Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Оценка 4.7
Лабораторные работы +1
docx
биология
8 кл
26.04.2017
Инструкции для выполнения лабораторных и практических работ по биологии в 8 классе подготовлены в соответствии с линией Н.И.Сонина. Они подготовлены как индивидуальный раздаточный материал. Содержат всю необходимую информацию: цели работы, оборудование, ход выполнения работы. Работы согласуются с рабочей тетрадью для 8 класса по линии СонинаРаздаточный материал к урокам биологии в 8 классе по линии Н.И.Сонина. Содержит инструкции для выполнения программных лабораторных и практических работ
ЛР 8 кл Сонин.docx
Лабораторная работа № 1
Изучение микроскопического строения тканей
Цель работы: сформировать умение распознавать ткани
человека, продолжить формирование навыков работы с
микроскопом и микропрепаратами, развивать умения
сравнивать и делать выводы.
Оборудование: готовые микропрепараты тканей человека
( костная, хрящевая, кровь, эпителиальная, нервная и т.д.),
микроскопы.
Ход работы:
Лабораторная работа приведена на с. 2122 рабочей
тетради.
1. Рассмотрите 2 выданных учителем готовых препарата
тканей.
2. Изучите их строение, сравните и зарисуйте.
3. Опишите особенности строения каждой ткани. Укажите,
какие функции они выполняют.
4. Сделайте вывод: как особенности строения тканей
связаны с выполняемыми функциями. Лабораторная работа № 2
Изучение головного мозга человека (по муляжам)
Цель работы: познакомиться на конкретных объектах со
строением головного мозга, его отделами, функциями
отделов.
Оборудование: муляж головного мозга, таблица «Головной
мозг», дополнительные материалы.
Ход работы:
1 Рассмотрите предложенные материалы. Выделите
отделы мозга. С помощью учебника ознакомьтесь с их
строением и функциями.
2 Заполните таблицу.
Особенности
строения и
местоположен
ия
Функции Рефлексы
головного
мозга
Отдел мозга
Продолговаты
й
Мозжечок
Средний мозг
Промежуточны
й мозг
Большие
полушария
переднего
мозга Практическая работа № 1
Распознавание на таблицах органов и систем органов
Цель работы: научиться распознавать и описывать органы
и системы органов человека, продолжить формирование
умения делать выводы.
Оборудование: таблицы с изображением систем органов
человека; дополнительные материалы.
Ход работы:
Практическая работа приведена на с. 25 рабочей тетради.
1. Рассмотрите таблицы или другие , выданные учителем,
материалы.
2. Определите, какие системы органов изображены на этих
таблицах. Обоснуйте свой ответ.
Для ответа можно использовать задания 3334 рабочей
тетради. Лабораторная работа № 3
Изучение изменения размера зрачка
Цель работы: выявить изменение размера зрачка в
зависимости от освещенности;
развивать навыки
выполнения практических работ, умений наблюдать и
объяснять результаты наблюдений, делать выводы.
Оборудование: квадрат из плотной чёрной бумаги (4 см х 4
см) с точечным отверстием посередине, зеркало, источник
света.
Ход работы:
Лабораторная работа приведена на с. 49 рабочей тетради.
1. Приготовьте квадратный лист плотной чёрной бумаги (4
см х 4 см) с точечным отверстием посередине
(проткните лист иголкой).
2. Закройте левый глаз. Правым глазом смотрите через
отверстие на источник яркого света (окно или
настольную лампу).
3. Продолжая смотреть через отверстие правым глазом,
откройте левый. Как изменился в этот момент размер
отверстия в листе бумаги (ваше субъективное
восприятие)? 4. Снова закройте левый глаз. Как изменился размер
отверстия?
5. Сделайте вывод. Размер отверстия в листе бумаги не
изменяется. Возникающее ощущение иллюзорное. На
самом деле расширяется и суживается…
Лабораторная работа № 4
Изучение внешнего строения костей
Цель работы: изучить особенности внешнего строения
костей; продолжить развивать навыки проведения
наблюдений и распознавания натуральных объектов;
формулирования выводов.
