Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса
Оценка 5

Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса

Оценка 5
Педсоветы
doc
химия +1
Взрослым
21.04.2017
Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса
Наше общество претерпевает быстрые и фундаментальные перемены во всех сферах деятельности. Мы находимся в состоянии перехода от века индустриального к веку информационному. Корни многих изменений кроются в новых способах создания, хранения, передачи и использования информации. Компьютерные технологии являются очевидными проявлениями информационной революции, поэтому становится понятным тот пристальный интерес, который проявляют к компьютерной грамотности учителя, идущие по пути адаптации школы к современному миру.Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса
текст для защиты.doc
«Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса».  Наше общество претерпевает быстрые и фундаментальные перемены во всех   сферах     деятельности.  Мы   находимся   в   состоянии   перехода   от   века индустриального к веку информационному. Корни многих изменений кроются в новых способах создания, хранения, передачи и использования информации. Компьютерные   технологии   являются   очевидными   проявлениями информационной революции, поэтому становится понятным тот пристальный интерес, который проявляют к компьютерной грамотности учителя, идущие по пути адаптации школы к современному миру.      потребностей   творческих   компетенций, От   современной   школы   требуется   внедрение   новых   подходов   к обучению,   обеспечивающих   наряду   с   его   фундаментальностью   и соблюдением   требований   Государственных   стандартов   развитие коммуникативных, в самообразовании.   Ожидается,   что   именно   информатизация   на   основе информационных   и   коммуникационных   технологий   будет   способствовать решению этих задач. Интеграция ИКТ и педагогических технологий позволяет удовлетворить   образовательные   потребности   учащихся,  изменить   методику преподавания,   сделать   образовательную   деятельность   интересной, творческой,   учитывающей     и   развивающей   индивидуальные   особенности школьников.  Противоречия:  Между значительным ростом информации, определяющей содержание образования   и  ограниченным     временем   обучения   и   возможностями субъектов образовательного процесса.  Между   необходимостью   вести   обучение   в   соответствии   с Государственными   стандартами   и   учетом   индивидуальных особенностей школьников и возможностью их творческого развития.  Между   большим   количеством   педагогических   технологий,   ИКТ   и трудностью   оптимального   их   выбора   для   решения   конкретных   задач урока. На решение данных противоречий направлен проект. Цель проекта: Теоретическое   обоснование,   разработка   и   реализация   методических основ   интеграции   ИКТ   с   различными   методами   и   технологиями   в   рамках школьного урока химии. Гипотеза: Состоит   в   предположении,   что   интеграция   информационно­ коммуникационных   технологий   с   различными   методами   и   технологиями возможна и обеспечит совершенствование образовательного процесса с целью компетентностного развития личности школьника. Задачи:  Проанализировать роль ИКТ в образовательном процессе современной школы.  Разработать   модель   поэтапного   включения   ИКТ   в   образовательное пространство урока.  Разработать методику использования средств ИКТ при изучении химии.  Выявить активизации   учебно­познавательной деятельности учащихся на уроках химии посредством интеграции ИКТ с различными педагогическими технологиями. возможности     Этапы исследования: 1 этап: (сентябрь 2014 г. ­ декабрь 2014 г.) Изучалось состояние проблемы в теории и практике,   анализировалась   разрабатывалась   программа психолого­педагогическая   литература, исследования, выдвинута рабочая гипотеза, определены задачи. 2 этап: (январь 2015 г. ­ декабрь 2015 г.)   Была разработана система творческих заданий. Проверялась гипотеза, выполнялись поставленные задачи.  3 этап: (январь 2016 г. ­ апрель 2016 г.) Обрабатывались   окончательные   результаты,   проводилось   обобщение, систематизация, описание полученных результатов.  Планируемые результаты:  Анализ роли ИКТ в образовательном процессе современной школы.  Развитие познавательных способностей.  Формирование творческого потенциала личности учащихся и учителя.  Формирование целостного восприятия картины окружающего мира.   Сохранение допустимого уровня здоровья школьников.  Повышение качества образовательного процесса. Информационно   –   коммуникационные   технологии   сегодня   являются необходимым   инструментом   реализации   информационной   компетентности учащихся и необходимым инструментом ее формирования. Можно выделить несколько аспектов использования различных средств ИКТ в образовательном процессе: 1.   Мотивационный   аспект.  Применение   ИКТ   в   образовательном процессе   повышает   потребности   обучающихся   в   получении   образования, поскольку   создаются   условия   для   раскрытия   творческого   потенциала,   для освоения современных информационных технологий. 2.   Содержательный   аспект.  Возможности   ИКТ   используются   при реализации   основных   предметов,   элективных   курсов,   при   построение индивидуальной образовательной траектории. 3.   Учебно­методический   аспект.  Электронные   и   информационные ресурсы   используются   в   качестве   учебно­методического   сопровождения общеобразовательных и профильных учебных дисциплин. Учитель применяет различные образовательные средства ИКТ: ­ при подготовке к уроку;  ­   непосредственно   на   уроке   (при   объяснении   нового   материала,   для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); ­   для   организации   самостоятельного   изучения   учащимися дополнительного материала и т.