ОО «Познавательное развитие» подготовительная группа
1.1. Действия с предметами
Владеет в совершенстве приемами сравнения по 4-6 признака |
Дидактическая игра «Цветные карандаши» Цель: выявление уровня владения приемами сравнения. Материал: лист с заданием, карандаш
Ход: Найди два одинаковых длинных карандаша, коротких карандаша, широких карандаша.
Дидактическая игра «Бескозырка» Цель: выявление уровня владения приемами сравнения. Материал: бумажные ленточки, бескозырка (картинка). Ход: Саша решил поиграть в морячка и смастерить бескозырку. Его сестра Маша ему помогала и нарезала ленточки разной длины – короткая, подлиннее, ещё длиннее, самая длинная. Одну ленточку Саша уже приклеил, давайте подумаем, и скажем какая же ленточка подойдёт для бескозырки. Для этого с помощью чего мы измерим ленточку, которую приклеил Саша? (с помощью условной мерки). Как мы будем ее использовать (будем прикладывать эту условную мерку ко всем ленточкам). С помощью условной мерки мы быстро смогли найти ту ленточку, которая нужна. Дидактическая игра. «Ленточки» Цель: выявление уровня владения приемами сравнения. Материал: ленточки разной длины и толщины. Ход: Разложи ленты от длинного к короткому, от широкого к узкому.
Дидактическая игра «Разложи фигуры» Цель: диагностика умения распределять предметы по группам на основании общих признаков Материал: карточка с изображением различных геометрических фигур разного размера и цвета (цветные, чёрные, белые, в линейку, в клетку и др.) Ход: Раздели фигуры на карточке на как можно большее количество групп (в каждую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку); назвать все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены. |
Владеет в совершенстве навыками упорядочения |
Дидактическая игра «Разложи по порядку» Цель: выявление уровня владения навыком упорядочения. Материал: картонные карточки с точками лежат в беспорядке. Ход: Вот карточки с точками, в одних точек много, в других мало. Сейчас они лежат в беспорядке. Подумай и разложи эти карточки в ряд по порядку, не забывай, что на них есть точки.
|
Владеет в совершенстве приемами классификации, группировки предметов |
Дидактическая игра «Исключи лишний предмет» Цель: выявление уровня владения навыками классификации. Материал: картинки с изображением нескольких предметов, один из которых «лишний». Ход: Посмотри на картинку и назови лишний предмет. Объясни почему ты так считаешь.
|
1.2 Исследовательская активность
Владеет обобщенными способами установления связи между познавательным вопросом и поисковой проблемой |
Дидактическая игра «Найди нужную картинку» Цель: диагностика владения обобщенными способами установленич связи между познавательным вопросом и поисковой проблемой. Материал: логические таблицы. Ход: Посмотри на картинки и найди, ту которая должна стоять вместо знака вопроса. Почему ты выбрал именно эту картинку?
|
Способен планировать свою деятельность, |
Наблюдение |
определять способы поиска информации |
Наблюдение |
прогнозировать результаты |
Наблюдение |
выделять проблему, стремиться к ее решению |
Наблюдение |
Умеет задавать вопросы познавательного характера |
Наблюдение |
проводить анализ |
Дидактическая игра «Что лишнее?» Цель: определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка. Материал: набор карточек «Что лишнее?». Ход: Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из предметов лишний. Почему?
|
Сопоставлять информацию |
|
обобщать информацию |
|
присутствует логика в рассуждениях |
Наблюдение |
1.3 Представление о цвете
Овладел способностью различать все цвета спектра и их оттенки, тона, получать новые цвета |
Дидактическая игра «Назови цвет» Цель: выявление способности различать все цвета спектра и их оттенки, тона, Материал: набор карточек (карандашей) 20 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, белый, серый, черный, коричневый, фиолетовый, голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый, добавляются оттенки – желто-зеленый, серо-голубой, малиновый, персиковый, нежно-зеленый, темно-зеленый. Ход: перед ребенком выкладывается набор карточек (карандашей) разного цвета. Назови цвет каждой карточки (карандаша). Покажи карточку (карандаш) нежно-зеленого (малинового…) цвета. |
1.4 . Представление о форме и величине
Развита способность различать и называть геом фигуры |
Игра «Назови одним словом» Цель: диагностика умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом. Материал: карточки с геометрическими фигурами одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.). Ход: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом. |
Соотносит части и целое |