Оборудование: образцы или муляжи костей, рисунки
костей, таблицы.
Ход работы:
Лабораторная работа приведена на с. 6263 рабочей
тетради.
1. Рассмотрите образцы или муляжи костей.
2. Определите, к какой группе костей (трубчатых, плоских
или смешанных) относятся данные объекты. Обоснуйте
ваш ответ.
3. Зарисуйте в тетради и подпишите изученные объекты.
4. При отсутствии образцов или муляжей костей для
выполнения данной работы воспользуйтесь рисунком. Определите, к каким группам относятся изображённые
на рисунке кости и подпишите их.
Лабораторная работа № 6
Изучение микроскопического состава крови
Цель работы: изучить особенности микроскопического
строения крови; продолжить формировать навыки работы с
микроскопом и микропрепаратами, объяснять, делать
выводы.
Оборудование: готовые микропрепараты крови человека,
микроскоп.
Ход работы:
Лабораторная работа приведена на с. 76 рабочей тетради.
1. Рассмотрите выданный вам готовый микропрепарат
крови человека под микроскопом.
2. Найдите на препарате хорошо различимые клетки и
зарисуйте их.
3. Подпишите на рисунке клетки крови. 4. Сделайте вывод, какие клетки входят в состав крови
человека, каких клеток больше в крови.
5. Объясните, как строение клеток крови связано с
выполняемыми ими функциями.
Лабораторная работа № 5
Выявление влияния статической и динамической
работы на утомление мышц
Цель работы: познакомиться с тем, как возникает и
развивается утомление, из каких фаз оно состоит, анализ
собственных ощущений каждым учеником во время
развития утомления, выяснить за какое время наступает
предельное утомление.
Оборудование: секундомер, груз 45 кг (взятый предмет
предварительно взвесить и определить его точную массу),
протокол опыта.
Ход работы:
1. Испытуемый становится лицом к классу, вытягивает
руку строго горизонтально. Мелом на доске отмечается тот уровень, на котором находится рука. После
приготовлений включается секундомер, и испытуемый
начинает удерживать груз на уровне отметки. Начальное
время указывается в первой строчке таблицы протокола
опыта.
2. Определяется время всех фаз утомления и заносится в
протокол.
3. Выясняется, за какое время наступает предельное
утомление. Этот показатель так же записывается в
протокол.
4. Испытуемый, выясняя время развития утомления при
динамической работе, поднимает и опускает тот же
груз, давая нагрузку на ту же группу мышц. Данные
заносятся в протокол опыта.
Протокол опыта 1.
Статическая работа
Признаки утомления
Время
Отсутствие утомления
Рука с грузом неподвижна
1 фаза утомления
2 фаза утомления
Предельное утомление
Рука опускается, а потом рывком
поднимается
Дрожание рук, потеря координации,
пошатывание корпуса, покраснение
лица, потоотделение
Рука с грузом опускается, опыт
прекращается
Протокол опыта 2. Динамическая
работа
Признаки утомления
Время
Отсутствие утомления Груз свободно поднимается и
1 фаза утомления
2 фаза утомления
опускается
Рука опускается автоматически под
тяжестью груза,
его поднятие
требует больших усилий
Дрожание рук, потеря координации,
пошатывание корпуса, покраснение
лица, потоотделение
Предельное утомление Невозможно
груз,
поднять
прекращение опыта
5. Ответьте на вопросы:
а) Как мышцы антагонисты работают в статическом
и динамическом режиме?
б) Сравните скорость развития утомления при
статической и динамической работе, выясните, в
каком случае утомление развивается быстрее, и
объясните, почему?
Лабораторная работа № 7
Определение пульса и подсчёт числа сердечных
сокращений
Цель работы: использовать знания для проведения
наблюдений за состоянием собственного организма;
продолжить развивать навыки выполнения лабораторных
работ, самонаблюдений
Оборудование: секундомер. Ход работы:
Лабораторная работа приведена на с. 8687 рабочей
тетради.
