Инструкционно-технологическая карта
«Разборка-сборка тормозных камер автомобиля ЗИЛ-130»
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ тормозной системы.
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ тормозной системы.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Инструкционнотехнологическая карта
«Разборкасборка тормозных камер автомобиля ЗИЛ130»
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич
мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2017
1Министерство образования Омской области БПОУ
«Седельниковский агропромышленный техникум»
План занятия П/О
Группа 11 Профессия Автомеханик Мастер Баранов В.И.
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Тема: Разборка и сборка автомобиля с целью изучения устройства автомобиля.
Тема занятия: Разборочносборочные работы с изучением деталей тормозной системы.
Тип занятия: Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.
Вид занятия: Комбинированное.
Время: 6 часов.
Цель занятия:
Обучение практическим приемам разборочносборочных работ с изучением
деталей тормозной системы.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов проведения разборочносборочных работ
тормозной системы.
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно
сборочных работ тормозной системы.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его
повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений,
умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию
собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к
оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии,
пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.
2Дидактические задачи:
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению
разборочносборочных работ с изучением деталей тормозной системы.
В ходе занятия у студентов формируются
Профессиональные компетенции:
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Литература:
Ламака Ф.И. Лабораторнопрактические работы по устройству грузовых автомобилей :
учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И.Ламака. — 8е изд., стер. — М. :
Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач.
проф. образования / А.С. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф.
образования / А.С. Кузнецов. – 8е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2е изд. – Минск: Современная школа, 2010.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и
вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3е изд.,
стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред.
Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред.
Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3е изд., стер. – М.: Издательский
центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов
н/Д: «Феникс», 2004.
3Коробейчик А.В. К66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека
автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к
выполнению лабораторнопрактических работ. Изд. 2е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Слон Ю.М. С48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д:
«Феникс», 2003.
Тема «Тормозная система автомобиля ЗИЛ130»
Цель задания — изучить на практике принцип действия всех механизмов тормозной
системы автомобиля ЗИЛ130, приобрести первоначальные навыки в разборкесборке
агрегатов тормозных систем, регулировке тормозных механизмов, тормозных кранов, а
также регулировке свободного хода педали.
Иллюстративный материал — учебные плакаты, рис. 1.
Монтажное оборудование, приспособления и инструменты —
колесные тормозные механизмы (передние и задние), установленные на балках автомобиля
ГАЗ53А, главный тормозной цилиндр, гидровакуумный усилитель автомобиля ГАЗ53А;
компрессор, двухсекционные тормозные краны и регулятор давления автомобилей ЗИЛ
130 и КамАЗ5320, предохранительный клапан автомобиля ЗИЛ130, стояночные тормоза в
сборе, установленные на коробках передач автомобилей ЗИЛ130 и ГАЗ53А, разрезы
агрегатов, съемник колец, съемник для снятия тормозных колодок, тиски, комплект
инструментов, проволока, шплинты, ключи гаечные 11, 38, 41 мм, коловорот, ключ
специальный, шплинтодер, выколотка из мягких металлов (медь, бронза), крючок для
снятия и установки пружины, щипцы для снятия чеки
пальцев, оправка, обжимка для чек, щупы 0,1, 0,4 и 0,6 мм.
1. Разобрать колесный тормозной механизм автомобиля ЗИЛ130 (рис. 1) следующим
образом:
• снять ступицу колеса вместе с тормозным барабаном;
• отсоединить стягивающие пружины от колодок при помощи длинного стержня;
• отвернуть гайки крепления эксцентриковых осей тормозных колодок, снять
фиксирующие скобы и серьги, извлечь эксцентриковые оси и снять колодки.
2. Продефектовать снятые детали.
3. Собрать колесный тормозной механизм автомобиля ЗИЛ130, соблюдая
последовательность операций, обратную разборке.
4. Разобрать тормозную камеру, в частности:
• снять крышку и диафрагму;
• ослабить контргайку, отсоединить вилку штока от регулировочного рычага и вывернуть
ее и контргайку;
•
извлечь из корпуса камеры шток с пружинами и опорным диском.
5. Продефектовать детали и далее собрать тормозную камеру автомобиля ЗИЛ130,
выполняя операции в порядке, обратном разборке.
4Рис. 1. Колесный тормозной механизм автомобиля ЗИЛ130:
1, 15 — кронштейны; 2 — эксцентриковая ось; 3 — чека; 4 — накладка; 5 — щит;
6 — обод щита; 7 — тормозная колодка; 8 — фрикционная накладка; 9 — войлочное
уплотнение; 10 — шайба; 11, 22 — пружины; 12 — диафрагма; 13 —хомутик; 14 — тормозная
камера; 16 — шток; 17 — рычаг; 18 — квадратная головка вала червяка; 19 — кронштейн
поворотного вала; 20 — поворотный вал; 21 — кулак; 23 — фиксатор; 24 — червяк; 25 —
червячная шестерня
Инструкционнотехнологическая карта № 7
5Разборкасборка тормозных камер автомобиля ЗИЛ130
Последовательность
операций
Инструмент,
приспособление
Технические условия
и указания
1. Разборка тормозных камер
1. Отвернуть гайки болтов
крепления крышки к корпусу
тормозной камеры, снять болты и
пружинные шайбы
2. Снять крышку корпуса
и диафрагму тормозной камеры
Ключи гаечные
12 и 14 мм
3. Отвернуть соединительную
вилку штока и контргайку вилки
Тиски, ключ
гаечный 19 мм
4. Снять шток, возвратную
пружину, пружину
уплотнительной шайбы и
уплотнительную шайбу
5. Разобрать остальные
тормозные камеры в такой же
последовательности, как
в пп. 1 —4
2. Сборка тормозных камер
1. Установить на шток
возвратную пружину, пружину
уплотнительной шайбы,
уплотнительную шайбу и корпус
тормозной камеры
2. Сжать пружины до выхода
резьбового конца штока из
отверстия корпуса, навернуть на
шток контргайку и вилку штока
3. Положить на крышку
диафрагму и установить болты в
отверстия крышки и диафрагмы
4. Установить на болты корпус
тормозной камеры в сборе со
штоком и навернуть гайки
крепления крышки, положив
под гайки пружинные шайбы
5. Собрать остальные тормозные
камеры в такой же
последовательности,
как в пп. 1 —4
Тиски, ключ
гаечный 19 мм
Ключи гаечные
12 и 14 мм
Тиски, ключи
гаечные 12, 14 и 19 мм
6