Интегративный подход: его реализация на уроках словесности и литературы (из опыта работы)

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни нашего народа приводят к серьезной модернизации школьной системы образования. Перестройка социально-экономических отношений, переход к информационной цивилизации, выдвижение на первый план общечеловеческих категорий нравственности – всё это вызывает потребность в обновлении содержания образования, в том числе и гуманитарного. В методической литературе предлагаются различные пути содержания гуманитарного образования, среди них интегративный подход в обучении. Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий. А при переходе школы к профильному образованию интеграция – одна из основных требований его успешной реализации.
Иконка файла материала Интегративный подход.doc
Интегративный подход: его реализация на уроках словесности и литературы (из опыта работы) Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни нашего  народа приводят к серьезной модернизации школьной системы образования. Перестройка социально­ экономических отношений, переход к информационной цивилизации, выдвижение на первый план  общечеловеческих категорий нравственности – всё это вызывает потребность в обновлении содержания  образования, в том числе и гуманитарного. В методической литературе предлагаются различные пути  содержания гуманитарного образования, среди них интегративный подход в обучении. Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую  педагогику пришло в 80­е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится  востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических  технологий. А при переходе школы к профильному образованию интеграция – одна из основных требований его  успешной реализации. При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии  показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета. Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер. Особое место русского языка и литературы в интеграции предметов объясняется тем, что они находятся в  тесном взаимоотношении с предметами и гуманитарного, и естественнонаучного, и математического циклов:  русский язык и литература, литература и история, литература и география, литература и логика, литература и  музыка. Интеграция на уроках русской словесности. Доминирующей идеей государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное  речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Он ориентирован не только и не  столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры  школьников, умения думать грамотно и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Поэтому естественной становится интеграция русского языка и литературы и создание русской словесности,  предмета, синтезирующего знания учащихся по языку с их проникновением в текст, в мир художественной  литературы, как вершины речевой деятельности.Основная задача интеграции указанных предметов ­ овладение  учащимися языковыми единицами, необходимыми для коммуникативных целей: для выражения мыслей,  пробуждения у учащихся потенциала языкового творчества, поиска своих собственных языковых форм,  конструирования текста. Уроки словесности вместо или вместе с уроками развития речи дают замечательную  возможность закреплять знания, полученные на уроке русского языка, и углублять мотивацию к учению. В  основе такого урока ­ интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий  возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что­то новое в интеллектуальном и  эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и при возможности  актуальный на момент использования. Богатый материал для таких уроков содержится в произведениях русских классиков А.П.Чехова, Н.В.Гоголя,  Л.Н.Толстого, И.А.Бунина.Уроки словесности необходимы в современной школе в связи с переходом на новые  технологии для оценки учебных достижений учащихся (ЕГЭ) Рассмотрим на конкретном примере урока словесности в 11­м классе по теме “Комплексный анализ текста  (А.П.Чехов “Письмо к брату Николаю”). Подготовка к ЕГЭ”.Урок состоит из следующих этапов: I. Психологическая установка (напишите красиво и медленно своё имя, отчество и фамилию), целеполагание –  научиться связно и логично излагать мысли о воспитанном человеке и подготовиться к выполнению заданий  ЕГЭ типа В и С. II. Аналитическая беседа с учащимися по высказываниям: Воспитание ­ великое дело: им решается участь человека (В.