Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.
Оценка 4.6

Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
Междисциплинарный 3
4 кл
29.03.2018
Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.
В статье говорится о необходимости применения интегрированного обучения в начальной школе, так как такое обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей каждого ученика.
Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.doc
Интеграция как современная технология обучения в начальной школе. воплощения     касающиеся   В соответствии с модернизацией отечественного образования активно обсуждаются   вопросы   содержания   школьного   образования, переоценки   учебного   процесса,   внедрения   стандартов   второго поколения, соответствия   учебных программ уровню ФГОС, а также изменения, вышеперечисленного посредством применения новых технологий, методов и типов уроков. Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи   с   требованиями   общественного   и   научно­технического прогресса. «Рост научных знаний', ­ отмечал В.В.Вернадский, ­ быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам'». Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие  его от всех последующих этапов систематического школьного  образования. В этот период идет формирование основ учебной  деятельности, познавательных интересов и познавательной  мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит  становление самосознания и самооценки ребенка.      Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более  сложного материала и на более высоком уровне, но начальное  обучение в некоторых случаях не даёт достаточной нагрузки для  интеллектуальной деятельности ребёнка, для удовлетворения его  познавательной потребности и стремления к интеллектуальной  активности, т.е. недостаточное удовлетворение познавательной  потребности – одна из причин снижения интереса к учению.  Поэтому мы должны строить свою работу так, чтобы познавательные  потребности наших маленьких учеников были удовлетворены. Именно с этой целью я начала заниматься интеграцией обучения  младших школьников.  Сегодня я с уверенностью могу сказать, что интегрированное  обучение положительно влияет на развитие самостоятельности,  познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к  личности ученика, поэтому способствуют всестороннему    развитию способностей, активизации мыслительных процессов у  обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к  разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки,  компетентности, которые могут использоваться или  трансформироваться применительно к целому ряду жизненных  ситуаций. Интеграция ­ (лат) ­ восстановление, восполнение, объединение частей в   целое   (integer   ­   целый),   причем,   не   механическое   соединение,   а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.   Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких  учебных  дисциплин, а  через  их органическую  реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция может превратиться в поверхностную констатацию­ пародию на межпредметные связи.   Я достаточно много изучала вопросы, связанные с интегрированным обучением   в   начальной   школе.   Проанализировав   структуру интеграции,  выделила  следующие уровни (ступени) интеграции: 1.Тематическая  интеграция (два­три учебных предмета раскрывают одну   тему).   Этот   уровень   можно   назвать   иллюстративно­ описательным. 2.Проблемная   интеграция   (одну   проблему   решают   учащиеся возможностями разных предметов). 3.Концептуальная   интеграция   (концепция   рассматривается   различ­ ными   учебными   предметами   в   совокупности   всех   их   средств   и методов). 4.Теоретическая  интеграция   (философское   взаимопроникновение различных теорий). Я   интегрирую   на   уроке   различные   предметы:   математику   и технологию, русский язык  и  окружающий мир, литературное чтение и изобразительное искусство. На одном из открытых  уроков, которые я   провожу   ежегодно,       можно   было   увидеть   интеграцию   сразу   3­х предметов: русский язык,­окружающий мир и технологию.   Таким образом, можно сказать, что   интегрированным уроком называется   любой   урок  со   своей   структурой,   если   для   его проведения   привлекаются   знания,   умения   и   результаты   анализа Методологическая   функция   –   формирование   у   учащихся   Вовлечение   учащихся   в   самостоятельную   практическую   Формирование   у   учащихся   современных   представлений   о   Развитие   исследовательских   навыков   и   умения   принимать   Формирование   системного   мышления   и   глубокое   осознанное изучаемого   материала   методами   других   наук,   других   учебных предметов. Используя   интеграция   в   своей   работе,     я   учитываю критерии   эффективной   реализации   интегрированного   урока,   такие как:  ► Активизация   познавательной   творческой   деятельности   учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение; ► деятельность; ► самостоятельное решение; ► целостности и развитии природы; ► усвоение понятий.   