Дидактическая игра «Часть и целое» Цель: выявить умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями. Материал: три вида игрушек разного количества (куклы, мишки, машины). Ход: Посмотри, что здесь лежит. Как это назвать одним словом? (игрушки). Можно ли эти игрушки разделить на части? Как ты их разделишь? Сосчитай количество частей. Сколько их? (Три.) - Какие это части? (Первая часть - куклы, вторая часть - мишки, третья - машины.) Посчитай количество игрушек каждой части. - Чего больше? - Значит, какая часть больше? - В какой части игрушек меньше? - Что можно сказать об этой части игрушек? (Она самая маленькая.) |
1.5. Цифровые средства познания
Проявляет интерес к цифровым средствам познания как источнику для поиска информации |
Наблюдение |
Сформировано представление об использовании человеком цифровых средств |
Наблюдение |
2. Математическое развитие
2.1. Количество и счет
Овладел счетом в прямом порядке в пределах 20 |
Дидактическая игра «Вкусные конфеты» Цель: выявление уровня овладения счетом в прямом порядке в пределах 20, в прямом и обратном порядке в пределах 10. Материал: лист бумаги с нарисованными цифрами 0,3, 5, 8. 10, карандаш. Ход: Посчитай до 20. Посчитай в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Посмотри на цифры, написанные на листе бумаги, и нарисуй рядом с каждой цифрой соответствующее количество конфет |
||||||
Овладел счетом в обратном порядке в пределах 10 |
|||||||
понимает отношение между целым и частями в результате разрезания предметов на равные части |
Дидактическая игра «День рождения Винни - Пуха» Цель: выявление умения делить квадрат, круг на две и четыре равные части. Материал: круг и квадрат, ножницы. Ход: Винни-Пух захотел угостить гостей апельсином и пирожным, стал их делить поровну. Помоги Винни-Пуху разделить апельсин и пирожное на четыре равные части. Подумай и ответь: Часть круга, квадрата больше или меньше целого?
Игровое упражнение «Салфетки для кукол» Цель: выявление умения делить квадрат, круг на две и четыре равные части. Материал: кукла, салфетка (лист цветной бумаги) прямоугольной формы, ножницы. Ход: Воспитатель обращает внимание на салфетку прямоугольной формы и предлагает подарить кукле и ее подружке по салфетке одинаковой величины. «Что нужно сделать, чтобы из одной салфетки получились две салфетки?»–спрашивает воспитатель. (нужно сложить ее пополам так, чтобы короткие стороны совпали) Дети разрезают салфетку по линии сгиба пополам и проверяют равенство полученных салфеток. Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? (Половина, одна вторая.) Что больше: целое или часть? Что меньше: часть или целое? |
||||||
Овладел понятием состава числа из двух меньших чисел в пределах первого десятка |
Дидактическое упражнение «Что будет, если...» Цель: выявление знаний о составе первого десятка (из отдельных единиц). Ход: Подумай и дай правильный ответ: Что будет, если к 7 прибавить 1? (Получится число 8.) - К 9 прибавить 1? Как получить число 8, если есть число 9? (Убрать одну единицу) Что будет если сложить три единицы? (Получится число 3.) А если сложить 5 единиц? (Число 5.)
Дидактическая игра «Назови соседей» Цель: выявление умения раскладывать число на два меньших (в пределах 10, на наглядной основе). Материал: домики, цифры. Ход: Это домик числа 7. Если в одном окошке число 4, какое число должно быть во втором окошке? (несколько чисел на усмотрение воспитателя). |
||||||
Способен решать простые арифметические задачи, знает знаки «+», «–», «=» |
Игровое упражнение «Составь задачу для друзей» Цель: выявить умения составлять и решать задачи в одно действие и пользоваться арифметическими знаками действий. Материал: цифры от 0 до 9, знаки «+», «-», «=»; предметные картинки для составления задач. Ход: - Рассмотри картинки и составь задачу. С помощью цифр и знаков покажи решение задачи (на сложение и вычитание).
|
2.2. Величина
Умеет измерять предметы, жидкие и сыпучие вещества с помощью условной меры |
Игровое упражнение «Найди сосуд с живой водой» Цель: диагностика умений измерять количество жидкости, пользуясь меркой Материал: широкий сосуд, в котором 5 стаканов воды (5 мерок), узкий сосуд, в котором 4 стакана воды (4 мерки), мерка-стакан, банка, счетный материал. Ход: Найди сосуд с живой водой. Сосуд с живой водой тот, в котором её больше. Используй мерный стаканчик и счетный материал.
Игровое упражнение «Готовим корм для птиц» Цель: выявить умение измерять объем сыпучих веществ с помощью условной мерки. Материалы: 2 стакана (один – с семечками, другой – с пшеном), 2 прозрачные миски, столовая ложка, стакан, и полоска картона, счетные палочки. Ход: Нужно приготовить корм для птиц. Смешать пшено и семечки в миске и измерить количество корма для птиц, которое получилось. С помощью чего можно ее измерить? (с помощью мерки). Выбери из предложенных мерок ту, которая будет удобна для измерения (измерение в соответствии с правилами полная ложка без горки). Сколько мерок у тебя получилось? Что обозначает число, которое мы получили при измерении? Сколько корма находится в миске?» (Десять столовых ложек.)