Белинский) У всякого два воспитания: одно, которое дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе сам  (Э.Гиббон)Вопросы: 1. О каких двух воспитаниях идёт речь в предложении? (воспитание и самовоспитание) 2. Найдите и рассмотрите ключевое слово воспитание из данных утверждений с разных языковых позиций: словообразования, морфологии, лексики, фонетики. 3. Что вмещает в себя понятие “воспитание” ( рассуждения учащихся) 4. Можно ли отнести слова толерантность и альтруизм в данный лексический ряд? (работа по словарям) 5. Какую роль играет в воспитании литература как учебник жизни? Какие произведения оказали на вас  воспитательное воздействие? (проверка групповых заданий ­ интересные мысли из “Записных книжек”  А.П.Чехова? III. Комплексный анализ текста “Письмо Чехова к брату Николаю”( выразительное чтение по пунктам) Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: А.П.Чехов. “Письмо к брату Николаю” 1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…  Они не бунтуют из­за молотка или пропавшей резинки; живя с кем­нибудь, они не делают из этого  одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! 2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь  простым глазом. 3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. 4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для  слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуют, держат себя на улице так же, как дома,  не пускают пыль в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не  спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат. 5. Они не уничтожают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах  чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: “Меня не понимают!” 6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями. 7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они горды своим талантом. 8. Они воспитывают в себе эстетику: они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами и  дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу… Таковы воспитанные… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, нужен  беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час… Вопросы и задания: 1. Как звучит письмо сегодня: современно или устарело? Какие пункты следовало бы исключить, добавить своё,  изменить? Работа в группах: каждая группа предлагает свои поправки, своё решение вопроса. 2. Есть ли в тексте незнакомые для вас слова? Объясните значения следующих слов подбором синонимов: суетны, штудировка 3. В каком значении употреблено слово эстетика в контексте? 4. К какому жанру относится письмо? ( справку даёт ученик) 5. Что отличает данный текст от обычного письма? IV. Решение теста по типу ЕГЭ на компьютерах. V. Домашнее задание: написать сочинение­рецензию по данному тексту. Самооценка. Интеграция на уроках литературы. Эксперименты по реализации интеграции на уроках литературы ведутся мною с учащимися 5­8 классов по  учебно­методическому комплексу “Вокруг тебя ­ мир” с 2002­2003 учебного года, с учащимися 9­11­х классов ­ с  2000­2001 учебного года. 1. Большое место на уроках литературы в старших классах отводится изучению биографии писателя.Академик О.Ю.Богданова утверждает: “в центре монографической темы ­ писатель и его произведения: одно  или несколько произведений изучаются текстуально”. В школьном изучении, на наш взгляд, монографическая  тема должна представить интегрированную модель формирования личности художника, т.е. показать его  становление во всех совокупностях общественных отношений, связях с эпохой, культурой, историческими  позициями нации. Старшеклассникам необходимо усвоить концепцию жизни писателя, философскую основу  бытия, процесс мышления, результатом которого является художественное произведение, включится в  сложнейший диалог с автором. Мысль о необходимости интегрированного подхода к изучению монографической темы высказала  Г.П.