1. Пальцами правой руки нащупайте пульс у основания
кисти левой руки, напротив большого пальца.
2. По команде учителя сосчитайте число ударов пульса в
минуту в спокойном состоянии и после выполнения
физических упражнений 10 приседаний). Запишите
результат.
Число ударов пульса в спокойном состоянии (1 мин)….. .
Число ударов пульса после выполнения физических
упражнений (1 мин)…… .
3. Сделайте вывод, почему пульс участился. Какое это
имеет значение?
Лабораторная работа № 8
Измерение кровяного давления
Цель работы: научиться измерять свое артериальное
давление соотносить его с нормой и делать выводы о
самочувствии.
Оборудование:
тонометр и фонендоскоп или
автоматический прибор для измерения артериального
давления. Ход работы:
1. Используя медицинский тонометр и фонендоскоп,
измерьте свои показатели артериального давления в
состоянии покоя. Для этого на плечевую артерию
закрепляют манжет, затем резиновым баллончиком
накачивают в нее воздух до тех пор, пока стрелка
тонометра не дойдет до показателя 160200. Медленно с
помощью винта начинают выпускать воздух. Мембрана
фонендоскопа находится на внутренней поверхности
локтевого сустава.
Фиксируют первый хорошо
слышимый удар и момент прекращения ударов – это и
будут два показателя артериального давления.
2. Рассчитайте норму своего АД,
соотнесите с
полученным результатом и сделайте вывод о состоянии
сердца и сосудов.
Примерный показатель максимального давления у детей
можно рассчитать по формуле: 80 + 2n или 100 + 2n,
где n число лет.
3. Измерьте таким же образом давление на правой руке.
4. Одинаково ли давление? Найдите разницу и сделайте
вывод.
5. По той же методике измерьте давление крови после 20
приседаний. Сравните эти показатели с предыдущими.
Почему они изменились?
Лабораторная работа № 9
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на
крахмал
Цель работы: показать способность слюны переваривать
углеводы и способность желудочного сока переваривать белки; продолжить формирование навыков практической
работы с натуральными объектами.
Оборудование: ватные тампоны, крахмальные полоски,
разбавленный водой спиртовой раствор йода, чашки Петри,
куриный белок, желудочный сок, вода, водяная баня,
пробирки.
Ход работы:
Лабораторная работа приведена на с. 103 и 106 рабочей
тетради.
Воздействие слюны на крахмал
Пояснение: известно, что крахмал с йодом дает
интенсивное синее окрашивание, по которому нетрудно
узнать, где он сохранился. При обработке крахмала
ферментами слюны он расщепляется до глюкозы, которая
не дает синей окраски при соединении с йодом.
1. С помощью ватного тампона смочите часть крахмальной
полоски слюной. Подержите полоску в течение 2 мин.
между ладонями.
2. Поместите полоску в слабый раствор йода.
3. Обратите внимание, как окрасилась крахмальная
полоска. Какие участки изменили цвет? Какие участки
остались без изменения? Помните, что при действии
йода крахмал окрашивается в тёмносиний цвет.
4. Сделайте вывод, что произошло с крахмалом на участке,
смоченном слюной. Почему это произошло?
Воздействие желудочного сока на белки
Демонстрационный опыт выполняет учитель Пояснение: взвесь белка куриного яйца имеет беловатый
цвет с хлопьями. Под действием фермента пепсина
нерастворимый белок расщепляется до растворимых
аминокислот.
1. В две пробирки помещают хлопья куриного белка.
2. В одну пробирку добавляют воду.
3.
В другую пробирку добавляют 1 мл желудочного сока.
4. Обе пробирки ставят на водную баню при температуре
+37 °С.
5. Через 30 мин сравнивают содержимое пробирок.
6. Сделайте выводы. Какие изменения произошли с белком
в пробирке с желудочным соком? Почему произошли
эти изменения? Почему белок в пробирке с водой
остался без изменения? Зачем учитель нагревал
пробирки?