Игровое упражнение «Отмеряем воду для компота» Цель: выявить умение измерять объем жидких веществ с помощью условной мерки. Материалы: ведро с водой, пластмассовая прозрачная емкость для воды, мерные стаканчики различные по объему, ложка, полоска бумаги. Ход: Для того чтобы приготовить компот, необходимо 6 (5,7,3 и т.д.) стаканов воды. Как нам отмерить столько воды? Что для этого надо сделать? Сколько воды ты отлил из ведра? Что показывает число 6? Дидактическое упражнение «Дорожки» Цель: выявить умение измерять длину предметов с помощью условной мерки. Материал: три дорожки разной длины, полоска бумаги длиной 3 см - условная мерка, счетная палочка, простой карандаш. Ход: Рассмотри дорожки. Как ты думаешь, какая из этих дорожек самая длинная, а какая самая короткая? Как это проверить? Как узнать длину дорожки? С помощью чего можно ее измерить? (С помощью мерки) Что можно использовать в качестве меры?» (Полоску бумаги, счетную палочку…). Измерь дорожки, посчитай количество мер Правила измерения: начинать измерять нужно от начала дорожки слева направо; у конца меры следует поставить отметку карандашом и продолжить измерение, приложив меру к отметке и т. д.
Сколько раз мера уложилась в длине дорожки? На что указывает это число? Чему равна длинна дорожки? |
|||
Умеет сравнивать предметы по величине опосредованно с помощью условной мерки |
2.3. Геометрические фигуры
Имеет представление о плоских геометрических фигурах, |
Дидактическое упражнение «Назови геометрические фигуры» Цель: выявление представлений о плоских и объемных геометрических фигурах, Материал: набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, пятиугольники; объемные - шар, куб, цилиндр, конус. Ход: Отложи в сторону все плоские фигуры. Какие фигуры лежат на столе? (круги и многоугольники). Сравнени круг и квадрат, назови отличия (наличие и отсутствие углов). Назови объемные фигуры.
Дидактическая игра «Что где лежит?» Цель: выявление представлений о плоских геометрических фигурах, Материал: набор плоских геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, предметные картинки – мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, дыня, дорожный знак, квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос. Ход: Рассмотри все геометрические фигуры и картинки. Какие геометрические фигуры ты видишь? Назови их. Чем отличаются круг и овал от других фигур? Соотнеси картинку с геометрической фигурой. Разложи фигуры в ряд, под каждой из них положи картинку похожей формы.
|
Имеет представление о объемных геом. фигурах, |
|
Имеет представление о многоугольных фигурах |
Дидактическая игра «Узнай по описанию» Цель: определить уровень знаний о геометрических фигурах, их элементах (вершины, углы, стороны). Материал: картинки с предметами, похожими по форме на геометрические фигуры, 2 обруча (круга). Ход: Нужно найти в группе картинки с изображением предметов, похожих по форме на знакомые геометрические фигуры и правильно их разложить. Вот лежат обручи: в красный – геометрические фигуры, которые имеют 3 угла; в синий – геометрические фигуры, которые имеют 4 угла, а в пересеченье обручей - картинки с изображением геометрических фигур, у которых больше 4 углов. Дидактическая игра «Найди по описанию» Цель: выявление представлений о многоугольнике (на примере треугольника Материал: разрезные фигуры. Ход: Собери фигуры. Найди треугольник, сколько у него углов? А сколько сторон? (аналогичное задание выполняется с четырехугольником)
|
Умеет классифицировать фигуры по внешним признакам |
Дидактическая игра «Раздели фигуры» Цель: выявление умения классифицировать фигуры по внешним признакам. Материал: плоские и объемные фигуры. Ход: выбери все плоские фигуры. Какие фигуры лежат на столе? Как их назвать 2 словами? (круги и многоугольники). Чем круги отличаются от многоугольников? (отсутствием углов). Какие еще фигуры лежат на столе? (объемные). Назови каждую из них. |
Умеет видоизменять геометрические фигуры, устанавливать взаимосвязи между ними |
Дидактическая игра «Оживи геометрические фигуры» Цель: выявление способности видоизменять геометрические фигуры. Материал: листы бумаги с нарисованными кругами, карандаши. Ход: Подумай на кого или на что похож круг, «оживи» его. |
2.4. Ориентировка в пространстве
Может ориентироваться в двухмерном пространстве на странице в клетку. |
Дидактическая игра «Волшебная точка» Цель: выявление умения ориентироваться в двухмерном пространстве на странице в клетку. Материалы: лист бумаги в клетку, на котором нарисована точка, простой карандаш. Ход: От заданной точки отмерь две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вверх, одна клетка вниз, одна клетка влево |
Может ориентироваться в двухмерном пространстве по схеме, плану местности |
Дидактическая игра «Пройди по плану» Цель: диагностика умений ориентироваться в пространстве с помощью плана Материал: графический план. Ход: Покажи путь Красной Шапочки (Пети и Маши, зайца и белки), используя схему.
|
2.5. Ориентировка во времени
Имеет представление о календаре как системе измерения времени, |
Дидактическая игра «Живая неделя» Цель: выявление представлений о календаре как системе измерения времени. Материал: карточки с цифрами от 1 до 7. Ход: Выбери любую цифру. Назови, какой день недели ей соответствует. Выложи цифры по порядку и назови дни недели по порядку.