Любимова: “интегративный подход имел несколько оснований. Во­первых, слово художника интегрально по  своей специфике, во­вторых, литература как вид искусства включается в круг фактов, изучаемых другими  гуманитарными науками. Произведение создаётся в контексте нравственных, философских, социальных,  политических проблем эпохи. Всё это свидетельствует о необходимости повышенного внимания в процесс  работы над произведением в школе к философии, психологии, политологии, искусствоведению и другим (как  социальным, так и более отдалённым ­ естественным и точным) наукам”. Например, предлагаю изучение монографической темы с использованием новой образовательной технологии  “Портфель ученика”, так как она органично и легко интегрируется с традиционным обучением, нацелена на  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей, самостоятельности  мышления и способности самореализации в обществе. Учёный­педагог Е.С.Полат даёт следующее определение:  “Портфель ученика” ­ инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика,  рефлексии его собственной деятельности”. Рассмотрим на примере урока­защиты проектов в 10 классе по теме “Жизнь, творчество,судьба  А.П.Чехова”. Учащиеся распределились по группам и разрабатывали свои исследовательские проекты. На  уроке в разных формах представили свои исследования “специалисты из разных областей наук”: историк –  биография А.П.Чехова (по хронологической таблице дает сравнение исторических событий и этапов жизни  Чехова); географ – заочная экскурсия “По чеховским местам” (места пребывания Чехова даны на  самостоятельно составленной карте); литературовед – творческая мастерская писателя; медик – Чехов – врач  земский; педагог – Чехов – воспитатель; искусствовед – театр в судьбе Чехова. Такого типа уроки подтолкнут учащихся к более глубокому прочтению и изучению произведений писателя.  Наряду с данной установкой, подобные уроки активизируют познавательную деятельность учащихся и  целенаправленно готовят старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии. 2. Интеграция предъявляет соответствующие требования к формам урока, наряду с классическими  активное применение нетрадиционных: уроки­исследования, уроки ­открытия, уроки­диалоги, уроки­спектакли,  уроки­размышления, уроки открытых мыслей. В основе многих указанных уроков лежит учебно­ролевая игра. Она привлекает меня тем, что позволяет вовлечь всех учащихся в творческий поиск, дает возможность шире совмещать разные предметы на одном уроке.На  уроках ставятся и решаются одновременно цели и уроков литературы, и других предметов: формирование  эстетически­художественного мышления и образности слова, наблюдение над параллельными процессами  развития истории и литературы, развитие навыков музыкального образования и художественной речи, которые  соединяются в сознании учащихся в единое целое. Через игру, через роль, выбранную на интегрированном  уроке учеником, происходит процесс раскрытия и познания себя и других. Как реализуются изложенные принципы на уроках? Вот несколько примеров. Урок­диалог. Учебный диалог относится к ведущим технологиям личностно ориентированного образования.  Общение организуется на уроке как своеобразная встреча “моего, твоего, Вашего”, как обмен личным опытом  учителя и ученика. В процессе учебного диалога учащиеся овладевают опытом эмоционально­ценностного  отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Диалог изменяет и формы  общения: вместо преобладающего монолога – полилог, причём при активном участии всех школьников, даётся  возможность высказывать суждения с различных точек зрения. Например, урок­диалог в 7­м классе по УМК  “Вокруг тебя – мир” по теме “Проба на человечность” по рассказу Б.П.Екимова “Ночь исцеления”. Диалог  ведётся на основе прочитанного рассказа “Ночь исцеления” и просмотренного фильма “Бабуся”. Для  обсуждения предложены вопросы: 1. О каком жизненном тупике идёт речь в рассказе Б.Екимова?2. Подберите слова­ассоциации, которые возникают у вас при слове бабушка. А у Гриши ­ какие ассоциации?  (боль, жалость, одиночество, терпение и др.) 3. Определите тему произведения (столкновение человека с трагическими сторонами жизни) Что пришлось пережить бабе Дуне во время войны 1941­1945 годов? Что общего в судьбах между бабой Дуней и вашей бабушкой? 5. Обсуждение к/ф “Бабуся” Какие размышления, вопросы возникли у вас? Могло ли в фильме завершиться всё  по­другому? Что мешало этому? 6. А есть ли в рассказе Екимова такой понимающий человек? 7. Давайте проследим за развитием чувств подростка, ставшего свидетелем трагедии, как Гриша приходит к  мысли о том, что именно он должен помочь бабушке (работа по тексту) 8. Считаете ли решение Гриши спасти бабушку правильным? Предложите свой вариант решения проблемы. 