Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
Междисциплинарный 3
4 кл
29.03.2018
В статье говорится о необходимости применения интегрированного обучения в начальной школе, так как такое обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей каждого ученика.
Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.doc
Интеграция как современная технология
обучения в начальной школе.
воплощения
касающиеся
В соответствии с модернизацией отечественного образования активно
обсуждаются вопросы содержания школьного образования,
переоценки учебного процесса, внедрения стандартов второго
поколения, соответствия учебных программ уровню ФГОС, а также
изменения,
вышеперечисленного
посредством применения новых технологий, методов и типов уроков.
Образовательные потребности современного школьника возрастают в
связи с требованиями общественного и научнотехнического
прогресса.
«Рост научных знаний', отмечал В.В.Вернадский, быстро стирает
грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не
по наукам, а по проблемам'».
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие
его от всех последующих этапов систематического школьного
образования. В этот период идет формирование основ учебной
деятельности, познавательных интересов и познавательной
мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит
становление самосознания и самооценки ребенка.
Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более
сложного материала и на более высоком уровне, но начальное
обучение в некоторых случаях не даёт достаточной нагрузки для
интеллектуальной деятельности ребёнка, для удовлетворения его
познавательной потребности и стремления к интеллектуальной
активности, т.е. недостаточное удовлетворение познавательной
потребности – одна из причин снижения интереса к учению.
Поэтому мы должны строить свою работу так, чтобы познавательные
потребности наших маленьких учеников были удовлетворены.
Именно с этой целью я начала заниматься интеграцией обучения
младших школьников.
Сегодня я с уверенностью могу сказать, что интегрированное
обучение положительно влияет на развитие самостоятельности,
познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к
личности ученика, поэтому способствуют всестороннему
развитию способностей, активизации мыслительных процессов у
обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к
разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки,
компетентности, которые могут использоваться или
трансформироваться применительно к целому ряду жизненных
ситуаций.
Интеграция (лат) восстановление, восполнение, объединение частей
в целое (integer целый), причем, не механическое соединение, а
взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.
Задача интегрирования не только показать области соприкосновения
нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную
связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира.
Иначе интеграция может превратиться в поверхностную констатацию
пародию на межпредметные связи.
Я достаточно много изучала вопросы, связанные с интегрированным
обучением в начальной школе. Проанализировав структуру
интеграции, выделила следующие уровни (ступени) интеграции:
1.Тематическая интеграция (дватри учебных предмета раскрывают
одну тему). Этот уровень можно назвать иллюстративно
описательным.
2.Проблемная интеграция (одну проблему решают учащиеся
возможностями разных предметов).
3.Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различ
ными учебными предметами в совокупности всех их средств и
методов).
4.Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение
различных теорий).
Я интегрирую на уроке различные предметы: математику и
технологию, русский язык и окружающий мир, литературное чтение
и изобразительное искусство. На одном из открытых уроков, которые
я провожу ежегодно, можно было увидеть интеграцию сразу 3х
предметов: русский язык,окружающий мир и технологию.
Таким образом, можно сказать, что интегрированным уроком
называется любой урок со своей структурой, если для его
проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа Методологическая функция – формирование у учащихся
Вовлечение учащихся в самостоятельную практическую
Формирование у учащихся современных представлений о
Развитие исследовательских навыков и умения принимать
Формирование системного мышления и глубокое осознанное
изучаемого материала методами других наук, других учебных
предметов. Используя интеграция в своей работе, я учитываю
критерии эффективной реализации интегрированного урока, такие
как:
► Активизация познавательной творческой деятельности учащихся,
развитие познавательного интереса через проблемное обучение;
►
деятельность;
►
самостоятельное решение;
►
целостности и развитии природы;
►
усвоение понятий.
Для успешной реализации интегрированного обучения необходимо
понимать функции интегрированных уроков:
современных представлений изучаемых дисциплин.
Образовательная функция – формирование системности,
связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости
осознанность познания.
▪
преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
направленность.
учебного материала, методов и форм организации обучения.
В свою очередь, чтобы провести интегрированный урок я учитываю
следующие условия: в первую очередь выбраю объект изучения на
уроке и внимательно анализирую содержание урока. Далее к
подготовке урока обязательно привлекаю учащихся, как правило,
они всегда рады помочь мне. Продуманное сочетание индивидуальных
и групповых форм работы также является неотъемлемой частью
интегрированного урока. Ну и, конечно же,
следует
обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Развивающая функция – формирование познавательной активности,
учитывать возрастные психологические особенности
▪
▪
▪
▪
Воспитывающая функция – отражает политехническую
Конструктивная функция – совершенствование содержания парная,
ну и,
конечно же,
урокисследование,
Интегрированное обучение предполагает проведение уроков с
широким использованием современных педагогических технологий и
даже предоставляет возможность проведения бинарных уроков (то
есть уроков, на которых одновременно присутствует два учителя).
Итак, первый тип урока, соответствующий ФГОС, – это урок
формирования новых знаний. Данный урок решает комплекс задач,
поставленных учителем путём сочетаемости разнообразных методов,
средств и технологий. Формами проявления такого урока являются:
урокпутешествие,
урокэкскурсия,
мультимедиаурок, проблемный урок. Отмечу, что при такой форме
организации применяются как объяснительноиллюстративные, так и
частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия,
разнообразные источники информации, программы телевидения,
кинофрагменты, мультимедийные курсы, интернеттехнологии, другие
технические средства обучения и контроля. Широко используются
также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная,
звеньевая,
индивидуальная.