Дидактическое упражнение «Назови правильно месяц» Цель: выявление представлений о календаре как системе измерения времени. Материалы: картинки с изображением времен года. Ход: Назови, какой сейчас месяц? Как называется первый (второй) месяц весны? Как ты думаешь, какое сейчас время года? Найди картинку, где изображена зима (весна, лето, осень). А после какое время наступит? Сколько всего времен года? Какое время года наступает после осени? Какое время года будет после весны? В какое время года ты пойдешь в школу? Как называется первый осенний месяц?
Игра малой подвижности «Быстрый мячик» Цель: диагностика знаний о днях недели, о месяцах, о временах года. Материал: мяч. Ход: Встаньте в круг. Назовите дни недели (времена года, месяцы) по порядку, передавая мяч по кругу. Я бросаю мяч и задаю вопрос, вы возвращаете мне мяч и отвечаете на заданный вопрос. Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? Какой день недели следует после понедельника? Назови выходные дни? Назови день недели, стоящий между четвергом и субботой. Какое сейчас время года? Какое время года наступит после зимы? (весны, лета, осени). Как называется первый месяц весны? (осени, зимы, лета). |
Имеет представление о часах – приборе измерения времени |
Дидактическое упражнение «Определи время» Цель: выявление представлений о часах – приборе измерения времени Материал: циферблат часов. Ход: Который час? (2-3 варианта) Дидактическая игра «Какой из героев заснул раньше» Цель: диагностика умения определять время с точностью до четверти часа. Материал: картинки со спящими сказочными героями и циферблатом часов. Ход: Посмотри на картинки и скажи какой из героев уснул раньше?
|
Умеет определять время с точностью до четверти часа |
3. Окружающий мир
3.1. Представление о себе, семье, людях
Ребенок проявляет положительное отношение к миру, самому себе, семье, близким людям |
Беседа «Расскажи о себе» Цель: диагностика знаний о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, национальности. Ход: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Ты девочка или мальчик? Когда твой день рождения? Назови свой домашний адрес? Расскажи о своем доме. Сколько в нем этажей? На каком этаже ты живешь? Расскажи о своей семье? Как твоя фамилия? Как зовут родителей? Кто еще с вами живет? Хочешь ли ты идти в школу? Как ты думаешь, что интересного будет в школе? В какой класс ты сразу поступишь? |
Ребенок обладает начальными знаниями о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, национальности |
|
Ребенок обладает начальными знаниями о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях |
Беседа «Расскажи о своей семье» Цель: выявление знаний о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях Ход: Назови свое отчество. Дату своего рождения. Как зовут твоих родителей? Назови имя и отчество родителей. Назови профессию своих родителей Какие у вас есть семейные традиции |
Имеет представление о профессиях членов семьи |
|
Ребенок принимает собственные решения и проявляет инициативу |
Наблюдение |
Использует разные способы коммуникации и взаимодействия с людьми, |
Наблюдение |
имеет представление о деятельности людей разных профессий |
Беседа о профессиях Цель: выявить представления о том, какие профессии знают, выявить умение рассказывать какими орудиями труда пользуется человек, и объяснить процесс работы названной профессии. Ход: Какие ты знаешь профессии? Расскажи, какими орудиями труда пользуется человек названной профессии. Объяснить процесс работы данной профессии. |
3.2. Предметный мир
Ребенок интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире |
Наблюдение |
|||||||||
Имеет представление об игрушках, играх, |
Наблюдение |
|||||||||
Имеет представление о книгах, |
Наблюдение |
|||||||||
Имеет представление о предметах быта, |
Дидактическая игра «Умные машины» Цель: диагностика представление о предметах быта, об орудиях труда, Материал: предметные картинки: счеты, калькулятор, компьютер, топор, пила электрическая, миксер, тестомешалка, печатная машинка, утюг, робот, различные станки. Ход: Выбери картинки с предметами, которые облегчают труд людей на производстве и повышают качество и скорость выполнения заданий.