9. Почему рассказ называется “Ночь исцеления”. Кто исцеляется: баба Дуня, Гриша или оба? 10. Подберите аргументы в пользу гуманного отношения к страдающему человеку (на примере других известных  тебе произведений или же на основе личного опыта, личных впечатлений) 11. Какой урок извлекли из рассказа Б. Екимова? К каким размышлениям подводит нас автор? Урок­театр в 11­м классе по теме “В театре А.М.Горького – пьеса “На дне” Определены роли и задания: художники­декораторы – оформление театральной афиши, компьютерное  оформление программки (консультирует учитель ИЗО);     искусствоведы – выступления на темы “История развития МХАТ”, “Сценическая история пьесы”; режиссер и актеры – инсценировки фрагментов из пьесы “На дне”; социолог – социологическое исследование о благосостоянии народа в современной России  (консультирует учитель экономики); краевед – выступление “Пьеса “На дне” ­ на сценах казанских театров” Еще до урока в классе царит театральная атмосфера: соответствующее оформление зала, учащиеся раздают  зрителям театральные программки, у входа висит афиша к премьере пьесы. Прозвенел третий театральный  звонок, и театр начался. Действие за действием зрители осваивают азы театрального искусства и пьесы  А.М.Горького “На дне”. Зная заранее свои роли, выбранные по желанию, уровню развития, степени  одаренности, у учащихся появляется ответственность, каждый старается подойти к делу творчески. При таком  подходе учащиеся вооружаются знаниями без какого­либо принуждения, повышается учебная мотивация, и  создаются условия для ситуации успеха, также появляется желание творить что­то новое. Урок­исследование. Данная форма урока позволяет заглянуть за рамки школьного учебника, вовлекая ребят в  неактуальный сейчас процесс “рытья в книгах”, совершенствует навыки самостоятельной работы над проектной  работой исследовательского характера, способствует формированию коммуникативной культуры. Такие уроки  прошли по темам: “Тайны ремесла А.Ахматовой” ­11 класс; “Тема России в лирике А.Блока и С.Есенина” ­ 11  класс; “Традиции И.С.Тургенева и А.П.Чехова в прозе И.А.Бунина” ­ 11класс. 3. Важным принципом интеграции является изучение русской культуры на фоне мировой, сочетание  национального, регионального, краеведческого компонентов. Такая задача решается непосредственно при  изучении произведений русских писателей и поэтов. Вот несколько способов решения указанной задачи на  уроках литературы в старших классах. Урок­размышление в 8­м классе по теме “Не стоит село без праведника” (по рассказу И.А.Солженицына  “Матренин двор”) Проблемы, затронутые в рассказе (противоречия коллективизации в деревне, политика  неперспективных деревень), знакомы учащимся по страницам истории России, по рассказам бабушек и дедушек.  Эти проблемы были характерны для всех регионов, в том числе не обошли они и татарские деревни. В этом  смогли учащиеся убедиться на интегрированном уроке. Литературоведы подготовили характеристику главной  героини Матрены Васильевны; историки на основе изучаемого рассказа и учебников истории выступили с  докладом “История развития деревни 20­40 гг ХХ века”; краеведы занимались историей своей деревни (как раз в этом классе оказались дети­очевидцы, когда на их глазах велась политика неперспективных деревень, когданеобдуманно шло затопление земель с.Дербышки); журналисты подготовили материал (интервью, заметки в  газету, рассказы) о жизни бабушек, которые перенесли те же тяготы, что и героиня рассказа Солженицына. Урок­исследование в 11­м классе “Тайны ремесла А.А.Ахматовой”, на котором предлагается небольшое  исследование по теме “Ахматова – переводчик татарской поэзии”. В ходе исследования дается сопоставление  стихов­оригиналов на татарском языке и переводов Ахматовой. Сначала читается выразительно стихотворение  на татарском языке, а затем на русском. Обсуждается с учащимися проблема: насколько поэтесса смогла  передать и сохранить в своих переводах национальный дух, культуру татарского народа. Кроме того, на уроке  организована презентация книг со стихами Ахматовой, выпущенных учащимися собственноручно (сами были и  редактором­оформителем, корректором, издателем). Урок­открытие при изучении лирики М.И.