Инструкционная карта «Притирка» УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик.
Цель занятия: обучение выбору притирочных материалов, притирке на плите широких и узких граней деталей, а также притирке конических пар.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов выбора притирочных материалов, притирке на плите широких и узких граней деталей, а также притирке конических пар.
Формирование у студентов профессиональных навыков выбора притирочных материалов, притирке на плите широких и узких граней деталей, а также притирке конических пар.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам;
Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ;
Способствовать развитию самостоятельности студентов.
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Инструкционная карта
«Притирка»
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич
мастер производственного обучения
1Седельниково, Омской области, 2015
Министерство образования Омской области БПОУ
«Седельниковский агропромышленный техникум»
План занятия П/О
Группа 21 Профессия Автомеханик Мастер Баранов В.И.
УП.01.01. Слесарное дело и технические измерения.
Тема: Слесарное дело.
Тема занятия: Притирка.
Тип занятия: Урок формирования и совершенствования трудовых умений
и навыков.
Вид занятия: Комбинированное (изучение нового учебного материала,
формирование практических умений и навыков, повторение изученного
ранее материала).
Время: 6 часов.
Цель занятия: обучение выбору притирочных материалов, притирке на
плите широких и узких граней деталей, а также притирке конических пар.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов выбора притирочных материалов,
притирке на плите широких и узких граней деталей, а также притирке
конических пар.
Формирование у студентов профессиональных навыков выбора
притирочных материалов, притирке на плите широких и узких граней
деталей, а также притирке конических пар.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и
стремление его повышать;
2Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации
движений.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного
отношения к оборудованию и инструментам;
Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ;
Способствовать развитию самостоятельности студентов.
Дидактические задачи:
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выбору
притирочных материалов, притирке на плите широких и узких граней деталей,
а также притирке конических пар.
Требования к результатам усвоения учебного материала.
Студент в ходе освоения темы занятия учебной практики должен:
иметь практический опыт:
проведения технических измерений соответствующим инструментом и
приборами;
выполнения ремонта деталей автомобиля;
снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;
использования диагностических приборов и технического оборудования;
выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию
автомобилей;
уметь:
выполнять метрологическую поверку средств измерений;
выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных
работ;
снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;
определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;
определять способы и средства ремонта;
применять диагностические приборы и оборудование;
использовать специальный инструмент, приборы, оборудование;
оформлять учетную документацию;
снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля.
В ходе занятия у студентов формируются
3Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы;
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания;
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять
неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
Литература:
Основные источники:
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. –
учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. М.: Издательский
центр «Академия», 2012.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие
для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8е изд., стер. – М.:
Издательский центр «Академия», 2013.
Дополнительные источники.
Покровский Б.С. Справочник слесаря: Учеб. пособие для нач. проф.
образования/Б.С.Покровский, В.А.Скакун – М.: Издательский центр
«Академия», 2011.
Покровский Б.С. Слесарное дело: Учебник для нач. проф. образования/
Б.С.Покровский, В.А.Скакун. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
4Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей:
Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный
практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /
В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ.
Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский
центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ.
Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. –
3е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека
автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия
«Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие
к выполнению лабораторнопрактических работ. Изд. 2е, доп. – Ростов н/Д:
Феникс, 2003.
Слон Ю.М. С48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». –
Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
Применяемые оборудование, инструменты, приспособления
и материалы: плита притирочная, плоские и круглые притиры, струбцины
слесарные, детали плоские и конические, порошки шлифовальные разных
номеров, пасты доводочные разные, керосин, масло машинное, ветошь.
Инструкционная карта
Упражнение 1. Подготовка к притирке.
Проверить и подготовить поверхность притираемой детали:
■на поверхности не должно быть царапин и забоев;
■поверхность должна быть точно отшлифована или пришабрена;
■ промыть поверхность бензином или керосином и насухо протереть
ветошью
Подготовить притирочную плиту:
5■ рабочую поверхность плиты промыть керосином и насухо протереть
ветошью;
■ покрыть плиту смесью машинного масла и керосина, посыпать
шлифовальным порошком соответствующего номера (по указанию мастера
производственного обучения) или нанести слой пасты.