Беседа «Наши помощники» Цель: Материал: сюжетная картина с изображением уютной комнаты. Ход: Расскажи о предметах, создающих комфорт и уют в помещении. Как ты думаешь, что еще можно добавить, чтобы комната стала уютней.
|
|||||||||
Имеет представление об орудиях труда, |
||||||||||
Имеет представление об одежде, |
Дидактическое упражнение «Помоги Тане» Цель: диагностика представлений об одежде. Материал: картинка с изображением одежды для разных сезонов. Ход: Выбери зимнюю одежду, обувь, головные уборы. Расскажи, что ты одеваешь зимой.
Дидактическая игра «Назови правильно» Цель: диагностика представлений об одежде. Материал: картинка с изображением мужской и женской одежды. Ход: Назови все предметы одежды. Назови мужскую одежду, женскую одежду. |
|||||||||
Имеет представление о предметах искусства |
Дидактическая игра «Назови предметы искусства» Цель: диагностика представлений о предметах искусства. Материал: картинка с изображением скульптуры, живописи, ДПИ. Ход:
Рассмотри картинку. Назови какие предметы искусства здесь изображены. |
|||||||||
Имеет представление о технических и компьютерных средствах, их назначении и использовании |
Беседа «Расскажи, что ты знаешь о … Цель: диагностика представлений о технических и компьютерных средствах, их назначении и использовании. Материал: картинки (планшет, ноутбук, компьютер, калькулятор, телефон). Ход: Что это? Для чего он нужен? У тебя или твоих родителей (сестер, братьев) это есть? Ты умеешь им пользоваться? Планшет ноутбук Компьютер калькулятор телефон
|
3.3. Явления общественной жизни
Ребенок обладает начальными знаниями об обществе, его национально-культурных ценностях |
Беседа «Обычаи нашей страны» Цель: выявление начальных знаний об обществе, его национально-культурных ценностях Материал: иллюстрации с государственными праздниками. Ход: Расскажи какие ты знаешь обычаи нашей страны.
Беседа «Знаешь ли ты русские народные праздники?» Цель: выявление уровня представлений о праздниках, событиях в городе, стране. Ход: Вспомни народные праздники и расскажи о них. На какой праздник пекут блины? Почему пекут блины на Масленицу? В нашем городе отмечают этот праздник? Ты участвовал в праздновании? В какое время года празднуют Масленицу? Как отмечают этот праздник? Зачем сжигают чучело?
Какой праздник отмечают в конце зимы? Как его отмечают? Как в нашем городе готовятся к этому празднику?
Какой праздник отмечают на Новогодних каникулах? Как его отмечают? Куда ходят верующие люди?
На какой праздник красят яйца и пекут куличи? Куда куличи, пасхи и яйца несут верующие люди? Что говорят, обмениваясь крашенными яйцами? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имеет представление о праздниках, событиях в городе, стране |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имеет представление о трудовых действиях людей разных профессий |
Дидактическая игра «Кто что делает?» Цель: диагностика представлений о трудовых действиях людей разных профессий. Материал: картинки с изображением инструментов, необходимых для работы представителям разных профессий, Ход: Назови инструменты, а затем сказать, кто, что будет делать.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имеет представление о назначении общественных учреждений |
В ходе бесед и наблюдений. |
3.4. Моя Родина
Имеет представление о столице нашей страны, крупных городах |
Беседа «А знаешь ли ты?» Цель: диагностика представлений о столице России и других городах России. Материалы: картинки с изображением достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр), достопримечательностей Санкт-Петербурга (крейсер «Аврора», Зимний Дворец, Исаакиевский Собор, Русский музей). Ход: Назови столицу нашей страны. Найди Кремль (Красную площадь, Третьяковскую Галерею, Большой театр, крейсер «Аврора», Зимний Дворец, Исаакиевский Собор, Русский музей). Назови, что находится в Москве (Санкт-Петербурге).
|
Имеет представление о месте проживания, особенностях, |
Дидактическое упражнение «Знай и люби свой край». Цель: диагностика представлений о месте проживания, особенностях родного города. Материал: предметные картинки с изображением растений, которые можно встретить в родном крае и не растущих там. Ход: Рассмотри предметные картинки и назови растения, которые можно встретить в природе родного края и те, которые растут в условиях другого климата.
|
достопримечательностях, инфраструктуре родного города |
Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?» Цель: диагностика знаний о родном городе. Материал: фотографии городских достопримечательностей, герб города. Ход: Назови город, в котором ты живешь, какой у него герб? Покажи фотографию въезда в наш город. Назови и покажи достопримечательности нашего города. Какие магазины есть в нашем городе? Назови известные тебе предприятия нашего города. Что ты знаешь о национальностях людей, проживающих в нашем городе? Назови улицу, на которой расположен наш детский сад.
