Инструментальный концерт

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 6 классе по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, на тему Инструментальный концерт познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра инструментального концерта на примере концерта на примере творчества русских композиторов , закрепить представления о различных видах концерта, расширить представления о программной музыке, продолжить знакомить с лучшими образцами музыки эпохи барокко.Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников достигается, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный материал для проведения уроков  музыки    для  6  класса               По программе  Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской,                    На тему      Инструментальный концерт Само это слово вам, конечно, знакомо, особенно в первом его значении.  «Концерт, ­ говорится в музыкальном словаре, ­ публичное исполнение  произведений по заранее составленной программе». Но дело в том, что у этого слова есть и другое значение: так называется  сочинение для какого­либо музыкального инструмента (или голоса) в  сопровождении оркестра. А вот почему оно так называется? И почему  участники конкурса должны были играть именно концерт? Слово это можно перевести как «состязание»», таким образом, «Концерт для  фортепиано с оркестром» ­ это состязание пианиста с симфоническим  оркестром. Когда вам интересно смотреть спортивное состязание? Когда «противники»  равны по силе, по мастерству, верно? Потому что если состязаются слабая и  сильная команды или мастер спорта с новичком­любителем, то заранее уже  ясно, кто победит. А это совсем не интересно. В концерте состязаются какой­нибудь музыкальный инструмент и... целый  симфонический оркестр. Вот так­так! Да разве какой­нибудь крохотке  флейте или хрупкой, изящной скрипке под силу победить или хотя бы, говоря спортивным языком, «сделать ничью» с этакой громадой? Что же это за  состязание? Великолепное, друзья мои, замечательное состязание! Так как силе, мощи и  блеску симфонического оркестра противопоставляются талант исполнителя­ солиста, его мастерство, достигнутое годами и годами напряжённой работы.  Скажу вам по секрету, что выигрывает почти, всегда тот, кто на первый  взгляд кажется слабейшим. Солист подчиняет себе оркестр. Конечно, только  в том случае, если он настоящий музыкант, талантливый исполнитель, потому  что для него это очень серьёзное испытание. И когда нет мастерства и  таланта, побеждает оркестр. Но какая это грустная победа. Победа есть, а  музыки нет. Музыка концерта. Каких только трудностей в ней не найдёшь! Сложные до  головоломности пассажи, сильные аккорды, стремительно катящиеся гаммы...Это всё так называемые технические трудности, испытание беглости пальцев,  силы удара, ­ словом, умения музыканта­исполнителя. И композитор,  создавая концерт, всегда думает о том, чтобы музыкант мог в этом  произведении показать все своё мастерство. Однако если бы композитор думал только об этом, если бы концерт состоял  только из одних задач и хитроумных головоломок, его нельзя было бы назвать  настоящим произведением искусства. В таком произведении не было бы  самого главного ­ мысли, содержания. Вот что пишет о концерте Чайковский: «Тут есть две равноправные силы, то  есть могучий, неисчерпаемо богатый красками оркестр, с которым борется и  которого побеждает (при условии талантливости исполнителя) маленький,  невзрачный, но сильный духом соперник. В этой борьбе много поэзии и бездна соблазнительных для композитора комбинаций». Если бы страницы книги могли зазвучать после этих слов, мы сразу же  услышали бы яркие, полнозвучные аккорды оркестра – начало Первого  фортепианного концерта Чайковского. С первыми звуками этой музыки  словно сама радость врывается в зал. Каким маленьким и слабым кажется  сидящий за роялем пианист. Мощное звучание оркестра словно отгородило  его от зала плотной стеной. И в эту ликующую массу звуков могучим колоколом влился новый голос.  «Слушайте! ­ словно говорят нам размеренные, торжественные аккорды.­  Слушайте! Вы не можете не слышать меня». И мы слышим, прекрасно слышим звучный, сильный голос рояля. Широкой мелодией разлились скрипки и,  смиряя своё безудержное ликование, постепенно затих оркестр. Теперь звучит один рояль... Сменяют друг друга виртуозные аккорды и  пассажи, одевают мелодию в сверкающий, богатый наряд. Но и оркестр ещё не смирился. Он не уступит так просто, не сдастся без борьбы. Вспыхивает  страстный спор. Главная тема слышна то в оркестре, то в партии рояля... Да,  конечно, это, прежде всего замечательная музыка. Настоящая музыка, а не  просто головоломные, виртуозные трюки. Обычно музыка концерта ­ светлая, радостная и нарядная. Должна вам  сказать, что слово «концерт» переводится не только как «состязание», но и  как «согласие». А это значит, что состязание всегда дружеское.Но, конечно, слушая концерт, вы порой и погрустите, и помечтаете, и  задумаетесь над чем­то. Иногда музыка может быть и очень мрачной, даже  трагической. Например, в скрипичном концерте Шостаковича или в Третьем  фортепианном концерте Рахманинова, о котором мы ещё будем говорить.  Однако это бывает гораздо реже. Тонкий и выразительный музыкальный колорит концерта для скрипки  Феликса Мендельсона сочетается здесь со строгостью формы. Композитор  достиг здесь той высокой драматичности, которая позволяет говорить о его  связи с бетховенскими симфоническими традициями. Вместе с тем концерт  насыщен духом романтизма ­ от первой до последней ноты. В нем  сосредоточились характернейшие черты творчества Мендельсона ­  лиричность, песенность, изящество, чувство красоты и гармоничности  окружающего мира. Концерт ­ большое, многочастное произведение (хотя бывают и одночастные  концерты). Как правило, в нем три части. Первая – самая действенная,  «главный участок борьбы». Вторая ­ медленная, лирическая. Часто её образы  связаны с природой. Третья часть ­ финал. Музыка финала чаще всего  особенно жизнерадостная, стремительная и блестящая. Что напоминает такое строение? Ну конечно, симфонию! Маленькую  симфонию. Только с новым действующим лицом ­ солистом. В отличие от симфонии, в концерте есть так называемая каденция ­ большой  эпизод, который солист исполняет без оркестра. Интересно, что в давние  времена, когда форма концерта только начала зарождаться, каденцию сочинял не композитор, а сам исполнитель. Композитор же только указывал место, где она должна быть (обычно в первой части). Тогда каденция была как бы  вставным номером, в котором солист показывал всё своё мастерство,  демонстрировал возможности музыкального инструмента. Нетрудно  догадаться, что музыкальные достоинства такой каденции были по большей  части не особенно велики и в содержании произведения большой роли не  играли. Первым написал каденцию для пианиста Бетховен в своём Четвёртом  фортепианном концерте. С тех пор это стало правилом. Каденции перестали  быть «чужими» в общей музыке концерта, хотя по сей день сохраняют  виртуозность и блеск и по­прежнему дают возможность исполнителю показатьнастоящее мастерство, продемонстрировать все возможности музыкального  инструмента, будь то рояль или флейта, скрипка или тромбон. Мы говорим, что концерт ­ это состязание, но прежде всего это, конечно,  серьёзнейшее испытание для солиста, серьёзный экзамен на звание настоящего музыканта­исполнителя. Теперь вы, наверное, понимаете, почему исполнение концерта всегда входит в  программу конкурсов. Источник   http://music­fantasy.ru/materials/instrumentalnyy­koncert