислительно­восстановительные реакции и объяснить процессы окисления и восстановления. 3. Положить в две пробирки по кусочку меди. В одну из них прилить 2–3 мл   разбавленной   азотной   кислоты,   в   другую   –   концентрированной.   При необходимости немного подогреть. Какой газ образуется в первой пробирке, какой – во второй? Составить уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде и объяснить их как окислительно­восстановительный процесс. 4.   В   пробирку   поместить   кусочек   алюминия   и   прилить   2–3 мл концентрированной   азотной   кислоты.   Через   2–3   минуты   слить   кислоту. Промыть металл водой и подействовать на него раствором соляной кислоты. Почему после обработки азотной кислотой алюминий не растворяется в соляной кислоте? 5.   В   две   пробирки   налить   2–3   мл   раствора   щелочи.   В   одну   пробирку насыпать немного цинковой пыли, в другую – алюминиевого  порошка (или стружек). Если реакция не идет, слегка нагреть. Что наблюдается? Какой газ выделяется? Составить уравнения происходящих реакций, имея в виду, что образуются соли цинковой (Н2ZnO2) и метаалюминиевой (HA?O2) кислот. О п ы т   2. Окислительные свойства неметаллов. 1. Налить в одну пробирку 2–3 мл раствора бромида калия, в другую – 2–3 мл раствора иодида калия и в каждую пробирку добавить понемногу хлорной воды (C?2). Содержимое взболтать. Что наблюдаете? Составить   уравнения   происходящих   реакций   в  молекулярном   и  ионном виде и объяснить эти процессы как окислительно­восстановительные. 2. Налить в пробирку 2–3 мл бромной воды (Br2), прибавить 3–4 капли сероводородной   воды   (H2S)   и   сильно   взболтать.   Наблюдать   образование свободной серы. Написать молекулярное и ионное уравнения реакции и объяснить его как  окислительно­восстановительный процесс.

Посмотрите также