Описание основных методов диагностирования готовности детей к школе. Тест Керна - Йирасека. Метод Любови Иосифовны Цеханской Узор. Графический диктант Даниила Борисовича Эльконина. Рисование по точкам Александра Леонидовича Венгера. Краткое описание и способы анализа проведенных тестов. Определение готовности детей к школе.
Инструменты диагностирования готовности детей 67 лет к школе.
Комплекс методик.
Тест Керна Йирасека.
Цель: проверка зрительного восприятия дошкольника, сенсомоторной
координации, умения слушать и понимать, выполнять задания по образцу. [7],
[8]
Тест состоит из четырех частей:
1. Рисунок по памяти (фигура мужчины).
2. Срисовывание фразы из письменных букв.
3. Срисовывание группы точек.
4. Опросник
Тест может применяться как индивидуально, так и в группе. В нашем случае
он будет проводиться в группе.
Если показатель низкий или ниже среднего, требуется дополнительное более
детальное обследование психического развития ребенка.
Метод Любови Иосифовны Цеханской Узор.
Цель: проверить сформированность умения и готовность осознанно подчинить
требованиям свои действия, умение слушать взрослого.
Краткое описание [8]: В 3 ряда располагаются фигуры: сверху треугольники,
посередине круги, внизу квадраты. Задание — составить узор, соединяя
квадраты с треугольниками, в обязательном порядке поводя соединительные
линии через круги по инструкции, определяемой педагогом.
Оценивание и анализ результатов. Баллы добавляются при соответствии
соединений инструкции педагога. Баллы вычитаются за пропуски, лишние
соединения, разрывы линий.
В 1995 году проведена стандартизация, по итогам которой выяснилось, что
методика «Узор» недостаточно дифференцирует сильных детей. Это
объясняется тем, что в последнее время изменилось содержание
образовательновоспитательной работы в детских садах, возникла устойчивая
тенденция к усилению учебной работы с детьми старших дошкольных
возрастов. Это приводит к более раннему развитию предпосылок учебной
деятельности, в частности, умения действовать по правилу. Тем не менее,метод достаточно активно и успешно используется педагогами и психологами
для определения сформированности готовности детей осознанно подчинять
свои действия правилу, что необходимо для успешного обучения в школе.
Графический диктант Даниила Борисовича Эльконина
Цель: проверить сформированность умения осознанно подчинять требованиям
свои действия, готовность и умение слушать педагога, умение
ориентироваться на образец. [7], [9]
Краткое описание: Перед проведением диктанта необходимо расчертить
доску на клетки, для иллюстрации указаний, дающихся детям. Педагог
должен воспроизводить инструкцию дословно, для чего необходимо иметь
перед собой ее текст. Раздаем детям карандаши и листы бумаги, где
подписаны фамилия, имя ребёнка и дата проведения диктанта, педагог даёт
разъяснения, после чего дети переходят к рисованию тренировочного узора.
Первый узор тренировочный, далее контрольные. При рисовании
тренировочного узора необходимо делать длительные паузы, позволяя детям
закончить предыдущую линию. Для самостоятельного продолжения узора
нужно дать полторы – две минуты. При рисовании тренировочного узора
педагог ходит по рядам и указывает ошибки, помогая дошкольникам в
точности выполнить инструкцию. При рисовании контрольных узоров этот
контроль снимается.
Интерпретация итогов диктанта очень проста. Точность узора под диктовку
— это умение слушать, не отвлекаясь на раздражители. Точность
самостоятельного продолжения узора — степень самостоятельности
дошкольника.
Рисование по точкам Александра Леонидовича Венгера.
Цель: проверить умение ориентироваться на определенную систему
требований, выполнение задания, ориентируясь на образец и восприятие
инструкций на слух. [7], [10]
Краткое описание: необходимо воспроизвести фигурыобразцы, соединяя
точки линиями по заданному правилу. Нужно воспроизвести образец, не
нарушая правила.
Анализ результата. Оценивают тест суммарно за шесть заданий, балл
повышается или снижается в зависимости от качества выполнения задания.Методика Нины Иосифовны Гуткиной.
Цель: проверить основные компоненты психологической готовности
дошкольника к школьному обучению. [7], [10]
Краткое описание: программа состоит из четырех частей для оценки
следующих сфер развития детей: произвольность, развитие речи,
интеллектуальное развитие, а также мотивация.
Звуковые прятки. Педагог с дошкольником определяют звук, который
необходимо найти (а, о, ш, с). Далее проходит тест. Педагог называет
произвольные слова, а ребенок отвечает, есть ли в данном слове необходимый
звук.
Метод определения доминирующих мотивов и беседа на предмет выявления
внутренней позиции будущего ученика. Ребенка приглашают в комнату с
игрушками, где педагог начинает рассказывать новую сказку, которая
заинтересует ребенка. На самом интересном моменте сказка прерывается и
малышу предлагается на выбор либо дослушать сказку, либо начать играть.
Ребенок, в котором доминирует познавательный интерес, выберет
продолжение сказки, а с доминирующим игровым интересом — игрушки или
игру.
Интеллектуальную сферу проверяют, используя методики «Сапожки»
(картинки на логическое мышление) и «Последовательность событий»
(восстановление правильной последовательности действий и рассказ по
картинкам
Домик. Дошкольник должен срисовать домик, состоящий из частей
прописных букв. В зависимости от способности ребенка к безошибочной
передаче образца, от внимательности, мелкой моторики и умения копировать
увиденное, оценивается результат.
Да и нет. Запрещено отвечать на вопросы «да» или «нет». Ребенку задают
вопросы, имеющие целью спровоцировать его на ответ «да» или «нет»,
которые произносить запрещено.