Цветаевой в 8­м классе. На предыдущих уроках выяснили, что  любимое дерево и в жизни Цветаевой, и в ее лирике – рябина. Рябина – символ цветаевской судьбы, горькой,  надломленной. На уроке – открытии ищем ответ на вопрос : можно ли сказать, что созданный поэтом в лирике  образ рябины несет в себе черты народной поэтической традиции. Музыкальным фоном будет служить песня  “Тонкая рябина”. “Открытия” учащихся по темам “Рябина в русских песнях”, “Рябина в татарской поэзии и музыке” подводят их к мысли, что рябина издавна у всех народов считается символом одиночества, тоски, грусти. На  таких сопоставлениях становится понятно, как происходит взаимовлияние и взаимодействие народного и  письменного искусства слова. Уроки развития речи ­ эффективная форма для интеграции. Большое внимание в национальных школах уделяется урокам развития речи. Уроки развития речи – это уроки  творчества, где проявляется индивидуальность каждого ученика, развивается его творческое мышление и  познавательные интересы. Это осуществимо при интеграции учебного материала. Например, заключительные  уроки литературы в 10­м классе. Урок начинается с рассмотрения картинной галереи художников­ передвижников Перова В.Г., Максимова В.М., Маковского В., Савицкого К.А. , РепинаИ.Е. Галерея необходима  для эмоционального настроя урока, но должна нести в себе и другую задачу – познавательную, учащиеся  должны определить, что это картины художников­передвижников. Экскурсовод (подготовленный ученик  знакомит и сообщает некоторые сведения о художниках и их картинах). Учитель ИЗО объясняет особенности  работы художников­ передвижников над картинами. Историк (ученик) даёт историческую справку по некоторым картинам. Затем проводится беседа по картинам и по пройденному курсу литературы.. Выразительное чтение  отрывков из прозаических, драматических и лирических произведений (задание было дано заранее) и  размышление над вопросом: к какой картине больше подходит содержание прочитанного отрывка. Поисковая  работа – распределяются картины по группам и дается задание: какие строки из произведений подписали бы вы к данным картинам. Так на уроке происходит интеграция двух начал, образного и словесного, результатом которого становится  творческая работа учащихся – сочинение “Русская классика II половины XIX века, уроки литературы и я” (тему  подбирает сам учащийся). 4. “Вокруг тебя ­ мир” относится к числу тех интегрированных курсов, которые представляют собой цикл  уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования.  Для всего курса в целом и для учебных пособий каждого класса характерны наличие трёх компонентов:  литературоведческого, этического и правового. Данный курс дополняет материал основного курса литературы и имеет развивающий характер (активно­ деятельностная модель, опора на жизненный опыт учащихся,  коммуникативность).Система уроков внеклассного чтения по УМК предусматривает активное применение  интегративного подхода: определённых знаний по истории, праву, психологии. Авторская программа “Гуманистическая направленность уроков внеклассного чтения по УМК “Вокруг тебя –  мир”, разработанная мною, на VII Республиканском конкурсе авторских программ и учебно­методических  материалов получила диплом II степени (2005 г., г.Казань) Уроки по данному УМК проходят эмоционально и результативно. Учащиеся серьёзно размышляют о жизни, о  людях и их поступках, правильно решают ситуативные задачи, при обсуждении рассказа активно применяют  знания по разным наукам. Так, на уроке открытых мыслей в 6 классе по рассказу В.Солоухина  “Мститель” учащиеся сумели показать свои артистические и музыкальные способности, знания психологии  детей своего возраста, по­взрослому делали выбор: отомстить или простить?, предлагали оригинальные  решения выхода из сложившейся ситуации и сумели подойти к главному уроку ­ уроку жизни: надо уметь жалеть и прощать человека! Всё это решалось в течение урока самыми разнообразными приёмами и методами: чтениеотрывков по ролям, инсценирование случая из школьной жизни, викторина, словарная работа, беседа и хоровое  пение. Во всех вышеуказанных формах и методах осуществляются принципы интегративного личностно развивающего  образования: личностного подхода; рефлексии; системности; проблемности; диалогичности. Интегрированное обучение создаёт оптимальные условия для личностно ориентированного подхода, для  творчества и сотворчества учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активизации  мыслительной и творческой деятельности и развивающих приёмов обучения.