д. ­   для   проектирования   учебно­методического   комплекса   авторского элективного курса. 4. Контрольно­оценочный аспект.  Основным средством контроля и оценки   образовательных   результатов,   обучающихся   с   использованием   ИКТ являются   тестовые   задания,   позволяющие   осуществлять   различные   виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.  Рассмотрим   более   детально,   что   же   дает   использование информационных технологий уроку? Это высокая плотность урока, разнообразие используемых приемов и методов,   расширение   возможностей   для   использования   личностно­ ориентированного   подхода.   Результатом   является   повышение   качества обучения, формирование положительной мотивации и устойчивого интереса к предмету.            Использование ИКТ в своей деятельности как учителя условно я делю  на четыре направления: теоретическая поддержка курса, создание  презентаций к урокам и внеклассным занятиям, проектная деятельность  учащихся, контроль знаний.             Сегодня   у   учителя   появилась   возможность   наряду   с   учебником   использовать   компьютерные  интерактивные   учебные   пособия.  В   них представлен и базовый, и углубленный уровень учебного материала. На мой взгляд,   одним   из   самых   главных   их   достоинств   является   возможность достижения   такой   высокой   степени   наглядности,   которую   невозможно обеспечить в обычном учебнике.               Использование электронных пособий, прежде всего, определяется  самим учителем, исходя из целей урока, содержания и последовательности  подачи учебного материала. На уроках лекциях ­ это теоретическая  поддержка курса, на практических занятиях – виртуальная лаборатория, на  этапе контроля – это возможность пройти тест и разобрать свои ошибки.              В практике преподавания химии и биологии  мною применяются  различные формы информационного сопровождения. Наиболее простым и  эффективным приемом является использование готовых программных  продуктов, которые обладают большим потенциалом и позволяют варьировать способы их применения исходя из содержательных и организационных  особенностей образовательного процесса. Использование изобразительных средств (анимация, видеофрагмент,  динамические рисунки, звук) значительно расширят возможности обучения,  делает содержание учебного материала более наглядным, понятным,  занимательным. Компьютерное моделирование оказывается незаменимым при  изучении химических процессов, непосредственное наблюдение за которыми нереально или затруднено. Такими примерами может служить движение  электронов вокруг ядра атома, или рассмотрение процесса  электролитической диссоциации, изучение реакций ионного обмена, где  наглядно, в движении представлены процессы, происходящие в растворе  между ионами. Компьютерные технологии дают возможность демонстрировать реакции с  взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими  реактивами, процессы, протекающие слишком быстро или медленно, что  невозможно в школьных условиях.       Несмотря на ряд преимуществ готовых программных продуктов,  информация на некоторых из них излагается очень сухо, встречаются ошибки  принципиального характера, некоторые задания чрезвычайно трудны для  школьника. Поэтому возникает потребность в создании собственных  информационных продуктов.                Реализуя  технологию уровневой дифференциации  по личностно­ психологическим типам восприятия, возможно изучение нового материала с помощью учительской презентации. Учительская   презентация   на   уроке   становится   настолько   же необходимой,   как   доска   и   мел.   Она   иллюстрирует   не   только   изучаемый материал, но и демонстрирует возможности компьютера в образовательной деятельности, а также знания и умения самого учителя в работе с ним. Учитывая   индивидуальные   особенности   ученика   воспринимать информацию   разными   способами,   каждый   фрагмент   презентации   при разумном сочетании объема и уровня сложности позволяет обучать каждого школьника на уровне его возможностей.  Слайдовая   презентация   позволяет   разместить   материал   одного   урока через опорный конспект, реализуя технологию опорных сигналов Виктора Фёдоровича   Шаталова.  Четкое   структурирование   учебного   материала   в опорном конспекте облегчает его восприятие. Опорный конспект – это тот материал,   знание   которого   обязательно   для   каждого   ученика.   Он дисциплинирует, учит видеть главное. Усвоение учебного материала лучше, когда   в   конспекте     используются   гиперссылки.   С   их   помощью,   опорные конспекты, оставаясь внешне достаточно компактной формой представления учебной информации, становятся более многомерной конструкцией.        Возможность публикации материалов на веб­странице, быстрая доставка материалов коллегам и ученикам, быстрая проверка выполненного задания и его комментирование в режиме реального времени.  Возможность публикации материалов на личном сайте.  Организация публикации проектов, презентаций, создание 3D­книг.     В моей методической копилке много разработано уроков по разным темам. Создание собственных презентаций к урокам вызвало живой интерес у  учащихся к программе PowerPoint – и вот уже сами ребята предлагают мне  свои собственные презентации к различным разделам школьного курса. Так  сама собой возникла проектная деятельность учащихся. Представить   современную   школу   без  проектной   деятельности  учащихся сегодня не возможно. Причем компьютерный продукт, как мы уже видели, может   служить   иллюстративным   рядом   при   демонстрации   работы,   может являться   основным   содержанием   работы,   источником   знаний   учащихся,   а также   может   быть   эффективно   использован   для   повышения   качества обучения при помощи информационно­коммуникационных технологий.  