ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
Лисицына И.В., методист
Кириллова Т.А., методист
Контекст развития методической деятельности задается основными направлениями модернизации образования. Экспериментальными образовательными учреждениями сегодня уже накоплен опыт организации методической деятельности на диагностической основе и реализации программно-целевого подхода к ее проектированию, а в педагогических исследованиях формируется взгляд на содержание методической деятельности как деятельности по поддержке инноваций.
Методическая деятельность в МЦК-ЧЭМК рассматривается как специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания новшества, его апробации, внедрения и распространения.
В качестве первостепенной задачи, решаемой в нашей образовательной организации в рамках методической деятельности, сегодня выступает разработка, технологизация и внедрение инноваций, и это отражается в единой методической теме «Цифровая трансформация образовательного процесса в целях создания условий для формирования Soft Skills обучающихся и их профессионального самоопределения».
Определение задач основывается на анализе основных направлений развития образования и прогнозировании потребностей заказчиков на методические услуги. Рассмотрим задачи современной методической деятельности:
- организация и методическое сопровождение инновационной экспериментальной деятельности в образовательном учреждении. Эта задача направлена на создание инновационных разработок разного уровня и методических рекомендаций, обеспечивающих экспериментальную работу отдельных педагогов и всего педагогического коллектива, организация и руководство временными творческими коллективами;
- оформление и распространение накопленного опыта инновационной работы, а также организация научно-практических конференций, педагогических чтений;
- задача по оказанию помощи педагогам в проектировании учебного процесса заключается в разработке нового комплексного методического обеспечения; и консультированию по применению новых педагогических технологий.
- задача информационного обеспечения инновационной деятельности направлена на удовлетворение информационных запросов педагогов и администрации, составление обзоров, аналитических справок, организацию конференций; конкурсов.
- оценка инновационных продуктов заключается в организации внешней и внутренней экспертизы методических разработок инновационного характера, создание объективных критериев оценки, подготовке к аттестации педагогов, разработке системы и механизмов объективной оценки методической работы преподавателей.
Приоритетным проектом в области образования является создание цифровой образовательной среды.
Анализ законодательных документов, позволяет выделить основные направления методической деятельности и определить специфику их содержания на основе индивидуальных образовательных потребностей педагогов.
Интегративная модель координационно-методической деятельности инновационно-методического центра включает 6 направлений:
Методическая деятельность |
|||||
Цели методической деятельности: системное единство создания новшества, его апробации, внедрения и распространения. |
|||||
Направления методической деятельности |
|||||
Технологическое |
Андрагогическое |
Исследовательское |
Экспертное |
Информационное |
Управленческое |
Содержание деятельности |
|||||
– Выявление – Изучение – Обобщение Трансляция инновационного педагогического опыта |
Диагностика подготовленности педагогов Разработка вариативных программ профессионального развития Мотивация развития Создание ситуации личностного роста Диагностика |
Анализ затруднений в имеющейся практике Поиск их причины – Поиск выхода Экспериментальная проверка «Вживление» результатов |
Анализ объекта экспер тизы Постановка целей экспертизы Выделение принципов, разработка средств Проведение экспертизы Рекомендации по развитию |
Получение информации из разных источников Объективное оценивание инновации Определение путей использования информа ции |
Анализ исходного состояния объекта управления Проектирование механизмов управления Определение идеи Постановка целей и задач |
Результаты деятельности |
|||||
Внедрение инновационного педагогического опыта |
Развитие педагогического коллектива |
Создание новых Образцов образовательной практики |
Развитие авторских идей, оценка инновационной педпрактики |
Создание инструментального, развивающего информационного пространства |
Качественное преобразование объекта управления |
Для эффективной интеграции членов педагогического коллектива, методическая служба должна быть построена на диагностической основе, иметь гибкую структуру и реализовывать демократические принципы взаимодействия участников образовательного пространства. Для этого, как справедливо отмечает к.п.н. Светлана Алексеевна (Мацкевич) Крупник, от методиста требуется обладание межпрофессиональной квалификацией. Он должен профессионально осуществить анализ педагогической практики, выявить затруднения и проблемы, организовать поиск их решения, технологически оформить решение и обеспечить закрепление изменений практики.
Деятельность структурных элементов должна быть скоординирована и направлена на обеспечение условий для реализации программы развития образовательного учреждения, поддержку инновационных процессов, реализации проектов. Ключевая роль в этой системе отводится, в том числе и ИМЦ. Взаимосвязь и взаимопроникновение создает особый синергетический эффект.
Совокупность интеграционных и координационных функций методического обеспечения образовательного процесса в колледже, представляет на наш взгляд новизну модели методического обеспечения.
Методическая деятельность сегодня, несмотря на творческий характер, должна строиться на технологической основе, приобретая черты исследовательской деятельности. Алгоритм ее осуществления включает совокупность следующих этапов: анализа педагогической практики, ее проблематизации, моделирования решений, разработки программ их реализации, апробирования нового в экспериментальных условиях, внедрения новаций.
В условиях развития образовательных учреждений в методической работе ведущую роль должны занять коллективные формы взаимодействия, реализуемые в создании проблемных групп, творческих лабораторий, проектных команд и др. Что обеспечит условия для сетевого взаимодействия структурных подразделений внутри методической службы. Немаловажную роль играет и развитие психологически позитивного микроклимата педагогического коллектива. На его формирование может позитивно повлиять внедрение таких неформальных форм методической работы как «педагогические гостиные», «методические посиделки», «методический калейдоскоп» и другие.
Педагогическое сообщество коллежа сейчас создает модель современной и безопасной цифровой образовательной среды. Цель ‒ повышение качества и расширение возможностей непрерывного образования.
Итак, в связи с масштабностью изменений в сфере образования значение методической деятельности образовательных учреждений возросло. Сегодня она приобрела существенные отличия от традиционной методической деятельности образовательных учреждений и характеризуется:
- во-первых, системностью и новизной. Каждое из содержательных нововведений (будь то, обеспечение внедрения стандартов нового поколение, формирование диалогового пространства, создание обучающей среды и др.) методист должен обеспечивать системно по всем направлениям
- во-вторых, технологичностью и управляемостью. Методическая деятельность обращена на работу с инновационным педагогическим опытом; на освоение в педагогических коллективах современных цифровых инструментов организации учебного процесса; на оценку инновационных процессов и продуктов инновационной деятельности; на разрешение фиксируемых в образовательной практике проблем, организацию инновационной деятельности, включение в экспериментальные процессы.
Сегодня методист - модератор, тьютер, способный создать условия для профессионального роста педагогов и внедрения ими новаций!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.