Знаешь ли ты свой домашний адрес? Назови его. |
Знает названия некоторых улиц родного города |
|
Знает домашний адрес |
|
Имеет представление о достижениях людей в области спорта, культуры, искусства, |
Беседа о достижениях людей в области спорта, культуры, искусства Цель: диагностика знаний об известных людях нашего города. Ход: Назови известных художников нашего города. (Лиховид Георгий Иванович, Неумывакин Александр Леонтьевич). Ты был на их выставках? Какая известная спортсменка родом из нашего города? (Юлия Ефимова) Каким видом спорта она занимается? |
Имеет представление о традициях народов нашей страны |
Беседа «Обычаи нашей страны» Цель: выявление начальных знаний об обществе, его национально-культурных ценностях Материал: иллюстрации с государственными праздниками. Ход: Расскажи какие ты знаешь обычаи нашей страны.
Беседа «Знаешь ли ты русские народные праздники?» Цель: выявление уровня представлений о праздниках, событиях в городе, стране. Ход: Вспомни народные праздники и расскажи о них. На какой праздник пекут блины? Почему пекут блины на Масленицу? В нашем городе отмечают этот праздник? Ты участвовал в праздновании? В какое время года празднуют Масленицу? Как отмечают этот праздник? Зачем сжигают чучело?
Какой праздник отмечают в конце зимы? Как его отмечают? Как в нашем городе готовятся к этому празднику?
Какой праздник отмечают на Новогодних каникулах? Как его отмечают? Куда ходят верующие люди? На какой праздник красят яйца и пекут куличи? Куда куличи, пасхи и яйца несут верующие люди? Что говорят, обмениваясь крашенными яйцами? |
Ребенок имеет представление о казачестве |
Дидактическая игра «Одень куклу» Цель: диагностика представлений о казачестве. Материалы: плоскостные куклы (мальчик и девочка), плоскостное изображение костюма казака и казачки и современной одежды. Ход: Одень куклу в казачий костюм. Почему ты выбрал эту одежду? Как называются штаны? (шаровары). А что за красные полосы по боковому шву? (лампасы). Как называлась у казачек кофта и юбка? (парочка). Чем украшали праздничную одежду? (бисер, пуговицы, ленты, кружево). Как назывался головной убор казака? (фуражка).
|
об обычаях казаков |
Беседа «Вспомни обычаи казаков» Цель: диагностика знаний об обычаях казаков. Ход: Расскажи какие ты знаешь обычаи казаков. Кто такие казаки? (вольные люди). Как казаки приветствовали друг друга? А что говорили в ответ? Назови блюда казачьей кухни (Хлеб, пирожки, кулебяка, сметана, кислое молоко, ряженка, коровье масло, холодные мясные и рыбные закуски, сало и вареные яйца, вареники, блинчики с печенью, рисом, творогом, икрой, черносливом, гарбузянная каша). Крупное казачье поселение называлось…(станица) Как назывался такой казачий дом? (Курень). Предводитель казаков – это… (атаман). |
о быте казаков |
Дидактическое упражнение «Назови предметы быта» Цель: диагностика представлений о быте и праздниках казаков. Материал: иллюстрации с казачьими предметами быта. Ход: Назови, что изображено на картинках, для чего это нужно казакам.
Назови праздники казаков.
|
о праздниках казаков |
4. Природа
4.1. Животные
Имеет представления о планете Земля – общем людей, животных и растений |
Беседа об охране животных и растений Цель: диагностика представлений о планете Земля – общем людей, животных и растений Ход: Почему нужно охранять диких животных и растения? Как называется место, предназначенное для охраны животных? (заповедник) Как называется документ, куда занесены исчезающие виды растений и животных? (Красная книга) |
Имеет представление о наиболее ярких представителях разных природных зон, особенностях их приспособления к среде обитания, роста и развития, заботы о потомстве |
Дидактическая игра «Кто где живет» Цель: диагностика представлений о наиболее ярких представителях разных природных зон. Материал: макеты природных зон, картинки с изображениями животных. Ход: Разложи картинки с животными по местам их обитания. Расскажи, что ты знаешь об этих животных.
|
Имеет представление об особенностях внешнего вида и образа жизни домашних и декоративных животных, их потребностях |
Беседа «Братья наши меньшие» Цель: представление об особенностях внешнего вида и образа жизни домашних и декоративных животных, их потребностях. Материал: картинки с изображением домашних и декоративных животных. Ход: Какое домашнее животное есть у тебя? Каких еще домашних животных можно завести? Посмотри на картинки, назови домашнее животное и расскажи, как за ним ухаживать. |
умеет сравнивать и группировать животных по различным признакам: дикие и домашние, |
Дидактическая игра «Засели лес» Цель: диагностика умения сравнивать и группировать животных по различным признакам. Материал: макет леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк, еж). Ход: Как называют зверей, которые живут в лесу? (Дикие звери.) Расскажи, что ты знаешь о каждом из них. Чем питается белка? (Грибами, орехами.) Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост.) Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску.) Что помогает ему выдержать холод? Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными? Как ведут себя волки во время охоты? (Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей.) Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы.) Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку.) Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира.) Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (сворачивается клубком, иголки). |
животные разных климатических зон, |
|
рыбы |
|
птицы, |
|
млекопитающие |
|
насекомые, |
|
земноводные, |
|
рептилии, |
|
перелетные и зимующие птицы |
Дидактическая игра «Четвёртый лишний» Цель: диагностика знаний о перелетных и зимующих птицах. Материал: карточки с изображением зимующих и перелетных птиц. Ход: Рассмотри картинку. Какая птица лишняя и почему? Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.) А как называют птиц, которые улетают в теплые края? Назови зимующих птиц, изображенных на картинке. Назови перелетных птиц на этой картинке.
