Инструкционнотехнологическая карта
Лабораторное занятие № 34
Дисциплина: Химия
Наименование работы: Химические свойства кислот и оснований
Цель занятия: Осуществить реакции, характеризующие некоторые свойства кислот,
оснований.
Приобретаемые умения и навыки: Закрепить навыки работы и химическими приборами и
реактивами, развивать умение проводить логический анализ полученных результатов.
Норма времени: 2 часа
Оснащение рабочего места: Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева, таблица «Ряд напряжений металлов», таблица «Растворимость оснований и
солей в воде», пробирки, алюминий, медная стружка; растворы серной кислоты, карбоната
натрия, сульфата натрия, соляной кислоты, гидроксида натрия, фенолфталеина, азотной
кислоты, хлорида железа(III).
Источник информации: Ю.М. Ерохин Химия М.: Издательский центр «Академия»,2011
И. Г. Хомченко Общая Химия М.: «Новая Волна», 2004
конспект
Методические указания
1. Повторите теоретический материал по темам «Кислоты и их свойства», «Основания
и их свойства».
2. Последовательно выполните все задания и оформите правильно их в тетрадях.
3. Ответьте на контрольные вопросы.
Опыт 1. Взаимодействие растворов кислот с металлами
Возьмите две пробирки, в первую поместите гранулу алюминия или цинка, во
вторую стружку меди (или немного медных опилок) и добавьте в обе пробирки по 1 мл
раствора серной кислоты. Запишите свои наблюдения.
Составьте уравнения протекающей реакции в молекулярном виде. Сделайте вывод,
ответив на вопрос: С какими металлами могут реагировать растворы кислоты?
Опыт 2. Взаимодействие растворов кислот с солями
В одну пробирку внесите 23 мл раствора карбоната натрия, в другую столько же
раствора сульфата алюминия, добавьте в пробирки немного раствора соляной кислоты.
Запишите свои наблюдения.
Составьте уравнения протекающей реакции в молекулярном и ионном виде.
Сделайте вывод, ответив на вопрос: При каких условиях растворы кислот
взаимодействуют с солями?
Опыт 3. Взаимодействие растворов кислот с основаниями
а) с раствором гидроксида калия
В пробирку внесите 23 мл раствора гидроксида натрия, добавьте 12 мл раствора
фенолфталеина, затем прилейте небольшое количество раствора азотной кислоты до
появления видимых изменений. Запишите свои наблюдения. Составьте уравнения протекающей реакции между кислотой и основанием в
молекулярном и ионном виде.
Сделайте вывод, ответив на вопрос: В чём причина появления и исчезновения
окраски индикатора?
б) с гидроксидом меди(II)
Получите гидроксид меди(II) следующим способом: в пробирку внесите 23 мл
раствора гидроксида натрия и добавьте 12 капли раствора сульфата меди(II).
К полученной смеси, содержащей осадок нерастворимого основания, добавьте
немного раствора соляной кислоты до появления видимых изменений. Запишите
наблюдения.
Составьте уравнения проведённых реакций в молекулярной и ионной форме.
Сделайте вывод, ответив на вопрос: Какой ион, входящий в состав кислот, отвечает за
общие химические свойства, проявляемые этими веществами?
Опыт 4. Взаимодействие щелочей с растворами солей
В две пробирки внесите по 23 мл раствора гидроксида натрия и добавьте в одну –
несколько капель раствора хлорида железа (III), в другую – несколько капель раствора
сульфата железа (II). Запишите свои наблюдения.
Составьте уравнения проведённых реакций в молекулярной и ионной формах.
Сделайте вывод, ответив на вопрос: В чём сходство обеих реакций с точки зрения ионных
взаимодействий и в чём причина различной окраски образовавшихся осадков?
Отчёт о работе оформите в виде таблицы:
Исходные вещества и
реактивы
Наблюдения
Уравнения химических реакций
Выводы
№ опыта. Название опыта
Контрольные вопросы:
1.Как в кислотах изменяют цвет индикаторы?
2.С какими металлами могут взаимодействовать кислоты?
3.С какими оксидами реагируют кислоты?
4. С любыми ли основаниями взаимодействуют кислоты?
5. Назовите случаи протекания реакций между кислотами и солями.
Инструкционно-технологическая карта лабораторного занятия по Химии
Инструкционно-технологическая карта лабораторного занятия по Химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.