Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 6 классе по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, на тему Инструментальный концерт
познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра инструментального концерта на примере концерта на примере творчества русских композиторов , закрепить представления о различных видах концерта, расширить представления о программной музыке, продолжить знакомить с лучшими образцами музыки эпохи барокко.Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников достигается, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.
Дополнительный материал для проведения уроков музыки для 6 класса
По программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской,
На тему Инструментальный концерт
Само это слово вам, конечно, знакомо, особенно в первом его значении.
«Концерт, говорится в музыкальном словаре, публичное исполнение
произведений по заранее составленной программе».
Но дело в том, что у этого слова есть и другое значение: так называется
сочинение для какоголибо музыкального инструмента (или голоса) в
сопровождении оркестра. А вот почему оно так называется? И почему
участники конкурса должны были играть именно концерт?
Слово это можно перевести как «состязание»», таким образом, «Концерт для
фортепиано с оркестром» это состязание пианиста с симфоническим
оркестром.
Когда вам интересно смотреть спортивное состязание? Когда «противники»
равны по силе, по мастерству, верно? Потому что если состязаются слабая и
сильная команды или мастер спорта с новичкомлюбителем, то заранее уже
ясно, кто победит. А это совсем не интересно.
В концерте состязаются какойнибудь музыкальный инструмент и... целый
симфонический оркестр. Вот тактак! Да разве какойнибудь крохотке
флейте или хрупкой, изящной скрипке под силу победить или хотя бы, говоря
спортивным языком, «сделать ничью» с этакой громадой? Что же это за
состязание?
Великолепное, друзья мои, замечательное состязание! Так как силе, мощи и
блеску симфонического оркестра противопоставляются талант исполнителя
солиста, его мастерство, достигнутое годами и годами напряжённой работы.
Скажу вам по секрету, что выигрывает почти, всегда тот, кто на первый
взгляд кажется слабейшим. Солист подчиняет себе оркестр. Конечно, только
в том случае, если он настоящий музыкант, талантливый исполнитель, потому
что для него это очень серьёзное испытание. И когда нет мастерства и
таланта, побеждает оркестр. Но какая это грустная победа. Победа есть, а
музыки нет.
Музыка концерта. Каких только трудностей в ней не найдёшь! Сложные до
головоломности пассажи, сильные аккорды, стремительно катящиеся гаммы...Это всё так называемые технические трудности, испытание беглости пальцев,
силы удара, словом, умения музыкантаисполнителя. И композитор,
создавая концерт, всегда думает о том, чтобы музыкант мог в этом
произведении показать все своё мастерство.
Однако если бы композитор думал только об этом, если бы концерт состоял
только из одних задач и хитроумных головоломок, его нельзя было бы назвать
настоящим произведением искусства. В таком произведении не было бы
самого главного мысли, содержания.
Вот что пишет о концерте Чайковский: «Тут есть две равноправные силы, то
есть могучий, неисчерпаемо богатый красками оркестр, с которым борется и
которого побеждает (при условии талантливости исполнителя) маленький,
невзрачный, но сильный духом соперник. В этой борьбе много поэзии и бездна
соблазнительных для композитора комбинаций».
Если бы страницы книги могли зазвучать после этих слов, мы сразу же
услышали бы яркие, полнозвучные аккорды оркестра – начало Первого
фортепианного концерта Чайковского. С первыми звуками этой музыки
словно сама радость врывается в зал. Каким маленьким и слабым кажется
сидящий за роялем пианист. Мощное звучание оркестра словно отгородило
его от зала плотной стеной.
И в эту ликующую массу звуков могучим колоколом влился новый голос.
«Слушайте! словно говорят нам размеренные, торжественные аккорды.
Слушайте! Вы не можете не слышать меня». И мы слышим, прекрасно слышим
звучный, сильный голос рояля. Широкой мелодией разлились скрипки и,
смиряя своё безудержное ликование, постепенно затих оркестр.
Теперь звучит один рояль... Сменяют друг друга виртуозные аккорды и
пассажи, одевают мелодию в сверкающий, богатый наряд. Но и оркестр ещё не
смирился. Он не уступит так просто, не сдастся без борьбы. Вспыхивает
страстный спор. Главная тема слышна то в оркестре, то в партии рояля... Да,
конечно, это, прежде всего замечательная музыка. Настоящая музыка, а не
просто головоломные, виртуозные трюки.
Обычно музыка концерта светлая, радостная и нарядная. Должна вам
сказать, что слово «концерт» переводится не только как «состязание», но и
как «согласие». А это значит, что состязание всегда дружеское.Но, конечно, слушая концерт, вы порой и погрустите, и помечтаете, и
задумаетесь над чемто. Иногда музыка может быть и очень мрачной, даже
трагической. Например, в скрипичном концерте Шостаковича или в Третьем
фортепианном концерте Рахманинова, о котором мы ещё будем говорить.
Однако это бывает гораздо реже.
Тонкий и выразительный музыкальный колорит концерта для скрипки
Феликса Мендельсона сочетается здесь со строгостью формы. Композитор
достиг здесь той высокой драматичности, которая позволяет говорить о его
связи с бетховенскими симфоническими традициями. Вместе с тем концерт
насыщен духом романтизма от первой до последней ноты. В нем
сосредоточились характернейшие черты творчества Мендельсона
лиричность, песенность, изящество, чувство красоты и гармоничности
окружающего мира.
Концерт большое, многочастное произведение (хотя бывают и одночастные
концерты). Как правило, в нем три части. Первая – самая действенная,
«главный участок борьбы». Вторая медленная, лирическая. Часто её образы
связаны с природой. Третья часть финал. Музыка финала чаще всего
особенно жизнерадостная, стремительная и блестящая.
Что напоминает такое строение? Ну конечно, симфонию! Маленькую
симфонию. Только с новым действующим лицом солистом.
В отличие от симфонии, в концерте есть так называемая каденция большой
эпизод, который солист исполняет без оркестра. Интересно, что в давние
времена, когда форма концерта только начала зарождаться, каденцию сочинял
не композитор, а сам исполнитель. Композитор же только указывал место, где
она должна быть (обычно в первой части). Тогда каденция была как бы
вставным номером, в котором солист показывал всё своё мастерство,
демонстрировал возможности музыкального инструмента. Нетрудно
догадаться, что музыкальные достоинства такой каденции были по большей
части не особенно велики и в содержании произведения большой роли не
играли.
Первым написал каденцию для пианиста Бетховен в своём Четвёртом
фортепианном концерте. С тех пор это стало правилом. Каденции перестали
быть «чужими» в общей музыке концерта, хотя по сей день сохраняют
виртуозность и блеск и попрежнему дают возможность исполнителю показатьнастоящее мастерство, продемонстрировать все возможности музыкального
инструмента, будь то рояль или флейта, скрипка или тромбон.
Мы говорим, что концерт это состязание, но прежде всего это, конечно,
серьёзнейшее испытание для солиста, серьёзный экзамен на звание настоящего
музыкантаисполнителя.
Теперь вы, наверное, понимаете, почему исполнение концерта всегда входит в
программу конкурсов.
Источник http://musicfantasy.ru/materials/instrumentalnyykoncert