Существует  достаточно много видов проектов. По химии же чаще других я использую исследовательский проект. Такими проектами является проекты, выполненные учащимися: «рН и здоровье человека»,  «Наш  любимый  чай», «Генная инженерия на службе человечества»,   Многие   из   проектов   выполняются   в   режиме   опережающего   обучения,   или мультимедийных презентаций.      Одной из актуальных форм использования информационных технологий является тестирование.       Тестирование в настоящее время становится одной из самых актуальных  информационных технологий образования. Традиционные наборы заданий с  выбором ответа или его вводом в виде числа (слова) могут  при методически  выверенной последовательности их подачи на экран ­ давать эффект  тренинга. Система оценки результатов дает возможность определить рейтинг  учащегося по каждой теме, проследить динамику успеваемости и  скорректировать учебный процесс в соответствии с показанными  результатами. Кроме того, использование контролирующих программ  способствует формированию адекватной самооценки у учащихся.    Организация он­лайн тестирования, создание анкет, опросов. Интеграция ИКТ и различных дидактических материалов.    Создание с использованием сервисов Веб 2.0 образовательных игр,  викторин, кроссвордов, головоломок, схем, фишбоун и т.д. Создание он­лайн  пазлов.    Для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером на  ИКТ ­ уроках необходимо соблюдение санитарно – гигиенических  требований.   Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке  необходимо проводить динамические паузы, физминутки и зрительные  гимнастики.     Коллекции  Электронные образовательные ресурсы, Федеральный центр  информационно­образовательных ресурсов.      Использование информационных технологий органично вписывается в  структуру любого урока, дает возможность стимулировать поисковую  деятельность учащихся на современном, качественно ином уровне, а также  формировать учебную мотивацию и ключевые компетенции обучающихся.     Мною была отслежена результативность обучения при использовании  информационных технологий. Диагностика уровня сформированности  общеучебных умений и навыков свидетельствуют о том, что система работы с  использованием информационных технологий на уроках химии приводит к росту показателей качества обученности. При этом наибольшее увеличение  количества детей, входящих в группу “сильных” и “средних”, наблюдается по  критерию сформированности коммуникативных навыков: 42% и 35%  соответственно. Значительный рост прослеживается и по уровню  сформированности организационных навыков. Рост интеллектуальных умений и навыков несколько ниже и составляет 21%, что свидетельствует о  сложности процесса их формирования.            На диаграммах представлены качественная и абсолютная успеваемость, степень обученности учащихся в течение трёх лет, результаты которой  свидетельствуют о положительной динамике качества обученности.  Результаты анкетирования учащихся  Что даёт учащемся ИКТ: 1.  Даёт возможность получить новую информацию по предмету ­48% 2. Нравится работать на компьютере, искать материал в интернете – 55% 3. Расширяет кругозор – 43% 4. Развивает творческие способности – 42% 5. Знания становятся более глубокими – 51% При использовании ИКТ учителем: 1. Урок становится разнообразнее, интереснее – 57% 2. Вызывает интерес способ представления материала – 42% 3. Способствует лучшему пониманию материала – 43% 4. Лучше запоминается рассказ – 47% 5. Видна последовательность урока – 42% Выводы:  В интеграции с различными методами и современными педагогическими технологиями информационные технологии в учебном процессе позволяют:  развивать   образное   мышление   учащихся   благодаря   использованию широких возможностей представления визуальной информации,  развивать   творческое   мышление   путем   использования   динамических методов обработки и предъявления информации,  осуществлять   воспитание   коммуникативности   умений   работать   в команде в процессе обмена данными между учащимися при обсуждении и создании совместных проектов,  воспитывать  познавательный   интерес, опираясь  на  естественную  тягу школьников   к   компьютерной   технике,   (результаты   анкетирования учащихся 8­х классов показали, что ИКТ дает им возможность получать новую информацию по предмету, им нравится работать на компьютере, искать материалы в Internet, их знания становятся более глубокими; при использовании   ИКТ   учителем:   уроки   становятся   разнообразнее, интереснее,   лучше   запоминается   рассказ   учителя,   вызывает   интерес способ представления материала),  повышать качество образовательного процесса. В ходе работы над проектом я пришла к выводу, что использование новых   информационных   технологий   –   это   не   самоцель,   а   катализатор необходимых изменений. Широкое   использование   ИКТ   позволяет   мне   осуществляться эффективное   сотрудничество  между  всеми    участниками  образовательного процесса.

Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса

Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса

Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса

Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса

Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса

Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса

Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса

Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса

Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса

Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса

Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса

Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса

Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса

Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017