|
4.2. Растения и грибы
Имеет представление о деревьях, кустарниках,
|
Дидактическая игра «Чьи плоды?» Цель: диагностика представление о деревьях, кустарниках. Материал: карточки с изображением лиственных и хвойных деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка), плодовых деревьев, кустарников. Ход: Подбери к каждому дереву нужную картинку с плодами. Назови, какие деревья ты узнал. Как они называются? Они хвойные или лиственные? Какие из этих деревьев растут в нашем детском саду? Назови деревья на этих картинках (яблоня и груша). Как их назвать одним словом? Какие еще плодовые деревья ты знаешь? Что изображено на этой картинке? (кустарники). Назови их.
|
Имеет представление об овощных, плодовых, злаковых растениях |
|
Имеет представление о лекарственных, декоративных, цветковых растениях разных природных зон, |
Наблюдение |
Имеет представление о комнатных растениях, различающихся по строению и уходу, их особенностях, росте и развитии |
Дидактическое упражнение «Что нужно делать, чтобы растение было красивым?» Цель: диагностика представлений о комнатных растениях. Материал: комнатные растения или их иллюстрации. Ход: Без чего растение не может жить? (почва, воздух, вода, тепло). Какие растения на картинках? Как их назвать одним словом? Назови каждое из них. На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.) |
Имеет представление о съедобных и несъедобных грибах |
Беседа «Съедобные и несъедобные грибы» Цель: диагностика представлений о съедобных и несъедобных грибах. Материал: картинки с изображением грибов. Ход: Посмотри на картинку. Назови какие ты знаешь грибы. На какие 2 группы их можно разделить? (съедобные и несъедобные). Какие правила сбора грибов ты знаешь? |
4.3. Явления природы
Имеет представление о признаках смены времен года по месяцам: изменения температуры воздуха, продолжительности дня, почвенного покрова, осадков, состояния водоемов, жизни живых существ |
Дидактическое упражнение «Любимое время года» Цель: диагностика представлений о признаках смены времен года. Материал: сюжетные картинки по временам года. Ход: Назови время года на картинках. Назови свое любимое время года. Расскажи о нем.
Вспомни народные приметы.
Дидактическое упражнение «Что бывает, если…?» Цель: выявление знаний о связях между явлениями природы. Ход: Что бывает осенью, если сильно подует ветер? (усилится листопад, принесет грозовые тучи) Что бывает с травой, насекомыми и птицами, когда наступают холода? (с наступлением холодов увядает и желтеет трава, исчезают бабочки и жуки, улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми). Что бывает зимой, если после дождя ударит мороз? (голодед). Что можно увидеть летом, если дождь пойдет в солнечный день? (радугу). |
||||||||||||||
Имеет представление о разнообразных атмосферных явлениях: радуга, гроза, закат, рассвет, туман, роса, разная сила ветра, виды облаков, полнолуние, кометы |
Беседа «Атмосферные явления» Цель: диагностика представлений о разнообразных атмосферных явлениях. Материал: картинки с изображением атмосферных явлений. Ход: Посмотри на картинки и назови какие ты знаешь атмосферные явления. В какое время года их можно увидеть? В какое время суток их можно увидеть? Какие атмосферные явления ты видел?
|
||||||||||||||
Ребенок способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. |
Беседа «Правила поведения в природе» Цель: выявление способности самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Материал: предметные картинки с изображением природных явлений (гроза, туман, радуга, ураган). Ход: Кто в природе главный: человек, растения или животные? (все взаимосвязано). Почему нельзя рвать и есть растения? (они могут быть ядовитыми). Что это за явление? (рассматривание картинок). Как ты думаешь детям понравилась радуга? А какое атмосферное явление изображено на этой картинке? (ураган). А если бы дети увидели ураган, как бы они себя повели? А что это за атмосферное явление? (гроза).