Для   успешной   реализации   интегрированного   обучения   необходимо понимать функции интегрированных уроков:   современных представлений изучаемых дисциплин.   Образовательная   функция   –   формирование   системности,   связанности   отдельных   частей   как   системы,   глубины,   гибкости осознанность познания. ▪   преодоление инертности мышления, расширения кругозора.   направленность.   учебного материала, методов и форм организации обучения. В свою очередь, чтобы провести интегрированный урок я учитываю следующие условия: в первую очередь   выбраю   объект изучения на уроке   и   внимательно   анализирую   содержание   урока.   Далее   к  подготовке   урока   обязательно   привлекаю   учащихся,   как   правило, они всегда рады помочь мне. Продуманное сочетание индивидуальных и   групповых   форм   работы   также   является   неотъемлемой   частью интегрированного урока. Ну и, конечно же,    следует   обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни.  Развивающая функция – формирование познавательной активности,   учитывать   возрастные   психологические   особенности ▪   ▪ ▪ ▪   Воспитывающая   функция   –   отражает   политехническую   Конструктивная   функция   –   совершенствование   содержания парная,   ну   и,   конечно   же,    урок­исследование, Интегрированное   обучение   предполагает   проведение   уроков   с широким использованием современных педагогических технологий и даже предоставляет возможность проведения  бинарных  уроков (то есть уроков, на которых одновременно присутствует два учителя). Итак,   первый   тип   урока,   соответствующий   ФГОС,   –   это урок формирования новых знаний. Данный урок решает комплекс задач, поставленных учителем путём сочетаемости разнообразных методов, средств и технологий. Формами проявления такого урока являются: урок­путешествие,  урок­экскурсия, мультимедиа­урок, проблемный урок. Отмечу, что при такой форме организации применяются как объяснительно­иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные   источники   информации,   программы   телевидения, кинофрагменты, мультимедийные курсы, интернет­технологии, другие технические   средства   обучения   и   контроля.   Широко   используются также   разнообразные   формы   работы:   групповая,   фронтальная, звеньевая,   индивидуальная. На   таких   уроках   создается   больше   возможностей   для   решения познавательных   задач,   высказывания   предложений,   реализации творческого   потенциала­   словом,   создаются   условия   для   полного развития личности учащегося. Следующий   тип   урока   не   менее   интересный   –   это  урок   открытия нового  знания. Главная цель такого урока –   выработка у учащихся умений, навыков и компетенций в рамках учебной программы. Задачи такого урока разделяются на три группы: →    образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами;  → воспитательные: показать роль, вовлечь в активную практическую деятельность;   и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения; → : научить работать с дополнительной литературой и  развивающие другими   источниками   информации;   готовить   доклады;   выступать перед   аудиторией,   формировать   критическое   мышление   и   умение анализировать, выделять главное, обобщать а также делать выводы.   воспитанию   природо­ способствовать На уроке открытия нового знания используются следующие формы обучения: урок­практикум,   урок­сочинение,   урок   –   деловая   или ролевая игра, комбинированный урок, урок­путешествие. Далее   выделяется  урок   обобщения,  для   более   глубокого   усвоения знаний,   высокого   уровня   обобщения,   систематизации.   Такие   уроки проводятся   при   изучении   крупных   тем   программы   или   в   конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки. На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные   виды   деятельности.   Проводятся   беседы,   дискуссии, лабораторные   работы,   практикуется   выполнение   заданий,   решение задач.   На   этих   уроках   наряду   с   беседой   включаются   краткие сообщения   учащихся,   выступления   с   устными   рецензиями   на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу. Каждый из перечисленных типов уроков я проводила в своих классах как для учителей своей школы, так и для учителей нашего города. Такие   уроки     вызывают   неизменный   интерес   со   стороны   моих учеников, мне же как учителю ­  удовлетворение своей работой.  