Упражнение 2. Притирка широких плоских поверхностей.
Притирку выполнять в следующем порядке:
■ выбрать притиры в зависимости от формы и размеров притираемой детали
(детали и изделия толщиной не более 6 мм для притирки плоских
поверхностей закрепляются на деревянном бруске);
■ смочить керосином рабочие поверхности притиров и начисто их
протереть;
■ на поверхность притира с канавками нанести тампоном тонкий
равномерный слой притирочной пасты, рекомендованной мастером
производственного обучения (рис. 1, а);
Рис. 1. Притирка плоских поверхностей:
А – предварительная; б – окончательная.
■ наложить деталь (или деревянный брусок с закрепленной на нем деталью)
притираемой плоскостью на притир с канавками и, слегка нажимая на нее,
сделать 14—16 круговых движений по всей плоскости притира;
■удалить с поверхности притира отработанную массу мягкой тряпкой,
смоченной керосином;
■выполнить окончательную притирку (рис. 1, б) не нанося на гладкую
6притирочную плиту пасту, а смазывая ее смесью керосина и порошка.
Упражнение считается выполненным, если на доведенной поверхности
заготовки нет «завалов», а на притертой поверхности не имеется светлых
пятен.
«Завалы» на доведенной узкой поверхности заготовки и непря
молинейность поверхности возникают вследствие неравномерного нажатия на
заготовку в процессе притирки.
Светлые пятна на притертой широкой поверхности свидетельствуют о том,
что притирка поверхности не окончена.
Упражнение 3. Притирка конических поверхностей.
Притирка выполняется в следующем порядке:
■ очистить притираемые поверхности от пыли, грязи и насухо вытереть;
■зажать корпус притираемой детали (крана) в слесарных тисках (рис. 2);
Рис. 2. Притирка внутренних конических поверхностей:
А – притир; б – прием выполнения притирки; в – притертые поверхности.
■ на конический притир (пробку) нанести ровным слоем абразивно
притирочный материал и вставить его в гнездо (отверстие в корпусе
крана);
■ на квадратный хвостовик притира надеть вороток для обеспечения
вращения притира (пробки) или рукоятку крана;
■ сначала делать неполные обороты (на 30... 40°) воротка (рукоятки крана)
то в одну, то в другую сторону, а затем выполнить полный его оборот;
7■ после выполнения 15 — 20 полных оборотов притир (пробку) вынуть,
насухо протереть, нанести на него абразивнопритирочный материал и
продолжить совместную притирку пробки и крана.
Аналогично производится притирка клапанов к клапанным седлам. При
этом используются коловорот и лыски в тарелке клапанов, под которые
подкладывается пружина.
Упражнение считается выполненным, если притираемые поверхности
матовые и не имеют блестящих пятен, полос и царапин.
Проверить качество притирки можно методом «на карандаш», т.е. вдоль
притертой поверхности провести черту карандашом, вставить пробку в
гнездо (или клапанное отверстие) и слегка повернуть. Если черта,
проведенная карандашом, стерлась, значит, притирка выполнена хорошо.
Также качество притирки можно проверить с помощью керосина: в головке
блока цилиндров при закрытом положении клапанов керосин, налитый на
тарелки клапанов, должен удерживаться в течение 2...3 мин. При хорошем
качестве притирки керосин должен удерживаться и в кране.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Какие материалы используются для притирки и доводки?
1.
2. Какие инструменты используются для притирки и доводки?
3. Как осуществляется подготовка притира к работе?
4. Какие правила необходимо соблюдать при доводке с помощью притира?
5. Каковы причины появления на притертой широкой поверхности свет
лых пятен?
6. Чем различаются притирка и доводка?
7. Какова причина возникновения «завалов» на доведенной поверхности?
8