Лабораторная работа № 10 Изучение приёмов остановки капиллярного,
артериального и венозного кровотечений
Цель работы: научиться распознавать по внешним
признакам виды кровотечений и познакомиться с приемами
оказания первой помощи при них.
Оборудование: перевязочные материалы, жгут, кусок
ткани, карандаш, блокнот для записи, йод, вазелин или крем
(имитатор антисептика мази), перекись водорода, вата,
ножницы.
Ход работы:
Капиллярное кровотечение
1. Обработайте края условной раны йодом.
2. Остановите кровь перекисью водорода.
3. При необходимости наложите стерильную повязку.
Отрежьте квадратный кусок бинта и сложите его
вчетверо. Нанесите на сложенный бинт мазь и
приложите к ране, сверху положите вату и сделайте
повязку.
4. При носовом кровотечении необходимо:
а) Посадить или положить пострадавшего, приподняв
ему голову.
б) На переносицу приложить холодный компресс.
в) В носовую полость ввести кусочек ваты, смоченной
перекисью водорода.
Демонстрация.
5.
В тетради фиксируем основные правила оказания
помощи.
Артериальное кровотечение
1. Найти на себе типичные места для прижатия артерий к
костям с целью остановки кровотечения.
2. Определите место наложения жгута при условном
ранении конечности (предплечья).
3. Накладываем кровоостанавливающий жгут на 35 см
выше раны. Подкладываем под жгут кусок ткани,
растягиваем резиновый жгут и делаем 23 оборота, пока пульсация ниже перетяжки не перестанет прощупываться.
Первый ход должен быть максимально тугим, остальные
слабее. Закрепляем жгут с помощью крючка и цепочки.
Внимание! Жгут сразу же ослабьте!
4. Вложите записку с обозначением времени наложения
жгута.
5. Правила наложения жгута записываем в тетрадь:
а) Жгут накладывается на 1,5 – 2 часа в теплое время года
и на 1 час – в холодное.
б) Под жгут кладут записку с указанием даты и времени
наложения. (Если за это время не успели доставить
пострадавшего в больницу, то жгут надо снять и
наложить его через несколько минут немного выше
места, куда он был наложен первоначально).
Демонстрация действий учителем. Повторяем
несколько раз учениками.
Венозное кровотечение
1. Определите условное место повреждения (на
конечности).
Поднимите конечность вверх, чтобы исключить большой
приток крови к месту повреждения.
2. При появлении венозного кровотечения наложите
давящую повязку:
а) Обрабатываем края условной раны йодом.
б) Отрезаем квадратный кусок бинта, подворачиваем
концы, складываем его вчетверо, наносим на салфетку
мазь и прикладываем к «ране», сверху накладываем вату
и делаем тугую повязку, переворачивая бинт через 2 – 3
хода.
3. При повреждении крупного венозного сосуда наложите
жгут.
Внимание: при артериальном и венозном кровотечениях
после оказания первой помощи пострадавший должен быть
обязательно доставлен в больницу.
Демонстрация действий учителем на ученике. Повторяется тремя парами учеников.
Сделайте вывод
кровотечениях и запишите в тетради.
о правилах оказания помощи при
Практическая работа № 2
Измерение массы и роста своего организма
Цель работы: научиться рассчитывать по разным
алгоритмам оптимальное соотношение роста и веса;
сформировать понятие об избыточном весе и способах его
профилактики.
Оборудование:
дополнительные материалы.
ростомер,
напольные
весы;
Ход работы:
1. Измерение роста. Проводится с помощью ростомера.
Один (испытуемый) из пары должен встать на
платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки
пятками, ягодицами. Межлопаточной областью и
затылком.
рост
испытуемого. Полученный результат фиксируется.
Экспериментатор измеряет
2. Определение массы тела. Измерение проводится с
помощью медицинских весов. Результат фиксируйте.
3. Заполните таблицу:
Антропометрические показатели организма
Испытуемый
Показатели роста
Показатели веса
4. Сравните
полученные
вами данные
среднестатистическими данными таблиц.
вывод о степени вашего физического развития.