На таких уроках создается больше возможностей для решения
познавательных задач, высказывания предложений, реализации
творческого потенциала словом, создаются условия для полного
развития личности учащегося.
Следующий тип урока не менее интересный – это урок открытия
нового знания. Главная цель такого урока – выработка у учащихся
умений, навыков и компетенций в рамках учебной программы. Задачи
такого урока разделяются на три группы:
→ образовательные: познакомить; дать представление; выработать
умение; научить владению приемами;
→ воспитательные: показать роль, вовлечь в активную практическую
деятельность;
и
культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную
основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать
навыки общения;
→
: научить работать с дополнительной литературой и
развивающие
другими источниками информации; готовить доклады; выступать
перед аудиторией, формировать критическое мышление и умение
анализировать, выделять главное, обобщать а также делать выводы.
воспитанию природо
способствовать На уроке открытия нового знания используются следующие формы
обучения: урокпрактикум, уроксочинение, урок – деловая или
ролевая игра, комбинированный урок, урокпутешествие.
Далее выделяется урок обобщения, для более глубокого усвоения
знаний, высокого уровня обобщения, систематизации. Такие уроки
проводятся при изучении крупных тем программы или в конце
учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки. На
уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в
различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии,
лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение
задач. На этих уроках наряду с беседой включаются краткие
сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на
отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.
Каждый из перечисленных типов уроков я проводила в своих классах
как для учителей своей школы, так и для учителей нашего города.
Такие уроки
вызывают неизменный интерес со стороны моих
учеников, мне же как учителю удовлетворение своей работой.
Я использую интегрированные уроки в каждом классе, начиная с 1
го. На мой взгляд, мы просто обязаны в 1 классе проводить такое
обучение. Причин для этого много:
◊ Физиологическая и физическая неготовность детей младшего
возраста к зрелому восприятию социального опыта.
◊ Огромные перегрузки учебными предметами в школе.
◊ Процесс обучения во многих случаях не только не способствует, но
и тормозит полноценное развитие личности ребенка и усвоение им
определенного социального опыта
◊ Противоречие между возрастающими познавательными
потребностями младших школьников и реальными условиями.
Исходя из этих причин я объединила все уроки обучения грамоте и
письму. Приведу пример одного из таких уроков:
Наиболее масштабно я использую такие уроки в период обучения
грамоте – добукварный и букварный период. Для примера приведу
фрагмент такого урока: На столе букварь, пропись, тетрадь для схем, рабочая тетрадь к
букварю, цветные карандаши, листок А4 с росчерком для штриховки.
Примером для ввода в новую тему, может служить отгадывание
загадок о волке и велосипеде – чтобы выделить первые звуки.
Далее минибеседа о волке, схема с этому слову, выделение первого
звука. Дети сами формулируют тему урока. Можно прочитать слоги с
буквой В, дополнить их до слов. Показать написание буквы и
прописать на кальку несколько раз.
Прописать слова с новой буквой. Далее поработать с букварем, можно
использовать различные варианты нестандартных заданий для чтения,
отдохнуть и вернуться к письму. Такая смена деятельности позволяет
мне добиться скорописи, развития речи, скорочтения, и, пожалуй,
самое главное: мои маленькие ученики очень любят письмо.
Так как интеграция – это не самоцель, а определенная система в
деятельности учителя, то должен быть и конечный результат
интегрированного обучения. Он выявляется:
в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который
проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за
счет их многогранной интерпретации с использованием сведений
интегрируемых наук;
в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого
рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей,
установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми
проблемами; в эмоциональном развитии учащихся, основанном на
привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;
в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в
желании активной и самостоятельной работы на уроке и во
внеурочное время;
во включении учащихся в творческую деятельность,
результатом которой могут быть их собственные стихотворения,
рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного
отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и
воспитывающим функциям обучения. Это позволяет сформулировать
вывод о том, что интеграция предметов способствует общему
развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, помогает
формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей
между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Я вижу, что интегрирование предметов позволяет мне
добиваться этих результатов : качество знаний по русскому языку
у моих выпускников 4 класса – 100% !
Список литературы
1.Бабкина Н. В. Радость познания. – М: Аркти. – 2000.
2.Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на
краеведческой основе. // Начальная школа. 1991. 8. С. 4851.
3.Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.//
Литература в школе. –1996. № 5. С. 150154
4. Глинская Е. А. , Титова Б.В. Межпредметные связи в обучении. –
Тула. 1980. –
5. Грищенко Н.В. Интегрированный урок русского языка и
природоведения. //Начальная школа. 1995. И II. С. 2528.
6. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных
классах. Начальная школа. 1989. №9.
7. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный
урок (о методике интегрированием образования)? Народное
образование. 1996. №1. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного
8. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в
начальной школе. РостовнаДону. 2003
9.
обучения. Начальная школа. 1990. № 9.
10. Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или
как создать у младших школьников целостную картину мира. М.:
Новая школа. – 2002.
11. Сердюкова Н.С.Интеграция учебных занятий в начальной школе.
Начальная школа. 1994. № 11.
12. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении её
возможностях в начальном обучении. Начальная школа. 1990. №5.
13. Интернет ресурсы tefl.svgu.ru/iii/412013/132201304010411
23
Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.
Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.
Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.
Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.
Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.
Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.
Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.
Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.