Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки для 6 класса по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, на тему Инструментальная баллада
Цель: подвести обучающихся к осмыслению основного принципа музыкального развития, построения музыкальной формы.
познакомить обучающихся с основными моментами творчества Ф. Шопена, повлиявшими на создание тех или иных музыкальных произведений; различные жанры фортепианной миниатюры.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Дополнительный материал для проведения уроков музыки для 6 класса
По программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской,
На тему Инструментальная баллада
Шопен. Баллада № 1
Шопен беседует с тобою
В часы раздумья и унынья,
В часы тревоги, немоты,
Растерянности и покоя…
(Л. Озеров)
Может быть, ктото из вас вспомнил балладу о Робин Гуде, ктото баллады
Жуковского, Пушкина. Но ведь главное в балладе это рассказ о какихто
событиях исторических или просто выдуманных, сказочных. И рассказ этот
обычно ведётся подробно и обстоятельно, как в былине или в летописи,
только, пожалуй, более взволнованно, более романтично, и сюжет более
захватывающий. Может быть, некоторые сейчас вспомнили, что слышали ещё
и балладыпесни, например, «Лесной царь» Шуберта, на текст великого
немецкого поэта Гёте. Или «Ночной смотр» Глинки. Помните, как начинается
баллада «Лесной царь»?
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой...
С самого начала баллады, с первого её тревожного вопроса вы чувствуете
напряжённый ритм скачки, волнение и почти страх. Об этом же рассказывает
и музыка Шуберта порывистая, смятенная мелодия и ритмически чёткий
аккомпанемент тревожная скачка.
Но эту музыкальную балладу о страшном лесном царе и его прекрасных
дочерях, которые чудятся в бреду больному, умирающему ребёнку,
рассказывает словами певец.
А сейчас вам предлагают послушать балладу Шопена, но на сцене только
пианист за роялем и больше никого нет. Кто же будет петь? Кто будет
рассказывать балладу? Только рояль.
Существует предположение, что на создание этой баллады Шопена
вдохновила поэма польского поэта Адама Мицкевича «Конрад Валленрод», вкоторой рассказывается о борьбе литовского на рода против тевтонов и о
литовском герое, по имени которого названа поэма. Но это только
предположение, и это всё, что я могу вам рассказать помимо музыки. А
теперь слушайте.
...Медленно и почти спокойно начинается вступление к балладе. И всё же в
неторопливом и ровном движении музыки чувствуется особая поэтическая
приподнятость, словно ктото выразительно читает красивые, возвышенные
стихи. Такие вступления встречаются часто и в балладах литературных.
...Аккорд, взятый, словно на арфе, ноты, составляющие аккорд, звучат не
одновременно, а как бы переливаются одна в другую и вы чувствуете, что
вступление кончилось.
Появляется тихая и немного грустная мелодия. Грустной она кажется нам
ещё и потому, что в ней слышатся как бы лёгкие вздохи. Пульсирующий ритм
таких же тихих аккордов создаёт ощущение неясного беспокойства, тревоги...
Это как воспоминания о чемто хорошем, но далёком, позабытом. И волнуют
эти неясные воспоминания, и чемто радуют. И грустно, что это хорошее
давно ушло, оставив в памяти только зыбкий, ускользающий след.
Мелодиювоспоминание сменила другая нежная и грациозная. Пожалуй, она
похожа на красивый, лирический вальс... впрочем, нет, это даже не вальс, а
скорее мазурка, но только мелодия более напевная и одухотворённая, чем
просто танец.
...Отзвучала пленительная музыка, и мы снова слышим знакомую тему начала.
Только теперь она звучит совсем иначе, словно музыка рассказывает нам о
чёмто очень тревожном; и этот рассказ продолжает вторая музыкальная
тема. Она тоже изменилась теперь её не сразу узнаешь. В мощных
героическизвучных аккордах слышится радость победы.
Начинается лёгкий и прозрачный вальс но сразу же музыка вновь становится
напряжённой и драматичной возвращается первая тема, которая гонит прочь
счастье и радость. Стремительный бег пассажей... и в ответ мрачные аккорды
в басу. В этом пламенном и бурном вихре промелькнули интонации первой
темы, но настоящий шквал музыки обрушивается на нас; в нём уже не слышно
ни первой, тревожной, ни победной, светлой, второй музыкальных тем.
Баллада окончена.Конечно, невозможно, прослушав эту музыку, подробно рассказать, о чём она,
какие именно события происходят в этой балладе. И всё же, слушая её, вы
чувствуете да, это баллада, романтическая повесть о какихто событиях и о
людях, мужественных и нежных, благородных и бесстрашных. Мы не знаем,
кто эти люди, но понимаем их чувства, грустим и радуемся вместе с ними,
волнуемся за них. И красота этой музыки трогает нас не меньше, чем самая
замечательная поэзия.
Вопросы:
Какую мысль композитор передаёт во вступлении в Балладе № 1?
Из каких интонаций вступления вырастает главная тема Баллады? Что она
напоминает: неторопливую речь человека, ритм вальса?.. Какое название
можно дать главной теме Баллады № 1?
Как звучит вторая тема Баллады? Что отличает средний её раздел?
Сравни Балладу Шопена с его Этюдом № 12 и Прелюдией № 24. Что роднит
эти произведения?
Источник http://musicfantasy.ru/materials/instrumentalnayaballada