Для дальнейшей работы используйте материалы
http://www.virtulab.net/
1. Определите оптимальный вес по формуле Брока.
со
Сделайте а) Определите принадлежность себя к одному из типов
телосложения: нормостеник, гиперстеник, астеник.
б) Рассчитайте при помощи программы идеальную массу
тела для собственного роста.
2.
ИМТ = вес / рост2
Рассчитайте идеальную массу тела по шкале
Индекса Массы Тела и интерпретируйте результат
по шкале ВОЗ.
3. Определите способы профилактики ожирения,
заполнив предлагаемую таблицу.
4. Сделайте вывод из проделанной работы. Практическая работа № 3
Определение частоты дыхания
Цель работы: изучить влияние физической нагрузки на
частоту дыхания.
секундомер или часы с секундной
Оборудование:
стрелкой.
Ход работы:
Лабораторная работа приведена на с. 9596 рабочей
тетради.
1. Подсчитайте, сколько дыхательных движений вдохов –
выдохов) вы совершаете в течение 1 минуты, сидя
спокойно за столом. Запишите полученный результат.
Посчитайте,
2. Сделайте 20 приседаний.
сколько
дыхательных движений в 1 минуту вы совершили после
физической нагрузки. Запишите полученный результат.
3. Сделайте вывод об изменении частоты дыхания при
изменении условий. Практическая работа № 5
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды,
факторов риска на здоровье
Цель работы: проанализировать и дать оценку влияния
различных факторов окружающей среды, факторов риска
на здоровье.
Оборудование: помещение школы и территория вокруг
школы.
Ход работы:
1. Совместно с учителем определите факторы
окружающей среды и факторы риска на здоровье.
2. Заполните таблицу:
Название фактора
Анализ (что может
произойти со здоровьем
под воздействием
данного фактора)
Оценка Критерии оценки:
5 – оказывает положительное влияние на здоровье
4 – оказывает незначительное влияние или не оказывает
влияния на здоровье вообще
3 – оказывает негативное влияние, пагубное воздействие на
здоровье
Практическая работа № 4
Определение норм рационального питания
Цель работы: научиться составлять суточный рацион
питания в зависимости от вида деятельности и образа жизни
человека.
Оборудование:
продуктов питания.
таблицы калорийности
калькулятор,
Ход работы:
1. Изучите таблицу калорийности различных продуктов
питания и таблицу суточной потребности в энергии для
детей и подростков.
2. На основании таблицы составьте суточный пищевой
рацион для двух групп: подростки 1516 лет, дети 57
лет, учитывая занятия спортом или физическим трудом.
3. Результаты оформите в виде таблицы:
Режим Наименован Масс Содерж Содер
Общая питан
ия
Завтр
ак
Обед
Полдн
ик
Ужин
Всего:
ия блюд
а, г
жание
жиров,
г
калорийно
сть (ккал)
ание
белков
и
углевод
ов, г
1.
2.
3.
4. хлеб
1.
2.
3.
4.
5. хлеб
1.
2.
1.
2.
3.
4.
Итого:
Итого:
Итого:
Итого:
Итого:
4. При составлении пищевого рациона человека
следует придерживаться следующих правил:
Калорийность
пищевого рациона
должна
соответствовать суточному расходу энергии;
Необходимо учитывать оптимальное для лиц,
занимающихся данным видом труда (а для детей –
возраста), количество белков, жиров и углеводов; Наилучший режим питания предполагает
четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен
составлять 1015%, второй завтрак 1535%, обед 40
50%, ужин 1520% от общей калорийности);
Продукты богатые белком (мясо, рыба, яйцо),
рациональнее использовать для завтрака и обеда. На
ужин следует оставлять молочнорастительные
блюда;
В пищевом рационе = 30% должны составлять белки
и жиры животного происхождения
При смешанном питании у человека усваивается в
среднем =90% пищи.
5. Сделайте выводы о проделанной работе, ответьте на
вопрос: почему для современного человека важно
полноценное и рациональное питание?
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.