Я  использую интегрированные уроки в каждом классе, начиная с 1­ го. На мой взгляд, мы просто обязаны в 1 классе проводить такое обучение. Причин для этого много: ◊     Физиологическая   и   физическая   неготовность   детей   младшего возраста к зрелому восприятию социального опыта. ◊  Огромные перегрузки учебными предметами в школе. ◊ Процесс обучения во многих случаях не только не способствует, но и  тормозит полноценное   развитие  личности  ребенка  и усвоение   им определенного социального опыта ◊   Противоречие   между   возрастающими   познавательными потребностями младших школьников и реальными условиями. Исходя из этих причин я объединила все уроки обучения грамоте и письму. Приведу пример одного из таких уроков:   Наиболее масштабно я использую такие уроки   в период обучения грамоте – добукварный и букварный период. Для примера приведу фрагмент такого урока: На   столе   букварь,   пропись,   тетрадь   для   схем,   рабочая   тетрадь   к букварю, цветные карандаши, листок А­4 с росчерком для штриховки. Примером   для   ввода   в   новую   тему,   может   служить   отгадывание загадок о волке и велосипеде – чтобы выделить первые звуки. Далее мини­беседа о волке, схема с этому слову, выделение первого звука. Дети сами формулируют тему урока. Можно прочитать слоги с буквой   В,   дополнить   их   до   слов.   Показать   написание   буквы   и прописать на кальку несколько раз.      Прописать слова с новой буквой. Далее поработать с букварем, можно использовать различные варианты нестандартных заданий для чтения, отдохнуть и вернуться к письму. Такая смена деятельности позволяет мне   добиться   скорописи,   развития   речи,   скорочтения,   и,   пожалуй, самое главное: мои маленькие ученики очень любят письмо. Так как интеграция – это не самоцель, а определенная система в  деятельности учителя, то должен быть и конечный результат  интегрированного обучения. Он выявляется: в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который  проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений  интегрируемых наук; в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей,  установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми  проблемами; в эмоциональном развитии учащихся, основанном на  привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.; в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в  желании активной и самостоятельной работы на уроке и во  внеурочное время; во включении учащихся в творческую деятельность,  результатом которой могут быть их собственные стихотворения,  рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного  отношения к тем или иным явлениям и процессам. Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и  воспитывающим функциям обучения. Это позволяет сформулировать  вывод о том, что интеграция предметов способствует общему  развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, помогает формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей  между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Я вижу,  что интегрирование  предметов позволяет мне добиваться этих результатов : качество знаний по русскому языку у моих выпускников 4 класса – 100% ! Список литературы 1.Бабкина Н. В. Радость познания. – М: Аркти. – 2000. 2.Бахарева Л.Н.   Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. //    Начальная школа. ­ 1991. ­   8.  ­ С. 48­51. 3.Браже   Т.Г.   Интеграция   предметов   в   современной   школе.// Литература в школе. –1996. ­ № 5. ­ С.  150­154  4. Глинская Е. А. , Титова Б.В. Межпредметные связи в обучении. – Тула. ­ 1980. –   5. Грищенко Н.В. Интегрированный урок русского языка и природоведения.   //Начальная   школа.   ­   1995.   ­   И   II.   ­   С.   25­28. 6.   Ильенко   Л.П.   Опыт   интегрированного   обучения   в   начальных классах. Начальная школа. ­ 1989. ­ №9. 7. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный  урок (о методике интегрированием образования)? Народное  образование. ­ 1996. ­ №1. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного  8. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в  начальной школе.  Ростов­на­Дону. ­ 2003 9. обучения. Начальная школа. 1990. № 9. 10. Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или  как создать у младших школьников целостную картину мира. М.:  Новая школа. – 2002. 11. Сердюкова Н.С.Интеграция учебных занятий в начальной школе. Начальная школа. 1994. № 11. 12. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении её  возможностях в начальном обучении. Начальная школа. ­ 1990. ­№5. 13. Интернет ресурсы tefl.svgu.ru/iii­/41­2013/132­2013­04­01­04­11­ 23

Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.

Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.

Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.

Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.

Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.

Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.

Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.

Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.

Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.

Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.

Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.

Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.

Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.

Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.

Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.

Интеграция как современная технология обучения в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018