Какие правила поведения при грозе ты знаешь? (нельзя стоять под одиноким деревом, купаться в реке, держаться за металлические предметы, пользоваться электроприборами и др.)
|
4.4. Неживая природа
Имеет представление о неживой природе как среде обитания живых существ, |
Дидактическая игра «На земле, в земле, в воде и в воздухе» Цель: диагностика представлений о неживой природе, как среде обитания живых существ, Материал: предметные картинки с изображением птицы, бабочки, стрекозы, дождевого червя, дельфина, крота, медузы, белки, ежа. Ход: Рассмотри внимательно картинки. Кто здесь изображен? Назови животных, обитающих в воздухе; Назови обитателей водоемов, Назови тех, кто обитает на земле, Назови тех, кто живет в земле.
|
|||||||||||||||
Имеет представление о свойствах песка, глины, воды, воздуха, камней, природных материалов, ископаемых |
Беседа «Что из чего сделано» Цель: диагностика представление о свойствах песка, глины, воды, воздуха, камней, природных материалов, ископаемых. Материал: предметы из глины, пластмассы, стекла, ткани (кусок глины, дерева, ткани и т. д.). Ход: Рассмотри предметы и расскажи о каждом из них, называя материал, из которого он сделан, и о его качествах (твердый, тяжелый или легкий и т. п.). Например, это глиняная игрушка. Сделана она из глины. Поэтому тяжелая. Глина гладкая, пластичная. Для того чтобы что-то слепить, нужно смочить ее водой, из нее можно делать посуду. |
|||||||||||||||
Имеет представление о водных ресурсах планеты |
Беседа о воде, о воздухе, о почве. Цель: диагностика представлений о водных ресурсах планеты. Материал: фотографии, картинки с изображением различных водоемов (море, океан, озеро, река, пруд, ручей, родник). Ход: Где в природе есть вода? Чем отличается вода в морях и океанах от воды речной, озерной? Знаешь ли ты, что водоемы могут болеть, как люди? Почему это происходит? Как воду сделать чистой? Зачем человеку нужна вода? Кому еще нужна вода? Что было бы, если бы с Земли исчезла вся вода? Какие свойства воды ты знаешь? (Прозрачность, принимает любую форму, растворяет вещества; может быть жидкой, твердой, паром,) |
|||||||||||||||
Имеет представление о небесных телах: Солнце, Луна, звезды |
Беседа «Наша планета – Земля» Цель: диагностика представлений о небесных телах. Материал: картинка с изображением планет. Ход: Почему наша планета голубого цвета? На каком по счету месте наша планета находиться от Солнца? (на третьем). На картинке представлен ряд планет. Покажи нашу планету - Зямля.
Беседа «Спутник нашей Земли – Луна» Цель: диагностика представлений о небесных телах. Ход: Что такое спутник? (небесное тело, обращающееся вокруг планеты). Как называется наш единственный естественный спутник? (Луна). Могли бы люди жить на Луне? Как ты думаешь, почему? Ступала ли нога человека на Луну? Почему на ночном небе мы так хорошо видим Луну? Иногда на небе видна только половинка Луны, а иногда совсем узкая ее полосочка. Как ты думаешь, почему? |
4.5. Человек и природа
Имеет представление об использовании человеком живой и неживой природы |
Беседы о воде, о воздухе, о почве Цель: диагностика представлений об использовании человеком живой и неживой природы. Ход: Где в природе есть вода? Чем отличается вода в морях и океанах от воды речной, озерной? Знаешь ли ты, что водоемы могут болеть, как люди? Почему это происходит? Как воду сделать чистой? Зачем человеку нужна вода? Кому еще нужна вода? Что было бы, если бы с Земли исчезла вся вода? Какие свойства воды ты знаешь? (Прозрачность, принимает любую форму, растворяет вещества; может быть жидкой, твердой, паром,) Что такое воздух? Кто дышит воздухом? Кто живет в воздухе? Как ты объяснишь, какой воздух называют чистым? Почему нужно бороться за чистоту воздуха? Как ты думаешь, что такое почва? Какие бывают почвы? Какое значение для растений, животных и человека она имеет? Почему в лесу нужно ходить по протоптанным тропинкам, не вытаптывать травы, не уплотнять почву? |
Имеет представление о природоохранной деятельности |
Дидактическая игра «Знаешь ли ты правила поведения в лесу?» Цель: диагностика представлений о природоохранной деятельности. Материал: условные обозначения правил поведения в лесу. Ход: Рассмотри карточки с условными обозначениями правил поведения в лесу и расскажи, что означает каждый знак. Что произойдет , если нарушать эти правила? |
Имеет представление о профессиях, связанных с природой, ее изучением, охраной, выращиванием и разведением животных и растений |
Беседа о профессиях Цель: диагностика представлений о профессиях, связанных с природой, ее изучением, охраной, выращиванием и разведением животных и растений. Ход: Какие ты знаешь профессии, связанные с природой? С охраной, изучением природы, с выращиванием животных и растений? Расскажи, какими орудиями труда пользуется человек названной профессии. Что именно он делает? |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.