Точного определения, что такое интеграция нет, хотя в практической деятельности существуют понятия, связанные с данным словом. Разные учёные стараются трактовать его в зависимости от собственной позиции. Например, О.Г.Гилязова считает, что педагогическая интеграция есть «система органически связанных дисциплин, построенная по аналогии с окружающим миром». Н.С.Сердюкова говорит, что данное понятие – это «процесс сближения и связи наук, представляющий высокую форму дифференциации на качественно новой ступени обучения».
свободной,
творческой,
Интеграция на уроках физической культуры.
Иногда, чтобы сделать лучше, достаточно взглянуть
на привычное под другим углом…
Современная Российская школа призвана к воспитанию
личности
инициативной,
саморазвивающейся. Наличие такой личности делает
возможными частное и коллективное преуспевание и
развитие. С момента включения предмета «Физическая
культура» в систему образования, значение этого предмета в
качестве воздействия на личность ребенка постоянно
возрастает. В системе физического воспитания, безусловно,
самой массовой формой считаются уроки физической
культуры. Именно на них, идущий в ногу со временем
педагог, решает задачи физического воспитания в новом,
интересном ключе. И одним из таких ключей может стать
интеграция на уроках физической культуры.
Точного определения, что такое интеграция нет, хотя в
практической деятельности существуют понятия, связанные
с данным словом. Разные учёные стараются трактовать его в
зависимости от собственной позиции.
Например,
О.Г.Гилязова считает, что педагогическая интеграция есть
«система органически связанных дисциплин, построенная по
аналогии с окружающим миром». Н.С.Сердюкова говорит, что
данное понятие – это «процесс сближения и связи наук,
представляющий высокую форму дифференциации на
качественно новой ступени обучения».
Таким образом, можно определить, что интеграция-
многокомпонентная,
структурированная,
целесообразно организованная связь всех элементов
образовательной системы, которая в результате должна
привести к саморазвитию обучающегося.
хорошо
Интегрированный урок-это особый тип урока,
объединяющего в себе обучение одновременно по
нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы
или явления.
В таком уроке всегда выделяются: ведущая
дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплинывспомогательные, способствующие углублению, расширению,
уточнению материала ведущей дисциплины. Поэтому важно
понимать, что не всякое объединение различных дисциплин
в одном уроке автоматически становится интегрированным
уроком. Необходима ведущая идея, которая обеспечивает
неразрывную связь, целостность данного урока.
Уроки физической культуры, по своей специфике тесно
связаны с предметами другой области. При обучении техники
метания, прыжков, многих других видов деятельности,
учитель опирается на законы физики, математики, движение
тела неразрывно связано с анатомией, химией. Угол броска,
сила толчка, положение тела в пространстве и движении,
лишь тогда будут совершенны,
когда методы
оптимизированы к выполнению.
Безусловно, интегрированные уроки предъявляют
особые требования к учителю:
-универсальность образования учителя (владение знаниями
из других образовательных областей);
-готовность действовать в инновационном ключе,
рассматривая традиционные уроки в другом аспекте;
-повышенный уровень педагогического мастерства;
Преимущества интегрированных уроков:
Являются мощным стимулятором мыслительной
деятельности, что немаловажно для уроков физической
культуры, ведь для любого учителя важно, чтобы
учащиеся на его уроках понимали «зачем я это делаю и
для чего»;
На уроках можно научить применению теоретических
знаний в практической жизни и в двигательной
деятельности на уроках физической культуры;
Интегрированные уроки приближают процесс обучения
к жизни (возможность применить отдельные примеры в
практической деятельности на уроках, позволяют
твердо закрепить отдельные знания);
В процессе уроков учащиеся анализируют,
ищут связи между
сравнивают,
сопоставляют,
предметами и явлениями; Создание предпосылок к формированию не узко-
информированного специалиста,
а творческой
личности, воспринимающей целостность окружающего
мира.
В седьмом-восьмом классе, можно предложить учащимся
рассчитать угол броска мяча. Для этого необходимо знать
расстояние до цели, высоту до цели, рост человека и время
полета мяча (все измерения можно осуществить в процессе
урока). Любая двигательная деятельность ребенка связана с
анатомией, химическими процессами, происходящими в
организме, что открывает большой простор к разработке
уроков физическая культура-биология, физическая культура-
анатомия, а возможность практического применения знаний
в этих областях, делает процесс еще увлекательнее.
Для учащихся шестых-седьмых классов на уроке
физическая культура-математика можно предложить
посчитать площадь спортивного зала, предварительно
измерив длину своего шага. Площадь вычисляем по формуле:
S=а*b, где а и b-длина и ширина зала в метрах
Длину своего шага относительно точно можно определить по
формуле зависимости длины шага от роста :
ДШ=(Р/4)+0,37 где:
ДШ -длина одного шага в метрах
Р - рост человека в метрах.
Например, при росте человека 1,75 м, длина его шага
составляет ДШ=(1,75/4)+0,37=0,8 м.
Длину и ширину вычисляем по формуле:
a=ДШ*n, где n- число шагов
Математика
Физическая культура-
(геометрия),
Физическая культура -Информатика, Физическая культура-
Химия, какую бы образовательную область вы не возьмете,
ее с легкостью можно связать с физической культурой.
Кроме этого, не стоит забывать и об основной задаче этого
предмета, ставящую его во главу всех остальных- ЗДОРОВЬЕ!интеграция-это
что
совместимое с реальной жизнью,
Конечно, помимо интеграции существуют и другие
педагогические технологии, позволяющие детям получить
образование,
но
неоспоримо,
чрезвычайно
привлекательная форма для ребенка, а в процессе решения
задач физического воспитания побуждает интерес и
стимулирует активность.
Попробуйте посмотреть на
привычные уроки под другим углом, и вы сможете уйти от
мозаичного восприятия материала, создав тем самым
условия для развития универсальных качеств у своих
учеников в соответствии с условиями нового времени.
Прядко Виктория Геннадьевна,
учитель физической культуры МБОУ СОШ №4