Инструкционная карта «Клепка деталей» УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик.
Цель занятия: освоение подготовки деталей к клепке и выполнение клепки заклепками с круглой, полукруглой и потайной головками.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение подготовки деталей к клепке и выполнение клепки заклепками с круглой, полукруглой и потайной головками.
Формирование у студентов профессиональных навыков правильной подготовки деталей к клепке и выполнение клепки заклепками с круглой, полукруглой и потайной головками.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам;
Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ;
Способствовать развитию самостоятельности студентов.
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Инструкционная карта
«Клепка деталей»
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич
мастер производственного обучения
1Седельниково, Омской области, 2015
Министерство образования Омской области БПОУ
«Седельниковский агропромышленный техникум»
План занятия П/О
Группа 21 Профессия Автомеханик Мастер Баранов В.И.
УП.01.01. Слесарное дело и технические измерения.
Тема: Слесарное дело.
Тема занятия: клепка деталей.
Тип занятия: Урок формирования и совершенствования трудовых умений
и навыков.
Вид занятия: Комбинированное (изучение нового учебного материала,
формирование практических умений и навыков, повторение изученного
ранее материала).
Время: 6 часов.
Цель занятия: освоение подготовки деталей к клепке и выполнение клепки
заклепками с круглой, полукруглой и потайной головками.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение подготовки деталей к клепке и выполнение
клепки заклепками с круглой, полукруглой и потайной головками.
Формирование у студентов профессиональных навыков правильной
подготовки деталей к клепке и выполнение клепки заклепками с круглой,
полукруглой и потайной головками.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и
стремление его повышать;
2Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации
движений.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к
оборудованию и инструментам;
Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ;
Способствовать развитию самостоятельности студентов.
Дидактические задачи:
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки подготовки
деталей к клепке и выполнение клепки заклепками с круглой, полукруглой и
потайной головками.
Требования к результатам усвоения учебного материала.
Студент в ходе освоения темы занятия учебной практики должен:
иметь практический опыт:
проведения технических измерений соответствующим инструментом и
приборами;
выполнения ремонта деталей автомобиля;
снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;
использования диагностических приборов и технического оборудования;
выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию
автомобилей;
уметь:
выполнять метрологическую поверку средств измерений;
выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных
работ;
снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;
определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;
определять способы и средства ремонта;
применять диагностические приборы и оборудование;
использовать специальный инструмент, приборы, оборудование;
оформлять учетную документацию;
снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля.
3В ходе занятия у студентов формируются
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы;
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания;
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять
неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
Литература:
Основные источники:
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. –
учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. М.: Издательский
центр «Академия», 2012.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие
для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8е изд., стер. – М.:
Издательский центр «Академия», 2013.
Дополнительные источники.
Покровский Б.С. Справочник слесаря: Учеб. пособие для нач. проф.
образования/Б.С.Покровский, В.А.Скакун – М.: Издательский центр
«Академия», 2011.
Покровский Б.С. Слесарное дело: Учебник для нач. проф. образования/
Б.С.Покровский, В.А.Скакун. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
4Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей:
Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный
практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /
В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ.
Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский
центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ.
Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. –
3е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека
автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия
«Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие
к выполнению лабораторнопрактических работ. Изд. 2е, доп. – Ростов н/Д:
Феникс, 2003.
Слон Ю.М. С48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». –
Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
Применяемые оборудование, инструменты, приспособления
и материалы: сверлильный станок, молотки слесарные массой 400...500 г,
ножовки слесарные, натяжки, поддержки, обжимы, сверла, зенковки,
пробойники, кернеры, напильники плоские с насечкой № 2 и 3, плита
правильная, тиски, заклепки различные, струбцины, циркуль разметочный,
чертилки, слесарные детали из листовой стали толщиной 3...5 мм, различные
производственные детали.
Инструкционная карта
Упражнение 1. Подготовка деталей к клепке.
Очистить склепываемые детали от грязи, ржавчины и окалины. Обработать и
подогнать сопрягаемые поверхности (правкой или опиливанием), так как
они должны плотно прилегать друг к другу.
При выполнении клепки внахлестку размечают только одну деталь. При
5клепке встык размечают только накладку.
Подготовленные поверхности разметить по чертежу (с помощью мастера),
нанести основные риски и накернить их.
Выбрать сверло, соответствующее диаметру заклепки, просверлить
отверстия и прозенковать их под головки заклепок.
Совместить детали и сжать их вместе ручными тисками или струбцинами
(рис. 1). Просверлить отверстия в обеих деталях.
Рис. 1. Сжатие скрепленных деталей струбцинами.
Сверлить отверстия следует в два приема: сначала пробное, затем
окончательное. По краям отверстий снять фаски, а под потайные заклепки
раззенковать отверстия коническими зенковками.
При использовании заклепок с полукруглыми головками следует ввести в
отверстие снизу стержень под закладную головку, подготовить сферическую
поддержку и ударами молотка по вершине натяжки осадить склепываемые
листы, устранив зазор между ними. Затем осадить стержень заклепки бойком
молотка, расплющить и боковыми ударами придать головке полукруглую
форму (предварительно мастер показывает все необходимые действия и дает
соответствующие указания).
Заклепки с потайными головками подбираются в зависимости от толщины
детали (с помощью мастера производственного обучения).
Наложив одну соединяемую деталь на другую, следует вставить в крайнее
отверстие одну заклепку и упереть закладную головку в плоскую поддержку.
Затем осадить детали в месте клепки натяжкой до плотного прилегания (рис.
2), после чего осадить стержень заклепки бойком молотка, расплющить
заклепку носком молотка и выровнить головку бойком молотка.
6Аналогично расклепать другую крайнюю заклепку (в целях фиксации
детали), а потом и все остальные.
Клепку необходимо выполнять вдвоем с напарником, т. е. один человек
должен поддерживать склепываемые детали, а другой — выполнять клепку.
Упражнение считается выполненным, если склепываемые детали плотно
прилегают друг к другу, нет перекоса заклепки, а ее замыкающая головка
полная, но без излишков металла.
При клепке возможны следующие дефекты:
■ изгиб стержня заклепки при расклепывании вследствие большого ее
вылета;
■ образование неполной замыкающей головки вследствие малой расчетной
длины заклепки;
■ образование вмятин на замыкающей головке заклепки и излишков металла
вследствие неаккуратного выполнения процесса и неиспользования
обжимки для замыкания головок.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Как подготовить деталь к клепке?
2. Чем отличается клепка внахлест от клепки встык?
73. Почему заклепки изготовляют из пластичных материалов?
4. Как подготовить отверстие для клепки?
5. Почему стержень заклепки при расклепывании изгибается?
8